Контакты

Понятие и особенности финансовой деятельности. Что такое финансовая деятельность? Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия Что включает в финансовая деятельность

Любое общество для обеспечения нормального (достаточно комфортного) уровня своей жизнедеятельности осуществляет множество видов конкретного труда. С этой целью создаются определенные организации, которые совместно выполняют ту или иную миссию и действуют на основе определенных правил и процедур. Предприятие (организация) - это организационно выделенное и экономически самостоятельное основное (первичное) звено производственной сферы народного хозяйства, изготавливающее продукцию, выполняющее работу или предоставляющее услуги.

В практике хозяйствования каждое предприятие как сложная производственно-экономическая система осуществляет много конкретных видов деятельности. Каждое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы (стратегию) развития, исходя из спроса на изготовляемую продукцию (работу, выполняемые услуги) и необходимости постоянного увеличения собственной прибыли, а также осуществляет материально-техническое обеспечение производства.

Функционирование предприятия сопровождается непрерывным кругооборотом средств, осуществляемым в виде затрат ресурсов и получения доходов, их распределения и использования.

У каждого предприятия есть определенная цель. Целей может быть и несколько, ставят их обычно собственники, а для достижения используются материальные и кадровые ресурсы, с помощью которых осуществляется финансово-хозяйственная деятельность. То есть по сути своей финансово-хозяйственная деятельность является инструментом для достижения иерархических, экономических и других целей, стоящих перед конкретным предприятием.

Финансово-хозяйственная деятельность - это целенаправленно осуществляемый процесс практической реализации функций предприятия, связанных с формированием и использованием его финансовых ресурсов для обеспечения экономического и социального развития. Она осуществляется на всех стадиях жизненного цикла предприятия: от момента его рождения и до момента его ликвидации как самостоятельного субъекта хозяйствования. Процесс осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия характеризуется широким спектром его финансовых отношений с различными субъектами финансовой системы страны.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия характеризуется, прежде всего, количеством и ассортиментом выпускаемой продукции, а также объемом ее реализации. Объем выпускаемой продукции напрямую зависит от наличия и качества производственных мощностей, наличия необходимого сырья, материалов или комплектующих, персонала соответствующей квалификации, рынков сбыта продукции.

В свою очередь, объем выпускаемой продукции влияет на все другие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия - себестоимость выпускаемой продукции, объем получаемой прибыли, рентабельность производства, финансовое состояние предприятия.


Финансово-хозяйственная деятельность предприятий - это целенаправленная деятельность на основе принимаемых решений, каждое из которых оптимизируется на основе интуиции или расчетов. Под риском принятия решения понимается вероятность несоответствия полученных результатов реализованного решения поставленным целям.

Факторов, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия или организации, достаточно много. Не все их можно проанализировать. Важнейшими являются имеющиеся в наличии ресурсы - финансовые, материальные, кадровые.

Цель финансово-хозяйственной деятельности - получение максимально возможных результатов. Задачами, которые решаются при достижении цели являются: обеспечение производственного процесса ресурсами и управление ими; организация производственно-технологического процесса; формирование положительных результатов. Задачами управления финансово-хозяйственной деятельности являются: планирование, контроль, корректировка, анализ, повышение эффективности.

Финансово-хозяйственная деятельность выступает деятельностью, прежде всего, по поводу ее основы - финансов предприятия. Однако эффективность организации финансов выступает как финансовое состояние предприятия. Последнее зависит от эффективной организации всего денежного оборота. Поэтому финансово-хозяйственная деятельность как понятие охватывает широкий спектр деятельности в рамках предприятия, состоящий из контроля за обеспечением денежных расчетов, получением денежных доходов и осуществлением расходов, формированием и распределением денежных накоплений и финансовых ресурсов.

Многообразная финансово-хозяйственная деятельность предприятия осуществляется на основании планово-прогнозных текущих и оперативных финансовых документов. Объектами планирования, регулирования и контроля в них выступают денежные и финансовые отношения, материализованные в соответствующие показатели. Главными объектами финансово-хозяйственной деятельности выступают те многообразные денежно-финансовые отношения предприятий, которые составляют содержание финансов предприятий.

Под эффективностью финансово-хозяйственной деятельности предприятия следует понимать её результат, полученный или потенциально возможный в процессе преобразования определённых ресурсов в конечный продукт (работу, услугу). Уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия характеризуется уровнем его затрат, результатов и финансового состояния. Именно поэтому для того, чтобы определить уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, необходимо рассчитать комплекс показателей, характеризующих его затратоёмкость, результативность и финансовое состояние.

Для определения сущности финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходимо дать определение основных составляющих его элементов. Такими элементами являются: финансы предприятия, структура средств предприятия, структура имущества предприятия, цели финансового анализа, субъекты анализа.

Савицкая Г.В. пишет, что в условиях рынка финансы предприятий приобретают особенно важное значение. Возрастающую роль финансов предприятий следует рассматривать как тенденцию, действующую во всем мире.

Основной целью оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, по мнению Стражева В.П., является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, о которых пойдет речь в следующем параграфе выпускной квалификационной работы.

Понятие, общая характеристика, задачи, принципы, конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации.

В материальном смысле слова Финансы – это фонды денежных средств (не деньги!) Фонды – это системы отношений, которые формируют некий объем денежных средств. Это юридическая конструкция в рамках которой ден. средства собираются, используются и распределяются.

Главная функция Финансов – перераспределение.

Фин. деятельность – это регламентируемая нормами права деятельность по созданию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, осуществляемая государством или уполномоченными законом лицами в целях её бесперебойного функционирования и развития. Вся финансовая деятельность подпадает под правовую регламентацию. Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления имеет публичный характер, общую направленность на обеспечение потребностей общества, реализацию задач социально-экономического развития, поддержание обороноспособности и безопасности страны. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований является важной и необходимой составной частью механизма социального управления. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание усл-ий, обеспеч. достойную жизнь и свободное развитие человека. Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Цель также: финанс. обеспечение бесперебойного функционирования и развития гос-ва и общества. Задачи фин. деятельности: аккумулирование и распределение фондов ден. средств в соответствии с целями гос-ва, стимулированиесоциально-экономического развития, контроль за законным и целесообразным использованием денежных ресурсов, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, использование финансовых ресурсов для деятельности государственных органов. Особенности: в отличие от др. сфер деят-ти гос.: она имеет межотраслевой характер, осуществление гос. финанс. функций протекает в виде деятельности как представит, так и исполнит органов власти, сфера финанс. деятельности относится к ведению как фед. органов, так и субъектов РФ, а также ОМС. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и субъектов. Принципы : федерализма , плановости , приоритет законодательной власти над исполнительной , принцип приоритета публичных интересов (использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества), единство финансовой политики и денежной системы (является необходимым условием гарантированного К РФ единства экономическо­го пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч. 1 ст. 8)), самостоятельность финансовой деятельности ОМС (К РФ (ст. 12, 130-133), принцип гласности (основы его установлены нормами К РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность), законность (выраж. в том, что весь процесс созд, распредел и использ ден. средств детально регламентирован нормами фин. права. Их соблюден обеспечивается возможностью применения мер гос. принуждения). Функции финансовой деятельности :



а) образование государственных и муниципальных денежных фондов;

б) распределение государственных финансовых ресурсов;;

в) использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

г) государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов;

д) эмиссия денежных знаков.

Конст. основы фин. деятельности : В РФ гарант-ся единство экономического пространства, своб-е перемещение товаров, услуг и фин. ср-в, поддержка конкуренции, свобода экон. дея-ти (ст.8), разграничение компетенции РФ и субъектов в области фин-го, валютного, кредитного регулирования (ст. 71), право гр-н РФ участвовать в упр-нии делами гос-ва как непоср-но, так и через своих предст-лей (ст.32, в вед-и РФ нах-ся: устан-е основ фед. финансовой политики, финансовое, вал-е и кредитное регулирование, (ст. 71). К совм ведению отнесено уст-е общ. принципов налогообл-я и сборов в РФ (ст.72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой ГВ (ст. 73,76), самостоятельность финансовой деятельности ОМС (К РФ (ст. 12, 130-133).

Осуществление, государством финансовых функций протекает в виде деятельности как представительных, так и исполнительных органов власти. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми . Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправовые формы - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов и т.п. Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осущест­вления правовых форм финансовой деятельности. Финансово правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений. Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений (например: принятие фед. бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления). Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим: по юридическим свойствам нормативные (регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правовые нормы) и индивидуальные (общие правила, уст. в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, которые предусматривают один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений). Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на: а) законодательные , по вопросам финансовой деятельности государства; б) подзаконные (акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона). Выделяют Финансово-плановые акты - это акты, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период. Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости. К ним относятся: федеральный бюд­жет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; и др. Методы : Все способы осуществления финансовой деятельности на общие и специальные . Общие способы используются при осуществлении практически всех функций финансовой деятельности (командно-волевой (импе­ративный), рекомендательный, согласовательный способы). Командно-волевой (императивный) - государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности через правовые акты, действуют по принципу «команда - исполнение». Государство и муниципальные образования в одностороннем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения.

Способ согласования - используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований весьма редко, в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа. Специальные методы финансовой деятельности «работают» в процессе реализации определенных функций этой деятельности. Метод обязательных платежей (проявляется через установление налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные фонды), Метод добровольных платежей (проявляется через реализацию государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, продажу им государственного и муниципального имущества, добровольные пожертвования различных субъектов в пользу государства), Метод финансовых изъятий (проявляется в изъятии государством свободного остатка прибыли казенного предприятия), Штрафной метод (установлении и применении штрафов, пеней и других санкций), Метод финансирования (безвозвратное и безвозмездное выделение денежных средств), метод публичного кредитования (выделение гос. и муниципальных денежных средств на началах возвратности и возмездности), Метод процентных отчислений от регулирующих доходов (выделение субъектам РФ и МО соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отчислений (в процентах) от федеральных и региональных налогов и иных платежей), Метод субвенций (выделение сумм из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели), Метод дотаций (выделение субъектам РФ и МО финансовых ресурсов без целевого назначения).

1. Понятие финансов как экономической категории и в материальном выражении. Особенности финансов как общественных отношений. Их функции.

Признаки финансов :

1) денежное отношение;

2) распределительное отношение;

3) безэквивалентное отношение;

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:

1) экономический аспект .

Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреж-

2) материальный аспект .

Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.

Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

Функции финансов :

1) распределительная - способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

2) контрольная - заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Финансовая система РФ включает в себя:

1)Бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами.

(это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.)

2)Внебюджетные целевые фонды.

(фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.)

3)Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства.

(децентрализованными фондами денежных средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, образующихся из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.)

4)Государственный и банковский кредит.

(Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами,а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.)

5)Личное и имущественное страхование.

(обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.)

3. Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Задачи финансовой деятельности государства:

1)Образование

2)Распределение

3)Использование денежных фондов

Особенности:

1)Обязательное участие государства / муниципального органа (в лице компетентных органов)

2)Направленность на принятие юридически значимых решений посредством реализации государством его правотворческой функции.

3)Оформление принятого юридически значимого решения в соответствующий НПА, имеющий официальный и общезначимый характер.

4)Юридическое значение результатов деятельности для всех субъектов финансовых правоотношений.

5)Осуществление этой деятельности в строго регламентированном порядке.

Функции:

1)Образование муниципальных и денежных фондов.

2)распределение денежных ресурсов.

3)использование денежных ресурсов.

4)контроль за движением финансовых ресурсов.

5)эмиссия денежных знаков.

Методы осуществления:

1)Аккумуляции (применимы способы демобилизации доходных источников для оформления стабилизационных фондов (общего обязательного страхования, воинский учет, государственный кредиты)

2)Распределение (метод выделения трансферта - а) дотации; б) субвенции; в) субсидии; г) процентных отчислений)

3)Кредитование.

4. Правовые и неправовые формы финансовой деятельности государства: понятие, краткая характеристика.

правовая - деятельность, которая влечет правовые последствия и осуществляется на основе юридического оформления

Правовые:

1)издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;

2)издание индивидуальных правовых актов;

3)заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;

4)реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;

5)привлечение к ответственности лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.

неправовая - деятельность, которая не влечет юридических последствий, хотя и предусмотрена законодательством.

Неправовые:

1)проведение совещаний;

2)финансово-экономический анализ;

3)прогнозирование;

4) разъяснение финансового законодательства.

5. Конституционные основы финансовой деятельности РФ.

Финансовая деятельность государства осуществляется на основе принципов, содержание которых определяется Конституцией РФ.

Принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований:

1) приоритет публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) принцип федерализма - закрепляет основные разграничения предметов ведения государства и субъектов РФ, а также устанавливает предметы их совместного ведения.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина;

в) защита прав национальных меньшинств;

г) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

д) режим пограничных зон;

е) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

ж) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

з) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

3) единство финансовой политики и денежной системы - заключается в том, что субъекты РФ наделены самостоятельностью, но она не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, общих принципов налогообложения и функционирования денежной системы государства.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Денежной единицей в РФ является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Основная функция Центрального банка РФ - защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России - единственное законное средство наличного платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами;

4) социальная направленность финансовой деятельности в РФ - одной из основных целей финансовой деятельности государства является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Граждане могут участвовать в финансовой деятельности государства и местных органов власти непосредственно и через представителей.

6. Состав и краткая характеристика финансово-правового положения федеральных органов государственной власти, для которых финансовая деятельность является основной.

Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:

1) органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью:

а) Президент РФ - подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете;

б) законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (например, Федеральное Собрание РФ) - рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;

в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) - представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;

2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:

а) Министерство финансов РФ. Основная задача - выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

б) Федеральное казначейство РФ. Задачи:

Организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление средствами на счетах Казначейства;

Регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;

Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

Управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

в) Министерство РФ по налогам и сборам. Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности:

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;

Участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

Осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов;

г) Банк России. Основные цели:

Разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ;

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

Устанавливает правила проведения банковских операций;

Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

7. Министерство финансов РФ: понятие, задачи, основные функции и полномочия.

Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) по поручению Правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении

средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

3) составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

4) разрабатывает прогноз консолидированного бюджетаРФ;

5) выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

6) осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

7) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты;

8) получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;

9) обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Правительством РФ;

10) предоставляет по поручению Правительства РФ от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

11) проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий;

12) ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга РФ;

13) осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом РФ;

14) организует исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

15) исполняет федеральный бюджет в порядке, установленном Налоговым кодексом;

16) составляет отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

17) налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством РФ;

18) введет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета;

19) осуществляет иные полномочия в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими актами бюджетного законодательства РФ.

8. Федеральное казначейство: задачи, функции, полномочия.

В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по субъектам РФ, городам, кроме городов районного подчинения, районам и районам в городах.

Главные задачи органов Казначейства:

1) организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы;

2) регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

3) осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;

4) сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;

5) управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

6) разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

К функциям Главного управления федерального казначейства Минфина РФ относятся:

1)организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета

2)организация и осуществление: краткосрочного прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета,

обслуживаемым ими территориям;

3)ведение сводного реестра распорядителей средств федерального бюджета

4)организация распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ

5)управление доходами и расходами федерального бюджета

6)организация осуществления взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ

7)регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами

8)организация работы территориальных органов Казначейства по контролю за исполнением федерального бюджета

9)организация и ведение операций по учету государственной казны.

10)руководство работой территориальных органов Федерального казначейства;

11)доведение до территориальных органов Федерального казначейства размеров ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым ими территориям

9. Федеральная службы финансово-бюджетного надзора: понятие, задачи, функции, полномочия.

в соответствии с Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ

основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

1) проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом

2) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

3) организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

4) осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

5) организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям

6) осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами

Согласно Постановлению Правительства РФ Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного контроля" Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. осуществляет контроль и надзор:

1.1. за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов

1.2. за соблюдением резидентами и нерезидентами

валютного

законодательства РФ

1.3. за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета

2. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан

3. осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с

составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

4. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы РФ по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6. обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации,

5. осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;

законодательством РФ;

10. Федеральная налоговая служба: понятие, задачи, функции, полномочия.

Федеральная налоговая служба (ФНС России ) - федеральный органисполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации оналогахисборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующийбюджетиных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц,физических лицв качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органыво взаимодействии с другими федеральными органамиисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

11. Федеральная служба страхового надзора: понятие, задачи, основные функции и полномочия.

Федеральная служба страхового надзора - федеральный орган исполнительной власти, находившийся в веденииМинистерства финансов.

Федеральная служба страхового надзора являлась в 2004-2011годах федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора была образована в соответствии с Указом Президента 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». До создания ФССН функции страхового надзора с сентября 1996 по март 2004 года выполнял Департамент страхового надзораМинистерства финансов РФ.

Основные функции:

1)принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

2)выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

3)ведение единого государственного реестра субъектов страхового делаи реестра объединений субъектов страхового дела;

4)осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

5)осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

6)выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

7)получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

8)обращение в случаях предусмотренных законом в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

9)обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

12. Банк России: особенности правового положения, основные задачи, функции. Роль реализации финансовой политики государства.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Целями деятельности Банка России являются:

1)защита и обеспечение устойчивости рубля;

2)развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

3)обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;

4)развитие финансового рынка Российской Федерации;

5)обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

4.1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

8.1) принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

9.1) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг (см. текст в предыдущей редакции)

10.1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

10.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

Финансовая деятельность государства - это осущест­вление им функций по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию денежных фондов (финан­совых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономичес­кого развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для дея­тельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований , осу­ществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодатель­ством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функции по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию муниципальных (мест­ных) денежных фондов в целях реализации социально-экономичес­ких задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурса­ми деятельности органов местного самоуправления. Особенностью муниципальной финансо­вой деятельности является обеспечение финан­совыми средствами выполнения целей и задач, предусмотрен­ных местным сообществом, и делегированных полномочий государства.

Финансовую деятельность государства нужно рассматривать с двух сторон:

  1. как особый вид экономической деятельности;
  2. как разновидность государственного управления.

Финансовая деятельность государства как особый вид экономической деятельности

Признаки, характеризующие финансовую деятельность государства как особый вид экономической деятельности:

  • выпуск денежных знаков (эмиссия);
  • организация и регулирование денежного обраще­ния в стране;
  • осуществление расчетов.

Деньги выполняют роль измерителя стоимости товаров и услуг, являются всеобщим эквивалентом, помогающим быстро и эффективно обменивать один товар на другой, способству­ют нормальной работе хозяйственных механизмов в сфере как госу­дарственного, так и частного бизнеса, в наиболее удобной форме по­могают удовлетворять свои потребности.

В процессе осущест­вления финансовой деятельности государство собирает (мобилизу­ет) денежные средства, распределяет мобилизуемые денежные средства (перераспределяет) и создает бюджетные, внебюджетные, резервные и иные денежные фонды. Это очень существенный признак финансовой деятельности государства. При этом государство использует различные ме­тоды: установление налогов и сборов, добровольное привлечение де­нежных средств населения посредством государственного кредита, лотереи и т.д.

В рассматриваемом плане огромное значение для функциони­рования государства имеет создание федерального бюджета как цен­трализованного фонда Российской Федерации, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного зна­чения (оборона, иностранные дела), а также для перераспределения финансовых средств между субъектами Российской Федерации в це­лях выравнивания условий их социально-экономического развития.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает создание основных го­сударственных внебюджетных фондов, к числу которых относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования и другие фонды. Финансовые фонды дисциплинируют государство, обязы­вают должностных лиц использовать денежные средства законно и на цели, указанные в законе. Создание денежных фондов в процессе мобилизации денежных средств, их распределения и перераспреде­ления представляет собой основное направление в финансовой дея­тельности государства.

В процессе финансовой деятельности государство расходует де­нежные средства. Из федерального бюджета госу­дарство осуществляет расходы на армию и оборону; из Пенсионно­го фонда РФ выплачивает пенсии гражданам; из резервных фондов восстанавливает потери, понесенные городами и селами в результате стихийных бедствий, и т.д.

Расходуя денежные средства, государство:

  • применяет бюджетное финансирование, т.е. целевой, безвоз­мездный, безвозвратный отпуск государственных денежных средств;
  • применяет банковское кредитование, т.е. выдачу возвратных ссуд, за пользование которыми граждане и юридические лица уплачивают проценты;
  • выплачивает страховые возмещения и т.д.

Таким образом, финансовую деятельность государства обра­зуют прежде всего такие ее виды, как эмиссионная, налоговая, бюджетная, расходная деятельность. Однако панорама финан­совой деятельности государства показывает и другие ее состав­ные части (виды): валютную, кредитную, страховую, финансово-контрольную и др.

Финансовая деятельность государства как разновидность управлен­ческой деятельности

Финансовая деятельность государства представ­ляет собой «специальную отрасль государственного управления». В этом качестве финансовая деятельность государства является:

  • властной, основанной на предписаниях органов государственной (публичной) власти;
  • государственно-плановой, осуществляемой в рамках точно определенного времени (квартала, года);
  • координирующей;
  • контролирующей.

Управленческий характер финансовой деятельности проявляется в том, что она осуществляется на основе правовых управленческих ре­шений как представительных, так и исполнительных органов власти. В иерархии таких решений ведущее место принадлежит актам пред­ставительных органов, в первую очередь федеральным законам и за­конам субъектов Федерации о бюджетах, налогах и т.д.

Наибольшую часть управленческих решений в области финан­совой деятельности государства составляют акты органов исполни­тельной власти, и это естественно, потому что преимущественно эти органы осуществляют финансовую деятельность (Минфин России, налоговые службы). При этом в каждом конкретном случае осущест­вление финансовой деятельности представляет собой иерархическую связь двух субъектов: один из них командует, реализует направляю­щее, координирующее, контролирующее воздействие, а другой субъ­ект подпадает под его власть. Наиболее заметно такое воздействие в налоговом правоотношении (налоговый орган - налогоплатель­щик), в бюджетно-процессуальном правоотношении (законодатель­ный орган - орган ).

Финансовая деятельность представляет собой управленческую деятельность координирующего характера , в процессе осуществление которой устанавливается в зависимости от обстоятельств целе­сообразное соотношение расходной части с доходной частью бюдже­тов различных уровней путем бюджетного регулирования: процент­ных отчислений от налогов в те или иные бюджеты, предоставления дотаций, субвенций и субсидий и т.д. Однако координацию как управленческое воздействие по согласованию действий различных финансовых органов вряд ли можно ограничить только бюджетной сферой. Она распространяется на эмиссионную, налоговую, валют­ную и другие сферы финансовой деятельности государства.

Планирование имманентно присуще финансовой деятельности как деятельности управленческой. Например, исполнение бюдже­та как по доходам, так и по расходам осуществляется строго по пла­ну: каждый доход и каждый расход бюджета предусмотрены зако­ном и реализуются в установленное законом время. Иначе говоря, финансовая деятельность любой государственной организации осу­ществляется не произвольно, а на основе какого-либо финансово-планового акта: сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, баланса доходов и расходов предприятия, кассового плана и т.д.

Таким образом, финансовая деятельность государства представ­ляет собой плановый процесс мобилизации денежных средств, соз­дания финансовых фондов, расходования денежных средств для эф­фективного выполнения государством своих задач и функций.

Составной частью финансовой деятельности государства как управленческой категории является финансово-контрольная дея­тельность , которую осуществляют компетентные органы государ­ства (Минфин России, Счетная палата РФ) в процессе мобилизации денеж­ных средств в государственные финансовые фонды и их использова­ния в интересах общества и государства.

Государственный финансовый контроль распространяется как на государственные и муниципальные финансовые структуры, так и на частную предпринимательскую деятельность. Так, органы го­сударственной власти Российской Федерации и органы государст­венной власти субъектов Российской Федерации осуществляют кон­троль за соблюдением органами местного самоуправления налогово­го и бюджетного законодательства.

Итак, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по выпуску денежных знаков и организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в государствен­ные и муниципальные фонды, использованию их в интересах обще­ства и государства, причем эта деятельность осуществляется на осно­ве управленческих решений, финансового планирования и контроля за правильностью всех финансовых операций как государственных (публичных), так и частных структур.

Есть еще один признак финансовой деятельности государства, о котором следует сказать отдельно: эта деятельность осуществляется на строго правовой основе.

Под финансовой деятельностью организации понимается привлечение и воз-врат заемных источников финансирования (кредиты, займы), выпуск обыкно-венных и привилегированных акций, выплата дивидендов, штрафов, пеней, прочие внереализационные операции (рис. 7.5).
"Притоки" "Оттоки"


Денежные потоки, связанные с изменением уставного капитала, долгосрочных и краткосрочных кредитов определяются по данным баланса. При этом используется следующая формула:
АПассива = Пассив (і) - Пассив (г - 1). Г"6)
Величина прочих Енереализационных доходов (расходов) периода напрямую переносится из отчета о прибылях и убытках в отчет о движении денежных средств. Оттоки денежных средств, связанные с выплатой процентов по привлекаемым кредитам, отражаются в составе прочих операционных расходов, об учете которых говорилось при описании инвестиционной деятельности.
Сумма притоков и оттоков денежных средств по основной, инвестиционной и финансовой деятельности образует чистый денежный поток. Величину чистого денежного потока можно рассматривать как потенциальный приток денежных средств, которым должна располагать компания по результатам своей деятельности.
Фактическое изменение (фактический приток) денежных средств определяется по данным баланса и носит название фактический денежный поток. Фактический денежный поток определяется как разница денежных средств баланса на текущую и предыдущую отчетную дату. Его величина показывает, на сколько в данном периоде анализа возросла или уменьшилась сумма денежных средств, находящаяся в распоряжении компании.
Разница между фактическим и чистым денежными потоками представляет собой прочие потоки, движение которых не прослеживается по данным баланса и отчета о прибылях и убытках. Отрицательные значения прочих ПОТОКОЕ говорят о том, что предприятие несло такие затраты, как содержание объектов социально!. сферы, выплата дивидендов и различного рода пособий. Положительные значения по строке ""Прочие потоки" могут быть связаны, например, с безвоз-мездными передачами предприятию имущества.
Информация отчета о движении денежных средств поможет ответить на вопросы:
достаточно ли поступлений от основної: деятельности для финансирования оборотного капитала;
достаточно ли средств предприятия для финансирования выбранной ин-вестиционной программы;
возникает ли необходимость (и в каком объеме) в привлечении заемных источников финансирования.

Еще по теме 7.2.3. Финансовая деятельность:

  1. 2. Алгоритмы моделирования финансовой деятельности фирмы
  2. 2.1. Содержание и сущность финансовой деятельности коммерческого предприятия
  3. Раздел ЗАНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  4. Глава 4. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
  5. § 1. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  6. § 2. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
Понравилась статья? Поделитесь ей