Контакты

Внешняя торговля и внешнеторговая политика кем работать. Внешняя торговля и внешнеторговая политика

Товарооборот между странами осуществляется по мировым ценам. В их основе лежит интернациональная стоимость. Это означает, что на мировом рынке находят общественное признание общественно необходимые интернациональные затраты труда. Страна, с издержками производства выше интернациональных, проигрывает во внешнеэкономических связях, и наоборот.

Цена на мировом рынке формируется на рыночной стоимости товара и мировом стандарте его качества. Однако на практике закон стоимости на мировом рынке реализуется не в чистом виде. На цену товара воздействует множество факторов: внешнеторговые и валютные ограничения, политика ТНК, курсы валют, биржевые спекуляции и др. Но и здесь закон стоимости как тенденция оказывает воздействие на международный обмен как определенный регулятор рыночной экономики.

Необходимо учитывать, что объект торговли на мировом рынке - не продукция всей страны, а лишь отдельные товары, пробивающие себе дорогу на международный рынок в результате успеха в острейшей конкуренции за снижение издержек производства и высокое качество экспортируемого товара.

На мировом рынке принцип равной прибыли на равный капитал, выступающий одним из важнейших при формировании цен на национальных рынках, перестает действовать. Мировые цены и прибыль на мировом рынке складываются не путем усреднения национальных затрат труда, а на основе усреднения затрат труда производителей товаров- участников международной торговли.

Платежный баланс представляет собой итог всех внешнеэкономических операций страны и выражает соотношение нетто- изменений денежных требований и обязательств страны по отношению к остальному миру за определенный период времени.

Наиболее же распространенным подходом к определению платежного баланса является определение его как состояния суммы фактических платежей, получаемых страной из-за границы, и суммы платежей, произведенных ею за границей за определенный период времени (обычно за год).

При активном платежном балансе страна получает из-за границы платежей больше, чем заплатила сама, при пассивном - наоборот.

В доходную часть платежного баланса входят поступления от внешней торговли, фрахтования судов, капиталовложений за границей, доходов от иностранного туризма, валютно-кредитных операций и др. Соответственно такие же статьи включаются и в расходную часть платежного баланса.

Важнейшая составная часть платежного баланса-торговый баланс. В нем

отражаются поступления и расходы страны по экспорту, импорту и реэкспорту.

Экспорт – вывоз товаров работ и услуг за пределы государства, импорт – ввоз.

Соотношение импорта и экспорта называется сальдо торгового баланса или «чистый экпорт».



Торговый баланс отражает движение товаров, услуг неторговых платежей и др.

Состояние платежного баланса оказывает существенное влияние на курс валюты. Как платежный баланс, так и валютный курс в концентрированном виде дают представление не только о внешнеэкономическом положении страны, но и о состоянии ее внутренней экономики.

Одним из важнейших понятий внешней торговли является конвертируемость валют. Конвертируемыми называются валюты, которые свободно обмениваются на другие национальные валюты.

Существующие виды конвертируемости подразделяются на две условные группы: полную и частичную конвертируемость. Полная конвертируемость означает отсутствие каких-либо ограничений для национальных и иностранных владельцев валюты данной страны на ее ввоз - вывоз или перевод за границу при совершении любых операций в любое время. Такая форма конвертируемости была характерна для периода золотого стандарта.

Частичная конвертируемость указывает на наличие определенных валютных ограничений, которые распространяются на субъекты, объекты и зоны обратимости.

Основным условием, способствующим введению конвертируемости валюты, является равновесие баланса текущих платежей, иначе говоря, страна не должна иметь дефицита платежного баланса. Конвертируемость требует наибольшей открытости национальной экономики, беспрепятственного движения товаров и определения уровня цен преимущественно под влиянием спроса и предложения. При этом влияние рыночного механизма на формирование внутренних и мировых цен должно быть равнозначно и в

значительной степени предопределять одинаковые тенденции в их динамике и невозможность существенных долговременных различий в уровнях этих цен.

Выработка внешнеэкономической политики и регулирование внешнеэкономических связей являются исключительной функцией государства. Цель внешнеэкономической политики любой страны состоит в защите и реализации национальных экономических интересов, решении внешнеэкономических проблем на взаимовыгодной экономической основе, обеспечении экономической безопасности страны.

Существует два варианта внешнеторговой политики:

1 Фритредерство (свободная торговля) – когда государство отказывается от защиты отечественных товаропроизводителей.

2. Протекционизм – когда государство защищает отечественных товаропроизводителей от демпинга со стороны иностранных товаропроизводителей. Демпинг – продажа товаров по цене ниже себестоимости.

Государственный протекционизм - это система отношений, в которые вступает государство в качестве выразителя интересов национальной экономики с внутренними и внешними хозяйствующими субъектами по поводу создания и поддержания наилучших условий развития национальной экономики (в целом), обеспечения суверенности экономического развития, сохранения и улучшения положения страны в мировом хозяйстве.

Следует разграничивать узкое и широкое значение понятия «протекционизм». В узком понимании протекционизм ограничен сферой торговли и направлен на защиту национальных производителей на внутреннем рынке.

В широком значении протекционизм представляет систему защитных мер, охватывающих весь процесс воспроизводства и направленных на реализацию долговременных национальных экономических интересов перед внешнеэкономической экспансией.

В рамках политики протекционизма государство защищает широкие общественные интересы. Отстаивая экономические интересы нации, протекционизм представляет собой институциональный регулятор иммунитета национальной экономики.

Государственный протекционизм осуществляется в трех направлениях:

1) на предотвращение существующей или потенциальной угрозы национальным экономическим интересам со стороны внешних сил - оборонительный или пассивный протекционизм;

2) на создание особо благоприятных условий для накопления отечественного капитала в целях ускорения темпов экономического роста и придания устойчивости всей национальной экономике - активный протекционизм;

3) на усиление конкурентных возможностей национальными предпринимателями и выхода на мировой рынок - наступательный протекционизм.

При выработке внешнеэкономической политики следует учитывать, что протекционизм и свободная торговля - это два взаимосвязанных противоречивых процесса в рыночных условиях, в развитии которых можно выделить две тенденции.

Первая - это борьба протекционизма и свободной торговли в один и тот же период. В данном случае прослеживаются два участника этой борьбы - крупный торгово-финансовый капитал с защитой свободной торговли и производительный капитал, заинтересованный в защите отечественного производителя от иностранной конкуренции.

Вторая тенденция - борьба этих двух тенденций (протекционизма и свободной торговли) во времени. Суть в том, что когда отечественное производство только набирает силу, оно заинтересовано в реализации протекционистской экономической политики. Но по мере накопления и роста отечественного производства появляется заинтересованность к свободному рынку.

Страны-лидеры заинтересованы в свободной торговле. На практике политика свободной торговли для экономически развитых стран служит продолжением политики протекционизма. Развитые страны имели в своей истории длительный период жесткого протекционизма. Следует заметить, что и сейчас они осуществляют избирательную политику протекционизма и жесткой торговли (обеспечение обороноспособности или национальной безопасности, защита молодых и слабых отраслей от демпинга и т.д.).

В реализации протекционизма во внешнеэкономической политике государство использует целую систему экономических институтов (льгот и ограничений, тарифов, пошлин, квот, лицензий, государственное законодательство), определяет порядок экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов с зарубежными странами.

Экономика страны может быть открытой и закрытой.

Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики – объективная тенденция мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики – это признание стандартов мирового рынка, действие в соответствии с его законами.

Преимуществами открытой экономики являются:

Углубление специализации и кооперации производства;

Рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

Распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

Рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика – это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

К количественным индикаторам открытости можно отнести удельный вес экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте. Их комбинация дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком. Так, отношение экспорта к ВВП определяется как экспортная квота.

Другим показателем открытости экономики, выражающим соотношение между импортом и валовым внутренним продуктом (ВВП), является показатель импортной квоты.

К числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квоту (ВТК).

Открытая экономика – основное звено мирового хозяйства. Являясь по своему происхождению и по логике анализа производными от национальных хозяйств, международные экономические отношения оказывают существенное, а иногда и определяющее обратное воздействие на экономическую политику государств.

Согласно кейнсианской теории, общее уравнение открытой экономики выглядит следующим образом:

Y = С + J + G + Xn ,

Xn – экспорт (X) минус импорт (Z).

Экспорт расширяет эффективный спрос, прибавляя к внутреннему зарубежный сбыт товаров и услуг, между тем как импорт замещает внутреннее потребление альтернативной зарубежной продукцией, т.е. возможности внутреннего рынка уменьшаются.

Открытость экономики усложняет государственное экономическое регулирование, снижает коэффициент его полезного действия, поскольку к взаимозависимости подключаются факторы внешнего ряда.

Международные сопоставления показывают, например, что склонность к импорту была в 60-80-е годы высокой у Швейцарии и Великобритании, но заметно более низкой у США и Японии. Мультипликатор возрастания национального дохода у этих стран обнаружил интересную последовательность: Швейцария - 1,3; Великобритания - 1,4; США 3,2; Япония - 3,7.

Для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и валового национального продукта экономическая теория разработала и использует на практике модель внешнеторгового мультипликатора.

Первоначальное изменение экспорта порождает цепную реакцию, которая, уменьшаясь с каждым последующим циклом, дает эффект многократного усиления первоначального изменения.

Мультипликатор экспорта или простой мультипликатор внешней торговли (μ x) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению (МPС) или предельную склонность к сбережению (МPS):

μ x = 1/MPC = 1/(1-MPS).

Влияние увеличения экспорта на объем производства определяется на основании формулы:

∆Y = μ x * ∆Хn.

Но международная торговля – это не только экспорт, но и импорт. И если учесть, что часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократится. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения.

Предельная склонность к импорту P М) – это отношение изменения объема импорта к изменению дохода.

Равновесный доход равен:

Торговая политика это государственная политика, которая ока зывает влияние на торговлю через налоги, субсидии и прямые огра ничения на импорт или экспорт.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами.

Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов, постановлений и решений правительства.

Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

Фритредерство – это политика свободной торговли, отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. При этом таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот.

Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX веке, а в его основу легла теория сравнительных преимуществ Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию.

Протекционизм – это политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными, т.е. защита национальных производителей от иностранных конкурентов с помощью торговых барьеров.

Существуют 2 группы методов политики протекционизма:

1. Тарифные методы.

2. Нетарифные методы.

Нетарифные методы делятся на группы:

1. Административные меры или количественные ограничения: лицензирование (избирательная выдача лицензий); контингентирование; сертификация; запрет на импорт.

2. Технические меры (т.е. стандарты здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды): требования к маркировке и упаковке; ветеринарный и гигиенический контроль; определенные стандарты качества.

3. Экономические методы:

§ валютный контроль;

§ обеспечение уплаты таможенных платежей;

§ контроль над ценами (например, установление минимальной цены и расследование по ценам в случае антидемпинговых мер);

§ государственная монополия на внешнюю торговлю;

§ государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении поставок в данную страну.

Применительно к международной торговле государство использует такие инструменты воздействия, как:

§ таможенные тарифы;

§ ограничительные условия;

§ межгосударственные договоры и соглашения;

§ мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Свобода торговли обладает многими достоинствами:

1. Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов. Если каждая страна будет специализироваться на производстве и экспорте тех товаров и услуг, в которых она имеет абсолютные или сравнительные преимущества, а ввозить из других стран товары и услуги, в которых ее преимущества невелики либо не существуют, то мировое производство, мировой экономический рост и эффективность использования ограниченных ресурсов достигнут максимума.

2. Свободная торговля ограничивает монополию и стимулирует конкуренцию. Возросшая конкуренция со стороны иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологи ям с наиболее низкими издержками.

3. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.

Протекционизм уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Протекционизм уничтожает дух конкуренции, развивает привилегии и порождает ренту по положению. Он вреден и с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги.

Существование противодействующих друг другу государств ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. Практически любая страна применяет торговые ограничения.

Торговля является основной формой экономического сотрудничества между Россией и странами ЕС, и останется таковой в обозримом будущем. Причем по сравнению с началом 1990-х годов относительная значимость партнеров друг для друга явно возросла. Доля ЕС во внешнеторговом обороте России увеличилась с 43 до 51%, а России во внешнеторговом обороте Евросоюза - с 3 до 8,6% (табл. 37.2). Эти данные наводят на мысль, что Россия значительно больше зависит от торговли с ЕС, чем Евросоюз от торговли с ней. Однако следует помнить, что мы сравниваем одну страну с большой группой стран. Размеры ВВП России и ЕС соотносятся как 1: 8, а объемы их внешней торговли (без учета торговли между государствами - членами ЕС) - как 1:5. Тем не менее, нынешняя концентрация торговых связей России на европейском направлении является чрезмерной. России следует диверсифицировать географическую структуру своей торговли, прежде всего путем расширения товарообмена с Китаем, Индией и странами АТЭС.

Таблица 37.2

(1993-2001 гг. - без неорганизованной торговли)

Примечание. 1993 г. - ЕС в составе 12 стран; 1997, 2000 и 2003 гг. - ЕС в составе 15 стран; 2005 и 2007 гг. - ЕС в составе 27 стран.

Объемы торговли между Россией и 27 странами - членами ЕС в 2007 г. (млн долл.):

Экспорт России: 1993 г. - 25 215; 1997 г. - 41 454; 2000 г. - 55 971; 2003 г. - 69 956;

Импорт в Россию: 1993 г. - 13 228; 1997 г. - 24 679; 2000 г. - 13 499; 2003 г. - 26 749.

Источники: Экспорт и импорт России за период 1992-1998 гг. (но данным ГТК России). URL: http://www.rusimpex.ru/Content/Economics/Rustrade/eximp93-98.htm; Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы: стат. приложение. М.: ВНИКИ, 2001-2007; External and Intra-European Union Trade. The European Commission, Brussels-Luxemburg, 1996-2005; Russia. EU bilateral trade and trade with the EU. P. 3. URL: http://ec.europa.eu/com\trade/issues/bilateral/ countries/russia/index, e n.

Динамика и география торговли. В развитии торговых отношений России с Евросоюзом можно выделить два основных этапа: с 1991 по 1999 г. и с 2000 по настоящее время. В начале 1990-х годов товарооборот рос ускоренными темпами благодаря тому, что российские власти отменили государственную монополию на внешнюю торговлю. Тысячи отечественных предприятий вышли на внешний рынок, к ним присоединились миллионы индивидуальных торговцев - «челноков». К середине 1990-х годов внешнеторговый эффект либерализации был практически исчерпан. Рост товарных потоков в обе стороны замедлился. Финансовый кризис 1998 г. в России привел к резкому падению товарооборота. В 1999 г. ее экспорт сократился на 10%, а импорт (в связи с девальвацией рубля) - более чем на 40%. В целом с 1993 по 2000 г. стоимость российского экспорта в ЕС увеличилась на 88%, а импорт вернулся к начальному уровню. За этот отрезок времени товарооборот вырос в 1,6 раза.

Начиная с 2000 г. темпы роста торговли резко ускорились. Экспорт рос в основном за счет фантастического подъема цен на нефть и (в меньшей мере) на другие виды сырья. Импорт расширялся благодаря начавшемуся в России экономическому подъему, который повлек за собой быстрый рост внутреннего производственного и потребительского спроса. За период с 2000 по 2007 г. товарооборот между Россией и ЕС-27 вырос в 4,1 раза, в том числе российский экспорт - в 3,5 раза, а импорт - в 6,5 раза.

Торговые связи России с отдельными государствами - членами ЕС развиваются по-разному. Тремя ее главными партнерами неизменно являются ФРГ, Нидерланды и Италия. На них приходится соответственно 19, 16 и 13% общей стоимости товарооборота между Россией и Евросоюзом. Далее следуют Франция, Финляндия, Польша и Великобритания, доля каждой из которых составляет около 5-6%. Таким образом, на семь названных стран приходится 70% торговли между Россией и ЕС. Как показала практика, вступление в ЕС стран ЦВЕ не привело к сокращению их товарооборота с Россией. Переключение торговых связей этих стран на Западную Европу произошло в 1980-е и 1990-е годы, и в нынешнем десятилетии доля России в их внешней торговле стабилизировалась. Удельный вес стран ЦВЕ в общей стоимости торговли между Россией и ЕС не только не упал, а напротив, вырос с 17,5% в 2003 г. до 20,7% в 2006 г., что почти вдвое превышает их долю в совокупном ВВП Евросоюза.

Товарная структура и сальдо. Асимметрия торговых связей между Россией и Евросоюзом отчетливо проявляется в их товарной структуре (табл. 37.3). Россия поставляет в Евросоюз в основном сырье, а ввозит машины, оборудование и другие готовые изделия. Фактически между Россией и ЕС не существует внутриотраслевого разделения труда и глубокой производственной кооперации, которая является сердцевиной эко-номических отношений всех развитых стран. Как следствие, экспортно-импортные потоки слабо связаны друг с другом, хронически не совпадают по стоимости и подвержены резким колебаниям из-за изменения текущей конъюнктуры - мировых цен на сырье, фазы цикла и т.п.

Таблица 37.3

Составлено по: Стандартная международная товарная классификация (СМТК). Продовольствие - разд. 0 и 1; сырье (кроме энергоносителей) - разделы 2 и 4; энергоносители - разд. 3; химические товары - разд. 5; промышленные товары - разд. 6 и 8; машины, оборудование и транспортные средства - разд. 7; неклассифицированные товары - разд. 9.

Источники: Eurostat. External Trade. 1990. № 8/9; 1995, № 8/9; External and Intra-European trade. Statistical Yearbook 1958-1996; Briefing No 22. Statistical Annex on Enlargement (5th update) // European Parliament. Secretariat Working Party Taskforce «Enlargement». Luxembourg, 1999. 6 July. P. 59; Russia. EU bilateral trade and trade with the EU. P. 5-8. URL: http://ec.europa.eu/com/trade/issues/bilateral/countries/russia/index.en.

Экспорт России в EC почти на 2/3 состоит из сырья. Причем его львиная доля приходится на энергоносители. Динамика и структура российского экспорта в страны ЕС почти полностью зависят от динамики российских поставок нефти и газа. Значительное увеличение доли этих товаров в общей стоимости российского экспорта (с 35% в 1998 г. до 67% в 2006 г.) является следствием не столько возросших объемов поставок, сколько взлета цен. В течение 1999-2005 гг. физический объем экспорта сырой нефти из России в страны «дальнего зарубежья» увеличился на 85%, тогда как цены выросли втрое. Аналогичная ситуация сложилась и в торговле нефтепродуктами. Хотя приведенные данные относятся ко всем зарубежным странам, кроме членов СНГ, они точно отражают тенденции торговых отношений России с Евросоюзом, ведь его государства-члены покупают почти весь экспортируемый Россией газ и примерно 90% экспортируемых ею нефти и нефтепродуктов.

Другими статьями российского экспорта в ЕС являются различные виды сырья и продукты начальных фаз их промышленной переработки: ферросплавы, чугун в болванках, некоторые виды проката, стальной лист, медь, никель и алюминий, фанера, лес-кругляк, удобрения и т.п. Цены на большинство этих товаров за последние 6-7 лет также выросли в 2-3 раза, стимулируя их вывоз в страны ЕС. Последнее место в российском экспорте занимают машины и оборудование. Их стоимость увеличилась с 0,5 млрд долл. в 1994 г. до 1,2 млрд в 2006 г. (1,2% общей стоимости экспорта в ЕС). Россия экспортирует эти товары в страны ЕС в 8 раз меньше, чем Сингапур, и почти в 10 раз меньше, чем Турция.

Данные о встречных поставках промышленных товаров (классы товаров 5-8 по СМТК) дают ясное представление о сравнительной конкурентоспособности российской и западноевропейской промышленности. За 2000-2006 гг. российский экспорт указанных товаров в страны ЕС вырос с 13,5 до 20,2 млрд евро, или в 1,5 раза. Их экспорт из ЕС в Россию увеличился с 18,5 до 63,5 млрд долл., или в 3,4 раза. Пассив нашей страны в торговле с ЕС промышленными товарами увеличился с 5,0 до 43,3 млрд евро, или почти в 9 раз. Еще хуже ситуация в торговле машинами и транспортным оборудованием. В 2000 г. стоимость их экспорта из России в ЕС составляла 1074, в 2006 г. - 1204 млн евро (рост на 12%). За это же время стоимость их импорта увеличилась с 8381 до 33 600 млн евро (рост в 4 раза).

Учитывая то, что мировые цены на нефть и другое сырье могут в долгосрочной перспективе снизиться, России необходимо кардинально улучшить качество и расширить номенклатуру промышленного экспорта. Решение данной задачи должно стать одним из ключевых направлений национальной внешнеэкономической стратегии.

Импорт России из стран ЕС увеличивался в 1993-1998 гг. быстрее, чем российский экспорт. Но после финансового кризиса 1998 г. он сократился почти вдвое. Резкое снижение курса рубля по отношению к доллару и европейским валютам ухудшило конкурентные позиции европейских производителей и создало благоприятные условия для оживления отечественной промышленности. Если в течение 1992-1996 гг. доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли возросла с 23 до 52%, то в 1999 г. она упала до 36%. Но затем тенденция вновь изменилась. Начавшийся осенью 1999 г. экономический подъем стимулировал внутренний спрос (производственный и потребительский) на товары высокого качества, который не могла удовлетворить отечественная промышленность. Вновь начал расти импорт, в 2005-2007 гг. его доля в товарных ресурсах розничной торговли поднялась до 45-47%. Это означает, что эффект замещения импорта отечественной продукцией, вызванный девальвацией рубля, сошел на нет, тогда как позиции России на западноевропейском рынке ничуть не окрепли.

Товарная структура российского импорта из стран ЕС не претерпела существенных изменений с начала 1990-х годов. Главными ее статьями остаются машины, промышленное оборудование, транспортные средства и разнообразные потребительские товары, в основном длительного пользования - холодильники, телевизоры, стиральные машины и т.д. В целом на эти категории приходится примерно 70% российского импорта. Единственным значительным изменением в его структуре стало сокращение доли продовольствия. Если в начале 1990-х годов она составляла 20-22%,то в 2005-2006 гг. - только 8%.

Внешнеторговое сальдо. Россия постоянно имеет положительное сальдо в торговле с ЕС. В 1990-е годы оно колебалось в пределах 8-12 млрд долл. После 2000 г. сальдо стремительно росло, за 2000-2007 гг. его сумма превысила 450 млрд долл. Непрерывный приток экспортной выручки способствовал накоплению золотовалютных резервов Центрального банка РФ (в июне 2008 г. - 550 млрд долл.) и увеличению средств Стабилизационного фонда (3850 млрд руб., или около 160 млрд долл. в начале 2008 г.).

Однако в будущем активное сальдо России, скорее всего, уменьшится. К этому может привести как стабилизация мировых цен на нефть (хотя на это счет имеются разные прогнозы), так и возобновление подъема российской экономики. Он будет сопровождаться ростом внутреннего спроса на товары, производимые в странах ЕС, а также на отечественное сырье и полуфабрикаты. Россия будет испытывать возрастающие трудности в экспорте сырья, поскольку экспортные квоты уже сейчас очень высоки. В 2006 г. доля экспорта в производстве составила: по нефти - 52%, по нефтепродуктам - 47, по лесу-кругляку - 61%. Это относится и к минеральным удобрениям, целлюлозе, листовой стали.

Торговая политика. В целом таможенный режим ЕС, применяемый к российским товарам, следует оценить как благоприятный. Энергоносители и другие виды сырья, которые составляют 60-70% стоимости российского экспорта, вообще не облагаются пошлинами. Еще в январе 1993 г. ЕС распространил на Россию действие режима общих преференций. Средний уровень таможенных тарифов, применяемых к российским товарам, составляет примерно 4%. Однако Россия пока не в состоянии воспользоваться либеральным таможенным режимом из-за низкой конкурентоспособности ее промышленности. Доля нашей страны в промышленном импорте стран ЕС составляет чуть больше 1%.

Несмотря на это, в 1990-е годы Европейская комиссия и Совет ЕС применяли к российским промышленным товарам антидемпинговое законодательство в его худшем варианте - по дискриминационным правилам, введенным против стран с государственной внешней торговлей в период холодной войны. Все это время Москва настаивала на изменении правил антидемпинговой политики ЕС. Весной 1998 г. Россия была исключена из списка стран с государственной торговлей. В 2002 г. Евросоюз официально признал рыночный характер российской экономики.

С тех пор к российским экспортерам применяются те же антидемпинговые правила и процедуры, что и к производителям из США, Японии и других развитых стран. Это несколько улучшило позиции отечественных компаний в торговых спорах, но никак не исключило возможность антидемпинговых санкций. Но пока Россия не является членом ВТО, ее компании могут оспаривать их только в Суде ЕС, который по определению не может быть нейтральным арбитром.

Главным источником торговых споров между Россией и ЕС в ближайшие годы будет конкуренция не на европейском, а на российском рынке. Средний уровень российских импортных тарифов по отношению к товарам, ввозимым из стран ЕС, держится на уровне 13-14%. ЕС критикует меры, предпринимаемые российским правительством в целях защиты внутреннего рынка и поддержки отечественных экспортеров. Одновременно он поддерживает намерение России вступить в ВТО, надеясь на то, что это приведет к дальнейшей либерализации ее внешнеэкономической политики. Однако предполагаемые сроки вступления России уже не раз переносились. Теперь они зависят от того, каков будет выбор России - вступать самостоятельно или в составе таможенного союза, вместе с Беларусью и Казахстаном.

Экономический кризис вызвал сокращение объема торговли между Россией и Евросоюзом. За 10 месяцев 2009 г. российский экспорт упал на 46%, а импорт из стран ЕС - на 39,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Почти вдвое сократилось положительное сальдо торговли. Поэтому ближайшей задачей внешнеэкономической политики в отношениях с ЕС будет возвращение к ранее достигнутому объему торговли. Одновременно необходимо приступить к решению двух стратегических задач. Первая - модернизация экономики (особенно промышленности) и кардинальная перестройка ее отраслевой структуры. Вторая - повышение конкурентоспособности российских товаров как внутри страны, так и на внешних рынках. Это позволит России изменить модель участия в международном разделении труда, перейти от обмена сырья на готовые изделия к международной промышленной кооперации и, следовательно, к обмену одних готовых изделий на другие.

Традиционной и наиболее развитой формой МЭО является внешняя торговля товарами.

Для характеристики торговли между странами используются следующие термины:

Международная или мировая торговля - торговля между всеми странами мира. Сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Межгосударственная, взаимная, двухсторонняя торговля - торговля между двумя странами.

Внешняя торговля - торговля одной страны с остальным миром.Внешняя торговля представляет собой два основных потока – экспорт и импорт.

Экспорт - продажа товара, предусматривающая его вывоз из страны.

Импорт - покупка товара, предусматривающая его ввоз в страну.

Для характеристики внешней торговли существуют следующие показатели.

Внешнеторговый оборот - характеризует участие отдельной страны в международной торговле и подсчитывается как сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

Внешнеторговое сальдо - характеризует сбалансированность внешней торговли отдельной страны и подсчитывается как разность стоимостных объемов экспорта и импорта. Превышение объема экспорта товаров над объемом импорта обеспечивает стране активное торговое сальдо (положительное сальдо торгового баланса ТБ). Если объем импорта больше, чем объем экспорта, имеет место пассивный торговый баланс (отрицательное сальдо ТБ).

Условия торговли (terms of trade,terms of sale) - показатель, характеризующий условия, которые складываются для внешней торговли страны или группы стран на мировом рынке, и представляющий собой соотношение индексов экспортных и импортных цен:

I УТ = I X / I M × 100%.

Определяет покупательную способность экспорта страны или группы стран, т.е. количество товаров, которое может быть импортировано на полученную ими экспортную выручку. Рост индекса условий торговли свидетельствует об улучшении ситуации для страны на мировом рынке, и, наоборот, его уменьшение свидетельствует об ее ухудшении.

Количественным показателем международной или мировой торговли является объем мировой (международной) торговли - характеризует совокупный объем международной торговли всех стран мира. Подсчитывается как объем мирового экспорта (поскольку экспорт одной страны является импортом другой, то суммирование мирового объема экспорта и импорта привело бы к повторному счету).

Внешнеторговая политика– составная часть внешнеэкономической политики, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и их группировками с целью укрепления позиций страны и ее бизнеса на мировой экономической арене.

Автаркия– экономическое обособление страны от других стран, создание замкнутого хозяйства в рамках отдельного государства.


В чистом виде автаркия проявлялась в условиях натурального хозяйства.

Во второй половине XX в. начала усиливаться либерализация экономики, независимость от влияния государства, т.е. тенденция к отмене ограничений в торговле и в движении факторов производства, к переходу от автаркии и протекционизма к фритредерству. В настоящее время выделяют два основных направления внешнеторговой политики: протекционизм и фритредерство (политика свободной торговли).

Протекционизм (прикрытие, покровительство)– политика, направленная на защиту внутреннего рынка и активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки.

Протекционизм был первой политикой, которую начали проводить государства, формировавшиеся на заре капитализма. Протекционизм был призван способствовать развитию еще только зарождающейся и находящейся на стадии мануфактуры промышленности. Начиная со второй половины XIX в., Великобритания и Франция переходят к политике фритредерства, в то время как Германия и США, где только еще начинался процесс формирования промышленного капитализма, придерживались политики протекционизма. Эта политика усиливалась во всех промышленно развитых странах в эпоху формирования монополий, в периоды Первой и Второй мировых войн, глубокого экономического кризиса 1929–1933 гг.

В послевоенные годы в промышленно развитых странах происходит переход к либерализации внешней торговли.

Либерализация– форма внешнеторговой (внешнеэкономической) политики, предполагающая снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом.

Противоположность протекционизму – фритредерство.

Фритредерство (free trade ) обмен товаров и услуг между странами, в максимальной степени освобожденный от ограничений в виде таможенных пошлин, количественных и других нетарифных барьеров.

Открытость экономики ведет к усилению конкуренции в стране и к повышению эффективности экономики (как правило, в долгосрочной перспективе).

В отличие от развитых стран, многие развивающиеся страны проводят политику протекционизма, защищая вновь формирующуюся национальную промышленность.

Инструменты государственного регулирования внешней торговли делятся на тарифные и нетарифные.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте из данной страны.

Таможенный тариф – собрание (свод) ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу страны, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенная пошлина – государственные денежные сборы, взимаемые таможенными учреждениями с товаров, ценностей и имущества, провозимых через таможенную границу страны.

Нетарифные ограничения - «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли», например, эмбарго, субсидии, лицензии.

Международные экономические отношения хозяйственные связи между экономическими агентами разных стран.Международные экономические отношенияимеют преждевсего форму мировой торговли товарами и услугами, международного движения капитала, международной миграции рабочей силы. Возможны и другие классификации форм международных экономических отношений в связи с их разнообразием и взаимопереплетением.

Международная торговля это обмен товаров и услуг между государственно-национальными хозяйствами. Она существует в двух формах: свобода торговли и протекционизм.

Протекционизм форма мировой торговой политики, появившаяся в эпоху меркантилизма в Европе, и представляющая, что в интересах каждой нации способствовать увеличению своего экспорта в другие страны и ограничивать импорт оттуда. Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа (таможенные пошлины) на ввозимые из-за рубежа товары, а также через нетарифные ограничения (нетарифные барьеры): контингентирование, добровольное ограничение экспорта, лицензирование и т.д.

Свобода торговли – принцип внешнеторговой политики, предусматривающий свободу предпринимателей, фирм в принятии и осуществлении решений по ведению внешней торговли. Фритридерство (либерализм международных экономических отношений) – форма мировой торговой политики, утверждающая, что в интересах как отдельной нации, так и всех стран вместе – допустить полную свободу торговли.

Регулирование мирохозяйственных связей осуществляется посредством внешнеэкономической политики, проводимой правительствами стран, и международной экономической политики, осуществляемой международными организациями.

Методы мировой торговой политики – таможенное обложение, нетарифные барьеры, средства государственного стимулирования (государственного субсидирования) экспорта товаров на мировой рынок. Таможенные тарифы – налоги на ввоз или вывоз товаров. Нетарифные барьеры совокупность прямых или косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности. Контингентирование – установление определенной квоты на экспорт и импорт товаров или товарных групп, в пределах которых внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. Лицензирование – необходимость получения организацией разрешения на осуществление внешнеэкономической деятельности. Демпинг – ценовая дискриминация на мировом рынке, продажа товаров на рынках других стран по ценам ниже уровня, приемлемого для этих стран. Экспортные субсидии – прямые дотации экспортёрам товаров. Эмбарго – запрещение государственной властью экспорта (ввоза) в какую-либо страну или импорта (вывоза) из какой-либо страны товаров или валютных ценностей.

Валютный курс

Валюта – это любая национальная денежная единица. Различают свободно конвертируемую валюту, частично конвертируемую валюту и неконвертируемую валюту. Свободно конвертируемая валюта – валюта, при совершении сделок с которой отсутствуют какие-либо законодательные ограничения по любым видам операций. Частично конвертируемая валюта – валюта тех стран, где существуют количественные ограничения или специальные разрешительные процедуры на обмен валюты по отдельным видам операций или для различных субъектов валютных сделок. Неконвертируемая (замкнутая) валюта – национальная денежная единица страны, законодательство которой предусматривает ограничения практически по всем видам операций.

В современное время в процессе интеграции на различных этапах формировалась коллективная валюта. Коллективная валюта – валюта, обращающаяся в рамках отдельных интеграционных группировок или в отдельных международных сделках: СДР, ЭКЮ, ЕВРО.

Валютные курсы являются важным «нервным узлом» всей системы международных экономических отношений, и весь комплекс внутренних и внешних факторов (от долгосрочных экономических до политических и даже психологических), определяющих развитие экономики той или иной страны, влияет на динамику валютных курсов.

Валютный курс – это соотношение двух денежных единиц или цена одной денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны. Различают номинальный и реальный валютный курс. Номинальный валютный курс бывает обменным и девизным. Когда мы определяем число рублей, необходимое для приобретения единицы иностранной валюты, мы имеем дело с обменным валютным курсом. В случае же определения числа единиц иностранной валюты, необходимого для приобретения одного рубля, используется девизный курс. Реальный валютный курс показывает относительный уровень цен. Рост реального валютного курса означает, что цены на иностранные товары в рублях превышают цены на аналогичные товары отечественного производства. Снижение же реального валютного курса означает удорожание реального обменного курса и приводит к потере конкурентоспособности отечественных товаров.

3. Платёжный баланс

Платежный баланс занимает ведущее место в балансах международных расчетов. В отличие от расчетного баланса платежный баланс включает только фактически произведенные поступления и платежи, кредиты и инвестиции.

Важнейшая роль в платежном балансе отводится счету текущих операций. Текущие операции платежного баланса включают четыре статьи: операции с товарами, услугами, доходы от инвестиций и оплату труда, текущие трансферты . В России ключевая роль в счете текущих операций и в платежном балансе в целом принадлежит операциям с товарами.

Экспортно-импортные операции с товарами составляют значительную долю платежного баланса страны. Россия экспортирует, прежде всего, сырье, а импортирует – готовые изделия.

Следующей статьей текущего баланса являются услуги. К важнейшим видам услуг принято относить: транспортные услуги (воздушный, морской, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный транспорт), поездки (деловые, личные), прочие услуги. К сожалению, Россия пока не смогла создать необходимые условия для развития туризма.

Доходы от инвестиций представляют собой доходы, полученные резидентами от своих зарубежных активов (дивиденды, проценты, рента и др.). Доходы по оплате труда связаны с доходами, которые резиденты получают за рубежом (заработная плата, премии и т.д.).

Доходы по оплате труда принимаются в расчет только в случае, когда резидент находится в иностранном государстве менее одного года. Соответственно, расходы по инвестициям и оплате труда возникают, когда нерезиденты получают доходы от инвестиций, оплату труда в России.

Текущие трансферты связаны с безвозмездным перечислением денег из страны в страну: на государственном уровне (гуманитарная помощь, помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий странам); на частном уровне (денежные переводы, подарки, помощь частных негосударственных иностранных фондов).

Следующим важным счетом является счет операций с капиталами и финансовыми инструментами . Счет операций с капиталом в отличие от текущих операций включает капитальные трансферты. Капитальные трансферты так же, как и текущие трансферты, целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: на государственном уровне (одно государство частично или полностью списывает долги другого государства, безвозмездно передает оборудование и т.д.); на частном уровне (одна фирма частично или полностью списывает долг иностранной фирмы, мигранты осуществляют перевоз имущества и т.д.).

Прямые инвестиции связаны с долгосрочным инвестированием средств в предприятие с целью участия в управлении, совершенствования его работы и получения дохода на вложенный капитал. Портфельные инвестиции связаны с инве­стициями в ценные бумаги. К другим инвестициям относят все инвестиции, которые не вошли в состав прямых и портфельных инвестиций (различного рода кредиты).

Важной составляющей частью платежного баланса являются также такие статьи как резервные активы и чистые ошибки и пропуски. Резервные активы – это золотовалютные резервы Банка. Чистые ошибки и пропуски. В эту статью попадает часть валютных средств, которые были нелегально вывезены из страны в течение года. Поэтому увеличение статьи «ошибки и пропуски» является негативным фак­тором.

Понравилась статья? Поделитесь ей