Контакты

Карьерный и профессиональный рост: есть ли разница? Бизнес или карьерный рост Условия для роста профессиональных достижений.

Время чтения 10 минут

Никто не станет спорить о том, как важен личностный рост в профессии. Если человек занят любимым делом, у него появляется чувство самоуважения, он способен видеть мир в более ярких тонах. Каждому человеку, чтобы найти себя, нужна как поддержка семьи, так и самореализация в работе.

Сейчас эксперты по профессиональному определению выделяют следующие критерии удачного карьерного выбора: это сочетание интересов человека, его интеллектуальных возможностей, личностных характеристик, а также потребностей рынка труда. В этой статье мы рассмотрим связь социального статуса с профессиональным уровнем, роль способностей в построении карьеры, методы саморазвития в профессии.

Профессиональный рост, возраст и статус

Разговор о профессии охватывает достаточно продолжительный период жизни. Некоторые считают, что о проблеме самоопределения можно судить, начиная от возникновения первых мыслей на тему «Кем я стану, когда вырасту?» и вплоть до того момента, когда человек прекращает трудовую активность, переставая быть личностью.

Процесс личностного и профессионального роста, становления карьеры, с одной стороны, тесно связаны с возрастом человека. Принадлежность к возрастной категории часто означает не столько биологический возраст, сколько положение в иерархии. Слово «отрок» на Руси имело следующие значения: «слуга», «раб», «воин княжеской дружины». Такая связь существует и между профессиональными навыками и возрастом. Солдат, который отслужил два года, не зря называется «дедом». Для умаления и подчеркивания незрелости, напротив, используют другие слова – «салага», «малец», «зеленый».

Психологическая наука накопила немало знаний о том, какие факторы влияют на личностный рост в профессии. На жизненном пути человек подвергается воздействию разнообразных факторов, но определяющее значение имеют три из них .

Это биологический фактор (наследственность, возраст, состояние здоровья), социальная среда (начиная от семейного окружения и заканчивая государством), активность личности (зависит от самооценки, уровня притязаний и пр.)

Профессиональное развитие человека разбивается на категории, соответствующие возрасту либо стажу. Например, выделяют следующие стажные категории : от 1 до 5 лет (первая), от 6 до 10 (вторая), от 11 до 15 (третья), и так далее. Популярностью пользуется и рассмотрение этапов, длящихся по 10 лет.

Также о профессиональном развитии говорят без привязки к определенному сроку, выделяя студентов, специалистов, пенсионеров. Каждый этап профессионального становления заканчивается кризисом – происходит переосмысление своей профессиональной деятельности, выбор новых путей самореализации.

Интересы, склонности, способности…

Термины «склонности» и «интересы», хотя они и связаны между собой, являются разными понятиями. Интерес к предметной области может порождать склонность. Некоторым людям нравится музыка – они проявляют к ней интерес. Но один человек будет склонен исполнять музыкальные произведения, другой обнаружит в себе композитора, третьему понравится преподавать игру на инструменте детям.

Различна деятельность радиомонтажников, инженеров, настройщиков аппаратуры, несмотря на то, что их интересы лежат в одной профессиональной плоскости. Если интересы обладают динамикой, могут меняться на протяжении жизненного пути, то склонности говорят о заложенных способностях, являясь более устойчивыми.

Исследователи считают, что каждая профессия требует от человека определенных склонностей, набора качеств – они определяют, пригоден человек к этой профессии, или нет. Способности также облегчают личностный рост в профессии, прохождение всех этапов карьерного пути.

В обыденной жизни слово «способности» может наделяться разным смыслом. Иногда говорят о физических возможностях человека: «Он способен пробежать 10 километров». Иногда – об интеллектуальных – «Он не способен решить это уравнение». Но в психологии к категории способностей относят только те свойства, которые являются психологическими и которые варьируют от человека к человеку. Например, каждый человек умеет разговаривать и способен к прямохождению. Однако речь не относят к категории способностей, она не является психологическим свойством. Прямохождение свойственно всем людям, поэтому оно не относится к способностям. Это качество не варьируется.

Личностный рост в профессии будет очень затруднен без наличия у человека определенных задатков. Поэтому круг умений ограничивают только теми, которые будут приносить человеку пользу во время работы. Неспособные люди отличаются от способных. Последним освоение профессии дается легче и быстрее, результаты их работы – качественнее.

Способности являются комплексным образованием. Они включают не только природную предрасположенность к деятельности, но и уровень развития личности. Если возникают сложности с определением своих наклонностей, можно обратиться к психологу, специализирующемуся на профориентации, или же к представителям профессии «Тренер личностного роста». Тренинги помогают узнать о себе немало новой информации.

Способности и личностный рост в профессии

Однако способности еще не являются гарантом того, что человек будет иметь успех на своем поприще. Они являются некой потенциальной возможностью того, что может произойти, а, может быть, и нет. Способности можно сравнить с зерном. Внутри него заложены все свойства, которые позволят ему вырасти, стать колосом. Однако для того, чтобы это произошло, должны соблюдаться немало условий. Точно также наличие у ребенка музыкальных талантов еще ни в коей мере не говорит о том, что он станет великим музыкантом. Если не будет адекватных условий – возможности заниматься творчеством, благоприятной атмосферы дома, специального образования – расположенность к музыке заглохнет, никогда не став чем-то большим.

Кроме этого, наклонности могу реализовываться по-разному. Общительный человек, обладающий задатками лидера, может провести полжизни в недостойной компании; или же его заинтересует профессия «тренер личностного роста». Увлекающийся преступным миром может нарушить закон и получить срок заключения, а может стать следователем уголовного розыска. Мы никогда не узнаем об истинном количестве одаренных людей и гениев, которые не были признаны обществом.

Пока человек не осваивает определенные навыки, самореализация остается для него недоступной. Способности могут быть обнаружены только в процессе деятельности личности. По мере же освоения новых знаний формируется личность. Никак нельзя обнаружить у ребенка способности к математике, если не дать ему возможности обучиться числам, математическим правилам.

Если человек не справляется с учебой или рабочей нагрузкой, это не всегда говорит об отсутствии способностей. Возможно, ему необходимо дольше времени на освоение нужных навыков и умений. Однажды В. Немировичу-Данченко задали вопрос: каждый ли может освоить режиссерскую профессию? На это драматург и режиссер ответил: каждый, однако одному потребуется для этого три года, другому – три десятка лет, а третьему – все триста.

Наследственность и одаренность

Существует тип семей, где родителей слабо интересует самореализация ребенка, его личные предпочтения и склонности. Родители говорят ребенку: «В нашем роду все были врачами», «Ты пойдешь по стопам отца» и т. д. Таким детям впоследствии бывает очень тяжело поменять свой карьерный путь.

Однако этот подход не является полностью безосновательным, хотя сама по себе ситуация с подобными семьями требует психологического вмешательства. Мнения о наследуемости способностей придерживался еще Платон. Он был уверен, что способности имеют исключительно биологическое происхождение, и зависят только от того, кем были родители ребенка. Обычно, чтобы доказать наследуемость талантов и способностей, указывают на их проявление в раннем детстве. Ведь воздействие воспитания и обучения еще не столь сильно у маленьких детей, чтобы определить проявившиеся таланты.

Известно, что у Моцарта способности к музыке проявились уже в возрасте 3 лет. У Гайдна – в 4 года. Идеи наследования способностей придерживался английский ученый Ф. Гальтон. По его мнению, этот подход был логическим продолжением теории эволюции Дарвина.

В исследованиях, посвященных наследуемости талантов, особенно поразителен пример семьи Баха. Музыкальные способности в семье Бахов проявились в 1550 году. Т. Рибо в своей книге «Наследственность душевных расстройств» писал о том, что булочник В. Бах снимал напряжение после работы при помощи пения и музыки. У булочника было два сына, с которых начался род музыкантов. Всего в немецкой семье было 60 музыкантов, и 20 из них достигли значительных высот. Лишь И. С. Бах стал известен на весь мир.

Также учеными был установлен любопытный факт: Л. Н. Толстой и А. С. Пушкин были дальними родственниками. Их прабабушки – Ольга и Евдокия Трубецкие – были сестрами.

Пятеро выдающихся представителей немецкой культуры также были связаны родственными связями. Это Иоганн Шиллер, произведения которого стали частью всемирной драматургии; поэт Фридрих Гельдерлин; Гегель и Шеллинг, стоявшие у истоков классической немецкой философии; а также ффизик-теоретик Макс Планк. У всех этих людей был один предок – Иммануил Кант.

Развитие профессиональных способностей

Регулярное занятие определенным видом деятельности способствует тренировке психических функций, обеспечивает стабильный личностный рост в профессии. Было установлено, что уже на первом этапе профессионального становления молодые психиатры развивают способность чутко улавливать эмоциональное состояние больного. Для определенных навыков наиболее сензитивными оказываются определенные возрастные периоды. Отечественный психолог Б. Г. Ананьев установил, что лучший возраст для развития способностей к запоминанию – это 18-24 года, а также 29-33 лет.

Интересные исследования были проведены психологами университета в Бристоле. Проработав порядка 5 лет на борту самолетов, бортпроводницы начинали жаловаться, что им сложно ориентироваться в пространстве и запоминать новую информацию. Психологи обследовали стюардесс до 28 лет, и сделали выводы: их объем мозга действительно уменьшен, а когнитивные способности ослаблены. Здесь разумно утверждать, что немолодые бортпроводницы мыслят хуже, чем их более юные коллеги, и не совсем понятно, кто кого обязан обучать.

К 30 годам постепенно человек освобождается от иллюзий и чувственных бурь, начинает смотреть на события жизни более реалистичным взглядом. Исследователи отмечают, что 15-17-летние юноши, которые были склонны к опрометчивым и даже предосудительным действиям, к 30 годам становятся организованными и вполне компетентными людьми. В 30 лет человек впервые подводит итоги: молодость миновала, и теперь впереди – серьезная жизнь. Если ранее выбор пути был совершен правильно, то теперь человек не думает о смене занятий, он продолжает свой профессиональный рост.

А в каком возрасте можно забыть о карьере?

Самое известное несчастливое число – «13» – в последнее время с успехом можно заменить на «45». Этот возраст прочно осел в сознании народных масс, как своеобразная граница «до» и «после». Уже не первое поколение оказалось под влиянием бесчеловечного явления эйджизма – дискриминации по возрасту. Несмотря на это, постепенно поколение, для которых карьера заканчивается в 50 лет, сменяется другими людьми, которые упорно не желают стареть ни в 50, ни в 60, ни в 85. Это говорит о прогрессе.

По мнению некоторых ученых, этап молодости длится от 25 до 44 лет. За ним следует средний возраст, длящийся до 60. Однако жизнь в российских условиях имеет некоторые особенности. Они тормозят личностный рост в профессии, не позволяют сравнивать развитие людей одной возрастной категории, живущих в разных странах. Например, пенсионный возраст у немки составляет 67 лет. В 50 лет жительница Германии чувствует себя на пике карьеры – ведь до пенсии ей еще целых 17 лет. Для сравнения, в России ощущение «осталось 17 лет до пенсии» возникает уже в возрасте 38-40 лет.

Ученые отмечают, что тренд стремления к молодости и к тем возможностям, которые она дает, становится все более устойчивым. Многие понятия сейчас уходят в прошлое – например, сложно назвать «домохозяйкой» ухоженную женщину, которая помимо домашних хлопот успевает вести свой бизнес. А профессиональное развитие тех, кто сейчас очень молод, будет продолжаться в течение всей жизни – возможно, в будущем исчезнет и понятие пенсии.

Саморазвитие в профессии

Люди, занимающиеся умственным трудом, хорошо осознают необходимость самосовершенствования. Не всегда, однако, у них получается достичь определенного результата – намерения так и остаются намерениями.

Личностный рост в профессии можно значительно ускорить при помощи специальных методов. Они являются двигателями саморазвития даже в тех случаях, когда уровень мотивации оставляет желать лучшего. Рассмотрим эти методы.

1. Оценка и контроль профессиональных качеств, приобретенных навыков.

Оценивать прогресс можно при помощи ведения регулярных записей, или используя специальные тесты. При этом важно не измерение приобретенных навыков, а наблюдение за положительной динамикой, качественными достижениями. Так можно отслеживать личностный рост в профессии, его реальные показатели. Самооценка приобретенных качеств не должна проводиться с помощью самонаблюдения – для этого лучше использовать специальные инструменты. Планирование также является одной из форм контроля.

2. Составление профессиональных целей.

Создание целей и периодическое их редактирование помогают лучше осознать свои внутренние мотивы – понять, зачем необходимо профессиональное развитие, чего оно позволяет добиться.

3. Развитие мотивации.

Необходимо брать на себя полную ответственность за собственную жизнь и карьеру. Чем больше контроля человек ощущает над собственной жизнью, тем счастливее и продуктивнее он становится. Также необходимо прорабатывать психологические установки относительно кризисов. Трудные периоды нередко несут в себе возможности для развития. В особенности необходимо поддерживать высокий уровень мотивации тем, чья работа связана с общением: это работа преподавателя, HR-менеджера, профессия «тренер личностного роста».

4. Самодисциплина.

Минимальный срок для того, чтобы стать профессионалом, составляет от 3 до 5 лет. Успех не приходит случайно, он представляет собой следствие сделанного человеком выбора. Поэтому для того, чтобы достичь профессиональных высот, просто необходимо развивать имеющиеся навыки.

Заключение

Мастерство дает человеку возможность повысить самооценку, наполнить жизнь смыслом, обрести социальный статус. Самореализация и развитие заложенных в человеке способностей, происходит через профессиональную деятельность. Таланты не могут реализоваться самостоятельно – для этого необходимо благоприятное окружение. Каждый человек ответственен за то, чтобы его умения и навыки нашли приложение. Личностный рост в профессии открывает перед человеком широкие горизонты для достижения поставленных целей, реализации своего потенциала, преобразования жизни.

Определение карьерного роста

Не секрет, что современная система повышения квалификации работников образования очень быстро развивается, улучшается, обновляется. Почти все ориентируется на энергичностью самого преподавателя, которая, в свою очередь, конкретно зависит от его собственных карьерных устремлений, установленных профессиональных целей и задач, личных потребностей.

Карьерный рост можно определить по-разному, но в самом общем виде под ним подразумевают преднамеренно избранный и реализуемый работником путь должностного либо профессионального продвижения, что гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в согласовании с уровнем его квалификации. В психолого-педагогической науке проблемой карьерного роста занимались Э.Шейн, М. В. Александрова, Д. А. Аширов, В. Г. Поляков, Б. З. Вульфов, С. Д. Резник и др. Достаточно обстоятельно разработана концепция карьеры в менеджменте организации. Так, к примеру, в 1971 г. доктор Массачусетского института технологии Э.Шейн внес предложение рассматривать карьеру в организации в виде трехмерного конуса. Э.Шейн выделяет, что планирование карьеры – это медлительный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, мотивов, потребностей, взаимоотношений и ценностей. Успешная карьера находится в зависимости не только от побуждений и мотиваций на той или другой личности, но и от возможностей.

В отечественной педагогике до недавнего времени понятие «карьера» фактически не использовалось, и в основном слово «карьера» обладало негативным смысловым оттенком. В последние годы данный негативный оттенок стал пропадать. В данный момент человек, «делающий карьеру», рассматривается скорее как имеющий ориентацию на реализацию личного и профессионального потенциала.

Длительное время удачной считалась лишь та карьера, которая подразумевала перемещение вверх. Но для одного человека успех это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для иного – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности. Поэтому сейчас слово «карьера» вообщем и в системе воспитания в частности понимается в 2-ух смыслах: а) вертикальная карьера, преполагающая продвижение вверх по служебной лестнице; б) горизонтальная карьера, отражающая продолжение профессиональных способностей преподавателя в отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей. Ряд исследователей считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры – это не только различные методы жизни в профессии, но и различные методы жизни вообщем.

Профессиональный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности. Образцом горизонтальной карьеры может служить усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог английского языка создает собственный интернет-сайт, на котором разговаривает со своими слушателями, тем самым увеличивая свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Другой преподаватель осваивает новейшие технологии и достигает такого, что становиться создателем мультимедийного электронного учебника.

Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:

  • точка зрения руководителя;
  • наличие внешних характеристик успешности перемещения в специальности (заслуги, итоги научно-исследовательской деятельности и др.);
  • наличие адекватной системы оценивания, ее соотнесение с ценностями определенного работника;
  • помощь и стимулирование творчества;
  • формирование рефлексивно-творческих свойств.

Конкретно сейчас, когда удачно реализуется Государственная программа становления воспитания на 2011-2020 годы, раскрываются огромные способности для тех преподавателей, кто не хочет покидать любимую работу, кто искренне любит учить и понимает, как это делать мастерски. Осуществление предоставленной программы создает такие условия для возможностей карьерного роста, как стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии; муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей; одобрение наилучших преподавателей. А это, в свою очередь, провоцирует преподавателей к изучению новейших способов методической работы, научному изучению, осознанию значимости своей практической деятельности.

В последнее время существенно повысилось количество педагогов, решивших заняться научно-исследовательской работой, что также содействует их карьерному продвижению. Естественно, пока данный признак еще сравнительно невелик в системе повышения квалификации, однако подъем численности преподавателей, жаждущих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность, значительно возрос.

Это только некоторые возможности карьерного роста современного преподавателя. Очевидно, имеется и другие пути становления и развития карьеры в системе образования, так как карьеру нужно рассматривать не только как восхождение по административной лестнице, а как вероятность стать успешным специалистом в собственной деятельности.

Профессиональный рост

Рассматривая карьерный рост преподавателя как динамический процесс, необходимо подметить, что он напрямую связан с профессиональным ростом как личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках имеющейся профессиональной деятельности. Под профессиональным ростом понимается развитие, интеграция и осуществление в педагогическом труде профессионально важных личных свойств и возможностей, профессиональных познаний и умений, функциональное высококачественное преображение человеком собственного внутреннего мира, приводящее к сознательно новому способу жизнедеятельности.

Главная роль в профессиональном росте принадлежит лично преподавателю, его ожиданиям, представлениям о своём трудовом будущем.

Сейчас карьера преподавателя требует особенного внимания. Прогрессивному сообществу небезразлично, кто будет работать с учителями: бесстрастный к занятию исполнитель либо стремящийся к наибольшему выявлению собственного творческого потенциала профессионал. Этим продиктована необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, нацеленных на помощь, сопровождение, побуждение и использование всех реальных способностей его карьерного роста.

Можно выделить следующие ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество, новаторство.

Педагогическая умелость - это та база мастерства учителя, в отсутствии которой невозможно действовать в школе. Она основывается на необходимой теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и улучшаться в школе.

Следующей ступенью профессионального роста учителя считается педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как высококачественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя - это доведенная им до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость. Естественно, для выработки педагогического мастерства преподаватель обязан владеть необходимыми природными данными, неплохим голосом, слухом, наружным обаянием и т.д. Но, невзирая на принципиальный смысл этих природных, личных данных, способствующих удачной педагогической деятельности, определяющую роль играют обретенные свойства.

Существенной спецификой обладает педагогическое творчество. Педагогическое творчество включает в себе конкретные составляющие новизны, однако чаще всего данная новизна связана не столько с выдвижением новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько с видоизменением способов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизацией.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя считается педагогическое новаторство. Педагогическое новаторство включает в себя внесение и реализацию новейших, современных мыслей, основ и способов в процесс изучения и обучения и существенно изменяет и увеличивает их качество.

Построить карьеру можно в достаточно короткие сроки, если приложить к этому много усилий. Если правильно понимать и использовать свои возможности, развиваться и заводить полезные знакомства, можно быстро стать уважаемым профессионалом и обеспечить карьерный рост.

Зачем нужно развивать карьеру

Стремительный карьерный рост, высокооплачиваемая должность, кресло руководителя – вот о чём мечтает большинство работников. Однако получить это можно только прилагая определённые усилия. Придётся постоянно учиться, совершенствоваться и развивать и навыки в выбранной и смежной областях.

Определите цель профессионального роста – что движет вами? Некоторые хотят стать руководителями, другим надоело сидеть на одном и том же месте, и они жаждут развития, для третьих основополагающими являются материальные цели. Только после того, как вы определитесь со стимулами, которые вами движут, можно .

Если вы хотите получить руководящую должность, вам придётся учиться управлять людьми. Это целое искусство, которое необходимо постоянно совершенствовать. Талантливый руководитель – не тот, кто говорит подчинённым, что делать, а тот, кто может быстро вникнуть во все процессы, грамотно выстроить систему работы и распределить обязанности. Также нужно уметь мотивировать персонал на достижение общих целей.

Те, кто засиделся на одном месте и хочет двигаться вперёд, должны чётко представлять свой план профессионального роста. Необходимо понять, хотите ли вы дальше продолжать свой карьерный и профессиональный рост в выбранной области или хотите заняться чем-то новым. Нужно искать возможности, которые могут – курсы повышения квалификации, тренинги, второе образование. Изучайте литературу, общайтесь с коллегами, ходите на тематические выставки – всё это внесёт свой вклад в ваш рост профессионального мастерства.

Если ваша цель – высокий заработок, нужно думать не только о деньгах, но и о качестве работы. Показывайте стабильно высокий KPI, совершенствуйтесь, выполняйте любой проект на высоком профессиональном уровне. Хорошие работники не остаются незамеченными, вскоре вам будут доверять более сложные и ответственные задачи, которые будут лучше оплачиваться. При должном усердии, умении правильно применять свои навыки и распределять рабочее время ваш карьерный рост будет развиваться достаточно быстро.

Нужно ли образование

Многие задаются вопросом – нужно ли образование как форма профессионального роста, поможет ли оно в дальнейшем развитии карьеры, или всё решает опыт? Образование однозначно нужно, ведь вы перенимаете опыт и знания, которые пригодятся в . К тому же, работодатель смотрит не только на навыки в резюме, но и на основное и дополнительное образование.

Однако к выбору образовательной программы нужно отнестись очень внимательно. Если вы хотите поступить в высшее учебное заведение, выбирайте лучшие вузы с самым высоким рейтингом, иначе рискуете потерять несколько лет впустую. Университет – это не только знание, но и новые полезные знакомства. Чем выше рейтинг вуза, тем больше там профессионалов высокого уровня, не только теоретиков, но и практиков.

Узнайте о курсах повышения квалификации и возможностях дополнительного профессионального образования в вашем городе. Возможно, стоит освоить новую компьютерную программу, выучить иностранный язык или узнать о том, как вести крупные проекты.

Общение с профессионалами из вашей области стоит также рассматривать как возможность профессионального роста. Вы всегда можете наладить полезные контакты, завести новые знакомства, которые могут способствовать достижению профессиональных целей.

Система профессионального роста обязательно должна включать образование. Черпайте информацию из разных источников – общение, профессиональная литература, деловые встречи. Свой образовательный процесс стоит выстроить чётко в соответствии со своими карьерными целями.

Какие личностные качества вам понадобятся

Карьерный рост требует развития таких личностных качеств, как:

  • целеустремлённость;
  • ответственность;
  • трудолюбие.

«Встречают по одёжке» - в профессиональном мире этот принцип также действует. Научитесь следить за своим внешним видом, одевайтесь соответственно случаю, всегда приходите в чистой и опрятной одежде. Вещи совсем не обязательно должны быть дорогими – можно подобрать вещи средней ценовой категории, главное, чтобы они выглядели презентабельно.

Саморазвитие

– один из двигателей профессионального роста и развития. Сейчас очень много возможностей для этого, начиная от Интернета и заканчивая международными образовательными программами. Нужно только выбрать От самообразования напрямую зависит развитие карьеры, поэтому улучшать свои навыки нужно постоянно.

Фокусируйтесь на какой-то одной области, одновременно интересуясь смежными сферами. Например, если вы – специалист в области маркетинга, вам пригодятся знания в области менеджмента, социологии, управления персоналом.

Не замыкайтесь в себе – общайтесь с коллегами. Перенимайте опыт профессионалов, читайте интервью с в вашей сфере, посещайте встречи с ними. Многие делятся своими знаниями абсолютно бесплатно в своих блогах, видеоблогах и книгах, которые можно найти в интернете в свободном доступе.

Бизнес или карьерный рост

Бизнес как форма профессионального роста – выбор тех, кто готов брать на себя ответственность за все процессы и понимает, готов на риски и понимает, что для успешного развития понадобится много времени. Начиная своё дело, в выбранной области, чтобы укрепить позиции своей компании на рынке.

Выстройте план профессионального роста не только для себя, но и для . Подумайте, каких целей вы хотите достичь, сколько планируете зарабатывать, как собираетесь развиваться. Найдите единомышленников, ходите на профессиональные встречи.

Бизнес – это прекрасная перспектива профессионального роста, если вы готовы постоянно совершенствоваться. Необходимо быть готовым к тому, что вам никто не будет указывать, что делать, но и ответственность за все действия вы полностью берёте на себя. Следите за новыми тенденциями, не упускайте из внимания конкурентов, контактируйте с как можно большим количеством профессионалов в своей области.

Не бойтесь рисковать – это придётся делать постоянно. Любой опыт, даже негативный – это ваш толчок к развитию. В бизнесе профессиональный рост и риски – взаимосвязанные понятия, поэтому чем больше вы , пробуете что-то новое и неизведанное, тем больше информации получается. Разумеется, риски должны быть обоснованными – нужно понимать, что вы можете получить либо, наоборот, потерять от совершения того или иного действия.

Важный вопрос для многих – в каком возрасте можно в бизнесе. Это сугубо индивидуально, ведь кто-то начинает своё дело ещё со студенческой скамьи, а кто-то решает работать на себя спустя достаточно много лет профессиональной деятельности. Успех в бизнесе зависит не столько от возраста, сколько от скорости вашей реакции на любые рыночные события, умение быть в тренде и готовности к постоянному развитию.

Говоря о том, как взаимосвязаны профессиональный рост и бизнес, можно привести в пример пару молодых предпринимателей, которые решили открыть своё дело ещё со школьной скамьи. Они пробовали себя в разных видах деятельности, но в итоге остановились на агентстве праздников. Открывая компанию, они параллельно получали образование в сфере менеджмента, изучали новые тенденции в своей профессиональной деятельности, заводили много новых знакомств. В итоге маленькая компания выросла в достаточно серьёзную организацию, которой доверяет всё больше клиентов.

Как быстро можно вырасти профессионально

У некоторых карьерный рост длится долгие годы, а у других он происходит стремительно. Так происходит потому что все по-разному используют свой потенциал. Кто-то хватается за любую возможность, а других устраивает размеренная деятельность, где нужно просто плыть по течению. Карьерный и профессиональный рост – это, прежде всего, Как долго вы будете добиваться желаемой позиции – зависит только от вас. Кто-то занимает руководящую должность спустя год работы, а кто-то так и не добивается её, так как неправильно оценил себя.

Некоторые путают понятия "профессиональный рост" и "карьерный рост". Это распространенная ошибка. Эти понятия похожи, но есть существенные различия между ними.

В данной статье мы рассмотрим, что такое профессиональный рост, в чем его сходство и отличие от роста карьерного, а также преимущества продвижения по тому или иному пути для Вас, как профессионала.

Очень часто слова "профессиональный рост" и "карьерный рост" используют как синонимы. Отчасти это правильно, поскольку руководитель – это тоже профессия, которая может иметь свои уровни мастерства, или "разряды". Но если посмотреть на данные понятия в активно используемом сейчас формате 3D, мы увидим, что "профессиональный" и "карьерный" движутся в разных плоскостях.

Можно представить, что профессиональный рост осуществляется в горизонтальной плоскости. При этом сам профессионал выбирает, как ему двигаться – "вглубь" профессии, или же на расширение профессиональной компетентности. Погружение в узконаправленную деятельность позволяет становиться единственным и неповторимым профессионалом в данном направлении и быть востребованным у ограниченного числа постоянных и уверенных в мастере клиентов.

Расширение профессиональной компетентности – это освоение профессии во всей ее полноте и разнообразии. Такой человек знает о профессии все, очень хорошо разбирается во всех процессах, делает качественный анализ и решает самые сложные задачи. Специалист такого плана может иметь более широкий круг клиентов за счет большей зоны компетентности.

Если говорить о профессиональном росте на языке компетенций – то сотрудник усовершенствует важные компетенции, свойственные данной профессии, повышает их уровень.

Карьерный рост устроен иначе. Для эффективного роста работнику необходимо овладевать новыми компетенциями, которые не были задействованы прежде. Карьерный рост – это расширение полномочий и ответственности сотрудника, движение вверх, переход с одного уровня управления на другой. Да, на более высокой должности сотруднику приходится расширять кругозор и понимать процессы, но это уже не процесс ради процесса, как у профессионала. Повышение уровня знаний необходимо для наиболее эффективного управления, например, для повышения качества обратной связи с сотрудником и оценки результатов.

Карьерный рост более очевиден, чем профессиональный. Во многих случаях именно продвижение по карьерной лестнице отмечается окружающими и считается престижным. А управленческие навыки, приобретенные в процессе работы, могут быть применены во многих экономических областях.

Таким образом, при построении карьерного плана, очень полезно изначально определять, какие именно изменения Вы планируете видеть в ближайшие 3-5 лет.

Личностный и карьерный рост - это два, казалось бы, разных понятия, которые, тем не менее, психологи всегда рассматривают в неразрывной связке. Часто у людей появляется гнетущее ощущение, что их профессиональная деятельность застряла на месте, и ни занимаемая должность, ни положение больше не удовлетворяют их амбиций. Осознание данного факта - это признак того, что вам пора задуматься о своем карьерном росте. О нем говорят много, но чаще на поверхностном уровне, не до конца вникая в сложную суть этого понятия.

Отправить заявку на консультацию психолога

Полная конфиденциальность

Профессионализм


Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций


Выбор места проведения консультации

Виды и цели карьерного роста

Стандартное понимание этого явления сводится к метафоре карьерной лестницы: начать с низов и достичь руководящих должностей. Но это лишь одна из сторон многогранного понятия. Современные психологи выделяют три вида карьерного роста, каждый из которых имеет свои цели:

Должностной рост

Его суть как раз наиболее точно отражает та самая метафора карьерной лестницы, когда человек продвигается вверх по должностной иерархии с целью получения более высокой заработной платы и повышения своей социальной важности. Смена должностей может происходить размеренно и поэтапно, а также, наоборот, скачкообразно или стремительно.

Профессиональный карьерный рост

Он предполагает совершенствование (углубление и расширение) имеющихся навыков и знаний, получение нового опыта, ценного с профессиональной точки зрения. Как правило, такое карьерное продвижение сопровождается увеличением зарплаты, но это не является приоритетной и мотивирующей целью.

Социальный карьерный рост

Желание занимать такие должности, которые позволят в том числе принадлежать к определенной социальной группе. Для таких людей перспективы карьерного роста неразрывно связаны с социализацией и поиском своего места в общественной жизни.

Таким образом, можно понять, для чего разным людям нужен карьерный рост. Для кого-то основным мотивирующим фактором выступают деньги, для кого-то совершенствование себя как специалиста в конкретной сфере, а кто-то рассматривает успешную карьеру как возможность получить значимый социальный статус и найти свое место в жизни.

Новые статьи на сайте

Личностные качества, необходимые для карьерного роста

Люди, планирующие построить успешную должностную карьеру, должны не только демонстрировать бескомпромиссный профессионализм в своей области, но и отличаться рядом важных личностных черт.

  • Иметь универсальные коммуникативные задатки, т.е. уметь налаживать эффективное межличностное общение с коллегами, вне зависимости от их места в должностной иерархии.
  • Умение оказывать влияние на других людей, активность и целеустремленность - это также важные личностные черты, для тех, кто строит карьеру.
  • Достичь самого верха невозможно без высокого самоуважения (реалистично сопоставленного с вашими возможностями и способностями), надлежащего уровня самоконтроля и умения с холодной головой решать наиболее нестандартные проблемы.

Если к должностному росту (вертикальному) больше тяготеют люди с системным и аналитическим мышлением, то профессиональный карьерный рост (горизонтальный) больше присущ творческим личностям. Людей добивающихся успехов в этом направлении отличают такие личностные черты как дипломатичность, неконфликтность, постоянная открытость к новым знаниям, отсутствие заносчивости.

Консультация онлайн: задать вопрос психологу

Планирование карьерного роста всегда должно включать в себя работу с личностными качествами. Выстраивание грамотной стратегии начинается с понимания сильных и слабых сторон своего характера. Сформулировать задачи карьерного роста, стоящие перед вами, четко продумать стратегию и проработать свои личностные качества на соответствие своим планам, вы обязательно удовлетворите свои амбиции и достигнете успеха.

Понравилась статья? Поделитесь ей