Контакты

Развитие внешнеэкономической деятельности. Развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий в условиях глобализации фокин сергей сергеевич Факторы развития внешнеэкономической деятельности

Виды и формы ВЭД.

ВЭД относится к одной из сфер международного бизнеса, основанного на базе производства продукции (выполнения работ и предоставления услуг, предназначенной для зарубежных рынков).

В российской практике это понятие стало активно использоваться с конца 80-х годов прошлого столетия в связи с началом осуществления экономической реформы (1086-1987), суть которой сводилась к децентрализации государственной внешней торговли и переходу от системы межправительственных внешнеэкономических связей к самостоятельному осуществлению ВЭД на уровне предприятий. – производителей экспортной продукции.

Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. №213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» было установлено, что «всем зарегистрированным на территории РФ предприятиям, организациям и объединениям, независимо от формы их собственности, разрешается осуществлять внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации». Любое российское лицо, в учредительных документах которого предусмотрено ведение ВЭД, имеет право на ввоз или вывоз товара в соответствии с заключенным контрактом.

В результате реформирования ВЭС в России сложились два понятия «ВЭС» и «ВЭД», последнее их которых изменило содержание ранее используемой категории ВЭС ее значение и характер. При этом ВЭД и ВЭС не следует рассматривать как две раздельные внешнеэкономические сферы функционирования и государственного регулирования в экономике России. Потому как одной из приоритетных сторон ВЭД является то, что внешнеэкономическая стратегия отдельных экспортно-ориентированных предприятий, а также отраслевых министерств и ведомств, в состав которых они входят, во многом определяет направления и принципы внешнеэкономической политики государства.

Внешнеэкономические связи. – одна из форм межгосударственных отношений в области научно-, военно- технического, производственного и торгово-экономического сотрудничества и валютно-финансового взаимодействия.

Содержание ВЭС состоит в безусловном выполнении в государственных интересах России экспортных поставок (и импортных закупок для федеральных нужд), вытекающих из достигнутых двусторонних межправительственных торгово-экономических соглашений, как правило взаимного характера в рамках международной специализации и кооперации, а также в выполнении финансово-кредитных обязательств.

Планирование объемов и определение товарной номенклатуры экспортно-импортной продукции и услуг в рамках осуществления ВЭС производится федеральными структурами, т.е. на правительственном уровне по стратегически важным позициям через систему государственного заказа и за счет государственного бюджета.


Госзаказ по сути выступает директивным планом обеспечения производства экспортной продукции для профильных предприятий, выбранных в качестве исполнителя. Под сформированный заказ правительством выделяются лимиты централизованного материально-технического обеспечения и валютно-финансовых ресурсов.

Передавая госзаказ предприятиям –исполнителям, федеральные структуры, ответственные за выполнение внешнеэкономических соглашений берут на себя обязательство по своевременной полной оплате его в обусловленный срок.

Внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере отношений, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производственными процессами и отличается правовой и экономической автономностью, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

ВЭД осуществляется на уровне предприятий на частично или полностью обеспечивающих производство экспортной продукции и реализацию ее на внешнем рынке. Такие предприятия, компании, фирмы – экспортно-ориентированные предприятия.

В основе ВЭД лежит полная самостоятельность в разработке экспортной стратегии, в выборе экспортного продукта, его номенклатуры и состава ассортиментных позиций исходя из производственно-технологических возможностей, а также внешнего рынка, иностранного партнера, базисных и финансово-экономических условий внешнеторговых сделок, в определении экспортной цены и стоимости контракта, сроков поставки продукции и способов транспортировки.

Факторы развития внешнеэкономической деятельности.

Внешняя торговля начала быстро развиваться при ка­питалистическом способе производства и достигла наиболь­шего развития при вхождении ряда крупнейших стран мира (США, Японии, Германии, Франции и др.) в мировую рыноч­ную экономическую систему.

Наиболее значимым фактором, повлиявшим на бурное развитие внешнеторговой деятельности между странами в XIX в., стало развитие морского и железнодорожного транспор­та. В XX в. возможность широкого развития внешней торгов­ли усилилась за счет постоянного совершенствования всех ви­дов транспорта.

Интенсивное развитие различных видов машинного произ­водства делает важным увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые виды сырья, топлива, материалов, а также научных разработок.

На развитие внешнеэкономической деятельности влияют также следующие группы факторов:

1.Экономические факторы. На протяжении всей исто­рии наблюдается неравномерность экономического развития различных стран мира. Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, свою специализацию в экономике.

2.Политические взаимоотношения. Укреплению внеш­неэкономической деятельности способствует наличие друже­ственных политических отношений между странами.

3.Научно-техническое развитие страны. Формирова­нию внешнеэкономической деятельности способствует обмен между странами, научными сотрудниками, преподавателями, студентами; проведение совместных исследований, экспери­ментов, выполнение контрактов по проведению проектных, на­учно-исследовательских и конструкторских работ.

4.Особенности географического положения, природных иклиматических условий.

5.Ресурсные факторы . Различие и людских, сырьевых и финансовых ресурсах также создает основу для обменных отношений.

После Второй мировой войны, когда в мире преобладали страны с закрытой экономикой, была распространена точка зрения, согласно которой каждое государство должно преус­певать во всех сферах экономики. Эта тенденция была обу­словлена стремлением обеспечить самодостаточность страны, а также мнением о том, что выход на современный уровень предполагает развитие отраслей обрабатывающей промыш­ленности, а не концентрацию на тех сферах, где страна доби­лась наибольших успехов. Однако мировой опыт свидетель­ствовало, что обязательным условием успешного развития стала более глубокая интеграция страны в мировую экономи­ку, позволяющая получить новые технологии и ноу-хау, а так­же повышающая роль конкуренции.

Началось при становлении капитализма и совершенствовании производства. Лидерами в этом стали самые крупные страны мира: США, Германия, Япония, Италия и другие в процессе вступления их в отношения на мировой экономическом рынке.

Определение 1

Внешнеэкономическая деятельность – совокупность процессов, в которых реализуются внешние экономические связи через осуществление обмена товарами, вступление в совместное предпринимательство и другие формы экономических и научно-технических отношений, а также путем проведения операций с валютой, финансовыми и кредитными средствами.

Понятие внешнеэкономической деятельности является как исторической, так и экономической категорией. С исторической точки зрения ВЭД – результат становления цивилизации, возникший вместе с государственностью и развивающийся совместно с ним. С точки зрения экономической науки ВЭД является системой экономических отношений между странами мира, охватывающей практически все сферы экономической жизни, в первую очередь производство, торговлю, инвестиции.

Факторы развития ВЭД

Одним из главных факторов развития ВЭД является, конечно, вывоз капиталов. На этой основе появляются транснациональные компании и корпорации, которые обычно национальные относительно капитала и интернациональны относительно сферы деятельности. Роль таких транснациональных организаций велика, поскольку на их долю приходится до 1/3 всего международного экспорта в мире.

К прочим факторам, влияющим на развитие внешнеэкономических отношений, можно отнести:

  • Разный уровень экономического развития стран мира – у каждой страны своя уникальная отраслевая структура и присущи ей уровень производственного развития, связи, транспорта, своя экономическая специализация.
  • Отличия в обеспеченности трудовыми, сырьевыми ресурсами, финансовыми возможностями – во всем мире каждый год перемещаются около 25 млн. человек в поисках работы, при этом есть страны с избытком рабочей силы, и, наоборот – с нехваткой трудовых и людских ресурсов. Именно поэтому процесс трудовой миграции играет большую роль в развитии и укреплении международных экономических и научно-технических отношений.
  • Политическое положение государств – развитию и укреплению ВЭД способствует положительный политический климат в мире и дружественные отношения между государствами мира, а политическая конфронтация, напротив, обостряет закрытость экономик, снижает торговые обороты и даже может привести к разрыву экономических отношений.
  • Различия в уровне научно-технического развития – немало важный фактор развития и укрепления ВЭД. Обмен студентами, научными сотрудниками, достижениями, ведение совместных научных проектов и исследований, заключение контрактов на конструкторские изыскания – все это укрепляет взаимоотношения между государствами.

Проблемы и перспективы России в области ВЭД

Россия – страна богатая минеральными и сырьевыми ресурсами, имеет максимально выгодное географическое положение, но с недавнего времени столкнулась с существенными запретами, ограничениями, связанными с возможностью мировой торговли.

Замечание 1

Конечно, вступление Российской Федерации в ВТО несколько снизило экономический прессинг со стороны иностранных государств. Однако, вводимые с 2014 года санкции со стороны США и отдельных западных стран вынудили к поиску альтернативных решений, касающихся ведения ВЭД, так как только внутренний обмен товарами и услугами между регионами не обеспечивал бы достижения нормальных экономических показателей.

В настоящее время для результативного и эффективного развития внешних экономических связей Россия стремится стать государством, которое производит и продает конкурентоспособные товары и услуги, формирует равные условия конкуренции среди производственных предприятий на разных рыночных секторах. Основное условие для решения такой задачи – эффективная государственная политика в сфере ВЭД, базирующаяся на:

  • росте государственного контроля в сфере внешнеторговых отношений
  • контроле количества и качества экспортируемых и импортируемых товаров
  • расширенном привлечении инвестиций в экономику со стороны иностранных партнеров
  • создании максимально комфортных условий деятельности отечественных производителей.

Какие основные этапы развития организации ВЭД в России?

Экономические реформы в России включают в качестве одного из важнейших направлений и реформу внешнеэкономической деятельности, проводимую с 1986 г. союзным правительством, а с 1991 г. - российским. А до этого времени в течение продолжительного периода внешнеэкономические связи рассматривались на государственном уровне как вынужденное явление, влияние которого по возможности должно быть минимальным. На всех исторических этапах развития России внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: хозяйства в целом, отдельных регионов, объединении, предприятий.

Можно выделить пять этапов развития управления внешнеэкономической деятельностью в России:

I - до 1918 г. - дореволюционный;

II - 1918-1986 гг. - советский;

III- 1986-1991 гг. - перестроечный;

IV - с 1991 -1999 гг. - период активного реформирования.

V - с 2000 г. - современный.

I - до 1918 г. - дореволюционный. Внешняя и внутренняя политика государства на рубеже XIX-XX вв. определялась потребностями капиталистических монополий, запросами финансовых кругов. Объективно стоял вопрос о дальнейшем экономическом развитии страны и месте внешней торговли в умножении богатств России.

Россия поддерживала торговые отношения с 28 странами. С шестнадцатью - на основе режима наибольшего благоприятствования, а с Германией, Великобританией, Австрией, Италией, Францией - на основе конвенционного тарифа. С семью государствами имелись договоры на двусторонней основе, в том числе с Китаем, Персией, Турцией. В целом Россия во внешней торговле придерживалась чрезмерного протекционизма, который задерживал развитие рынка для сельского хозяйства, искусственно поддерживая натурально-хозяйственные элементы.

В 1912 году Россия занимала в мировом товарообороте 7 место. Россия ввозила товары, изготовленные из экспортированного в другие страны российского сырья, но с огромными наценками и уплатой высоких ввозных таможенных пошлин. Доля промышленных товаров при экспорте составляла около 10%, а хлеба и сырья - 90%.

II - 1918-1986 гг. - советский. Государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности была установлена в России с приходом к власти большевиков. Законодательно она была закреплена в апреле 1918 г. декретом «О национализации внешней торговли». Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и проч.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами. Декретом устанавливался орган, ведающий национализированной внешней торговлей - Народный комиссариат торговли и промышленности, при котором был Совет внешней торговли, в 1920 г. преобразованный в Народный комиссариат внешней торговли. С тех пор государственная монополия на внешнюю торговлю сохранялась все годы существования СССР.

В целом система управления, планирования и стимулирования внешнеэкономической деятельности не способствовала росту эффективности экспорта. Экспорт не мог быть достаточно эффективным потому, что непосредственные создатели экспортного потенциала - первичные производственные звенья (объединения, предприятия), научные учреждения и другие создатели интеллектуальной собственности - были отстранены от участия во внешнеэкономических связях.

III- 1986-1991 гг. - перестроечный. К середине 80-х гг. выявились негативные стороны развития внешней торговли: отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта, падение темпов внешнеторгового оборота, устарелые формы организации работы на внешнем рынке и т.д. Это явилось результатом прежде всего одностороннего развития внешнеторговых отношений как с восточноевропейскими и развивающимися странами, так и с западными государствами. Резкое сокращение внешнеторгового оборота страны в начале 90-х годов привело к заметному ослаблению мирохозяйственных позиций России.

III этап характеризовался изменением принципов организации управления внешней торговлей и ее децентрализацией. На этом этапе решались две основные задачи.

  • 1. Расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок, установлению прямых связей и осуществлению производственной и научно-технической кооперации с зарубежными партнерами, предоставление предприятиям-производителям права самостоятельного участия в ВЭД.
  • 2. Расширение числа участников ВЭД за счет создания совместных предприятий, международных объединений и организаций, ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами с целью ускорения научно-технического прогресса.

К концу 80-х годов была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли.

Была создана Государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВК) при СССР, на которую были возложены задачи по координации деятельности внешнеэкономического комплекса страны. Было предоставлено право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций более 20 министерствам, ведомствам СССР и союзных республик, а также крупнейшим объединениям и предприятиям, которые имели условия для значительных поставок на экспорт высококачественной продукции.

Также юридические лица на территории СССР получили возможность создавать совместные предприятия с участием иностранных фирм. Позднее было разрешено юридическим лицам СССР создавать предприятия (с участием иностранного капитала или без него) на территории зарубежных стран.

Полномочия и права в области внешнеэкономической деятельности все больше делегировались от центральных органов на места. Создавались республиканские министерства внешней торговли и региональные ассоциации делового сотрудничества. В составе отдельных министерств были созданы внешнеторговые фирмы, самостоятельно заключавшие внешнеторговые контракты - «Лада» (завод АвтоВАЗ), «Полет» (1-й Московский часовой завод) и др.

В основе осуществления экспортно-импортных операций с самого начала был заложен принцип валютной самоокупаемости. Была установлена следующая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

  • * регистрация участников внешнеэкономических связей;
  • * декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР;
  • * порядок экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного назначения, включающий лицензирование;
  • * оперативное регулирование внешнеэкономических связей. Лицензионный порядок осуществления экспорта и импорта товаров общегосударственного значения был введен с целью оптимизации раздела имеющихся фондов между внутренним рынком страны и экспортом, а также упорядочения конкуренции экспортеров на внешних рынках. Причинами его были слабая осведомленность советских экспортеров (предприятий, кооперативов, организаций) в особенностях работы на внешнем рынке, отсутствие необходимых знаний в области международных правил, обычаев, коммерческой практики, законодательства, конъюнктуры конкретных рынков, порядке расчета и установления внешнеторговой цены.

Массовое стремление многих предприятий и организаций к самостоятельному выходу на внешний рынок привело к неорганизованному экспорту из страны ряда товаров, например, угля, металлолома, макулатуры, древесины, цветных и редких металлов, что вызвало нехватку их в стране и падение цен на зарубежных рынках в связи с множественностью советских экспортеров, их неоправданной конкуренцией и продажей продукции по демпинговым ценам. Поэтому Правительство СССР составило перечень лицензируемых товаров на 1989-1990 гг., который охватывал более 90% стоимости советского экспорта и около 8% импорта. За государством оставалось право экспорта и импорта ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, вооружения, боеприпасов и военной техники, произведений искусства и предметов старины, других предметов, представляющих значительную художественную, историческую, научную и иную культурную ценность, а также наркотических и психотропных веществ.

Реформы в области внешнеэкономических связей начатые в 1986 г., привели к формальной отмене государственной монополии внешней торговли (в 1988 г.), предоставлению предприятиям и хозяйственным организациям права на экспортно-импортные операции, а также к возникновению большого числа совместных предприятий (СП) с зарубежными партнерами (с 1987 г.). Тем не менее, выход на внешний рынок находился под мощным бюрократическим контролем, валютные поступления были обложены высокими налогами. Советский рубль оставался неконвертируемой валютой. На этом этапе был открыт внутренний рынок и ликвидирована монополия внешней торговли, которая являлась барьером для импульсов внешнего рынка.

IV - с 1991 -1999 гг. - период активного реформирования. Механизм регулирования внешней торговли и всей внешнеэкономической деятельности, формировавшийся в переходный период, характеризовался преимущественно ограничением нетарифных методов регулирования экспорта, применяемых в отношении стратегически важных сырьевых товаров, валютными ограничениями и использованием таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка, а также проведение политики ограниченного протекционизма по небольшому числу товарных позиций.

В России наиболее существенные изменения во внешнеторговом режиме начались с указа президента от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», положивший начало качественным изменениям в осуществлении ВЭД в России и заложившим основы ее государственного регулирования. Прежде всего, право на осуществление ВЭД, в том числе и посреднической, было предоставлено всем зарегистрированным на территории РФ предприятиям и их объединениям, независимо от формы собственности. Кроме того, была введена система квотирования и лицензирования для внешнеторговых операций; всем российским юридическим и физическим лицам разрешалось без ограничений открывать валютные счета в банках, уполномоченных на ведение валютных операций на территории России; для экспортеров была установлена обязательная продажа 50 % валютной выручки (ныне отсутствует).

4 июня 1992 г. был подписан Указ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон» (СЭЗ) на территории РФ, призванный резко активизировать привлечение инвестиций, прежде всего прямых иностранных, в отдельные регионы. Реализация этого Указа затруднена отсутствием Федерального закона о СЭЗ и недостатком бюджетного финансирования.

С 1 июля 1992 г. установлен особый порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров. Число организаций, осуществляющих экспорт вышеназванных товаров по состоянию на конец августа 1992 г. было ограничено пятьюдесятью - это в основном государственные внешнеэкономические объединения и крупные отраслевые ассоциации. В 1995 г., когда участие российских экспортеров сырья и топлива приняло достаточно упорядоченный характер и более активно заработали механизмы таможенного и валютного контроля институт специальных экспортеров был упразднен.

Сложившаяся система государственного регулирования в соответствии с мировой практикой включала в себя меры тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта. Экспортные поставки регулировались системой квот и лицензий. Квоты устанавливало Министерство экономики РФ и на их основе выдавались лицензии для экспорта продукции. Кроме того, лицензированию подлежали и некоторые группы специфических экспортных товаров, как-то: оружие и боеприпасы, специальные комплектующие для их производства; драгоценные металлы, отдельные виды лекарственных средств, живые животные и т.д.

Кроме того, в связи с существенной разницей между мировыми и внутренними ценами на экспортируемую продукцию, использовалась система экспортных пошлин, редко применяемая в мировой практике. С помощью этих пошлин часть дохода экспортеров изымалась в пользу государственного бюджета.

Импорт регулировался системой лицензий, на такие специфические товары, как лекарственные средства, химические средства защиты, оружие и боеприпасы, драгоценные металлы и т.д., а также импортным тарифом.

Импортный таможенный тариф РФ (первоначально носивший временный характер) был введен Указом Президента РФ в середине 1992 г. в целях увеличения доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности и создания более благоприятных условий для развития отдельных видов производства с высокой степенью обработки.

  • 23 мая 1994 г. Указом Президента была отменена система квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг (за исключением продукции, экспортируемой в соответствии с международными обязательствами РФ). С 1 июля 1994 г. введена обязательная регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых товаров в Министерстве торговли или его уполномоченных в регионах. В марте 1995 г. отменены льготы в сфере ВЭД и количественные ограничения экспорта и импорта товаров, а также ограничения экспорта путем установления обязательного объема поставок на внутренний рынок. С 1 июля 1996 г. отменены все экспортные пошлины, в начале 1999 г. ряд из них был временно восстановлен. Наряду с этим была отменена обязательная экспертизы количества, качества и цены поставляемых товаров, а также регистрации экспортных контрактов (обязательный характер был заменен на рекомендательный). Контроль за экспортом сохранен только в сфере возврата валюты по внешнеторговым операциям.
  • 21 ноября 1995 г. вышел Указ «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации». Его задача - усиление учета и контроля за импортными операциями российских участников ВЭД. Были введены паспорта импортных сделок, оформляемые через уполномоченные банки. В 1999 г. новым шагом в борьбе с утечкой капиталов из России стала обязанность вносить на счет в уполномоченный банк рублевого эквивалента перечисленной за рубеж валюты за импорт.

После либерализации внешней торговли экономика страны в значительной мере приобрела открытый характер, что является необходимым условием постепенного повышения ее конкурентоспособности. Однако при этом еще не заработали принятые во всем мире механизмы защиты внутреннего рынка от недобросовестной зарубежной конкуренции.

V - с 2000 г. - современный этап развития и реформирования сферы ВЭД. Осуществляется дальнейшая либерализация ВЭД и совершенствование законодательной базы в этой сфере, включая адаптацию ее к нормам ВТО.

Таким образом, завершено формирование внешнеэкономического механизма, основанного на ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта, использовании таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка и формирование условий для развития и совершенствования экономического механизма регулирования внешней торговли.

Вместе с тем все еще плохо отработан механизм государственной поддержки экспорта - экспортных кредитов, гарантий, страхования рисков, поощрения российских инвестиций за рубежом. Негативное влияние на реформирование ВЭД России оказало произошедшее в ходе их демонополизации ослабление государственного контроля за экспортом, особенно в начальный период децентрализации ВЭД. Это привело к бесконтрольному вывозу товаров, в основном сырьевых, неоправданной конкуренции между российскими экспортерами и дестабилизации мировых цен на ряд товаров, утечке валютных средств за рубеж.

Либерализация внешнеторговой деятельности в России не стала эффективным стимулом к изменению товарной структуры экспортно-импортных операций. Международный обмен товарной торговли пока довольно незначителен. Товарная структура, как экспорта, так и импорта отражает скорее сегодняшнюю неблагоприятную ситуацию в российской экономике, а не долгосрочный потенциал и потребности.

В целом в структуру экспорта входит около четырех тысяч различных видов отечественной продукции. Однако перечень товаров, на которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не более десяти позиций, в которые входят, прежде всего, нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.

Был принят ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД» 8 декабря 2003 г. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Принятие Федерального закона от 08.12.03 (в редакции 2006) № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее ФЗ-164) обусловлено, прежде всего, интенсивным развитием внешнеторговых связей РФ, ее интеграцией в мировую экономику и необходимостью, вследствие этого, формирования современного и адекватного механизма торговой политики на основе принципов и правил международной торговли, в первую очередь норм Всемирной торговой организации (ВТО). Основная идея ФЗ-164 заключается в адаптации действующего внешнеторгового законодательства к новым правовым и экономическим реалиям присоединения РФ к ВТО. При подготовке, разработке и принятии ФЗ-164 учитывались основные нормативные акты, действующие в рамках ГАТТ/ ВТО. ФЗ-164 определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД), обеспечения благоприятных условий для ВТД как российских, так и иностранных предпринимателей, защиты экономических интересов РФ. В ФЗ-164, по сравнению с ФЗ от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», более четко определены предметы ведения и полномочия РФ и субъектов РФ в области ВТД, а также предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ в этой области.

Отличительной особенностью ФЗ-164, прежде всего, является сама структура законодательного акта, отражающая более четкое разграничение положений, касающихся государственного регулирования ВТД в области международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, а также наличие обособленного понятийного аппарата. Структура акта направлена на облегчение понимания и применения норм ФЗ-164 на практике.

Введение

Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

Под внешнеэкономической деятельностью следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно - коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества.

А внешнеэкономические связи - это формы хозяйственных, торговых и иных экономических межгосударственных отношений, а также некоторых отношений политического и научно - технического характера на межгосударственном уровне в их совокупности и многообразии.

Внешнеэкономическая деятельность подразделяется на следующие основные виды: внешнеторговая деятельность; производственная кооперация; международное инвестиционное сотрудничество; валютные и финансово-кредитные операции. В современной российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность.

С конца 80-х гг. ХХ в. в России начался стремительный переход к рыночным отношениям, именно тогда начала осуществляться внешнеэкономическая реформа (1986-1987), сутью которой явились децентрализация государственной внешней торговли и переход от системы межправительственных внешнеэкономических связей к самостоятельному осуществлению внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на микроуровне, то есть на уровне предприятий.

Таким образом, произошло системное изменение внешнеэкономической политики России, направленное в сторону построения открытой экономики и интеграции в систему мирохозяйственных связей, а также к либерализации всех форм внешнеэкономической деятельности.

Либерализация внешнеэкономической деятельности России совпала с бурным развитием глобализации мировой экономики, которая сопровождается все большей активизацией международных связей и нарастающей интернационализацией национальных экономик в систему международного разделения труда.

Обе эти тенденции нейтрализовали барьеры и препятствия по выходу отечественных предприятий на внешние рынки, а также открыли дорогу проникновению на российский внутренний рынок иностранных инвестиций и продукции. При всех проблемах внутреннего развития России на протяжении последних 20 лет ВЭД стала своего рода «эталоном» рыночных преобразований в стране.

Тенденции развития ВЭД в России (по настоящее время)

В процессе реформирования экономики страны ВЭД предприятий России заняла важное место в формировании доходной части государственного бюджета.

В процессе реформирования экономики страны ВЭД промышленных предприятий и объединений заняла важное место в формировании доходной части государственного бюджета.

Состояние и возможности развития сферы внешнеэкономической деятельности в России во многом определяются производственно-ресурсной базой. Благодаря огромным запасам природного сырья - газа, нефти, железной, никелевой и медной руды - удалось сохранить отдельные позиции в мировом производстве и добыче ряда видов продукции: по добыче природного газа и нефти; по производству никеля, чугуна и стали.

Эти позиции позволяли российским участникам ВЭД оставаться в числе ведущих стран - экспортеров нефти, природного газа, цветных и драгоценных металлов.

Положительный эффект от экономического взаимодействия с глобальным рынком проявляется, прежде всего, в дополнительных возможностях расширения отечественного производства. Узкий внутренний рынок просто не может быть потребителем всей возможной продукции отечественных предприятий, поэтому их экспортная деятельность помогает им увеличивать объем получаемых доходов и прибыли, поддерживать инвестиционную активность, а также создавать новые рабочие места.

Экспортные доходы в свою очередь обеспечивают расширение внутреннего потребительского спроса и рынка в целом, что дает еще большие возможности развитию отечественного производства.

Либерализация ВЭД российских предприятий помогла решить многие проблемы и запустила ряд полезных для экономики страны процессов: наполнение внутреннего рынка, создание конкуренции, санацию экономически неэффективных производств, начало использования современных методов управления, сделала необратимым движение к рыночному хозяйству.

Развитие ВЭД предприятий и устранение барьеров во внешней торговле предоставляют возможность еще больше использовать преимущества национальной экономики, которые будут определять характер ее торговли. Страна будет экспортировать те товары, в производстве которых она относительно эффективна, а импортировать те товары, где она относительно неэффективна. Таким образом, отечественная экономика будет использовать свои ресурсы более эффективно, чем бы это было в закрытой экономике.

Стоит отметить положительные моменты в сфере финансов и денежного обращения. Экспортная выручка, а также притекающие в страну иностранные инвестиции так или иначе увеличивают денежное предложение, что устраняет для предприятий России остроту проблем, связанных с их кредитованием.

Раздвигаются границы заемных средств и инвестиций, которыми ограничены отечественные финансовые организации.

Прямые иностранные инвестиции и импорт зарубежных товаров позволяют отечественным предприятиям и банкам повышать свою капитализацию, внедрять передовые технологии, проводить техническую реконструкцию и совершенствовать методы управления.

Но отсутствие сбалансированной и четкой политики в управлении внешнеэкономической сферой и развитии внешнеэкономических связей России породило множество проблем для экономики в целом.

Во-первых, основным рынком сбыта продукции для большинства крупных компаний России выступает исключительно внешний рынок, куда в огромных количествах поставляются энергоносители (более 60% всего объема экспорта) и необработанные металлы (около 20%). То есть прослеживается международная специализация России как поставщика сырья на мировой рынок. Это подтверждается показателем индекса относительной специализации России в МРТ, определяющегося как степень соответствия структуры экспорта страны мировой структуре, который находится на уровне 13%.

Во-вторых, как следствие открытости экономика России стала подверженной и чувствительной к конъюнктурным изменениям на мировых рынках: к изменению внешнего спроса, мировых цен на товары, курсов валют и т.д.

По причине этих двух основных проблем - отсутствия должной диверсификации отечественной экономики и резкого изменения конъюнктуры - экономике России не удалось избежать резкого падения экспорта в результате мирового финансово-экономического кризиса. Кризис показал недостаточную подготовленность институциональной структуры российской экономики к ответу на внешние вызовы, однобокость ее экспортной ориентации, а также чрезмерную зависимость российских предприятий от заимствований на мировом финансовом рынке.

Даже в период бурного экономического роста России, продолжавшегося почти 10 лет, практически не изменилась сложившаяся еще в прошлом структура промышленного производства с преобладанием добывающих отраслей и отраслей по первичной переработке сырья.

В это же время постоянно ослаблялись позиции отечественных предприятий на внутреннем рынке, что было связано с перманентным укреплением национальной валюты и с низкой конкурентоспособностью отечественной продукции в сравнении с зарубежными аналогами.

Данные аспекты отрицательного воздействия внешнего фактора на национальную экономику России выявляют необходимость активизации процессов диверсификации и модернизации экономики в качестве главной стратегической задачи государства и бизнеса в сложившихся условиях.

Несмотря на то, что слово «модернизация» очень часто используется российской политической элитой, до сих пор не решены основные проблемы, препятствующие ее проведению в жизнь, а именно: отсутствие полноценной конкурентной среды, наличие регионального и отраслевого монополизма, низ - кий инвестиционный климат, давление бюрократического аппарата на бизнес.

Для стабильной работы ВЭД российских предприятий необходимо обеспечить снижение темпов инфляции до приемлемого уровня (3-5%) и обеспечить стабильный курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам при учете разницы в темпах инфляции России и ее основных торговых партнеров.

Дальнейшая интеграция России в мировую экономику не представляется возможной без активного участия нашей страны в международных экономических отношениях. Основные правила и механизмы в международной торговле принимаются коллективно, в рамках Всемирной торговой организации.

Система ВТО - это многосторонний пакет соглашений, нормами и правилами которого регулируется 97% всей мировой торговли. Оставаться вне ВТО, означает оставаться на «обочине» мирового развития.

Вступление в ВТО принесет российским предприятиям предсказуемость и прозрачность торговых отношений, уменьшение дискриминации по отношению к ним, а также предоставит им доступ по разрешению споров через механизм ВТО.

В то же время необходимо учитывать возможные угрозы, стоящие перед российскими предприятиями и экономикой в целом при вступлении в ВТО. Оценить те эффекты, которые произойдут в отечественной экономике, достаточно сложно.

Вступление России в ВТО в целом не приведет к каким-либо масштабным негативным изменениям. Точнее, оно может увеличить рост ВВП России на один процентный пункт в условиях роста экономики или же снизить ВВП на тот же один процентный пункт при условии ее падения.

Как следствие слабого инновационного потенциала предприятия России значительно отстают в развитии экспорта готовых изделий, главным образом машин и оборудования, наукоемкой и инновационной продукции, а также другой продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Для улучшения сложившегося положения во внешнеэкономическом секторе России необходимо не только изменение инвестиционного климата и общеэкономической ситуации в стране, но и изменение экспортной стратегии, пересмотр промышленной политики в пользу приоритетного развития конкурентоспособных наукоемких отраслей и производств.

Даже несмотря на то, что это может повлечь отрицательные социальные последствия, необходимо отказаться от старой практики государственной поддержки неэффективных и нерентабельных предприятий, что в свою очередь, по целому ряду причин, даст новые возможности развития предприятиям, выпускающим конкурентоспособную продукцию.

Представляется необходимым создание механизма стимулирования российских экспортеров, предполагающего возможность быстрой концентрации ресурсов для осуществления масштабных проектов в приоритетных отраслях.

Это в первую очередь должны быть представители наиболее многопрофильного сектора - современного машиностроительного комплекса, куда входит производство экспортной продукции общего машиностроения, электротехники и электроники, средств железнодорожного и морского транспорта, автомобилей, продукции приборостроений.

Государственная поддержка экспорта государством должна включать в себя кредитование экспортного производства и поставок за рубеж. Причем государственное кредитование в приоритетном порядке следует предоставлять машиностроительным предприятиям, в особенности производящим высокотехнологичную продукцию.

Данное кредитование может осуществляться государством как на обычных коммерческих условиях, так и на льготных. При этом остается нежелательным необдуманное предоставление экспортных субсидий предприятиям, так как данная политика поддержки некоторых предприятий или отраслей в результате будет ухудшать условия торговли для всей экономики России.

К тому же для самого предприятия такая политика в долгосрочной перспективе может привести не к расширению рынка сбыта и сохранению конкурентоспособности, а, наоборот, к сужению доли на рынке, финансовым и имиджевым потерям.

Управление внешнеэкономической деятельностью является основным и самым распространенным видом международного менеджмента в России.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это коммерческая деятельность субъектов предпринимательской деятельности, связанная с их участием в международных экономических отношениях. Она представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей той или иной страны.

Международные экономические отношения (МЭО) -совокупность всех отношений, которые возникают в процессе осуществления экономического обмена и взаимодействия между экономиками отдельных стран.

Внешнеэкономические связи (ВЭС) - совокупность всех отношений, связанных с участием данной страны в международных экономических отношениях.

Субъекты ВЭД - юридические и физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью в соответствии с действующим законодательством данной страны и могут осуществлять ВЭД.

ВЭД является исторической и экономической категорией. Как историческая категория она - продукт цивилизации и возникает с появлением государств, а затем развивается вместе с ними. Как экономическая категория, ВЭД представляет собой систему международных экономических отношений, которые охватывают все сферы экономической жизни государства, и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.

Сущность ВЭД как экономической категории проявляется в ее функциях:

  • o организация и обслуживание международного экономического обмена;
  • o международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;
  • o организация международного денежного обращения. Содержание первой функции заключается в доведении

продуктов, получаемых в процессе международного разделения труда, до конкретных потребителей.

В процессе выполнения второй функции происходит завершение акта международных товарно-денежных отношений - обмен продуктами международного разделения труда на деньги, в результате чего потребительная стоимость, заключенная в продукте обмена, получает международное признание.

ВЭД представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей. Внешнеэкономические связи подразделяются на возмездные и безвозмездные (без возмещения затрат одной стороны другой - координация работ, согласование направлений деятельности, обсуждение и принятие общих решений, творческий обмен опытом и т.д.).

В настоящее время ВЭД осуществляются в основном па возмездной основе.

К безвозмездным видам ВЭД относится деятельность, направленная на международную охрану окружающей среды, освоение богатств мирового океана, международную унификацию стандартов и др.

Основными видами ВЭД, имеющими возмездный характер (рис. 4.1), являются:

  • o внешняя торговля - обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
  • o технико-экономическое сотрудничество - содействие в области промышленного и гражданского строи

Рис. 4.1.

тельства и предоставление услуг инженерно-технического характера;

  • o научно-техническое сотрудничество - обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ;
  • o вывоз капитала за рубеж с целью получения предпринимательской прибыли, а также для участия в операциях на иностранных фондовых и валютных рынках.

Международные экономические отношения (МЭО) - элемент сложной и подвижной системы, которой является мировое хозяйство.

Мировое хозяйство - совокупность государственно оформленных национальных хозяйств и негосударственных образований, связанных между собой системой международного разделения труда, политически и экономически взаимодействующих в различных формах на макро- и микроуровне.

Современные условия, в которых функционирует мировое хозяйство, и МЭО как его неотъемлемая составная часть характеризуются двумя основными положениями.

  • 1. Мир един. Современное мировое хозяйство, с одной стороны, является частью мироздания и потому функционирует по единым для всего мира законам и принципам. Но, с другой стороны, представляет самостоятельную единую систему с собственными законами и правилами, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости не только друг с другом и с элементами других систем (политической, правовой, биологической, экологической и т.д.). Полная экономическая изоляция страны сейчас невозможна. Попытки жить независимо от мирового сообщества к успеху не приводили и привести не могут.
  • 2. В основе современного мирового хозяйства лежат рыночные отношения, а экономическими лидерами являются страны с более высоким уровнем развития этих отношений.

Первое из этих положений обоснованно ведет к появлению концепции глобализации. Понятие "глобализация" используется применительно ко всем сферам человеческой деятельности. Стали говорить о глобализации правового пространства, глобализации политических отношений, глобализации экономики, глобализации преступности и т.д. Сущность этого понятия заключается в том, что процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, неотвратимо приобретают глобальный характер и при этом оказывают воздействие на процессы и явления в других сферах.

Глобализация мировой экономики как частный случай глобализации вообще - процесс усиления взаимозависимости экономических агентов до такой степени, когда действия одного из них затрагивают интересы всех других (принимают глобальный характер) и одновременно оказывают воздействие на процессы и явления в других сферах.

Второе положение означает признание необходимости и практического использования единого для всех стран критерия оценки места той или иной страны в мировой иерархии.

В основу современной классификации стран мира положен критерий соответствия экономики любого государства принципам рыночного хозяйствования. Мировое хозяйство представляет собой сложную систему, характеризующуюся множественностью элементов и иерархичностью.

Отсюда вытекает деление мирового сообщества на группы:

  • o страны с развитой рыночной экономикой или промышленно развитые страны;
  • o страны с развивающейся рыночной экономикой или развивающиеся страны;
  • o страны переходной экономики, представленные в основном государствами Центральной и Восточной Европы, Китаем и Россией.

Однако в настоящее время трудно провести резкую черту между этими группами. Например, уже сейчас целую группу развивающихся стран по ряду экономических показателей стоило бы отнести к развитым странам мира.

В то же время развивающиеся страны иногда столь существенно разнятся по доходу на душу населения, по структуре экономики, по социальной структуре общества, что иногда возникает сомнение относительно целесообразности включения их в одну классификационную группу.

Мировое хозяйство как система состоит из трех основных групп - подсистем, каждая из которых включает определенное количество стран. Краткая характеристика данных подсистем мирового хозяйства представлена в табл. 4.1.

Таблица 4.1.

Схематично структура мирового хозяйства по основным подсистемам представлена па рис. 4.2.

На развитие ВЭД влияют две группы факторов:

  • 1) прямые (общие) - непосредственно влияющие на ВЭД субъектов предпринимательской деятельности;
  • 2) косвенные - влияющие на ВЭД опосредовано через воздействие на процесс развития МЭО.

Рис. 4.2.

Косвенные факторы представлены в табл. 4.2.

Таблица 4.2. Косвенные факторы, воздействующие на процесс развития МЭО

Фактор

Ускорение научно-технического прогресса

Выражается в распространении новых технологий, включая средства связи, транспортировки и вооружений. Глобальная компьютеризация экономической деятельности по новому ставит вопрос о способах ведения международного бизнеса; глобальная информатизация резко облегчает возможности получения коммерческой, общеэкономической, специальной информации

Глобальные перемены в области окружающей среды

Исчерпание экологической базы, необходимой для поддержания постоянно расширяющегося производства, ставит вопрос об источниках финансирования. Серьезные действия в отношении окружающей среды неизбежно приведут к резкому напряжению функционирования мировой экономики. Средства для решения экологических проблем могут быть найдены либо за счет стран периферии, что приведет к еще большему неравенству между центром и периферией, либо расходы возьмет на себя центр, что неизбежно вызовет снижение там уровня жизни

Прирост и постоянное перемещение народонаселения

Население перемещается по причине бедственного экологического, неудовлетворительного экономического и политического положения

Увеличение разрыва между бедными и богатыми странами

Усиление конкуренции между странами центра вызывает снижение вероятности направления капиталов в менее развитые страны, усугубляющееся необходимостью инвестирования в хозяйство стран переходной экономики с целью повышения предсказуемости их поведения на мировых товарных рынках

Рост экономической взаимосвязанности стран мира

Ведет к унификации норм права, культурных ценностей, образа жизни, стиля поведения и т.и., что будет стал киваться с позицией различных групп населения, заинтересованных в сохранении своих отличительных признаков, национальных и исторических ценностей и традиций

Усиление роли международных экономических организаций

Внутренние и внешние действия государств все чаще направляются внушительным и постоянно расширяющимся набором регулирующих правил, формулируемых международными экономическими организациями

Растущая роль негосударственных структурных образований

I ^правительственные организации, ТНК оказывают существенное влияние па решение международных вопросов, в том числе экономических

Общие факторы развития ВЭД представлены в табл. 4.3.

Таблица 4.3. Общие факторы развития ВЭД

Фактор

Неравномерность экономического развития различных стран мира

Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, что определяет ее международную специализацию

Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах

Людские, сырьевые (природные) и финансовые ресурсы неравномерно сосредоточены в разных странах, что способствует их активному торговому обмену

Характер политических отношений

Укреплению ВЭД способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И, наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических отношений

Различный уровень

научно-технического

развития

Формированию ВЭД способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ

Особенности географического положения, природных и климатических условий

Уникальность географического положения, природных и климатических условий некоторых стран обеспечивают им внешние конкурентные преимущества и определяют их роль в международной торговле

В управлении ВЭД важно понимать влияние всех факторов, определяющих ее развитие, и учитывать значимость каждого из них в конкретной ситуации.

Например, сосредоточение финансовых ресурсов в развитых странах, с одной стороны, и благоприятные географические условия, дешевая рабочая сила и дружественные политические отношения с развивающимися странами - с другой, способствуют вывозу капитала и образованию ТНК, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по капиталу.

Существенной предпосылкой развития ВЭД является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.

Результаты развития ВЭД:

  • o дальнейшее углубление международного разделения труда;
  • o экономия общественного труда в странах, активно осуществляющих ВЭД;
  • o интенсивный и рациональный обмен результатами труда;
  • o дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;
  • o увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;
  • o успешное функционирование ТНК.
Понравилась статья? Поделитесь ей