Контакты

Принципиальная электрическая схема опк 2 работа. ОПК: без «цифры» не получится

Сложившаяся в СССР система управления оборонно-промышленным комплексом характеризовалась жесткой централизацией партийного и государственного руководства, позволявшей за счет максимальной концентрации финансовых, интеллектуальных и материальных ресурсов в предельно сжатые сроки создавать наиболее сложные системы вооружения, шла ли речь о ракетно-ядерном оружии, атомных подводных лодках или сверхзвуковых самолетах-ракетоносцах стратегической авиации. Главной отличительной чертой созданной системы управления было наличие наделенного всеми властными полномочиями высшего органа государственного управления в лице Государственной комиссии при Совете Министров СССР по военно-промышленным вопросам (схема 1).

Фактически руководство деятельностью оборонных отраслей носило ярко выраженный программно-целевой характер. Реализация приоритетных программ вооружения и создания важных объектов научно-производственной базы осуществлялись в соответствии с готовившимися Военно-промышленной комиссией совместными решениями ЦК КПСС и Совета Министров, по сути обеспечивавшими этим программам национальный статус.


Ход выполнения наиболее значимых проектов обсуждался на заседаниях Политбюро ЦК КПСС. Главной функцией Комиссии являлась координация деятельности всех заинтересованных министерств и ведомств в интересах безусловного выполнения поставленной задачи, решавшейся, соответственно, генеральным конструктором или генеральным директором производственного объединения. Финансирование ОПК осуществлялось по двум основным направлениям: в рамках государственного оборонного заказа (разработка, производство и ремонт ВВТ для Вооруженных Сил СССР, наших союзников и зарубежных партнеров) и по бюджетам министерств оборонных отраслей промышленности (создание и реконструкция научно-производственной базы).

Существенным недостатком советской системы управления была установка на решение поставленной задачи "любой ценой". По разным оценкам, на оборону работало от половины до двух третей экономики. Даже такая богатая страна, как СССР, не могла долго нести это непосильное бремя. Однако попытки советского руководства провести в конце 1980-х гг. "конверсию" оборонной промышленности успехом не увенчались. Для перевода специализированных военных заводов на выпуск высокотехнологичной гражданской продукции требовались колоссальные средства, которых у государства попросту не оказалось. Разразившийся в стране экономический кризис подвел под государственной программой конверсии "оборонки" жирную черту...

В начале 1990-х гг. оборонная промышленность вошла в полосу затяжного системного кризиса. Распад СССР привел к нарушению десятилетиями складывавшихся кооперационных связей оказавшихся на территории разных стран СНГ научно-исследовательских учреждений, ОКБ и серийных заводов. Так, "ОКБ Антонова" осталось на Украине, в то время как серийные заводы в России. "ОКБ Илюшина" - в России, крупнейший завод по сборке Ил-76 - в Узбекистане. Фактическое отсутствие с 1992 г. внутренних заказов, а также присоединение России к международным санкциям в отношении традиционных партнеров в совокупности с переориентацией государств Восточной и Центральной Европы на сотрудничество со странами Запада повлекли за собой прекращение серийного производства ВВТ на подавляющем большинстве российских предприятий. В условиях разрыва кооперационных связей с партнерами из бывших советских республик и фактического отсутствия государственного оборонного заказа со всей остротой проявились дезинтеграционные процессы. Проведенная без должной подготовки и осмысления приватизация привела к фактической ликвидации крупных научно-производственных объединений. Острейшая борьба развернулась за внешние заказы. Ключевые предприятия отрасли в борьбе за выживание обосабливались в надежде получить выгодный экспортный контракт.

Смена модели экономического развития с особой остротой поставила вопрос об адаптации системы управления ОПК к рыночным условиям. В этой связи уже в ноябре 1991 г. на базе 9 союзных министерств оборонных отраслей промышленности было создано Министерство промышленности России. Для управления космической отраслью было учреждено Российское космическое агентство. В сентябре 1992 г. Минпром России был преобразован в Государственный комитет РФ по оборонным отраслям промышленности, ставший своеобразным преемником Государственного комитета при Совете Министров СССР по военно-промышленным вопросам, правда, с существенно меньшими полномочиями. В мае 1996 г. Госкомоборонпром России ликвидируется и создается Министерство оборонной промышленности РФ, просуществовавшее до марта 1997 г. Правопреемником Миноборонпрома России стало Министерство экономики РФ. В мае 1999 г. для непосредственного управления оборонными отраслями Указом президента РФ № 651 были учреждены Российское агентство по судостроению (Россудостроение), Российское агентство по обычным вооружениям (РАВ), Российское агентство по системам управления (РАСУ) и Российское агентство по боеприпасам (Росбоеприпасы) с передачей им части функций Минэкономики России. Российское космическое агентство было преобразовано в Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос). В мае 2000 г. Минэкономики России передало функции управления ОПК вновь созданному Министерству промышленности, науки и технологий РФ, оставив за собой формирование гособоронзаказа и мобилизационную подготовку экономики. Минпромнауки России приняло на себя ответственность за координацию деятельности пяти оборонных агентств и непосредственное управление частью предприятий.

Приходится констатировать, что адаптация системы управления оборонными предприятиями к рыночным условиям не носила системного характера. Предложения руководителей оборонных отраслей промышленности о формировании на базе отраслевых министерств крупных промышленных корпораций не были восприняты; кстати, именно по этому пути пошел добившийся впечатляющих успехов Китай. Фактически, только космическая отрасль не лишилась эффективного государственного управления, что, в конечном счете, положительно сказалось на результатах ее работы. Длившаяся на протяжении 1991-1997 гг. чехарда с переподчинением предприятий ОПК тем или иным министерствам и ведомствам только усугубляла ситуацию, предопределяя дальнейшую деградацию "оборонки". Временные "хозяева" ОПК не получали в руки реальные рычаги управления, а в условиях рыночной экономики - это достаточные финансовые ресурсы. За 10 лет реформ государству не удалось сформулировать эффективную промышленную политику. Мало того, в правительстве сам этот термин стал крамольным. Как предполагалось, острейшие проблемы ОПК решит рынок...

Только в 1999-2000 гг., с созданием Российского авиационно-космического агентства, оборонных агентств по судостроению, по обычным вооружениям, по системам управления и по боеприпасам и с формированием Министерства промышленности, науки и технологий, взявшего на себя ответственность за разработку и реализацию программы реформирования ОПК, начала воссоздаваться пусть и громоздкая, но вполне дееспособная структура государственного управления (схема 2). Наиболее слабым местом созданной к середине 2000 г. системы управления являлось отсутствие единого координирующего центра, способного увязать порой диаметрально противоположные интересы силового, финансово-экономического и отраслевого блоков правительства, осуществлявших, в той или иной мере, руководство предприятиями ОПК.


Основная задача силового блока в лице Минобороны России - обеспечение военной безопасности страны. Поддержание обороноспособности на должном уровне, пусть и минимально достаточном, требует значительных финансовых ресурсов. Главная цель финансово-экономического блока (Минэкономразвития и Минфин России) - обеспечение экономической стабильности и минимизация государственных расходов. Отраслевой блок (Минпромнауки и Минтранс России), отвечающий за состояние научно-производственной базы ОПК и транспортной инфраструктуры страны, как и силовой, заинтересован в наращивании государственных инвестиций в ОПК. Комиссия по военно-промышленным вопросам при председателе правительства РФ не в состоянии разрешить имеющиеся противоречия в силу очевидно ограниченного статуса.

И вот в рамках проводимой административной реформы весной 2004 г. предложена новая структура управления ОПК. Министерство промышленности, науки и технологий РФ и пять оборонных агентств влились, соответственно, в состав вновь созданных Министерства промышленности и энергетики, Федерального агентства по промышленности и Федерального космического агентства. Количество управленческих центров существенно сократилось. Однако на многие принципиальные вопросы ответа пока нет.

Ключевой вопрос, оживленно обсуждаемый уже несколько месяцев: способно ли государство эффективно управлять оборонным комплексом или следует передать ОПК в частный сектор? Однако нигде в мире частный сектор не управляет военным производством. Управление оборонным комплексом - одна из важнейших функций любого государства. Другое дело, на сложившемся за годы реформ российском рынке труда государство не предложило конкурентноспособную зарплату менеджерам высшего и среднего звена, в связи с чем наиболее сильные управленцы действительно оказались в частном секторе и в государственных акционерных обществах, где заработная плата как минимум на порядок выше, но это проблема иного порядка, кстати, одно из важных направлений административной реформы. Небезынтересно в этой связи заявление президента Национального общества железных дорог Франции господина Фурнье, сделанное в октябре 1990 г.: "Государственные предприятия ни в коей мере не противоречат ни понятию рыночной экономики.., ни существованию динамичного частного рынка: В конечном счете, кому принадлежит капитал предприятий - вопрос вторичный, так как больше берутся в расчет не только средства, но и эффективность работы предприятия и конечная цель политики в области развития промышленности" (Арман Бизаге. "Государственный сектор и приватизация". Издательство "Композит", 1996 г.).

Таким образом, концентрация властных полномочий государства в плане административного управления создающимися оборонно-промышленными корпорациями, управления принадлежащими государству материальными и нематериальными активами ОПК, а также программно-целевого и финансового управления в рамках оборонного заказа, федеральных целевых программ и программ военно-технического сотрудничества с зарубежными странами становится по существу ключевой задачей проводимой сегодня административной реформы. Не случайно вновь и вновь озвучивается идея создания постоянно действующей Военно-промышленной комиссии при президенте РФ, призванной стать высшим государственным органом, ответственным за формирование военно-технической и промышленной политики, реформирование ОПК и системы военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами.

Что касается промышленной и структурной политики, их разработка и реализация - неотложная задача правительства, имеющего в своих руках все необходимые рычаги воздействия на экономику. Это и не утраченный еще контроль государства над высокотехнологичными отраслями ОПК, и возможность концентрации инвестиционных ресурсов госбюджета на очевидных точках роста экономики, то есть на отраслях, располагающих максимальным научно-техническим потенциалом. В кризисных и посткризисных условиях никто кроме государства не в состоянии обеспечить предельную концентрацию политической воли и материальных ресурсов на решении сложнейших задач структурной перестройки. Только государство в состоянии обеспечить достаточный приток инвестиционных ресурсов в высокотехнологичные отрасли промышленности, способные дать отдачу в среднесрочной или даже долгосрочной перспективе. Ни крупный национальный, ни западный бизнес не станут инвестировать структурные преобразования российской экономики.

Одной из приоритетных задач структурной политики государства является реформирование оборонной промышленности. Очевидно, что реформа ОПК должна базироваться на фундаментально проработанных решениях по поддержанию обороноспособности страны, по управлению производством и социальным комплексом отрасли. Настало время определить основные приоритеты развития ОПК с учетом долгосрочных потребностей Вооруженных Сил в новых вооружениях, мобилизационных потребностей государства и приоритетных направлений ВТС с зарубежными странами. В условиях ограниченного финансирования гособоронзаказа медленно решается проблема создания крупных промышленных холдингов. До сих пор не решена задача инвентаризации и передачи в создающиеся интегрированные структуры ОПК принадлежащих государству результатов интеллектуальной деятельности, что не позволяет составить представление о реальной стоимости предприятий и объединений отрасли. Актуальность решения этой проблемы многократно возрастает в связи с возможным принятием Государственной Думой РФ поправок к Закону об авиационной деятельности, предусматривающих увеличение доли участия иностранных инвесторов в капитале предприятий авиационной промышленности России до 49%. Давно пора отработать модели управления создаваемыми интегрированными структурами, определить место каждого объединения в выполнении оборонного заказа и федеральных целевых программ, что позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития новой техники, устранить параллелизм разработок, ликвидировать избыточные производственные мощности, повысить эффективность производства и конкурентноспособность продукции. Техническое перевооружение и обновление основных фондов, несомненно, должны осуществляться под конкретные программы создания ВВТ новых поколений.

С перевооружением армии и флота Россия подходит к критической черте, за которой последует неконтролируемое сокращение вооружений в войсках. Если с 2005 г. не увеличить финансирование национальной обороны до 3,5-4% ВВП, для поддержания минимального уровня обороноспособности страны в 2010-2015 гг. придется наращивать этот показатель как минимум до 5-6%. Вне всякого сомнения существенный рост инвестиционных расходов государства практически невозможен при сохранении профицитного бюджета и отказа от практики умеренного наращивания (с учетом темпов экономического роста) государственных заимствований. Таким образом, напрашивается вывод о необходимости существенной корректировки экономической и бюджетной политики государства с целью возвращения России на путь индустриального развития и перехода к социально-ориентированной модели рыночной экономики, поскольку переход к постиндустриальному обществу возможен, скорее всего, после посткризисного восстановления промышленной базы.

Первые шаги нового правительства внушают оптимизм. Есть надежда на то, что обновленное Федеральное Собрание РФ уделит больше внимания законодательному обеспечению развития оборонной промышленности, тем более что, по заявлению председателя Совета Федерации Сергея Миронова, "сама важность задачи реформы управления оборонной промышленностью, в том числе и реформы законодательства, регулирующего эту сферу, очевидна".

(Материал по структуре и функциям Федерального агентства по промышленности будет опубликован в одном из ближайших номеров "ВПК").

Оборонно-промышленный комплекс». Вначале дадим определение оборонно-промышленному комплексу, рассмотрим его состав, обсудим особенности. Также на этом уроке познакомимся с тем, какую роль он играет в жизни нашей страны.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Оборонно-промышленный комплекс

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) - система организаций и предприятий, занимающихся разработкой и производством боевой техники, вооружений и боеприпасов.

В состав Оборонно-промышленного комплекса входят разные типы предприятий и организаций.

1. Научно-исследовательские организации. Занимаются теоретическими исследованиям, на базе которых разрабатываются новые виды оружия.

2. Конструкторские бюро. Создают опытные образцы вооружений и боеприпасов и отрабатывают технологии их производства.

3. Испытательные лаборатории и полигоны. Проверяют опытные образцы в полевых условиях, а так же испытывают готовую продукцию оборонных предприятий.

4. Производственные предприятия. Осуществляют массовый выпуск вооружений, военной техники, боеприпасов.

Рис. 1. Состав ОПК

Особенностью ОПК является то, что потребность в его продукции определяется не рыночными механизмами, а государством и его оборонительными потребностями и экономическими возможностями.

Военная техника это одна из статей экспорта России. Этот вид экспорта более выгоден, нежели экспорт сырья и материалов.

Россия занимает 1-е место в мире по объемам торговли обычными вооружениями, обгоняя США, Францию, Германию и Великобританию.

Рис. 2. Военная техника

Оборонно-промышленный комплекс можно рассматривать как часть машиностроительного комплекса, поэтому на его размещение действуют те же факторы, что и в машиностроении, но для ОПК важнейшим является - военно-стратегический.

Военно-стратегический фактор включает в себя удаленность от государственных границ, размещение наиболее важных предприятий в «закрытых » городах, куда ограничен доступ.

Наиболее крупными отраслями ОПК являются: Производство ядерного оружия. Это часть атомной промышленности включает добычу руды, производство уранового концентрата, обогащение урана, изготовление тепловыделяющих элементов, выделение оружейного плутония, разработку ядерного оружия и боеприпасов, утилизацию ядерных отходов. Главные центры Саров и Снежинск.

Рис. 3. Ядерно-оружейный комплекс

Ракетно-космическая промышленность. Высокая наукоёмкость и техническая сложность выпускаемой продукции являются основными особенностями этого производства. Главные НИИ и конструкторские бюро располагаются в Москве и Московской области. Самое крупное серийное производство ракет и космических аппаратов располагается в Воронеже, Самаре, Златоусте, Омске, Красноярске, Железногорске . Полигоны для запуска ракет и испытаний ракетной техники находятся в малонаселенных районах: космодром «Плесецк» город Мирный Архангельской области, космодром «Свободный» Амурская область.

Рис. 4. Стартовый комплекс космодром Свободный

Авиационная промышленность. Отрасль производит самолеты, вертолеты, авиационные двигатели. Предприятия находятся в основном в крупных городах в Поволжье и на территории Центральной России.

Рис. 5. Авиационная промышленность России

Военное судостроение. Отрасль находится чаще всего там же где и гражданское судостроение. Главным центром судостроения является Санкт-Петербург, здесь же расположены НИИ и конструкторские бюро. Подводные лодки выпускают в городах Северодвинск (Архангельская область), Комсомольск-на-Амуре, Большой Камень (Приморский край) , в Приморском крае и Мурманской области утилизация атомных подводных лодок.

Рис. 6. На судостроительном заводе

Бронетанковая промышленность. Главные предприятия этой отрасли расположены вблизи металлургических заводов. Танки производят в Омске и Нижнем Тагиле, бронетранспортеры - в Арзамасе, боевые машины пехоты - в Кургане

Производство стрелкового и артиллерийского оружия. С 17 века и до настоящего момента крупным центром производства стрелкового оружия является Тула, с 19 века в больших объемах выпускают стрелковое оружие в Ижевске. Здесь делают знаменитые охотничьи ружья и автоматы Калашникова.

Рис. 7. М.Т. Калашников

Производство артиллерийских вооружений со времен Петра I сконцентрировано на Урале.

Главный научно-конструкторский центр стрелкового оружия г. Климовск Московской области

Производство боеприпасов. Отрасль включает в себя производство взрывчатых веществ (химическая промышленность) и сборку боеприпасов (машиностроительные заводы).

Предприятия расположены во многих районах страны, разработка находится в Москве и Московской области.

Радиоэлектронная промышленность и производство средств связи. Ориентируется на трудовые ресурсы, поэтому располагается во многих крупных городах. Основные научно-исследовательские и конструкторские бюро данных отраслей расположены в Москве и Санкт-Петербурге.

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. - 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.-М.: Бол. Рос. энц., 1998.- 800с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2003. - 398с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова - М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
  1. Какие функции выполняет ОПК России, каковы его масштабы?
  2. В чем особенность размещения ведущих отраслей ВПК по территории России?
  3. Как вы считаете, есть ли необходимость в сокращении производства продукции ОПК? Свой ответ оснуйте.

Электрическая схема управления ОПК-2 предусматривает включение и отключение шестнадцати асинхронных электроприводов механизмов, их защиту и сигнализацию о нор­мальных и аварийных режимах (рис.23.2). Для облегчения пуска двигателя М15 пресса, мощ­ность которого составляет 90 кВт, предусмотрено его переключение по схеме со "звезды" на "треугольник". Суммарная мощность остальных 15 двигателей не превышает 50 кВт. Элек­тродвигатели к сети подключаются автоматами QF1... QF15, цепи управления защищены ав­томатами SF16 и SF17.

Пускает и останавливает электроприводы оператор при помощи кнопочных постов SB1...SB20, для экстренного отключения всего оборудования предназначена кнопка SB.

Режим работы выбирают при помощи переключателя SF2: в положении 1 - "Смеси" рабо­тают все электродвигатели и брикетируют кормовые смеси, в положении 2 - "Сечка" брикети­руют травяную сечку, в положении 3 -"Мука" гранулируют травяную муку или комбикорм. Этим же переключателем переводят схему в режим наладки (на рис.2 цепи переключателя, используемые при наладке, а также цепи сигнализации не показаны).

Переключателем SA1 устанавливают вид увлажнения при прессовании корма: положение 1 - "Вода", 2 - "Пар". Тумблером S и реле KV2 включают и отключают вторичные цепи. Пере­ключателями SA4 и SA6 устанавливают ручной или автоматический режимы работы соответст­венно вибровыгружателя 17 спрессованного корма и вентиля YA3, подающего воду на увлаж­нение корма до 17%.

Уровень исходного сырья в бункере 4 и готового корма в охладителе 15 контролируется бесконтактными датчиками SL3...SL6 (конечные выключатели типа БВК-24), уровень воды в баке для увлажнения - электродными датчиками верхнего SL1 и нижнего SL2 уровня. Пуск и останов ОПК-2 осуществляет оператор в последовательности, показанной на временной диа­грамме (рис.3). Перед пуском включают все автоматы, набирают переключателями SA задан­ный режим работы отдельных узлов, а затем кнопочными постами поочередно включают агре­гаты. Например, при гранулировании корма ставят: SA3 - в положение 3 - "Мука", SA1 - в положение 1 - "Вода", SA4 и SA6 - в положение А, SA5 - в положение В, соответствующее транспортированию крошки транспортером 5 в бункер 4. Включают тумблером S реле KV2, которое запитывает остальные цепи управления и сигнализации. При этом открывается элек­тромагнитный вентиль воды YA3. Затем кнопками SB4, SB2, SB14, SB20, SB16, SB8 и SB10 последовательно включают соответственно вертикальный шнек бункера 4, шнек загрузки 2, норию 18 и транспортер брикетов 19, пресс 20, дозатор 3, транспортер 8 крошки и вентилятор 6 сортировки, вентилятор 11 охладителя. Электродвигатель М15 пресса при помощи реле вре­мени КТ вначале магнитным пускателем КМ16 включается по схеме "звезда", а затем маг­нитным пускателем КМ17 переключается на схему "треугольник". Блок - контактами КМ17.3 включается магнитный пускатель КМ14 электропривода обламывателя гранул.

Рисунок 2.2 – Электрическая принципиальная схема управления оборудованием ОПК-2

После пуска при помощи заслонки дозатора 3 и вентилей воды вручную устанавливают по амперметру РА номинальную загрузку пресса 20.

Если по каким-то причинам уровень сырья в бункере 4 превышает заданное значение, то срабатывает датчик уровня SL6 и выключает реле KV11,которое отключает шнек загрузки 2. При снижении уровня этот же датчик выдает импульс на повторное включение шнека 2.

При заполнении гранулами охладителя срабатывают датчики уровня гранул вначале SL4, а затем SL3. Последний через реле KV8 и KV5 включает привод вибратора выгружателя 17. Разгрузка гранул вибратором продолжается до снижения уровня гранул, при котором дат­чик SL4 через реле KV9 отключает вибратор.

Уровень воды в баке поддерживается при помощи электродных датчиков SL1 и SL2, реле KV7 и электромагнитного вентиля YA3.

Отключают оборудование после закрытия вручную заслонки дозатора 3 и вентиля увлаж­нителя. Кнопками SB9, SB7, SB15, SB1, SB3, SB19, SB13 отключают соответственно вентиля­тор охладителя, транспортер крошки и вентилятор сортировки, дозатор, шнек загрузки, шнек бункера, пресс, норию, соблюдая такую последовательность.

При брикетировании травяной сечки или кормосмеси упомянутыми выше переключателями набирают соответствующий режим и кнопками управления включают агрегаты в следующем порядке: шнек бункера 4, шнек загрузки 2, нория 18, пресс 20, транспортер сечки 8, затвор и вентилятор 9 сечки, затвор соломы 12, транспортер крошки, вентилятор 6 сортировки и вентилятор 11 охладителя. Электродвигатель М15 соединен с прессом через предохранительную муфту со штифтами, которые при попадании твердых предметов в пресс срезаются. При этом срабатывает конечный выключатель SQ2 и отключает электропривод пресса. Если смеситель-питатель 22 забивается сечкой, то от давления сечки срабатывает конечный выключатель SQ1 и отключает транспортер сечки 8.

Портал profiok.com рассказывает о публикации, в которой заместитель руководителя Центра прогнозирования развития науки, техники и технологий ФГУП ВНИИ «Центр» Сергей Голубев и директор департамента экономических проблем развития ОПК АО «ЦНИИ ЭИСУ» Станислав Чеботарёв размышляют об особенностях перехода оборонных промышленных предприятий к цифровой экономике. Эксперты делают вывод о том, что этот переход позволит предприятиям перейти на более высокий уровень управления производством

ОПК и «цифра»

Отечественный оборонно-промышленный комплекс – это почти две тысячи компаний и более двух миллионов человек, обладающих высочайшей квалификацией. Это наиболее наукоёмкий сектор российской экономики: в нём занято больше половины всех научных сотрудников нашей страны, на его долю приходится более 70 процентов всей научной продукции. Сегодняшний ОПК производит 70 процентов отечественных средств связи и треть оборудования для ТЭК. «ОПК - это не только затраты на оборону, но и двигатель прогресса, средоточие высоких технологий», – заключают авторы статьи.

Тем не менее, перед оборонкой стоит задача развития на новой технологической основе, то есть на базе цифровых технологий. Цифровая трансформация предполагает преобразование существующих компаний в цифровые предприятия, то есть в компании, которые используют информационные технологии во всех сферах своей деятельности: в организации производства, в самом производстве, в бизнес-процессах, в сервисе, маркетинге, взаимодействии с партнёрами и клиентами. По мнению авторов статьи, между уровнем цифровизации оборонного предприятия и его готовностью к решению задачи диверсификации производства существует прямая связь. ОПК обладает огромным потенциалом по выпуску продукции, например, для медицины или ТЭК, но и сама эта продукция, и сервис, и маркетинг должны в полной мере отвечать современным требованиям, которые, в свою очередь, тесно связаны с «цифрой».

Что даст «цифра» ОПК? Сократится путь от возникновения идеи до запуска изделия в серию, появится возможность правильно регламентировать бизнес-процессы, а также оценить трудоёмкость производства того или иного продукта. Цифровые технологии позволят всей оборонке работать в единой информационной среде. Кроме того, внедрение информационных технологий в процесс управления повысит эффективность логистики, проектного менеджмента, применения принципов бережливого производства.

Самое главное: меняется стратегическое видение и подходы к аналитической работе. «Цифра» позволяет от ретроспективного анализа перейти к прогнозам, а значит, даёт возможность быть всегда на шаг впереди.

Большие надежды возлагаются на создание так называемых «фабрик будущего» – цифровых производств нового поколения. ГК «Ростех» планирует запустить первую такую «фабрику будущего» до конца 2018 года на базе корпорации «ОДК – Сатурн». Это будет полигон для отработки технологий, которые будут использоваться в изготовлении авиадвигателей.

Другой вариант – создание мини-фабрик. Это важно при выпуске мелкосерийных партий электронных компонентов. Сейчас выпустить несколько десятков образцов электронных компонентов – задача очень дорогая не только в России, но и во всём мире. Это во многом тормозит разработку электронной аппаратуры. Авторы публикации считают, что через несколько лет появятся недорогие технологические линии для выпуска мелких серий электронной компонентной базы. «Если сегодня не начать внедрять цифровые технологии на предприятиях ОПК, то можно на 5–10 лет отстать в области развития производственных технологий и повышения производительности труда», – резюмируют авторы статьи.

Единое информационное пространство ОПК

Цифровое производство, системы управления, основанные на цифровых технологиях, предполагают наличие единого информационного пространства, то есть взаимосвязи и совместимости всех систем. Это позволит координировать деятельность предприятий и интегрированных структур, вести единую базу результатов интеллектуальной деятельности и конструкторской документации, осуществлять безбумажный документооборот. Компании смогут оперативно получать доступ к информации государственных органов и нормативной документации. Всё это должно повысить гибкость предприятий ОПК, а в итоге – их конкурентоспособность. В свою очередь, Минпромторг сможет оперативно и «точечно» стимулировать именно те предприятия, которым больше всего нужна поддержка. «Это позволит оборонно-промышленному комплексу страны выйти на принципиально новый уровень производства», – считают Голубев и Чеботарёв.

Кроме того, неплохо было бы интегрировать единое информационное пространство ОПК с другими государственными информационными системами. Авторы статьи ссылаются на «Основы государственной политики в области развития ОПК России до 2020 года и дальнейшую перспективу», подписанные президентом РФ. В этом документе поставлены задачи интеграции информационных систем организаций ОПК и органов госуправления в сфере управления деятельностью и развитием ОПК и установления обязательного для всех субъектов ОПК порядка формирования, использования и защиты информационных ресурсов.

Сейчас работа по развёртыванию единого информационного пространства ОПК идёт полным ходом. Создан специальный координационный совет, в который вошли специалисты Минпромторга, Ростеха, Росатома, Роскосмоса и других крупных организаций ОПК и интегрированных структур. Решения этого совета помогли обеспечить синхронную сертификацию соответствия интегрируемых информационных ресурсов требованиям по информационной безопасности. Стало возможным создание типовых ИТ-решений, которые смогут обеспечить унификацию основных процессов управления цифровым предприятием.

Понятно, что единое информационное пространство ОПК должно быть защищено. Сейчас ведутся работы по созданию системы защищенной связи, объединяющей предприятия и организации ОПК. Различные правила, стандарты и регламенты, касающиеся унификации данных и взаимодействия при обмене закрытой информацией, ещё только предстоит разработать. Важно, что цифровая трансформация оборонки не должна проходить отдельно от процесса формирования в стране цифровой экономики. В соответствии с законом «О промышленной политике в РФ» Минпромторгом начато и к концу 2018 года будет завершено формирование ГИСП – государственной информационной системы промышленности.

«Цифра» и армия ОПК: без цифры не получится

Цифровые подходы и технологии проникают во все сферы нашей жизни. Армия – не исключение. Скажем, каждый из нас слышал об интернете вещей – Internet of Things, то есть о возможности интеллектуальных систем, оснащенных специальными датчиками, взаимодействовать друг с другом без участия человека или при его минимальном участии. Разумеется, эти технологии применяются и для боевых систем, есть даже специальный термин – Internet of Battle Things. Так, современный автомат Калашникова оснащён не только датчиками GPS и ГЛОНАСС, но и отслеживает расход патронов, контролирует состояние ствола и другие данные. Предприятия, выпускающие бронетанковую технику, одновременно производят системы удалённого сервисного обслуживания этой техники: командование войск может получать данные о её состоянии, готовности, использовании, необходимости замены запчастей и так далее. Цифровое моделирование даёт возможность существенно снизить затраты на разработку и испытание вооружений и военной техники, поскольку большинство необходимых корректировок в таком случае делается виртуально, а не в процессе натурного моделирования.

«Цифровая экономика требует от оборонных предприятий быстроты реализации различных инициатив: заимствования оборонными предприятиями наработок в сфере гражданской робототехники, систем распознавания, разработки схем государственно-частного партнерства (ГЧП) применительно к ОПК, внедрения системы контрактов жизненного цикла ВВСТ, имитационного моделирования, суперкомпьютерных вычислений», – утверждают эксперты. Выходит, цифровизация нужна не только предприятиям ОПК, но Вооружённым силам, поскольку высокотехнологичная армия получает ощутимые преимущества перед противником.

Впрочем, авторы публикации предостерегают: при внедрении цифровых технологий в Вооружённых силах важно соблюдать все требования информационной безопасности. Простой пример: на основе данных о потреблении конкретной воинской частью продуктов или энергоресурсов можно сделать вывод о её вооружении или численности. Это значит, что утечка даже такой информации недопустима.

Ситуация с кадрами на оборонных предприятиях в последнее время начала выправляться, однако авторы статьи приводят невесёлую статистику: средний возраст работника российского ОПК до сих пор составляет около 50 лет, а доля специалистов моложе 30 лет не превышает четырёх процентов. В то же время для успешного развития оборонки необходимо привлечение высококвалифицированных специалистов. С приходом в производство и управление новых технологий сами профессии не меняются, а вот требования к набору компетенций, скажем, инженера или конструктора меняются существенно. Поэтому идти нужно от прогнозов и рассматривать компетенции в динамике, считают аналитики. Авторы публикации уверены, что к вопросу нужно подходить системно: «Проблема кадрового обеспечения ОПК имеет системный характер и может быть решена исключительно путем принятия комплексных стратегических мер при согласованных действиях всех участников процесса». При условии такого подхода можно будет разработать межотраслевой долгосрочный прогноз потребности в кадрах организаций отрасли, выделить наиболее востребованные профессии и специальности, а затем привести учебные программы в соответствие с требованиями предприятий.

Полностью статья Сергея Голубева и Станислава Чеботарёва опубликована в журнале «Экономические стратегии» №3 за 2018 год под заголовком: «Информационные технологии как ключевой механизм устойчивого развития оборонных промышленных предприятий в современных условиях».

Предназначена для тепловой обработки молока при производстве кисломолочных продуктов. Она состоит из пластинчатого аппарата, уравнительного бака с клапанно-поплавковым устройством, стабилизатора потока, бойлера, инжектора, сепаратора-молокоочистителя, выдерживателя емкостного типа, центробежного насоса для молока, центробежного насоса для воды, пульта управления с автоматическими приборами контроля, регулирования, регистрирования, автоматического клапана возврата молока.

Пластинчатый аппарат имеет четыре секции: регенерации 1 и 2, пастеризации и нагрева. Секции собраны из теплообменных рифленых пластин. Каждая секция изолирована одна от другой разделительной плитой. Пластины и плиты подвешены на верхней несущей штанге, а нижняя штанга служит для них направляющей. Герметичность в аппарате создается за счет поджатая пластин зажимными устройствами. На станине, нажимных и разделительных плитах имеются штуцера для входа и выхода продукта и рабочих жидкостей. Контроль, регулирование и регистрирование параметров технологического процесса осуществляются приборами автоматики. Сырое молоко из емкости для хранения поступает в уравнительный бак, который снабжен клапанно-поплавковым регулятором, обеспечивающим постоянный уровень. Затем сырое холодное молоко электронасосом подается в секцию регенерации где нагревается пастеризованным горячим молоком до 55--60 °С и поступает в сепаратор-молокоочиститель (А1-ОЦМ-5). После очистки в сепараторе-молокоочистителе молоко поступает в секцию регенерации 2 и затем в гомогенизатор. После него молоко возвращается в секцию пастеризации, где нагревается горячей водой до 90-95 °С. Молоко, нагретое до температуры пастеризации, направляется через автоматический клапан возврата в выдерживатель, проходит его за 300--400 с и подается электронасосом на охлаждение в секции регенерации 7 и 2 и далее в секции нагрева, где температура молока доводится до оптимальной -- 20-50 °С.

Таблица 1.3. Техническая характеристика пластинчатой пастеризационно-охладительной установки для молока при производстве кисломолочных продуктов

Показатель

Производительность л/ч

Температура молока, поступающего в аппарат

Температура пастеризации

Температура охлаждения

Коэффициент регенерации теплоты, %

Расход пара, кг/ч

Температура хладоносителя, °С

Кратность хладоносителя

Рабочее давление в аппарате, кПа

Число пластин в секциях:

регенерации 1

регенерации 2

Пастеризации

Охлаждения

Общее число пластин в аппарате

Установленная мощность, кВт

Площадь, занимаемая установкой, м 2

Масса, кг

Рис 1.6 Технологическая схема пластинчатой пастеризационно-охладительной установки для кисломолочных продуктов А1-ОПК-5: 1 -- уравнительный бак; 2 -- насос для молока; 3 -- пластинчатый аппарат; 4--сепаратор-молокоочиститель; 5--гомогенизатор; 6 -- автоматический клапан возврата молока; 7-- выдерживатель; 8-- насос для молока; 9 -- инжектор; 10-- насос для горячей воды; 11 -- бойлер; 12-- автоматический клапан циркуляции молока; -- --молоко; 1г -- вода горячая; 1х-- вода холодная; г -- пар

Большим недостатком этого пастеризатора является отсутствие в его конструкции автоматического клапана, который возвращает молоко в уравнительный бак при пуске установки и в случае падения температуры пастеризации ниже 90 °С. Также у него малая производительность, что не позволяет увеличить производительность линии .

Понравилась статья? Поделитесь ей