Контакты

Перспективы развития организации в сельском хозяйстве. Основные тенденции развития сельского хозяйства в мировой экономике

Источник: Международный независимый институт аграрной политики

Представленный отчет сделан на базе исследования Международного независимого института аграрной политики с целью выявления ключевых тенденций в сельскохозяйственной отрасли России и их оценки для определения наиболее вероятных сценариев развития ситуации в ближайшие несколько лет.

Результаты исследования могут распространяться и упоминаться в средствах массовой информации, а также использоваться другими аналитическими центрами при проведении более узконаправленных исследований.

В ходе исследования использовалось несколько методик оценки ситуации в сельскохозяйственной отрасли России:

Анкетирование глав крупных региональных компаний;
анализ динамики общего объёма продукции, произведенной в отрасли;
анализ финансовой среды и условий кредитования компаний отрасли;
анализ глобальных тенденций в сельском хозяйстве на основе данных.

В качестве основных источников информации использовались данные Министерства сельского хозяйства России, Банка России, а также Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), результаты анкетирования топ-менеджмента компаний из данной отрасли. На основе полученных результатов были сформированы прогнозы развития ситуации в сельскохозяйственной отрасли России, которые отражают наиболее вероятные сценарии исходя из текущих условий.

Структура исследования

Структура представленного исследования сформирована следующим образом:

Актуальные данные о ситуации в сельском хозяйстве России;
скомпилированные результаты исследований;
прогнозы, сформированные на базе полученных результатов;
отдельный пунктом вынесена оценка условий кредитования компаний данной отрасли и их влияние на динамику прироста произведенной продукции.

Текущая ситуация в отрасли

По итогам 2015 года сельское хозяйство стало лидирующим сектором по темпам прироста объемов производства – показатель вырос на 3,5 % по сравнению с 3,7 %, зафиксированными по итогам 2015 года.

Значительный прирост объемов производства в сельском хозяйстве позволил сократить затраты на закупки продуктов питания за рубежом почти в 2 раза до $23 млрд. Российскими аграриями был собран рекордный урожай основных сельскохозяйственных культур. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2015 году составил 104,3 млн тонн зерна в весе после доработки, в том числе 61,8 млн тонн пшеницы (в 2014 году – 59,7 млн тонн). Кроме того, получен рекордный валовой сбор по целому ряду культур: кукурузы на зерно собрано 12,7 млн тонн, сои – 2,6 млн тонн, риса – 1,11 млн тонн, льна-кудряша – более 500 тыс. тонн. Также было собрано 37,6 млн тонн сахарной свеклы, намолочено 9,2 млн тонн маслосемян подсолнечника.

Увеличено производство картофеля и овощей. Во всех категориях хозяйств валовой сбор картофеля составил 33,6 млн тонн, что на 15,9 % больше среднего уровня за последние пять лет (в 2014 году – 31,5 млн тонн). Собран рекордный урожай овощей – 16,1 млн тонн (в 2014 году – 15,5 млн тонн), что на 12,3 % выше среднего уровня за последние пять лет.

По итогам года производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 13,4 млн тонн, что на 4,2 % или на 539 тыс. тонн больше уровня 2014 года (источник – Минсельхоз РФ). За год в сельскохозяйственных организациях производство скота и птицы на убой в живом весе увеличилось на 7,2 %, в крестьянских (фермерских) хозяйствах – на 4,6 %, а в хозяйствах населения производство снизилось на 3,4%.

Сельское хозяйство оказалось одной из немногих отраслей, где объемы кредитования не продемонстрировали резкого падения, несмотря на серьезное сжатие кредитного рынка в условиях ужесточения монетарной политики. Данные ЦБ показывают, что банки в прошлом году существенно нарастили в своих портфелях кредиты компаниям сельского хозяйства – с 1,7% до 2,1 %.

Результаты

В результате анкетирования топ-менеджмента компаний из регионов, которые являются основным «локомотивом» сельскохозяйственной отрасли России, были получены следующие данные:

  • Более 50 % респондентов оценивают ситуацию в отрасли как позитивно-нейтральную, 20 % оценивают как негативную, 30 % – как нейтральную.
  • Из 20 %, которые оценили ситуацию как негативную, подавляющее большинство (более 85 %), связали свою оценку с ухудшающимися условиями кредитования и несоответствием номинальных условий получения кредитов реальным.
  • Из 50 % респондентов, оценивших ситуацию в отрасли как позитивно-нейтральную, 60 % связали свою оценку с поддержкой государства курса на импортозамещение, который освободил российский рынок от импортной продукции. 40 % связывают свою оценку с возможным улучшением условий кредитования в ближайшие 2–3 года, а также ростом рентабельности.
  • 70 % из тех, кто оценил ситуацию как нейтральную, считают, что ближайший год станет определяющим основной тренд на российском рынке сельского хозяйства: продолжится ли его оживление или же начнется стагнация, переходящая в рецессию вслед за сжатием потребительских расходов.

В опросе участвовали 900 респондентов.

В результате анализа данных Министерства сельского хозяйства, Банка России и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Международным независимым институтом аграрной политики были выявлены ключевые тенденции:
объёмы кредитования отрасли стагнируют;
цены на продовольствие в мире достигли дна и уже во второй половине года начнут восстанавливаться;
импульс от реализованных государством программ поддержки отрасли угасает.

Прогнозы

На наш взгляд, позитивная динамика в сельском хозяйстве будет наблюдаться и по итогам текущего года, однако существует тенденция к замедлению темпов роста. Основной причиной замедления роста объемов производства на текущий момент является падение цен на продовольствие на мировом рынке.

Согласно нашим прогнозам, уже в текущем году динамика цен на глобальном рынке продовольствия начнет выправляться, что будет означать, вероятно, в целом более высокие цены на продукцию отрасли в следующем году.

Но уже в 2017 году на сельскохозяйственную отрасль будут оказывать давление следующие негативные факторы:

Стремительное сокращение доходов населения;
снижение объемов кредитования предприятий сельскохозяйственной отрасли;
падение деловой активности;
исчерпание импульса от реализации программы поддержки сельского хозяйства в 2009–2012 годах.

Реализация ряда государственных программ развития сельского хозяйства принесла определённые результаты. Однако сокращение объемов мировой торговли, резкое ухудшение экономических условий свели на нет результаты мер государственной поддержки.

Таким образом, несмотря на восстановление темпов роста ВВП России в текущем году до 0–0,5 % в 2016 году и до 1,0–1,5 % в 2017 году, темпы роста производства в сельскохозяйственной отрасли продолжат сокращаться.

Уже к следующему году темпы роста валовой добавленной стоимости не будут превышать темпов роста выпуска, а доля валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в общем объёме валовой добавленной стоимости начнет сокращаться, все это, с учетом снижения темпов роста производства, является «красным сигналом». Подобная ситуация свидетельствует о том, что в сельском хозяйстве начнется стагнация, грозящая перерасти в рецессию.

В том случае если в ближайший год не будет реализована новая масштабная программа поддержки сельского хозяйства, которая будет предполагать получение доступа к дешевой ликвидности и снижение налогового давления на предприятия отрасли, уже к 2018 году может повториться ситуация 2012 года.

Кредитование

С 2013 года реальные объемы кредитования предприятий сельскохозяйственной отрасли заметно снизились, что резко отразилось на динамике объема производства продукции.

Ключевой проблемой для отрасли все еще остается недоступность долгосрочных кредитов, предприятия вынуждены кредитоваться под крайне высокий процент на довольно короткий срок, что позволяет им лишь пережить сезон и не дает возможность планировать свою деятельность на длительный период.

Именно это основная проблема того, что, несмотря на сокращение поставок продукции из-за рубежа, воспользоваться эффектом импортозамещения у российских компаний не получилось.

Программа Министерства сельского хозяйства, в рамках которой предполагается снизить эффективную ставку по инвестиционным кредитам до 5 %, может способствовать значительному стимулированию активности в отрасли.

Согласно оценкам Международного независимого института аграрной политики, эффект от снижения реальной эффективной ставки по всей отрасли позволит подстегнуть рост производства в сельском хозяйстве до 5–6 % в течение ближайших лет.

Изменение структуры сельского хозяйства

Дело в том, что с начала 2013 года резко увеличивается доля сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств в структуре отраслей, которые являются ключевыми потребителями стимулирующих программ государства. Получение доступа к дешевой ликвидности позволит компаниям и фермерским хозяйствам инвестировать в средства производства и добиться значительного увеличения производительности труда.

При текущих условиях, когда самые низкие эффективные ставки по инвестиционным кредитам в мясном и молочном скотоводстве (6–10% годовых), а в растениеводстве – 9–13 %, это практически невозможно, учитывая, что рентабельность в среднем по отрасли в несколько раз ниже.

Однако, на наш взгляд, изменение схемы кредитования сельскохозяйственной отрасли, в результате которого именно банки-кредиторы станут получателями субсидий, будет способствовать
неэффективному распределению средств ввиду возникновения «конфликта интересов». В соответствии с Законом о развитии сельского хозяйства госсубсидии предназначены сельхозтоваропроизводителям и должны быть адресными и эффективными.

2018-01-25 Игорь Новицкий

Государственные программы на развитие сельского хозяйства: современные реалии

25.04.2016, 16:51 Аналитика


Агропромышленный комплекс представляет собой одну из самых важных отраслей российской экономики: в нем сконцентрировано около 13% основных производственных мощностей, 14% трудовых ресурсов, производится порядка 6% валового внутреннего продукта. В последнее время в РФ особое внимание уделяется развитию именно сельскохозяйственного комплекса, так как организация продовольственной безопасности и формирование эффективного агропромышленного комплекса являются основой стабильности страны.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы

  • иметь грамотно составленный бизнес-план;
  • предоставить план расходов денежных средств с указанием планируемых приобретений и цен на такие расходы;
  • обладать собственными средствами в размере не менее 10% от суммы субсидирования;
  • создание не менее 3 рабочих мест;
  • после получения госдотации осуществлять фермерскую деятельность как минимум 5 лет;
  • полученные средства должны быть потрачены по целевому назначению в течении 24 месяцев после их получения.

Кроме субсидий, государство предусмотрело также возможность кредитной поддержки начинающих фермеров. Так, ОАО «Россельхозбанк» предлагает воспользоваться специальным кредитным продуктом под 8,5% годовых. Благодаря действию такой лояльной программы кредитования те, кто только делают первые шаги в фермерстве, могут воспользоваться кредитной программой на сумму до 15 млн рублей, срок погашения не должен превышать 10 лет.

Как показывает практика, такая финансовая поддержка со стороны государства позволяет любому фермерскому хозяйству в течение 5 лет превратиться в успешное сельскохозяйственное предприятие, приносящее прибыль.

Гранты в действии: как преуспеть в бизнесе?

Активно фермерские хозяйства с государственной поддержкой (субсидирование) на данном этапе развиваются в Ленинградской области. Здесь сегодня успешно действуют порядка 1 тысячи крестьянских и фермерских хозяйств.


Госпрограмма поддержки начинающих фермеров успешно реализуется в Ленинградском регионе с 2012 года. За эти пять лет гранты получили 110 фермерских хозяйств и 68 животноводческих предприятий семейного типа. Из федерального и областного бюджетов на безвозмездное субсидирование выделено порядка 750 млн рублей. Только за последние 3 года совокупный объем произведенной фермерами региона продукции увеличился почти в два раза. По результатам работы за 2015 год объем валового продукта достиг отметки в 2,5 млрд рублей.

В Кингисеппском районе сумели по достоинству оценить господдержку, оказываемую с выделением грантов. Так, в апреле 2016 года здесь появился еще один сельскохозяйственный объект – животноводческая ферма на 800 овец, создание которой стало возможным благодаря получению гранта, который выделен в рамках действия под программы развития животноводства. Примечательно, что мощность фермерского предприятия рассчитана на производство не менее на 20 тонн мяса в год.

Фермерское хозяйство Анатолия Симилияна получило государственную субсидию в 2014 году, благодаря чему стало возможным получение финансовой поддержки на сумму 6,9 млн рублей. В ходе реализации проекта было возведено здание овцефермы площадью 1,2 тыс. кв. метров, приобретено новое оборудование (крематор, поильники и кормушки), полностью оборудована бойня, поголовье пополнилось 180 овцематками элитных пород.

В ходе реализации проекта удалось в 2 раза увеличить поголовье овец (С 400 до 800 голов), закупить 100 бычков на откорм. Сегодня это фермерское хозяйство активно продает населению Санкт-Петербурга и области говядину и баранину через собственные торговые объекты. Уникальное сельскохозяйственное предприятие Анатолия Симилияна входит в 20 лидеров в России. Опят этого фермерского хозяйства рекомендован для изучения и внедрения во всех областях РФ.

Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.
Лоренс ПИТЕР, педагог.

Станет ли образование локомотивом для села? На наших глазах открывается новая страница в истории российского агропромышленного комплекса. Президент Владимир Путин обозначил государственную позицию: сельское хозяйство, наша продовольственная безопасность и независимость - важнейший приоритет для страны и россиян. Курс на импортозамещение обнадёжил аграриев. Отечественные сельхоз-производители взволнованы: удастся ли им занять освободившиеся рыночные ниши? Оценка специалистами потенциального объёма замещения привозной продукции в среднесрочной перспективе довольно оптимистична: мяса крупного рогатого скота - на $2,5 млрд., рыбы и рыбной продукции - на $2,5 млрд., молочной продукции (масло, сыры, молоко) - на $1 млрд., яблок и груш - на 1 млрд. долларов.

Но для государства вопросы звучат более остро и глубоко: что необходимо, для того чтобы в дальнейшем избежать зависимости от недружественных действий стран--партнёров, способно ли сельское хозяйство России обеспечить продовольственную безопасность страны и главное - кто это будет делать? На сегодня село, как никакая другая отрасль, слабо укомплектовано специалистами, а потому одна из важнейших позиций, требующая внимания, - кадровая составляющая аграрного кластера. В основе её должно находиться качественное образование, соответствующее высочайшим требованиям к современному производству продукции.

Реальная статистика

Территория России превышает 17 млн. кв. километров, из которых 400 млн. гектаров, или 23,4 процента, - земли сельскохозяйственного назначения. Демографические ресурсы сельских территорий составляют 38 млн. человек - 27 процентов общей численности населения, в том числе трудовые ресурсы - 23,6 млн.
Плотность населения низкая - 2,3 человека на 1 кв. километр. Поселенческий потенциал насчитывает 155,3 тыс. сельских населённых пунктов, из которых 142,2 тыс. имеют постоянных жителей. В сельском расселении преобладает мелкодисперсность - 72 процента населённых пунктов имеют численность менее 200 человек, а поселения с численностью свыше 2 тыс. жителей составляют 2 процента.

По данным сборника «Россия в цифрах».

Аграрные образовательные учреждения - одни из старейших в России, накопивших богатое наследие. За прошедшие двести с лишним лет в аграрном образовании появились традиции, представляющие собой исторически сложившиеся идеи, практические действия, которые передаются из поколения в поколение и способствуют эффективному выполнению первостепенных задач страны. За два века работы учебные заведения обучили более миллиона специалистов для российского села.

Сегодня рабочие кадры для АПК готовят профессиональные училища и лицеи системы Минобрнауки РФ. Специалистов среднего и высшего звена выпускают 59 вузов, 25 учреждений дополнительного профессионального образования и 162 учреждения среднего профобразования, подведомственные Минсельхозу РФ. В них, по данным министерства сельского хозяйства, обучается примерно 460 тыс. человек. Более 87 процентов от общего числа студентов получают специальности сельскохозяйственного профиля, остальные - специальности, необходимые для развития сельских территорий и их инфраструктуры. Но при этом российскому АПК недостаёт порядка 80 тыс. специалистов с высшим образованием. Казалось бы, в чём проблема: выпускников должно хватить отрасли с лихвой? Однако реальная картина далека от статистической: молодёжь в село не едет.

Сегодня на земле трудятся в основном полупрофессиональные кадры, получившие умения и навыки на рабочем месте, не имеющие основ научных знаний по профессии. Особенно это касается личных подсобных хозяйств, где наиболее распространён метод «проб и ошибок». На практике только треть выпускников вузов и техникумов приходит на работу в сельскохозяйственные организации. Остаются на селе и того меньше: по разным специальностям от 2 до 18 процентов обучавшихся за счёт федерального бюджета. Тем временем потребность отечественных предприятий в специалистах высшего звена такова: для замещения должностей руководителей организаций - 8,6 тыс. человек, главных агрономов - 9,7 тыс., главных зоотехников - 10,1 тыс., главных ветврачей - 10,4 тыс., главных инженеров - 13,8 тыс., главных экономистов - 6,2 тыс., главных бухгалтеров - 13,2 тыс. Высока потребность в специалистах среднего звена и людях, владеющих рабочими профессиями.

Нынешний кадровый состав сельскохозяйственной отрасли стареет в целом. За последние годы в предпенсионный возраст вступила значительная часть работников массовых профессий, в том числе занятых ручным трудом в растениеводстве, животноводстве и других сферах деятельности. Освобождаемые места непривлекательны для молодёжи. Существует множество факторов, которые отбивают у молодых специалистов желание жить и трудиться на селе. Тяжёлый труд - одна из причин. Не зря же редактор и романист Эдгар Хау заметил: «Крестьянин, даже если он решил побездельничать, встаёт с петухами, чтобы начать это дело пораньше». Сельский труд считается непрестижным также из-за сезонности работ и низкой оплаты. Заработок зависит от реализованной продукции, хотя трудозатраты и вложения могут быть разные при одинаковых объёмах продукции. Как подтверждают данные Минсельхоза РФ, в 2013 году среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве чуть превысила 14,5 тыс. рублей, что в два раза меньше среднего показателя по всем отраслям экономики.

Разрыв между городом и селом по уровню доходов увеличивается. Бедность, разрушающая трудовой и генетический потенциал села, остаётся массовым явлением. Можно сказать, что бедность концентрируется на сельских территориях, на которые приходится 42 процента всего малоимущего (по располагаемым ресурсам) населения России, тогда как на долю сельского населения приходится 27 процентов общей численности населения страны.

Кстати, то что вузы сосредоточены в основном в крупных городах, - немаловажное обстоятельство, которое становится препятствием для выпускников школ из сельской глубинки, чей «стартовый капитал» меньше. Поступить им на учёбу крайне сложно. То есть довольно значительную часть студентов составляют горожане, которые вряд ли после окончания вуза поедут работать на село. Да и уровень общего оптимизма у сельской молодёжи в возрасте от 14 до 24 лет при вступлении в самостоятельную жизнь, согласно результатам социологических исследований, невелик - 48,8 процента, и тот основывается на переезде из сельской местности в город. Половина учащихся выпускных классов сельских школ сегодня не заинтересована в трудовой подготовке по сельскохозяйственному профилю, только 15 процентов изъявляют желание быть высококвалифицированными специалистами и лишь 9 процентов стремятся к получению сельскохозяйственной профессии.

Отпугивает молодых незначительность перспектив как в карьерном, так и социальном планах. В результате в отраслевой численности занятого населения доля работающих в сельском, лесном и рыбном хозяйствах сократилась с 48 процентов в 1992 году до 27 процентов в 2009 году. Эксперты отмечают, что стратегические цели аграрного образования должны быть тесно увязаны с проблемами решения социальных проблем сельских территорий. Ещё сто лет назад наш известный экономист Александр Чаянов подчеркивал, что сельское хозяйство в России нельзя рассматривать только как деятельность, приносящую доход и пропитание тем, кто ею занимается. Это образ жизни, и если он под влиянием каких--либо факторов начинает изменяться, это непосредственно отразится и на эффективности отрасли в целом.

Привлекательность труда для молодёжи сдерживается инвестиционно--технологическими факторами. Современное производство на селе скорее исключение, чем правило, отсюда и низкий уровень производительности труда в отрасли: по различным оценкам, в пять-десять раз меньше, чем в наиболее развитых странах мира, и в два раза ниже, чем в среднем в отечественной экономике. По словам специалистов, ситуация требует кардинальных мер, чтобы не пройти точку невозврата. Уже сегодня почти четвёртая часть сельскохозяйственных угодий, в том числе около 30 процентов пашни, подвержена водной и ветровой эрозии. Ежегодно в результате несельскохозяйственной деятельности разрушается около 50 тыс. гектаров земель, и масштабы этих разрушений превышают площади рекультивируемых территорий. Происходит деградация лесного фонда страны, что связано не только с его нерациональным использованием, но и участившимися пожарами, которых происходит более 18 тыс. в год.

Между тем в России сосредоточено 9 процентов мировых сельхозугодий. Как подчеркнул заместитель министра сельского хозяйства России Александр Петриков:

Страна с таким потенциалом по определению обязана иметь передовое сельскохозяйственное производство, образование и науку. В противном случае возрастает зависимость от зарубежных поставок, в том числе технологий. Учитывая растущую потребность на мировых агропродовольственных рынках в продуктах, рост мирового населения и потенциальную возможность вовлечения наших огромных земельных богатств в хозяйственный оборот, задачи развития аграрного образования в России приобретают глобальный характер.

Клубок проблем

Надо отметить, российские учебные заведения имеют сегодня высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, опытных специалистов, обладающих научными знаниями и прочными деловыми связями с предприятиями и агрохолдингами. Но наука до сих пор не оправилась от кризисных 90-х годов. Тогда уровень бюджетных ассигнований для Российской сельскохозяйственной академии не превышал 30 процентов от потребности. В итоге только за 1992-1997 годы численность исследовательских кадров сократилась с 30 до 14 тыс. человек. Особенно значительным оказался отток молодых квалифицированных специалистов. Динамика этих показателей позволяет говорить о трёхкратном сокращении научно-технического потенциала отечественного аграрного сектора.

Тяжёлыми оказались эти годы и для самого сельского хозяйства, которое испытало беспрецедентное для мирного времени падение объёмов производства на 40-50 процентов. В Советском Союзе подобное было зарегистрировано лишь в результате Великой Отечественной войны, когда подверглись разорению лучшие сельскохозяйственные районы страны. Даже в потерпевших сокрушительное поражение Германии и Японии, несмотря на повсеместные разрушения, спад сельскохозяйственного производства составил лишь около 30 процентов. В критические годы коллективизации сельскохозяйственное производство в СССР сократилось только на 14 процентов, но 90-е нанесли стране сильнейший удар. Данные Госкомстата России свидетельствуют, что в период между переписями населения (1989-2002) обезлюдело около 179 тыс. сельских населённых пунктов.

Лишь после 2001 года наметились первые ощутимые признаки стабилизации и возрождения аграрной экономики. Однако и сейчас большинство сельскохозяйственных предприятий остается нерентабельным, неспособным не только к внедрению инноваций, но и к ведению нормального воспроизводственного процесса. В образовательной и научной деятельности перемены оказались более ощутимы и значимы - началась масштабная модернизация. Сегодня основное внимание уделяется изучению вопросов рыночной экономики и предпринимательства, инновационной и внешнеэкономической деятельности, менеджменту, правовому обеспечению АПК, налогообложению и кредитованию, изучению и созданию современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Учебные заведения осваивают новые образовательные технологии. Но до сих пор остаётся множество проблем, которые негативно сказываются на качестве профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, кадров массовых профессий, в целом на кадровом обеспечении агропромышленного комплекса. Вопрос вопросов - морально устаревшие и слабо обновляемые материально--технические фонды. Отрасли требуется основательное техническое переоснащение образовательного процесса с одновременным применением новых образовательных технологий.

Недостаточно крепки связи образовательных учреждений с сельхозпредприятиями, а содержание образования не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым сегодня работодателями к уровню профессиональной компетентности выпускников. Студенты испытывают сложности с прохождением практики. Прежде производственной базой для учащихся и специалистов, проходящих переподготовку, были учебно-опытные хозяйства высших учебных заведений. Сегодня, в результате проведённых в стране аграрных реформ, часть учхозов утратила свой статус, а большинство отделилось от вузов и стало самостоятельными государственными унитарными предприятиями. Но поскольку сумма господдержки сократилась, производство стало нерентабельным. В связи с этим многие хозяйства резко сократили посевные площади и поголовье скота. Учебные хозяйства уменьшили базу практики для студентов вузов, а кафедры высших учебных заведений сократили количество экспериментов и опытов, проводимых на полях и фермах учебно-опытных хозяйств. Как следствие, снизилось внедрение в производство новых сортов сельскохозяйственных растений, пород скота, современных высокоиндустриальных технологий. В российской аграрной науке только по отдельным научным направлениям ведутся исследования, близкие к мировым аналогам или даже задающие мировой уровень. Практическая же результативность этих исследований крайне низка: по разным оценкам, ежегодно остаются невостребованными сельхозпроизводством до 40-50 процентов законченных научно-технических разработок. Это обусловлено как отсутствием эффективного организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью, побуждающего разработчика создавать инновационные проекты, а потребителя их использовать, так и низкой ориентированностью науки на потребности практики.

Нельзя забывать, что образование - это не только высшие учебные заведения. В сельскохозяйственной сфере, как ни в какой другой, очень важна преемственность, если мы хотим, чтобы российская деревня не опустела. Сегодня в отрасли отсутствует системная работа по организации непрерывного обучения, координации повышения квалификации и переподготовки кадров. Несмотря на приход инноваций и глобализацию современного общества, на селе по¬прежнему сохраняется много традиционных технологий, где требуются специалисты на уровне начального профессионального образования. Необходимо поднимать престиж крестьянского труда, на котором держится аграрная экономика любого государства. Специалисты считают, что для сохранения преемственности необходимо обеспечить координацию учебных программ образовательных заведений всех уровней. В структуру должна вписаться и сельская школа. И конечно, в идеале ни одно звено этой цепи не должно быть ущемлённым. Пока же можно констатировать, что есть существенная разница в финансировании.

Сельские училища и техникумы настиг кризис, который не позволил обновить их материальную базу и своевременно провести компьютеризацию, - поясняет директор Каменск-Уральского агропромышленного техникума, член-корреспондент Академии профессионального образования Сергей Некрасов. - Большинство из нас ведет обучение на технике двадцатипятилетней давности, мы уже давно не видим ни моделей, ни наглядных пособий (скорее всего, их просто перестали выпускать). К тому же, если раньше нас окружали прибыльные колхозы и совхозы, способные оказать помощь в совершенствовании материальной базы, принять учащихся на производственную практику, выплачивать дополнительные адресные стипендии, то теперь вокруг одни фермеры, которые просто не в состоянии оказать профессиональному образованию какую¬либо помощь. И это несмотря на то, что каждое сельское училище или техникум обслуживает по три-четыре района, а агропромышленный комплекс до сих пор продолжает являться основой слабо диверсифицированной сельской экономики.

Невысоким остаётся уровень жизни работников образовательных учреждений, при этом, как отмечают педагоги, оплата труда в системе аграрного образования ниже, чем в других учебных заведениях. То есть, чтобы трудиться в этой сфере, надо быть большим энтузиастом. Отток педагогических кадров замедляет начавшуюся модернизацию системы.

В аграрном образовании, по оценкам многих специалистов, существуют явные противоречия. Образовательные организации финансируются из различных источников - местных, региональных, федеральных, что затрудняет концентрацию средств на подготовку наиболее важных для конкретных условий кадров. К тому же отсутствует информация о потребностях в работниках различного уровня квалификации: магистрах, специалистах, бакалаврах, сотрудниках со средним специальным и начальным профессиональным образованием - механизаторах и животноводах. То, что учебные заведения находятся в ведении двух министерств, эксперты тоже считают минусом. И это далеко не все болевые вопросы, накопившиеся в отрасли.

Что за рейтингом?

По убеждению специалистов, образование может стать тем локомотивом, который способен вытащить российское село из затяжного системного кризиса. Но при нынешнем положении вещей в сельскохозяйственной отрасли и демографическом спаде возникает вполне закономерный вопрос: откуда же возьмутся те производительные силы, которые, получив образование, обеспечат продвижение аграрной науки и экономики?

Ситуацию понимают на самом высоком уровне. Государство всё больше внимания уделяет аграрному сектору экономики, поддерживая село национальными проектами и профинансированными программами. Сельхозпредприятия начали мотивировать специалистов: молодёжь, которая остается жить и работать на селе, поощряют жильём, грантами, надбавками к зарплате. Правительством страны утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, которой определены основные цели государственной аграрной политики и развития рыбохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе. Документ определяет ключевые проблемы и финансово--экономические, правовые и организационные меры, позволяющие вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно¬ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности. Основная цель - поднять уровень и качество жизни российской деревни, сделать её более привлекательной. Среди мер названо научное и кадровое обеспечение села.

В принципе, система высшего аграрного образования к этому готова. Министерство сельского хозяйства продолжает работу по её оптимизации. Как отмечают специалисты ведомства, в настоящее время накоплен положительный опыт реорганизации вузов в форме объединения. Например, на базе сельскохозяйственного и ветеринарного институтов в г. Омске в 1994 году создан Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, в г. Саратове в состав Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова в 1998 году вошли академия ветеринарной медицины, сельскохозяйственная академия и агроинженерный университет. Сегодня эти объединённые университеты являются одними из самых крупных и эффективно функционирующих учебных заведений, подведомственных Минсельхозу РФ. Кроме того, к аграрным вузам в течение последних десяти лет присоединены 22 техникума, 41 институт повышения квалификации, 1 НИИ. В течение нескольких лет обсуждается вопрос об объединении отраслевых высших учебных заведений, расположенных в одном субъекте Российской Федерации, с целью создания крупных многопрофильных агротехнологических университетов, что позволит обеспечить комплексность решения образовательных и научных задач, поставленных реалиями времени.

Для этого есть предпосылки. Согласно оценке Минобрнауки РФ, проводившего мониторинг деятельности федеральных государственных учреждений высшего профобразования в 2012 году, к категории «имеющих признаки неэффективности» отнесено 46 процентов аграрных вузов. Но следует заметить, что эти учебные заведения обладают рядом особенностей, обусловленных отраслевой спецификой. Во-первых, все аграрные вузы имеют более низкие показатели по ЕГЭ. Это объясняется не их неэффективностью, а низкой престижностью сельскохозяйственных профессий. В аграрные вузы поступают в основном выпускники сельских школ - более 60 процентов, у которых средний балл ЕГЭ ниже, чем у городских школьников. Во-вторых, сельскохозяйственные учебные заведения имеют более низкие показатели по некоторым финансовым критериям, что связано с исторически сложившимся недофинансированием. В частности, в среднем на одного студента¬агрария из федерального бюджета затрачивается на 25-30 процентов финансовых средств меньше, чем в других вузах, а низкая доходность сельскохозяйственных организаций не позволяет привлекать их средства на проведение научных исследований.

Министерство сельского хозяйства РФ провело свой отраслевой мониторинг среди подведомственных вузов. По результатам отраслевой оценки было признано, что 14 вузов нуждаются в оптимизации. Поэтому продолжается плановое укрупнение учебных заведений. Как заверили в министерстве, это влечёт за собой увеличение объёмов финансирования образовательного и научного процессов, повышение средней заработной платы научно-педагогических работников, исключение дублирования одноимённых направлений подготовки, повышение экономической эффективности деятельности вузов. Необходимо обновить материально--техническую базу учебных заведений, поскольку физический износ оборудования составляет около 70 процентов. Как отмечают специалисты министерства, направления образовательной, научной и другой деятельности, проводимые каждым вузом, после объединения сохранятся и получат дальнейшее развитие во вновь созданных на их базе университетах. Предполагается создать студенческие кампусы (институты) с профильной подготовкой. Безусловно, будут учтены глубокие исторические традиции и уникальность каждого учебного заведения. К разработке концепции объединённого университета приглашаются учёные советы, факультеты и кафедры реорганизуемых вузов.

Но аграрным вузам требуются не только структурные изменения. Необходима глубинная модернизация сельскохозяйственного образования, чтобы соответствовать реалиям сегодняшнего дня. Нехватка квалифицированных молодых кадров в агропромышленном комплексе - половина беды. Сегодня селу нужен работник, обладающий самыми современными знаниями. Грамотные специалисты - залог эффективной работы, дополнительная прибыль и стабильность организации. Особенно профессионалы важны в условиях совершенствования технологий на современных производствах. Нужно учитывать, что спрос большинства работодателей направлен на получение готового высоко-квалифицированного, опытного специалиста. Это ставит перед вузами новые задачи.

Модернизация

Начавшаяся в образовании модернизация призвана снять остроту проблем или устранить их вовсе. Тема эта многогранна и актуальной будет ещё долго. Основными направлениями модернизации аграрного образования являются обеспечение доступности образования для сельской молодёжи, подготовка квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, конкурентных на рынке труда, способных обеспечить эффективное ведение агропромышленного комплекса. Современная концепция образования включает необходимость выработки кругозора, охватывающего всю систему сетевых взаимоотношений между различными компонентами агросферы.

Модернизацию необходимо рассматривать как комплексный инновационный процесс, включающий решение проблем повышения качества образования и его эффективной организации, существенного повышения уровня учебно-методической работы, материального и информационного процесса. Наиболее масштабные изменения произошли в высшем образовании, где формально завершён переход к уровневой системе, включающей бакалавриат и магистратуру. У студентов должны появиться новые мотивации к получению профессиональных и общекультурных компетенций. Этому способствуют новые технологии обучения, применение активных и интерактивных методов, привлечение к реализации образовательных программ работодателей. Вузам предстоит отладить взаимодействие с работодателями и их объединениями не только в разработке и реализации основных и дополнительных программ, но и в оценке компетенций выпускников. Ещё одно направление в комплексе мер модернизации - повышение статуса нескольких аграрных университетов. На конкурсной основе Минобрнауки РФ определило четыре инновационных вуза - РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Кубанский государственный аграрный университет, Орловский ГАУ и Ставропольский ГАУ, - которым предоставлено государственное финансирование для создания инновационной образовательной среды.

Создание модели взаимодействия аграрных образовательных учреждений, бизнеса и государства позволит инновационную составляющую в научно-исследовательской деятельности дополнить развитием прямых связей с организациями агропромышленного комплекса, - отметила Людмила Хоружий, декан учётно-финансового факультета РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, - в первую очередь, со стратегическими партнёрами из числа крупнейших компаний, агрохолдингов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. В результате будут развиваться конкурентоспособные фундаментальные исследования, и на их базе будут реализовываться прорывные прикладные разработки с последующей коммерциализацией, что обеспечит дальнейшее укрепление аграрных вузов.

Ректоры многих аграрных вузов России выделяют следующие базисные моменты платформы развития аграрного образования в России: система образования должна быть построена на активном сочетании практики с теорией, при этом вузы - стать центрами разработки и реализации различных инновационных методов организации и управления производством. Студент, обучаясь с помощью новейших технологий, может стать хорошим специалистом только в том случае, когда теория будет подкреплена качественным производственным опытом. Таким образом, вновь встаёт вопрос о сохранении в структуре образовательных учреждений учебно-опытных хозяйств и организации других форм практического обучения. У каждого учебного заведения есть свои подходы. В частности, ректор Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии Александр Самоделкин рассказывает:

Перед преподавательским составом поставлена задача - научить студентов быть не только узкими специалистами в своей области, но и иметь представление о сопутствующих процессах, чтобы они могли начать с нуля новый бизнес, развивать производство, быть конкурентоспособными. Эти знания мы планируем давать в виде и основного курса лекций, и практических занятий, и дополнительного образования, и в виде еженедельных открытых тематических конференций. Очевидно, что без высококвалифицированных кадров в современных условиях не обойтись. Благодаря областным и федеральным программам, а также приходу частных инвесторов сельское хозяйство развивается, и у молодых специалистов есть хорошие перспективы для самореализации. К нам стали приходить представители крупных хозяйств, которые хотели бы подобрать себе квалифицированные кадры, и примерно с третьего курса студенты уже могут быть ориентированы на конкретное предприятие и работу там. Руководители заинтересованы в знающей молодёжи, поэтому предоставляют возможность практики во время обучения, иногда осуществляют и стипендиальную поддержку.

Важнейшим аспектом модернизации аграрного образования в России, по мнению специалистов, может стать её международная составляющая. В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, повышению его качества, интеграции российского образования в международное образовательное пространство. В первую очередь речь идёт о вхождении России в Болонский процесс, повышении гибкости образовательных программ, преодолении ранней узкой специализации, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Отечественные учебные заведения должны быть не пассивными, а максимально активными участниками процесса интернационализации образования, наращивать экспорт образовательных услуг и выстраивать такую сбалансированную систему взаимоотношений с иностранными партнёрами, которая отражала бы интересы России.

Надо помнить, что исторически Россия всегда являлась аграрной страной, и от эффективного развития сельского хозяйства во многом зависело её благосостояние. Основной задачей развития страны как крупнейшей мировой державы является обустройство территорий, в чём ключевая роль принадлежит аграрному образованию. В начале XXI века, когда агропромышленный комплекс России вступил в новый период своего развития, от квалификации и компетенции специалистов во многом зависит решение вопросов обеспечения продовольственной безопасности страны, сохранение и возрождение российского села.

Данная отрасль сохраняет положительную динамику развития, несмотря на мировой финансовый кризис и серьёзные проблемы, связанные с засухой и лесными пожарами. Однако темпы ежегодного роста очень малы и составляют всего половину процента. Таким образом, можно говорить о некотором застое в данной отрасли.

Такая ситуация развилась из-за неправильного подхода к сельскому хозяйству во времена позднего Советского Союза. Развитие осуществлялось только экстенсивными методами. То есть не применением высоких технологий и специальной техники, а расширением площадей. Кроме того работы велись очень тяжёлой сельскохозяйственной техникой, которая делала землю менее плодородной.

Однако теперь ситуация медленно меняется в лучшую сторону. Использование недорогой иностранной техники, которая покупается из-за границы и уже была в употреблении, позволяет возделывать землю в щадящем режиме. Новейшие виды удобрений стоят гораздо меньшие средства, чем раньше. Кроме того, они наносят меньший вред окружающей среде, а сама продукция не содержит в своём составе опасные для здоровья человека вещества.

Не последнюю роль играют различные системы автоматизации, применяемые в агропромышленном комплексе. В случае животноводческих ферм они позволяют снизить затраты на содержание и повысить эффективность всей организации.

Государство активно взялось за помощь в восстановлении продуктовой безопасности России. То есть понижение уровня ввоза продуктов питания и сельскохозяйственных товаров.

Некоторую проблему на пути развития сельского хозяйства может поставить вступление России в ВТО. Для этого необходимо оставить нормы финансирования на прежнем, невысоком уровне. Несмотря на это, России удалось добиться в этой сфере некоторых поблажек.

Заключение

Агропромышленный комплекс, являясь составной частью экономики страны, подчиняется общим законам экономического развития и в то же время отличается специфическими чертами, обусловленными высокой социальной значимостью производимой продукции.

Трансформация аграрного сектора экономики, проведенная без глубокого научного обоснования и в достаточно сжатый период, обусловила возникновение ряда проблем перманентного характера как на макро-, так и на микроуровне функционирования АПК.

Помимо общеэкономических проблем, агропромышленному комплексу области присущи особые, специфические проблемы, обусловленные несовершенством производственно-экономических отношений в агропродовольственной сфере.

В настоящее время, несмотря на отдельные признаки стабилизации, в целом агропромышленный комплекс находится в состоянии глубокого системного кризиса, обусловленного накопленными проблемами его функционирования в дореформенный период: наличием структурных диспропорций между различными сферами и отраслями агропромышленного производства, нарушением координационных связей между хозяйствующими субъектами, дисбалансом между всеми продуктовыми сегментами, высокой степенью физического и морального износа основных фондов, нерациональной специализацией сельскохозяйственного производства, недостаточным использованием в производстве достижений аграрной науки, наличием системы активной статистической дезинформации и др. Указанные проблемы обусловили объективную необходимость реформирования аграрного сектора в целях повышения эффективности его функционирования. В качестве наиболее значимых выделялись проблемы модификации производственно-экономических отношений между экономическими субъектами, создания новых, более совершенных производственных единиц, изменения земельных отношений, формирования специализированной системы кредитования для АПК, правовой регламентации.

Сельскохозяйственное производство предприятий всех форм собственности и хозяйствования будет развиваться успешно, если исполнительная и законодательная власть на федеральном и региональном уровнях приложит свои усилия на решение следующих неотложных задач:

Улучшение финансового положения сельскохозяйственных предприятий, в частности, за счет решения проблемы диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, создания механизма по его устранению;

Укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий;

Создание условий для социально-экономического развития сельских территорий, устойчивого роста производства сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности;

Изменение демографической ситуации. Принятие федеральной целевой программы заботы о молодежи села;

Повышение уровня квалификации кадров на селе.

Решение этих задач обеспечит устойчивое развитие производства в агропромышленном комплексе.

Понравилась статья? Поделитесь ей