Контакты

Средневековый купец. торговые компании средневековой европы

Первые феодальные города сформировались в Италии и Франции в течение X - XI вв. Среди них выделялись: Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Неаполь, Амальфи, Марсель, Монпелье, Тулуза и др.

В Италии развернулась борьба городов с Их сеньорами за автономию, коммуну. В течение XI - XII вв. коммуны возникли в Генуе, Ареццо, Флоренции, Болонье, Парме и других городах. В конце XII в. города-коммуны превратились в самостоятельные городские республики с собственным законодательством, администрацией, войском, правом чеканить монеты и т.д., это были фактически города-республики. В XIII в. сформировалось феодальное городское "магдебургское право", которое устанавливало порядок выборов и функции органов городского самоуправления, суда, купеческих объединений, цехов, регулировало вопросы торговли, опеки, наследования и т.

Города появились в Северной Франции, Нидерландах, Англии, по Рейну и Верхнему Дунаю в Германии. Наибольшее число новых городов приходится на рубеж XIII - XIV вв. - Более 200. По количеству жителей города можно разделить на малые, в них проживало от 1 до 2 тысяч человек, средние - 3 - 5000 жителей, большие 9-10 тысяч человек. В Западной Европе городов с населением 20 - 40000 было около 100 (Любек, Кельн, Мец, Лондон, Рим и др.). Крупнейшие города - Венеция, Константинополь насчитывали 100 тыс. Жителей (до этого приближались Париж, Милан, Кордова, Севилья, Флоренция). Население городов было незначительным в Англии, где в них проживало лишь 5% от общего количества.

Причины роста городов:

Появления прибавочного продукта;

Утверждение феодального строя;

Изменение формы експлуатацииьта организации хозяйства феодалов;

Совершенствование форм правления и права;

Развитие торговли, ремесла, культуры.

Пути образования городов:

Торгово-ремесленный;

Общинно-феодальный;

Государственный.

В Англии еще до норманнского завоевания насчитывалось до сотни городов. С утверждением централизации государства города были расположены на королевской территории и это затрудняло борьбу горожан за политическую автономию, поэтому ни один город Англии не смогло добиться самоуправления типа французских коммун. Английские города только пользовались некоторыми экономическими и финансовыми привилегиями Лондон, Йорк, Бостон и др. Король получал из городов около 35% государственных доходов, постоянно усиливая налоговое бремя, которое далеко не всегда был нормирован.

В конце XIII в. в Англии насчитывалось уже около 280 городских поселений. Города, получали от королей хартии с правом самоуправления (образование городских советов, должностей мэров и городского суда), сами собирали налоги на своей территории, имели право создать свой рынок, купеческие и ремесленные гильдии, но масштаб самоуправления английских городов был меньше, чем городских коммун во Франции, Фландрии, Германии и Италии. Это было обусловлено более прочным контролем английской королевской власти.

Во Франции с X в. развиваются старые городские поселения, основанные еще римлянами и которые пали в V - IX вв., - Бордо, Тулуза, Лион, Марсель, Париж, Руан. Появлялись и новые города. Нач. XIII в. в стране было много крупных, средних и мелких городов. В XI - XII вв. наблюдался расцвет городов южной Франции. Этому способствовали торговые связи со Средиземным морем. Южные города первыми завоевали политическую независимость. В XII в. почти все южные города установили консулат - правление избирательных лиц от проживающих в городе дворянства и духовенства, и от ремесленной верхушки. В северных городах Франции - Арраса, Лана, Санлиса - только в XII в. происходит экономический подъем.

Города Германии в X в. возрождались на территории бывших римских муниципиев в бассейне реки Рейн: Кобленц, Майнц, Ворс, Страсбург, Бонн и Дуная Регенсбург, Ульм и др. В XII в. в стране насчитывалось около 50 городов, а в XIII в. их количество возросло до 500. В большинстве это были небольшие города, жители которых занимались сельским хозяйством. Увеличивалась и общее количество городов. В Германии в 13 - 14 вв. возникло около 700 новых городов. Например, в Гамбурге в XIV в. насчитывалось 7 тыс. жителей, в Бристоле - 10 тыс.

Ремесло. Прогресс в сельском хозяйстве IX - X вв. усиливает общественное разделение труда, что способствовало накоплению производственного опыта и совершенствованию продукции, которая производилась. В XI - XII вв. ремесло стало основой экономики средневекового города, а ремесленники составляли большинство среди его граждан. Сформировались такие отрасли ремесла, как текстильная, металлургическая, металлообрабатывающая, оружейничество, производство посуды, продуктов питания, строительных материалов и т. Значительное развитие получили специализация ремесла и территориальная специализация ремесленного производства.

В XII - XIII вв. в городах сформировались ремесленные объединения - цеха. Цеха выполняли ряд функций: утверждали монополию на определенный вид ремесла и сырья; устанавливали контроль над производством и продажей ремесленных изделий; регулировали отношения мастеров с подмастерьями и учениками; занимались культурно-религиозной деятельностью; выступали как боевая единица в случае войны.

Средневековый цех создавался по профессиональным признакам: сапожный, кузнечный, швейный, ювелирный и др. Работу цехов регламентировал устав ремесленников, в котором были указаны производственная, духовная и нравственная их поведение. Например, уставы всех цехов устанавливали образцовые изделия шедевр, на которые и ориентировались ремесленники как образцы, согласно запрещалось выпускать товар хуже или лучше от шедевра. Основной орган цехового управления составляли общее собрание членов цеха, а цеховые должности были выборными.

Цеха имели строгую регламентацию: преследовали внецеховых ремесленников - партачей, ограничивали производство, чтобы избежать конкуренции в различных условиях. Цеховая регламентация способствовала производству качественной продукции и была экономически рациональной в XIII - XIV вв. и сыграла прогрессивную роль в развитии городского ремесла. Но усилия цехов сохранить мелкое производство, поставить всех в равные условия затормозили развитие производительных сил, привело к тому, что в XV в. ремесленные цеха потеряли экономическую целесообразность.

Торговля. В средневековой Европе развивались внешняя, морская, внутренняя и сухопутная торговли. Основными формами их организации были: ярмарки, караванная торговля, рынки, постоянная торговля.

Внутренняя торговля ограничивалась территориально, наличием местных товаров, объемами. Это был обмен между городом и деревней на местных рынках. Формами торговли были городские базары и магазины. Так, крестьяне привозили в город продукты питания и сырье, которые обменивали на ремесленные товары или продавали. Значение внутренней торговли состояла в привлечении села к рыночным отношениям, формировании местных локальных территориальных рынков как основы общенационального.

Внешняя торговля осуществлялась через Средиземное, Балтийское и Северное моря, и имела посреднический характер. В восточной, то есть Левантийской торговли, участвовали Италия, Испания и Франция, которые торговали между собой, а также с Византией, Черноморьем и странами Востока. Занимались купцы преимущественно продажей на западноевропейских ярмарках восточных товаров: торговали пряностями, ювелирными изделиями, предметами роскоши, оружием, золотом, вином, фруктами, шелком. Купцы городов Венеции, Генуи, Пизы монополизировали торговлю со странами Востока. Также в итальянских городах возникло собственное производство шелка, стекла, хлопчатобумажных тканей.

Североевропейская торговля велась на Балтийском и Северном морях, по рекам Эльба, Одер, Темза, Рейн, Дунай, Висла, Неман, Рона, Сена. Северная торговля основана на продаже изделий местной промышленности и продуктов сельского хозяйства. Основными товарами на севере были: шерсть, зерно, олово, железо из Англии; сукно из Нидерландов; мех, металл, лес, рыба, соль, лен, воск, смола из Северо-Восточной Европы кожа, мясо, зерно из Польши и Литвы; золото, серебро из Германии и Чехии.

В северной торговли ведущую роль играли Гамбург, Любек, Бремен, Лондон, Новгород, Псков, Амстердам. В XIII в. для защиты торговли купцы городов северной Германии создали торговый союз приморских городов под названием Ганза (объединение, союз). В XIV - XV вв. к Ганзейского союза входило 160 городов. Руководство Ганзы находилось в городе Любеке. Ганзейский союз выполнял следующие функции: защищал интересы купцов, регламентировал цены на товары, устанавливал стандарты их качества, обеспечивал монополию оптовой торговли и давал определенные гарантии личной и имущественной безопасности.

Товары ганзейской и левантийской торговли встречались на ярмарках Западной Европы, особенно во французской провинции Шампань. Эта ярмарка продолжался почти целый год. Проходили ярмарки в английских городах Винчестере, Йорке и Бостоне, фламандском городе Брюгге. Итальянские города Милан, Флоренция, Венеция становятся главными торговыми центрами на Апеннинах. О могуществе итальянской торговли свидетельствует тот факт, что в 1252 Флоренция начала чеканки золотой монеты - флорин, Венеция - дукат.

В средние века развивалась и сухопутная торговля. Известный шелковый путь из Китая в Европу протянулся на несколько тысяч километров.

Итак, в эпоху Средневековья, основной отраслью было сельское хозяйство, но на смену натуральному хозяйству и замкнутом цеховом производству постепенно приходит товарное.

Во второй половине VII в. наиболее промышленная часть Византийской империи попала в руки арабов. Арабам и до Магомета не была чужда торговая деятельность. В первое время после принятия ислама эта деятельность сильно ослабела, но когда полудикие кочевники сделались обладателями цветущих провинций, когда при Аббасидах появилась невиданная дотоле роскошь, старые коммерческие инстинкты проснулись с новою силою. Аббасидские халифы энергично поддерживали торговлю, прокладывали дороги, поощряли купцов.

Наряду с Дамаском, через который проходили караваны из Малой Азии в Аравию и Египет и наоборот, явились два еще более благоприятных для торговли центра: Бассора, господствующая над Персидским заливом, и Багдад, при слиянии Евфратского канала с Тигром; через Евфрат шли сношения с Малой Азией, Сирией, Аравией и Египтом, а центральная Азия соединялась с Багдадом караванным путем, шедшим через Бухару и Персию. Сказка о Синдбаде мореходе из «Тысячи и одной ночи» указывает на Малакку, как на крайний пункт, до которого доезжали торговцы; при Гарун Альрашиде (785-800 г.г.) они проникали и дальше. Гавань и рынок Кантона в Китае открылась для чужеземных купцов в 700 г., и арабские мореходы воспользовались этим довольно рано. При династии Танг (620-970 г.г.) китайские купцы сами огибали юго-восточный угол Азии, посещали Малабарский берег в Индии и нередко поднимались вверх по Персидскому заливу, обыкновенно до Сирафа (на восточном берегу залива). Торговля с Китаем, как и китайская шелковая промышленность, испытала жестокие удар во время восстания 875 г. Страна была разорена, чужеземные купцы подверглись насилиям.

Главным торговым центром теперь сделался Калах, на Малакке. Сюда съезжались китайские купцы с арабскими, чтобы обмениваться своими товарами и закупать местные произведения: алоэ, сандальное дерево, кокосовое, мускатные орехи, олово. Посещение Индии было еще легче. В различных ее пунктах, особенно на Цейлоне, были целые арабские колонии. Менее значительна была морская торговля с западом, с южным побережьем Аравии, с Эфиопией и Египтом. Главным центром тут был Аден. С севером поддерживались постоянные караванные сношения. В Иepyсалиме восточные купцы сбывали свой товар европейским пилигримам; богомольцы часто заходили в Дамаск и другие близлежащие торговые центры. Торговые сношения Леванта с западом поддерживались главным образом византийцами. Потребность в восточных товарах делалась все сильнее по мере того, как развивалась роскошь в восточной империи и выяснялась необходимость в восточных лекарствах. Торговые сношения, заглохшие было после арабского завоевания, возобновляются в IX в., несмотря на приказы императоров не водиться с неверными. В Антиохии, Трапезунде, Александрии греческие купцы получали от арабских необходимые им продукты. Из этих трех пунктов товары через Средиземное и Черное море и частью сухим путем через Малую Азию приходили в Константинополь, Фессалоники и Херсонес.

Торговля Европы с Левантом до крестовых походов

В северном направлении торговля шла двумя путями: восточным, через арабов, и западным - через византийцев. Арабские купцы по Каспийскому морю доходили до устьев Волги и затем вверх по реке достигали столицы волжских болгар (Булгары, между Симбирском и Казанью). Болгары ко времени прибытия арабских купцов скопляли у себя меха, оплачивая их арабскими же деньгами. Скандинавские купцы частью сами появлялись на Волге, частью привозили свои товары (меха, перья, китовый ус, ворвань, вероятно - шерсть) в Новгород, где обменивали их на арабские деньги. Таким образом между отдаленным югом и крайним севером установились правильные сношения; юг почти исключительно покупал, ибо в его товарах полудикие северяне почти не нуждались.

Западный (великий греческий) торговый путь шел из Черного моря вверх по Днепру, затем сушей до Ловати через озеро Ильмень, Волхов, Ладожское озеро и Неву - в Балтийское море. Он проходил через два главных торговых центра Руси: Киев и Новгород. Славяне вывозили в Царьград меха, мед, воск, рабов. Этим же путем преимущественно пользовались варяги. Западный путь держался гораздо дольше, чем восточный. Те товары, которые арабские купцы привозили на Волгу, а славяне - в Киев и Новгород, потреблялись главным образом в Германии, которая в обмен посылала меха, янтарь и пр. Славянские купцы и сами заезжали в Германию. Были торговые пути в юго-восточную Германию, но торговля там была очень незначительна. Благодаря скандинавским и немецким купцам, левантская торговля заходила даже в Англию.

Торговые сношения Франции с Востоком увеличились при Карле Великом, благодаря упорядочению администрации и установлению дипломатических сношений с аббасидским двором; но при преемниках Карла, из-за норманнских набегов и сарацинских пиратов, они почти совершенно прекратились, и левантские товары попадали во Францию чуть не исключительно через руки итальянских купцов.

Италия уже теперь, как и после крестовых походов, играла первенствующую роль в торговле Европы с Левантом. Из ее городов первое место по размеру торговли в эту эпоху занимали Амальфи на юге и Венеция на севере. Амальфи находился в постоянных торговых сношениях с арабами уже в 870 г.; его купцам, считавшимся подданными Византии, открыты были все греческие города для беспошлинной торговли. В Константинополе у них была своя контора. Они вывозили на запад греческие товары и доставляли любителям знаменитую греческую пурпурную шелковую ткань, несмотря на запрещение ее вывоза. В Антиохии у них были постоянные связи, в Иерусалиме - постоялые дворы; в египетских городах они были желанными гостями. В магазинах Амальфи всегда в изобилии находились самые драгоценные и редкие товары, особенно шелковые материи. Торговые законы Амальфи (Tabula Amalfitana ) сделались торговым правом Европы. Положение дел изменилось, как только Амальфи перешло во владение норманнов (1077). Из подданных Византии амальфитанцы поневоле сделались ее врагами; поддерживать конкуренцию с Венецией сделалось им не под силу, и их торговля стала быстро падать.

Венеция уже в IX в. имела постоянные сношении с Сирией и Египтом. Она вывозила на восток шерстяные материи, строевой лес из Далмации, оружие и рабов. Из Византии венецианцы привозили русские горностаевые меха, тирский пурпур и узорчатые материи. Венецианские галеры перевозили византийскую почту. Византийским императорам не нравилось, что венецианцы продавали сарацинам оружие и строевой лес, ибо как раз в это время велась энергичная борьба с мусульманами на море (критский поход Никифора Фоки). По настоянию Иоанна Цимисхия эта продажа была прекращена, но торговля с сарацинами не прекратилась. Дож Орсеоло (991-1009 г.г.) добился у императоров Василия II и Константина таможенного тарифа, обеспечивавшего венецианских купцов от произвола византийских портовых чиновников. Ввозная пошлина была определена в 2 солида с корабля, вывозная - в 15 солидов, с тем условием, что венецианцы не будут привозить на своих кораблях товаров амальфитанцев, барийцев и евреев (992). Около 1000 г. Орсеоло подчинил республике разбойничье население Далматинского побережья, что совершенно обезопасило путешествии в Византию. Особенно благоприятен для Венеции был диплом 1084 г., данный ей Алексеем Комнином в благодарность за помощь, оказанную ему Венецией в борьбе с Робертом Гвискаром. В силу этого диплома венецианцы получили право беспошлинной. торговли во всех портовых городах, принадлежавших империи. Амальфи за право торговать в Византии был обложен пошлиною в пользу Венеции.

Евреи-купцы до крестовых походов

Рассеянные по всему миру, евреи находились в условиях очень благоприятных для развития крупных торговых сношений. Только им обязана Европа поддержкой торговых сношений между крайним Западом и крайним Востоком. Они в буквальном - по тогдашнему - смысле проходили мир из конца в конец. Пользовались они четырьмя путями. Первый сначала шел морем из какой-нибудь южнофранцузской или испанской гавани до Фарамы в Египте, потом по суше через Суэцкий перешеек до Колсума (Клисма), оттуда Красным морем вдоль западного берега Аравии в Индийский океан. Другой морем приводил к устьям Оронта в Малой Азии, оттуда шел сушей через Антиохию и Алеппо к Евфрату, по Тигру в Персидский залив и Индийский океан; из Индийского океана была открытая морская дорога в Китай. Другие два пути были по преимуществу сухопутные: через Испанию и Гибралтарский пролив в Африку, по ее северному побережью в Сирию, затем в Вавилонию и оттуда через южные провинции Персии в Индию и Китай - или по европейскому материку до столицы хозаров (Итиль у устьев Волги), а оттуда по Каспийскому морю через Трансокеанию (Бухара) и страну уйгуров в Китай.

Европейские торговцы привозили на Восток евнухов, рабов и рабынь, византийские шелка, меха, сабли, а увозили на Запад мускус, камфару, алоэ, корицу и т.п. продукты; по дороге они развозили и местные товары. Рассыпанные повсюду еврейские общины очень облегчали отдаленные путешествия. В Германии в раннюю эпоху такие общины были, кажется, только в Майнце и Вормсе, но во Франции их было очень много, даже в селах: у каждого феодала имелся свой еврей, которому за известные платежи предоставлялось исключительное право отдачи денег в рост. Торговля была главным занятием евреев, и при хорошо организованной агентуре, при постоянных сношениях с Амальфи и Венецией, с Испанией и Русью, они всегда могли скоро и аккуратно исполнить какой угодно заказ. Драгоценности всякого рода, дорогое оружие, лошади арабских кровей из Испании, русские меха, восточные благоухания, ковры, шелковые и бумажные ткани - все это феодальный барон мог достать довольно скоро у ближайшего еврея. Правильной торговли, однако, не было, ибо потреблялись все эти товары в минимальном количестве.

Торговля в Европе до крестовых походов

Евреи и в раннее средневековье не были единственными купцами в Европе. Несмотря на покровительство, которым они пользовались со стороны королевской власти, им трудно было конкурировать с христианскими купцами, в силу нетерпимости католического общества. Когда можно было купить у еврея или у своего, все предпочитали последнее.

В центре торговли стояла Италия. С Германией сношения были довольно затруднительны; нужно было или обходить главный Альпийский хребет, или искать удобных проходов через горы. В Пиемонт и западную Ломбардию переваливали через большой Сен-Бернар; Симплон не пользовался популярностью, Сен-Готард не был даже известен; мало пользовались и рейнскими проходами (Лукманир и др.), так что наряду с Сен-Бернаром были в употреблении только два восточных прохода - Септимер и Юлиер. Главная торговля шла почти исключительно через Сен-Бернар; этим путем доставлялись преимущественно предметы, необходимые для церкви - ладан, воск, драгоценности.

Главным торговым городом в эту эпоху был Майнц. Немецкие купцы приезжали на ярмарки в Феррару и в Павию, куда Амальфи и Венеция посылали товары. Итальянские купцы за Альпами появлялись редко: они бывали, кажется, только в Регенсбурге и на ярмарке в Сен-Дени. С Францией, кроме альпийских проходов и Роны, можно было сноситься и морем. Путешествия французских купцов не простирались на восток дальше Амальфи, где они обменивали на восточные товары шерсть и краски. На запад по Средиземному морю французские купцы не ездили дальше Барселоны. Испания вывозила в ничтожном количестве свои минеральные богатства, причем Каталония и тогда шла во главе промышленного развития страны. Английская торговля шерстью существовала со времен Альфреда Великого, а торговля металлами - еще раньше. В англо-саксонскую эпоху велись сношения с Португалией, западный берег Франции, Фландрией, Германией. Главной потребительницей английской шерсти была Фландрия.

Слабое развитие торговых сношений объясняется господством натурального хозяйства. Население, рассеянное в селах, было замкнуто в обособленные хозяйственные группы, каждая из которых легко себя удовлетворяла. Все необходимое - хлеб, мясо, одежда, оружие - было дома; искать на стороне приходилось только предметы роскоши и церковные принадлежности. Существовали лишь слабые зародыши промышленности гончарной (на Юге Германии), оружейной и шерстяной; последняя всецело находилась в руках фризов, которые рано начали спускаться по Рейну, чтобы в обмен на свои материи получать из Верхней Германии хлеб и вина; в последующую эпоху (IX - X вв.) их поселения существовали в Майнце, Вормсе, Кельне, Страсбурге, Дуисбурге. Вообще, торговля была очень затруднена, как вследствие общей необеспеченности и тревожного времени, так и незначительного ее развития.

Крестовые походы

Расцвет левантской торговли

Эпоха крестовых походов знаменует поворот в истории европейской торговли. Уже один факт знакомства европейских рыцарей с роскошью Византии и Востока должен был значительно усилить спрос на восточные товары; кроме того, явилась возможность обходить Византию. Если раньше амальфитанские и венецианские купцы заезжали в сирийские портовые города, то это было исключением: обычными рынками были Византия и частью города сев. Африки.

Благодаря крестовым походам сношения с левантскими портами сделались регулярны. Воспользовались этим обстоятельством прежде всего три могущественных итальянских республики: Венеция, Генуя и Пиза. Обе соперницы Венеции только теперь получили возможность успешно конкурировать с нею: раньше они в тесном союзе вели упорную борьбу с сарацинами, которые владели Сицилией и Сардинией и своими кораблями затрудняли торговые сношения. В 1015-1016 гг. сарацины были вытеснены из Сардинии; в 1070 г. норманны завоевали Сицилию. Чтобы перевести на Восток шедших через Италию крестоносцев первого похода, нужны были корабли; их доставили Венеция, Генуя и Пиза, флоты которых и позже неоднократно участвовали в в военных действиях. Все это, конечно, делалось не даром. Итальянцам первым всецело открылись левантские порты. Теперь им не было необходимости делиться своими прибылями с греческими купцами; караваны из Багдада и Дамаска подвозили в Сирию товары в каком угодно количестве, и их можно было получать гораздо дешевле, чем в Константинополе или Херсонесе. Иepycaлимские короли и другие христианские князья предоставили генуэзцам, венецианцам и пизанцам полную свободу в торговых делах. Во всех приморских городах Леванта возникли итальянские колонии, причем генуэзцы и венецианцы захватили львиную долю в Сирии, а пизанцы - в Африке. Итальянские купцы предпринимали путешествия в глубину Азии и получали дорогие товары на месте. Это имело громадное значение, потому что торговля на Востоке в конце XI в. была такая же оживленная, как и при Аббасидах. Она теперь сосредоточивалась, главным образом, у южных берегов Аравии и в Персидском заливе (Аден и остров Кейш или Киш). Отсюда предпринимались путешествия в Индию и Китай (Канфу), сюда привозили мускус, алоэ, алойное дерево, перец, кардамон, корицу, мускатные орехи, камфору; персидская сера вывозилась в Китай, китайский фарфор в Грецию, греческая парча в Индию, индийская сталь в Алеппо, стекло из Алеппо в Йемен.

Самой большой эмпорией Востока был Багдад, куда стекались произведения Персии, Центральной Азии и Китая. До нас не дошло сведений о том, достигали ли европейские купцы до Багдада; но в северной Месопотамии полвека (1098-1144 г.г.) существовало эдесское графство, куда, вероятно, заезжали сирийские и армянские купцы. Главные транспорты шли через Алеппо в Антиохию, Лаодикею и Дамаск. Иерусалимское королевство сделалось значительным торговым государством; здесь, в больших чем когда-либо размерах, происходил торговый обмен между Востоком и Западом. Важнейшим портом королевства была Акка (Сен-Жан д"Акра); за нею следовали Тир, Бейрут, Яффа и др. Даже Иерусалим был значительным караванным центром, ибо туда вели торговые пути из Аравии и Египта. Наконец, самые владения крестоносцев производили много продуктов, которые массами отправлялись в Европу; фрукты (апельсины, лимоны, смоква, миндаль) из Триполи и Тира, вино из ливанских виноградников, оливки, сахарный тростник, хлопок и шелк в сыром и обработанном виде, триполийские шелковые ткани, тирское стекло и проч.

Итальянским и прочим европейским купцам (Барселона, Монпелье, Нарбонна, Марсель скоро пошли по следам Венеции, Генуи и Пизы, хотя и не могли сравняться с ними) открылся невиданный простор; их благосостояние стало быстро возрастать. В византийской империи итальянцы успешно конкурировали с местными купцами; первые три Комнина, особенно Мануил, всячески им благоприятствовали. Они стали отнимать рынки у византийцев, которым сильно вредил установившийся в Византии обычай чеканить низкопробную монету. Глухой ропот против западнической политики Комнинов перешел при Алексее II (1183) в открытую революцию, поднятую главным образом купцами и ремесленниками. Она сопровождалась избиением всех чужестранцев, большинство которых были итальянские купцы. Но византийская торговля от этого ничего не выиграла, а погром 1183 г. сделался одним из поводов для завоевания Константинополя крестоносцами четвертого похода (1204). При дележе Венеция, достигшая теперь апогея своего могущества, захватила почти все острова - Крит, Корфу, Евбею, - гавани Херсонес, Галиполи; в Константинополе она расширила свой квартал и приобрела такое влияние, что одно время была мысль перенести резиденцию дожа в столицу империи. Венеция сделалась первой торговой державой в Греции. С пизанцами она в 1206 г. заключила тесный союз; генуэзские купцы только в 1218 г. добились «statu quo ante». В 1247 г. итальянцы появляются в Киеве, в 1260 г. - в Крыму, около того же времени - в Азове; во владения иконийского султана они проникли очень рано; даже заклятый враг франков - никейский император Ласкарис - позволил венецианцам беспошлинно торговать у себя.

Возвращение Константинополя в руки византийцев (1261) доставило торговое преобладание Генуе, которая вскоре после того раздавила Пизу (1284) и победой при Курцоле нанесла сильный удар Венеции (1298). Основанная генуэзцами в Крыму Каффа подорвала торговлю венецианских черноморских колоний и заставила Венецию, особенно после разрушения Таны (Азова) монголами (1317), усилить свои сношения с сирийскими и египетскими портами. Левантская торговля через Сирию все больше и больше процветала. Акка, завоеванная было Саладином, в 1191 г. была взята обратно крестоносцами третьего похода и сделалась еще более блестящим торговым центром. Наряду с венецианцами, генуэзцами и пизанцами там появились теперь купцы из Флоренции, Сиены, Пиаченцы, а также англичане, провансальцы (из Монпелье и Марселя), испанцы (из Барселоны). Кипр сделался при Лузиньянах значительной эмпорией; небольшая Киликийская Армения давала свободный проход купцам.

С сирийскими портами успешно конкурировала египетская Александрия. Товары, шедшие через Александрию, проходили водою все огромное пространство от Китая и Индии до Венеции, Марселя и Барселоны, за исключением небольшого клочка суши между Красным морем и Нилом. Это было дешевле, скорее и вернее. Склады Адена, с их громадными запасами восточных товаров, лежали близко от этого пути; египетские купцы встречались там с персидскими и индийскими. В Красном море торговали почти исключительно арабские купцы, у которых в Йемене был благоустроенный порт Зебид. Египетские купцы на африканском континенте высаживались в Айдабе (близ мыса Эльбеа), оттуда караванным путем добирались до Нила, а по Нилу до Александрии. Здесь собирались главным образом товары со всего Востока; здесь получали их европейские купцы. Александрию посещали не только купцы средиземноморских портов Западной Европы и византийцы, но, вероятно, и немцы, и даже русские. Первенствовали и тут Генуя, Пиза и Венеция. Христианским владетелям в Сирии это не нравилось; при заключении в 1156 г. договора с Пизой, иерусалимский король Балдуин IV грозил, что если ливанские купцы будут продавать фатимидскому султану железо, строевой лес и смолу, то эти товары будут отниматься у них силою. И после падения Фатимидов сношения итальянцев с египетскими султанами не прекращались; в 1208 г. Венеция заключила с Египтом договор. На пути между востоком и западом немалую роль играл остров Кипр.

С появлением монголов открылись новые пути, по которым западные купцы, умевшие ладить с татарами, проникали в самое сердце великой монгольской державы. Один вел из Малой Армении или из Трапезунда в Персию и через Багдад и Персидский залив морем в Китай, другой - из южной России через Центральную Азию в Китай. С открытием сообщения с Востоком через Черное море торговый оборот Запада еще больше увеличился. Время от конца ХIII до конца XIV в. было эпохой наиболее оживленного обмена Европы и Азии. С XV в. начинается упадок. Пути, которые в течение трех столетий обогащали Европу, стали забываться; на них появились османы. Открылись новые пути; другие нации забрали в свои руки наследие великих итальянских республик.

Возрождение европейской торговли

Открытие Европе Левантских портов сейчас же отозвалось целым рядом серьезных последствий. Итальянцы переняли у Востока секреты его производства; различные отрасли промышленности выросли в городах Апеннинского полустрова. Городские классы стали крепнуть и развиваться; мелкие феодалы, затруднявшие торговлю своими разбоями и бесчисленным количеством всевозможных пошлин, пришли в упадок; более крупные князья старались привлечь купцов в свои владения, оделяя их привилегиями, устраивая для них рынки и ярмарки; купцы организовались в гильдии, города - в союзы. Торговля притягивает к себе все больше и больше сил, как из аристократии, так и из вилланов, которым «городской воздух давал свободу».

В центре европейского торгового оборота по-прежнему стоит Италия. От нее расходятся во все концы Западной Европы торговые пути: один идет морем через Гибралтарский пролив и Ламанш мимо Франции и Англии во Фландрию, другой от Лионского залива по Роне и Соне вглубь Франции и по Мозелю и Рейну к Немецкому морю; третий переходит через Альпы. Первоначально главным проходом продолжал оставаться большой Сен-Бернар; с ним соперничали Септимер и Бреннер; но постепенно приобретают популярность другие проходы системы Роны и Рейна - Лукманир, Гримзель, Симплон. Сен-Готард все еще не был известен. Европейские купцы вытеснили еврея, как прежде сирийца; европейский обмен делается мировой торговлей. Натуральное хозяйство уступает производству на рынок; в первое время после начала крестовых походов разве только полотняные ткани продолжали производиться дома, но лен уже тогда стал вытесняться шерстью. Фландрия первоначально господствовала на шерстяном рынке, перерабатывая в тонкие сукна английское сырье; но со времен Эдуарда III, призвавшего к себе фламандских мастеров, и Англия перестала ограничиваться выделкой простых, грубых материй и научилась более совершенным приемам. С обеими странами все более и более победоносно конкурирует Италия, в особенности Флоренция и Лукка. В огромном количестве потребляла Европа восточные курения, благоухания, пряности, целительные средства; в Германии только теперь появились дрогисты. Швеция и Англия посылали через Альпы металлы; в самых Альпах начиналось горное дело; Золинген, Пассау, Регенсбург славились своим оружием; несколько позднее по всей Европе распространилась слава миланских панцирей.

В XIII в. мировая торговля получила сильный толчок благодаря знаменитым шампанским ярмаркам во Франции. Их было шесть; они действовали почти без перерыва поочередно в Ланьи, Баре, Провене и Труа (в двух последних - по два раза). Для немецко-итальянской торговли еще важнее оказалось открытие Сен-Готардского прохода.

Развитие торговых оборотов вызвало резкую перемену во взглядах на денежную прибыль. Феодальному хозяйству была незнакома торговая сделка, предполагающая прибыль. Каноническое право резко осуждало всякий процент; всякая денежная операция подводилась под понятие ростовщичества. Эти нормы были обязательны для христиан; поэтому все кредитные сделки находились в руках евреев. С расширением торговых оборотов возникли новые требования, к услугам которых явилось реципированное римское право. Болонские юристы провозгласили законность роста; формулу их, смягченную толкованиями позднейших глоссаторов, должна была признать и церковь. Кредитные операции флорентийских банкиров охватили собою всю Западную Европу. Наряду с крупными банкирскими домами функционировали банкиры, удовлетворявшие во Франции, Германии и Англии потребностям мелкого кредита.

В связи со всеми этими условиями вырастает значение Ганзы, великого немецкого купеческого союза, возникшего в XIII в. в видах расширения и облегчения немецкой торговли за границей. Основой для нее послужили местные торговые гильдии, городские союзы и торговые дворы (ганзы) за границею. Из последних древнейший - стальной двор в Лондоне, основанный кельнцами в XII в. Отдельные городские союзы постепенно стали объединяться в один общий, первое место в котором принадлежало Кельну на западе и Висби на востоке; но с конца XIII в. стал выдвигаться Любек, и под его руководством создалась великая Ганза, сосредоточившая в своих руках торговлю в Немецком и Балтийском морях, начиная от Новгорода и кончая Англией; сфера ее деятельности заходила и дальше, до Португалии и Испании.

В XII в. случился крупный факт, имевший большое влияние на европейскую торговлю: вымер род графов Шампани, поддерживавших ярмарки. Капетинги повысили ярмарочные пошлины, что нанесло сильный ущерб итальянцам. Затеянная Филиппом IV Красивым война с Фландрией нанесла сильный удар процветанию шампанских ярмарок; конкуренция ярмарок в Лионе и в Женеве довершила их упадок. Их роль перешла к Фландрии; итальянские купцы удалились из Франции, и там стало складываться свое национальное купечество, одним из ранних представителей которого является Жак Кэр, министр финансов Карла VII.

Другим выдающимся фактом этой эпохи был последний расцвет венецианской торговли. Генуэзская торговля пала, как только турки захватили Византию, а затем и главную черноморскую колонию Генуи, Кафу. Генуя подпала под власть Милана, как полувеком раньше Пиза - под власть Флоренции. Торговому расцвету Венеции, кроме упадка ее соперников, способствовало широкое развитие ее промышленности. Производство шелка, шелковых материй, бархата, парчи, сукон, полотна, кружев, хлопчатобумажных материй, оружия, ювелирных вещей, стеклянных изделий и прочего позволяло венецианцам удерживать за собою рынки даже тогда, когда получение левантских товаров стало затруднительно. Яркая картина торговых оборотов Венеции набросана в отчете дожа Мочениго, относящемся к 1420 г. Вся Европа, особенно Германия (Нюрнберг и др. города) учились торговому делу в Венеции. В Германии - Констанце, Равенсбурге, Ульме, Аугсбурге - также появляются крупные независимые купцы.

1 |

Добавить в закладки

Добавить комментарии

Торговля происходила не только на рыночной площади. В городах, где проходили крупные сезонные ярмарки, эти ярмарки могли раскидываться и за городскими стенами - на лугу или (в северных городах зимой) на льду замерзшей реки или озера.

В большом городе могло быть несколько торговых площадей. Некоторые из них были "специализированными" местами торговли определенным товаром и носили соответствующие названия (Рыбная, Железная, Зерновая и пр.).

На ремесленных улочках тоже шла торговля. Дом ремесленника был одновременно и его мастерской, и магазинчиком, где продавались товары.

Торговля строго регламентировалась по времени. В лавках на площади и на улочках можно было торговать с рассвета до заката во все дни кроме праздников и воскресений. Начало и конец ярмарки тоже отмечались и оставаться торговать после официального закрытия ярмарки приезжим купцам не дозволялось.

Не все профессии были одинаково престижными и не все цеха - одинаково богатыми и влиятельными. На верхней ступеньке неофициальной иерархической лестницы ремесленников стояли монетчики (работники монетного двора) и ювелиры. О первых стоит рассказать подробнее.

Монетный двор. В крупных городах, являющихся центром региона, находились монетные дворы. Напомню, что в средние века не было централизованной монетной системы, каждое графство или герцогство имело свои деньги. Иногда и города получали (или выкупали у сеньора) право чеканить свою собственную городскую монету Чернышов А.В. Средневековый городской фольклор и социальная структура средневекового города. Учебное пособие. - М.: Феникс, 2004. - 531с. .

Монетный двор располагался либо в одной из башен цитадели города, либо в другом укрепленном каменном здании. Монетный двор тщательно охранялся, за процессом производства монет наблюдали специальные чиновники. Персонал монетного двора был невелик. 1-2, на крупных монетных дворах в столицах государей - 5-7 мастеров, и 10-30 подмастерьев, учеников и рабочих, выполнявших подсобные операции. Все работники монетных дворов были объединены в отдельный цех. Это были, пожалуй, самые привилегированные ремесленники средневековья. Они работали непосредственно на короля (герцога, курфюста), и получали от суверена множество различных привилегий. Часто мастера монетного дела были одновременно и менялами (ростовщичество, как мы помним, осуждалось церковью и в описываемый период этот запрет еще достаточно строго соблюдался). Поскольку часто обращение "чужой" монеты на рынках города было запрещено и каралось серьезными штрафами, работа менялы приносила изрядный доход, особенно во время ярмарки.

Несколько ниже стояли представители таких профессий как гончары, строители, сапожники, люди, работавшие с деревом (плотники, мебельщики, бочары, корзинщики и пр.)

В отличие от большинства других ремесленников, строители хоть и считались городскими людьми, реально работали не только в городе, а странствовали по всей округе.

Еще ниже в общественном мнении стояли ремесла связанные с чем-либо "грязным" или "нечистым". Сюда относились кожевенники из-за специфического запаха ингредиентов, употребляемых при обработке кож, вышеупомянутые золотари, и прочие подобные профессии.

Общая закономерность - чем богаче цех и чем престижнее ремесло - тем скорее цех оказывался закрытым для "чужих".

Люмпенов в средневековых городах было немного. В маленьких ремесленных городках людей без определенного рода занятий практически не было вообще - город стремился от них избавиться и при первой же возможности разных сомнительных элементов без роду без племени просто изгоняли из города. Больше их было в крупных торговых городах, где был достаточный спрос на неквалифицированную рабочую силу - разнообразных слуг, грузчиков и прочих поденщиков Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: Феникс, 2000. - 219с. .

Сообщество жителей небольшого города было достаточно тесным, закрытым и с неприязнью относилось к всевозможным "чужакам". В крупных торговых городах уровень ксенофобии был ниже, но все равно, новый в городе человек, который не мог при случае выставить за себя двоих поручителей из числа достойных горожан, во многих ситуациях оказывался в сильно проигрышном положении по сравнению с коренным жителем города.

Вообще городское общество было не менее жестко структурированным и подчинялось не менее строгим законам, чем общество феодальное. И пусть вас не обманывают слова о "вольных городах", "городских вольностях" и о том, что "городской воздух делает свободным". Да, горожане были свободны (или почти свободны) от личной власти феодала. Но это не значит, что горожанин был волен как птица и мог делать что хотел. Чтобы сохранить свой статус, не выпасть и не быть изгнанным из городского сообщества горожанин должен был соблюдать тысячи писаных и неписаных правил и законов, которые связывали его жизнь .

Основой экономического уклада средних веков был феодализм. Он скреплял общество сложной системой связей, основанной на владении землей, насилии и идеологическом принуждении. Феодал, рыцарь, сеньор - это вооруженный член класса владельцев земли, чьи права освящены церковью, подкреплены законом и обычаем, чье могущество зиждется на всеобщей зависимости от земледелия. Лишь постепенно другие социальные группы, особенно горожане, а отчасти и крестьяне, смогли ослабить власть землевладельца над собой,

Средневековье - период господства натурального хозяйства, ориентированного на самообеспечение в рамках поместья или крестьянского двора, на независимость от ввоза и вывоза. Это время не знало и массового производства. Почти каждый предмет был неповторим, служил долго, стоил дорого. Оружие, орудия труда, одежду передавали по наследству, бережно хранили, многие вещи (чаще всего мечи) имели имена, их окружали легенды. Натуральное хозяйство удовлетворяло общество, в котором каждый должен был иметь ровно столько, сколько требовало его общественное положение, его ранг. За соблюдением этого правила бдительно следили государство, знать, цехи, общины, наконец, церковь, осуждавшая обогащение. Товарное хозяйство, нацеленное на расширение сферы производства и обмена, могло играть тогда лишь второстепенную роль. Торговые отношения затруднялись высокими пошлинами и разбоем на дорогах, доход приносила в основном продажа предметов роскоши. Однако к концу средневековья спрос на товары и потребность в деньгах сильно возросли, а крупные торговые и банковские объединения стали влиять и на экономику, и на политику.

Чернышов А.В. в работе "Средневековый городской фольклор и социальная структура средневекового города", замечает, что торговля наряду с ремеслом составляла экономическую основу средневековых городов. Для значительной части их населения торговля являлась основным занятием. В среде профессиональных торговцев преобладали мелкие лавочники и разносчики, близкие к ремесленной среде. Элиту составляли собственно купцы, т.е. богатые торговцы, преимущественно занимавшиеся дальним транзитом и оптовыми сделками, разъезжавшие по разным городам и странам (отсюда другое их название - "торговые гости"), имевшие там конторы и агентов. Нередко именно они становились одновременно банкирами и крупными ростовщиками. Наиболее богатыми и влиятельными были купцы из столичных и портовых городов: Константинополя. Лондона, Марселя, Венеции, Генуи, Любека. Во многих странах в течение длительного времени купеческую верхушку составляли иноземцы.

Уже в конце раннего средневековья появились и затем широко распространились объединения купцов одного города - гильдии. Подобно ремесленным цехам, они обычно объединяли купцов по профессиональным интересам, например, путешествующих в одно место или с одинаковыми товарами, так что в больших городах было по нескольку гильдий. Торговые гильдии обеспечивали своим членам монопольные или привилегированные условия в торговле и правовую защиту, оказывали взаимопомощь, были религиозными и военными организациями. Купеческая среда каждого города, как и ремесленная, была объединена родственными и корпоративными связями, к ней подключались и купцы из других городов. Обычными стали так называемые "торговые дома" - семейные купеческие компании. В средние века расцвела и такая форма торгового сотрудничества, как различные паевые товарищества (складничество, компаньоны, комменда). Уже в XIII в возник институт торговых консулов: для защиты интересов и личности купцов города посылали своих консулов в другие города и страны. К концу XV в. появилась биржа, где заключались коммерческие контракты.

Купцы разных городов иногда также ассоциировались. Самым значительным таким объединением стала знаменитая Ганза - торгово-политический союз купцов многих германских и западнославянских городов, который имел несколько филиалов и держал в руках североевропейскую торговлю до начала XVI в.

Купцы играли большую роль в общественной жизни и жизни города. Именно они управляли в муниципалитетах, представляли города на общегосударственных форумах. Они оказывали влияние и на государственную политику, участвовали в феодальных захватах и колонизации новых земель. Чернышов А.В. Средневековый городской фольклор и социальная структура средневекового города. Учебное пособие. - М.: Феникс, 2004. - 531с.

ТОРГОВЛЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Вопросы в тексте параграфа

Что способствовало широкому развитию торговли в Арабском халифате и Византийской империи?

Византийская империя благодаря своему географическому положению находились на перекрестках торговых путей. Это давало ей исключительные преимущества в торговле. Византия торговала и с Западом, и с Востоком. Арабский халифат тоже начинался с нескольких городов вдоль торговых путей. Впоследствии с присоединением новых стран, развитие торговли стало еще более интенсивным, поскольку при сильном централизованном правлении торговля стала безопасной и комфортной. Арабы активно занимались и международной торговлей, поставляя в Европу пряности и украшения.

Какие беды приносили населению европейских стран феодальная раздробленность?

Во времена раздробленности феодалы постоянно воевали друг с другом, решая все свои вопросы при помощи оружия. Естественно, страдало от этого в первую очередь простое население. Ведь для того, чтобы ослабить противника, не нужно даже атаковать его хорошо укрепленный замок. Достаточно уничтожить его крестьян, сжечь поля, разорить деревни – и враг лишится своих доходов.

Работаем с картой

В каких средневековых государствах было особенно много городов и ярмарок? Предположите почему. Найдите места самых известных ярмарок, названных в тексте учебника. Какие торговые города соперничали на Средиземном море? Подсчитайте, сколько городов входило в Ганзу. Чем объясняется их союз?

  • Множество городов и крупных ярмарок было на севере и северо-востоке Франции и в Священной Римской империи. Эти страны стали крупнейшими правопреемниками империи Карла Великого и переняли все достижения античных государств и империи франков.
  • Самые известные ярмарки были на севере франции в Брюгге, на северо-западе в Реймсе (Шампань), а также в крупных городах Священной Римской империи Франкфурт, Нюрнберг, Кёльн, Бремен, Любек, Магдебург, Прага, Милан и т.д.
  • На Средиземном море соперничали два торговых города-республики Генуя и Венеция.
  • В Ганзу входили города, расположенные на севере и северо-востоке Европы, начиная от Лондона, Брюгге, Амстердама, Кёльна, Бремена, Любека… Всего в год основания Ганзы в нее входило около 70 городов. По мере роста союза в его составе было до 300 городов и портовых поселений.
  • Союз был создан с целью обеспечения торговых привилегий для участников Ганзы. Зачастую Ганзейский союз достигал торговых преимуществ за счет политического и даже военного давления. Военной опорой ганзейских купцов служили рыцарские ордена.

Обобщение информации параграфа

1. Почему рост городов вел к расширению торговли?

Города были центрами ремесленного производства. Товары, производимые ремесленниками, использовались не только для собственного потребления, но в большей степени для продажи или обмена. Большое количество товара продавалось на городских ярмарках. Постепенно, ярмарки стали центрами не только для торговли с близлежащими территориями, но и для международной торговли. Городские купцы осваивали все новые и новые торговые маршруты.

2. В чем состояли трудности и опасности деятельности купца в Средневековье?

Товары для продажи приходилось перевозить на большие расстояния. Между городами и селениями были огромные пространства с полями, лесами, горами, реками. Зачастую между селениями не было пригодных дорог. Купцам приходилось не только выдерживать трудности путешествия, но и опасаться диких зверей и разбойников.

3. Какие города контролировали основные торговые пути в Европе и связи с Востоком? Каковы были их отношения друг с другом? Для ответа используйте карту.

Сухопутные торговые пути опутывали всю территорию Западной Европы. Многие города были крупными ремесленными и торговыми центрами. Особенно можно выделить города Священной Римской империи Франкфурт, Нюрнберг, Прага, Кёльн. А также города Франции и Кастилии Париж, Брюгге, Реймс, Лион, Толедо, Севилья, Кордова и Гранада.

Морские торговые пути связывали города Северной Европы, скандинавские страны и северо-восточные города Руси. Наиболее важным в северной морской торговле считался Ганзейский торговый союз, объединивший сначала более 70 европейских городов (в последствии до 300 городов), а также русские города (Новгород, Архангельск), шведские и норвежские города (Стокгольм, Берген) и английские (Саутгемптон, Уинчестер и Лондон). На севере Европы крупные торговые города предпочли объединиться в союз, чтобы диктовать свои условия торговли.

Торговля с южными и восточными землями (Северная Африка, Египет, Сирия, Крым, Кавказ) велась через море в основном итальянскими торговыми городами-республиками Генуя и Венеция, которые постоянно враждовали между собой. Также большую роль в восточной торговле по- прежнему играли Константинополь, Александрия, Мессина, Кафа, прибрежные города Сирии и Палестины.

4. Расскажите о роли Ганзы в европейской торговле.

Ганза – крупнейший политический и экономический союз торговых городов северо-западной Европы, возникший в середине XIII века. В регистр Ганзы в разные времена входили до 300 городов, из них около 100 прибрежных портовых городов. Под ее влиянием находилось до 3 тысяч населенных пунктов. Союз был создан с целью обеспечения торговых привилегий для участников Ганзы. Зачастую Ганзейский союз достигал торговых преимуществ за счет политического и даже военного давления. Военной опорой ганзейских купцов служили рыцарские ордена.

Значение Ганзейского союза невозможно переоценить, так как именно это явление в мировой экономике заложило основы международной торговли. Создание Ганзейского союза стало ответной реакцией европейских купцов на раздробленность государств Европы в Средневековье. Союз был призван защитить торговые интересы входящих в него городов.

Город Любек – сердце Ганзейского союза. В 1158 году имперский город быстро достиг расцвета, так как он с торговлей вышел в Балтийское море, а затем на острове Готланд была основана германская торговая компания. Готланд имел удачное расположение в море. Таким образом, в его порты входили корабли, чтобы команды могли отдохнуть, а судно привести в порядок. Спустя 100 лет, а именно в 1241 году, торговые союзы Любека и Гамбурга заключили сделку для защиты торговых путей, пролегавших между Балтийским и Северным морями. Так в 1256 году образовалась первая торговая группа приморских городов: Любек, Гамбург, Бремен, Кельн, Гданьск, Рига, Люнебург, Висмар, Росток и другие. Известно, что в год основания Ганзейского союза в него входило до 70 городов.

Участниками союза было решено, что все представительские дела будет вести Любек, так как его сенаторы и бургомистры считались более способными управлять торговыми делами. Кроме того, именно этот город взял на свой баланс расходы на охрану кораблей.

Руководители Ганзейского союза очень умело использовали положительные обстоятельства для того, чтобы прибрать к своим рукам торговые дела на Северном и Балтийском морях. Таким образом, у них появилась возможность по своему усмотрению устанавливать стоимость на товары, а также они стремились обрести влияние в странах, где существовал для них интерес, а также различные привилегии. Например, право на то, чтобы свободно организовывать колонии и торговать; право на приобретение домов и дворовых мест с представлением юрисдикции. Были такие случаи, когда опытные, политически талантливые и осмотрительные руководители союза умело пользовались слабыми сторонами и тяжелым положением соседних стран. Они косвенным или прямым путем ставили государство в зависимое положение для того, чтобы добиться нужных результатов.

Спустя несколько веков после основания союза в его состав входило почти двести городов. Развитию Ганзы способствовали единая денежная система, равноправие родных языков, а также равные права жителей городов данного союза. Примечательно, что ганзийцы распространяли идеи о здоровом образе жизни. Они активно внедряли представляемый ими деловой этикет. Открывали клубы, где купцы обменивались опытом и бизнес идеями, а также распространяли различные технологии производства продуктов и товаров. Популярными стали школы для начинающих ремесленников, которые открывались на территории Ганзейского союза. Считается, что для Средневековой Европы это было инновацией. Многие исследователи отмечают, что Ганза сформировала цивилизованный образ современной Европы, который мы сейчас с вами наблюдаем.

5. Как и зачем устраивались ярмарки? Какие из них были наиболее известны?

Ярмарки устраивались как центры торговли. На них обменивались и продавались товары сначала из прилегающих к ярмарке земель, а затем и из других стран. В средневековье ярмарки были одним из важнейших событий в обществе не только потому, что на них продавались разные товары, но и потому, что купцы приезжали из разных городов, оставались в городе продолжительное время и тратили часть вырученных средств в тавернах и лавках. Также люди могли обменяться новостями из отдалённых регионов. На ярмарках присутствовали гадалки, музыканты, трубадуры и т. д. Таким образом, ярмарка была ещё развлекательным центром для людей.

Наиболее известными были ярмарки во французском графстве Шампань. Затем их сменила ярмарка в Брюгге. Также крупнейшие ярмарки средневековья проводились в Антверпене, Женеве и Лионе.

6. Чем занимались менялы, ростовщики, банкиры? Почему возникли эти городские профессии?

Менялы занимались обменом наличных денег. Поскольку в разных странах, да и на разных территориях существовали различные по весу и составу драгоценных металлов денежные носители, для осуществления торговли нужно было привести их все к единому значению. Менялы взвешивали монеты, проверяли их на подлинность, постоянно держали запасы монет различных государств. Естественно, за обмен монет менялы брали комиссию.

Ростовщики давали деньги в рост, т.е. ссуды под проценты. Они ссужали деньги крестьянам, ремесленникам, феодалам для покрытия их расходов на определенные нужды.

В Генуе с XII века менял начали называть банкирами (от итальянского слова banco – скамья, стол), менялы проводили свои операции за столами, которые ставились на городской площади. Менялы, объединяясь в товарищества, часто покупали право чеканить собственные монеты. Купцы стали отдавать свои деньги на хранение менялам. При этом, сосредотачивая у себя вклады купцов, менялы могли осуществлять безналичные расчеты между ними, без длительной процедуры, которая бы потребовалась для взвешивания и определения качества монеты.

Эти профессии возникли прежде всего для обеспечения развивающейся торговли и ремесленного производства. Они упрощали процедуру торговли, а также давали возможность расширить ремесленное производство за счет приобретения сырья, нового здания, новых орудий труда и т.д.

1. Что затрудняло развитие торговли в средневековой Европе, а что способствовало ей?

Развитию торговли мешали еще пока не развитые пути сообщения, опасности во время пути (нападение диких зверей, разбойников, военные действия), многочисленные поборы на таможенных пунктах у каждого феодала, постах, заставах, высокие процентные ставки у ростовщиков.

Развитию торговли способствовало увеличение объемов товарного производства, начало восстановления дорог и строительство новых путей, развитие денежной системы и совершенствование финансовых операций.

2. Представьте, что вы средневековый купец. Расскажите о своей деятельности. Какие радости и трудности в ней вы прежде всего отметите? Объясните, как вы относитесь к своей работе и почему именно так. Поспорьте от имени купца с церковниками, утверждавшими, что «ремесло купца неугодно Богу».

Через три дня я отправляюсь с караваном на ярмарку в Шампань. А неделю назад я вернулся с на кораблях моей гильдии из торгового похода в Сирию, привез товары, которые смогу выгодно продать на севере. Я люблю плавать на венецианских кораблях и посещать разные страны, но путешествовать по суше все-таки я люблю больше. Как-никак под ногами твердая земля. Если на караван нападут, конечно, придется сражаться не только охране каравана, но и мне, однако на земле всегда есть возможность убежать. А куда убежишь на море при нападении пиратов? Вот поэтому я и отправляюсь из славного торгового города Генуи на северо-восток Франции по суше, а не по морю. К тому же так будет быстрее, чем огибать на корабле всю Италию, Кастилию, а потом посуху долго добираться до ярмарки в Шампани через всю Францию. Традиции традициями, но это невыгодно.

Конечно же я еду не один, со мной едут еще пять купцов из нашей гильдии. Мы отобрали товары для продажи – на севере очень ценятся восточные пряности, тончайшие шелка, заморские вина и мечи из дамасской стали. Финансовое обеспечение похода мы тоже распределили поровну и наняли охрану, поделим и многочисленные таможенные расходы. Часть денег мы уже перевели в Шампань через городского банкира. Путь неблизкий и опасный, через Милан, горы Альпы до Цюриха, а потом до Реймса. Но ведь судьба любит рьяных и удачливых. Это про меня. Я обожаю сам дух путешествия. Возможно, нам не раз придется вынимать мечи из ножен, но оно того стоит.

И пускай святоши говорят, что наше дело не угодно Богу. Они говорят, что мы наживаемся на потребностях других, ничего не делая сами. Они просто не понимают, какие трудности нам приходится преодолевать во время путешествия – мерзнуть на ветру, спать под дождем или снегом, идти впроголодь, защищать караван от волков и от тех, кто похуже волков – людей. Буквально вчера мне пришлось осадить отца Клементия. Я как раз шел из собора с обязательной для всех торговцев проповеди римского посланника Бенедикта. Да-да, все купцы обязаны посещать проповеди папских посланников под страхом отлучения от церкви. Так вот, после проповеди меня остановил отец Клемент и спросил, был ли я в соборе сегодня. Я ответил, что, конечно, был, стоял в первых рядах и слушал как отец Бенедикт клеймит позором всех торговцев, называя наше ремесло не угодным Богу. Тогда отец Клемент спросил меня, не считаю ли я свое занятие постыдным и порочным. Я уже и так был на взводе, поэтом честно ему ответил, что не считаю, и укорил его самого, напомнив, что его брат не далее как вчера отправился на ярмарку в Труа, закупившись у меня английским сукном. Святоша поник и заявил, что его брат вынужден торговать, чтобы добывать средства для возведения новой колокольни. Вот это для меня было откровением, поскольку на прошлой неделе отец Клемент просил у меня сто флоринов на починку этой колокольни. Неужели колокольня уже успела устареть, даже не будучи построенной? Об этом я и спросил отца Клементия. На его лице выступили капельки пота, он начал что-то лепетать, что те сто флоринов он просил для одного бедного монастыря далеко за городом, но я прервал его ложь. «Довольно сочинять! Не бери еще один грех на душу, у тебя их и так много, - в сердцах прокричал я. – Молись, чтобы господь простил тебе твою ложь, а за меня не беспокойся. Мне моих денег хватит, чтобы прикупить себе приличное место в раю». С тем и разошлись. Мы пропускаем их проповеди мимо ушей, поскольку прекрасно знаем, на чьи деньги живут святоши и папский престол – на наши деньги, заработанные торговлей.

3. Почему средневековые купцы, как и ремесленники, крестьяне и феодалы, создавали свои объединения?

Средневековые купцы, ремесленники, крестьяне и феодалы создавали свои объединения для защиты собственных интересов, продвижения своей политики, установления определенных правил внутри сообщества.

4. Какими качествами характера должен был обладать средневековый купец, чтобы быть успешным в своем деле? Как вы считаете, нужны ли они в наши дни людям, занимающимся бизнесом?

Безусловно, средневековый купец должен был обладать смелостью, небольшим авантюризмом, смекалкой, коммуникабельностью, красноречием и деловой хваткой. Все эти качества нужны были для того, чтобы отправиться в длительное путешествие, полное опасностей, договориться с покупателем, убедить его купить товар как можно дороже, отстоять свою торговую позицию и зачастую с оружием в руках защитить себя. Наверняка, многие из этих качеств пригодились бы в наши дни людям, занимающимся бизнесом, естественно, кроме качеств, обеспечивающих отстаивание собственных интересов с оружием в руках.

5. Церковь осуждала ростовщиков. Она говорила, что ростовщики торгуют тем, что принадлежит только Богу – временем. Поясните эту мысль.

Ну, это не совсем так. Конечно, богословы зачастую осуждали ростовщичество, но не то, что ростовщики дают ссуду, иногда под залог чего-нибудь, а то, что берут за это необоснованно высокие проценты. Вот основные аргументы против «процента на капитал», которые приводили известные богословы.

  • Епископ Коваррубиас говорил: «Деньги сами по себе не приносят и не производят никаких плодов, поэтому непозволительно и несправедливо брать что-либо сверх отданной внаем вещи за пользование ею, так как это получилось бы не столько с денег, которые ведь плодов не приносят, сколько с чужого труда».
  • Богослов Фома Аквинский утверждал: «Когда человек уступает некую вещь, то одновременно уступает право ею распоряжаться». Ряд христианских богословов развили эту мысль: «Если кто-либо пользуется плодами от ссужаемых денег, то он пользуется плодами от вещи, которая принадлежит не ему, и поэтому это совершенно то же, как если бы он украл эти плоды.
  • Также Фома Аквинский выдвигает весьма своеобразный аргумент, который далеко не всем поддерживался, что так как величина процента зависит от периода времени, то ростовщик продает время. А так как время принадлежит всем, то соответственно он совершает грех.

При этом складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, церковь порицает ростовщичество, было время, что даже пыталось запретить его. С другой стороны, аббатства и монастыри, бывшие крупными и богатыми финансовыми центрами, активно давали ссуды, формально беспроцентные. Правда закладывались такие условия, что так или иначе аббатства получали свою выгоду в том или ином виде. Аналогичная ситуация была и в средневековой Руси, однако ростовщичество преследовалось законом лишь в случае необоснованного завышения процентной ставки.

В Арабском халифате ростовщичество было так же запрещено. Сегодня этот запрет в арабских странах сохраняется, однако разрешается вести кредитную деятельность со строго регламентированной процентной ставкой.

У иудеев было запрещено отдавать деньги в рост только единоверцам. Для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет: «с иноземца взыскивай, ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать». Возможно, именно поэтому практически все ростовщики были евреями.

6. Современное слово «банкрот» происходит от итальянского «банка ротта», то есть «сломанная скамья». Проведите исследование: уточните по толковому словарю значение слов «банкрот» и «банкротство» и предположите, как они произошли.

Банкрот - лицо, сделавшееся несостоятельным должником вследствие разорения.

Банкротство - признанная неспособность должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по своим обязательствам.

Слова «банкрот» и «банкротство» произошли от итальянского словосочетания «банка ротта. Слово банк происходит от слова «banca», что значит стол, на который средневековые итальянские менялы раскладывали свои монеты в мешках и сосудах. От слова banca происходит также слово банкрот. Когда меняла злоупотреблял чьим-либо доверием, разбивали стол, за которым он сидел - banco rotto (дословно, переворачивание стола).

В наше время, чтобы стать банкротом, недостаточно разориться, нужно быть неспособным выполнить свои обязательства перед кредиторами. Если человек просто теряет деньги, он не становится банкротом. А если он кому-то должен и не может по требованию отдать этот долг, то он становится банкротом. При этом должник вовсе не обязательно должен не иметь вообще денег – просто их может быть недостаточно для покрытия всех долгов.

Развитие товарного производства в городе и деревне обусловило, начиная с XIII в., значительное, по сравнению с предшествующим периодом, расширение торговли и рыночных связей. Как ни медленно шло развитие товарно-денежных отношений в деревне, оно всё больше подтачивало натуральное хозяйство и вовлекало в рыночный оборот всё возраставшую часть сельскохозяйственных продуктов, обмениваемых посредством торговли на изделия городского ремесла. Хотя деревня отдавала городу ещё сравнительно небольшую часть своей продукции и в значительной степени сама удовлетворяла свои потребности в ремесленных изделиях, всё же рост товарного производства в деревне был налицо. Это свидетельствовало о превращении части крестьян в товаропроизводителей и постепенном складывании внутреннего рынка.

Большую роль во внутренней и внешней торговле в Европе играли ярмарки, которые получили широкое распространение во Франции, Италии, Англии и других странах уже в XI-XII вв. На ярмарках производилась оптовая торговля такими товарами, пользующимися большим спросом, как шерсть, кожи, сукна, льняные ткани, металлы и изделия из металлов, зерно. Наиболее крупные ярмарки играли большую роль и в развитии внешней торговли. Так, на ярмарках во французском графстве Шампань в XII-XIII вв. встречались купцы из различных стран Европы - Германии, Франции, Италии, Англии, Каталонии, Чехии и Венгрии. Итальянские купцы, особенно венецианцы и генуэзцы, доставляли на шампанские ярмарки дорогие восточные товары - шелка, хлопчатобумажные ткани, ювелирные изделия и другие предметы роскоши, а также пряности (перец, корицу, имбирь, гвоздику и др.). Фламандские и флорентийские купцы привозили хорошо выделанные сукна. Купцы из Германии привозили льняные ткани, купцы из Чехии - сукна, кожи и изделия из металла; купцы из Англии - шерсть, олово, свинец и железо.

В XIII в. европейская торговля была сосредоточена в основном в двух районах. Одним из них являлось Средиземноморье, служившее связующим звеном в торговле западноевропейских стран со странами Востока. Первоначально главную роль в этой торговле играли арабские и византийские купцы, а с XII-XIII вв., особенно в связи с крестовыми походами, первенство перешло к купцам Генуи и Венеции, а также к купцам Марселя и Барселоны. Другой район европейской торговли охватывал Балтийское и Северное моря. Здесь принимали участие в торговле города всех расположенных около этих морей стран: северо-западных областей Руси (особенно Новгород, Псков и Полоцк), Северной Германии, Скандинавии, Дании, Франции, Англии и др.

Расширению торговых связей чрезвычайно мешали условия, характерные для эпохи феодализма. Владения каждого сеньора были ограждены многочисленными таможенными заставами, где с купцов взимались значительные торговые пошлины. Пошлины и всякого рода поборы взимались с купцов и при переезде через мосты, при переправе вброд через реки, при проезде по реке через владения феодала. Феодалы не останавливались и перед разбойничьими нападениями на купцов и ограблениями купеческих караванов. Феодальные порядки, господство натурального хозяйства обусловливали сравнительно незначительный объём торговли.

До XIV в. торговая деятельность развивалась под «чутким2 руководством властей, и особенно под влиянием церкви. Торговля была утверждена церковью делом непристойным и порочным. На рынках даже устанавливалось где, когда и по каким ценам должны продаваться товары, т.к. все примерно представляли ее себестоимость. Повышение цены торговцу могло обернуться наказанием. Основным источником создания капитала в средние века была именно оптовая торговля. Но существовала и некоторая трудность, так как существовало отрицательное отношение к оптовикам, как к ненужным посредникам. К оптовой торговле купцы допускались только после определенного времени работы ярмарки. В Англии оптовая торговля была вообще запрещена.

Понравилась статья? Поделитесь ей