Контакты

Значение слова «памфлет. Политология

Памфлет (англ. pamphlet), публицистическое произведение, непосредственная цель и пафос которого - конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение; обычно небольшое по объёму. Как жанр публицистики П.- «эпиграмматическое произведение» (Ф. Энгельс) - обнажённо тенденциозен и предназначен для прямого воздействия на общественное мнение; его стиль отличается броской афористичностью, ораторскими интонациями, образностью характеристик, экспрессией (ему присущи как ирония , сгущенная до сарказма , так и патетика). Нарочито оскорбительный, карикатурно искажающий П. принято называть пасквилем .

П. как таковой появился в пору Позднего Возрождения, в эпоху Реформации (хотя близкие П. публицистические произведения создавались ещё в эпоху античности, например «Лжец...» Лукиана); широкий резонанс имели памфлеты М. Лютера , Эразма Роттердамского , Т. Мурнера . По мере усиления политической направленности религиозных коллизий П. насыщался социальным содержанием; таковы многочисленные образцы П. времён Английской революции 17 в. (Дж. Мильтон , Дж. Лилберн , Дж. Уинстэнли ), а позже - памфлеты Д. Дефо и Дж. Свифта . В эпоху Просвещения П. (в первую очередь у Вольтера) стал сильным политическим оружием энциклопедистов , а затем деятелей Великой французской революции (знаменитый П. «Что такое третье сословие» Сьейеса). Среди многочисленных образцов П. 19-20 вв.(века) можно назвать «Памфлет о памфлетах» (1824) П. Л. Курье, «Менцель-французоед» (1837) Л. Берне, «Современные памфлеты» (1850) Т. Карлейля, «Наполеон Малый» (1852) В. Гюго, «Я обвиняю» (1898) Э. Золя, антифашистские памфлеты Г. Манна и Э. Э. Киша, «Левацкий шик» (1971) Т. Уолфа и др.

В России авторами П. выступили А. Н. Радищев (отдельные главы «Путешествия из Петербурга в Москву», 1790), В. Г. Белинский («Письмо к Н. В. Гоголю», 1847), А. И. Герцен, Д. И. Писарев, народники, Л. Н. Толстой («Не могу молчать»). Образцы П., обличающих противников социалистической идеологии, создали К. Маркс («Господин Фогт»), В. И. Ленин («Памяти графа Гейдена»), П. Лафарг, А. В. Луначарский и М. Горький.

Памфлетность выступает характерной чертой тех остросатирических, разоблачительных художественных произведений, которые обнажают и выдвигают на первый план идейно-политические установки автора, непосредственно подчиняющие пародийно-обличительному заданию всю образную структуру произведения (в таких случаях приняты обозначения «роман-П.», «пьеса-П.», «П.-очерк» и т. д.). Таковы многие утопические (начиная с «Утопии» Т. Мора) и антиутопические романы (в том числе «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Прекрасный новый мир» О. Л. Хаксли), «Помпадуры и помпадурши» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта, «Трест Д. Е.» И. Г. Эренбурга, очерки В. В. Маяковского «Моё открытие Америки» и его стихи о «советских помпадурах», роман «У нас это невозможно» (1935) С. Льюиса.

Лит.: Озмитель Е., Советская сатира. Семинарий, М.- Л., 1964; Бурлак Л., Публицистический роман, Саратов, 1970; Waugh A., The pamphlet library, v. 1-4, L., 1897-98.

В. А. Калашников.

В современном мире люди так редко стали интересоваться литературой, что начали забывать многие ее жанры. Пора заполнить пустоты и узнать поближе памфлет. Что такое, как его отличить от других жанров и какие его основные характеристики, рассмотрим далее.

Что говорят толковые словари?

Даль описывал, что такое памфлет, так: происходит от английского словосочетания "статья, отстаивающая что-либо" и напечатанная отдельным тиражом, как книга.

Толковый словарь Ожегова немного расширяет понятие, что такое памфлет. В нем написано, что это острое, немного злобное сочинение, целью которого есть обличить политическую сторону государственной деятельности.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает самое расширенное объяснение этому явлению.

Что такое памфлет?

Основное призвание памфлета - сказать правду о политическом и общественном строе так, чтобы было всем понятно, о чем идет речь, но в то же время завуалировать или приукрасить действительность. В памфлете прямо не скажут: "У нас все плохо!", а скажут: "Жил-был царь, который не заботился о своем народе".

Сатира в журналистике

Основной способ высмеять действительность — это применить сатирические приемы. Жанр памфлета — это тоже своего рода сатира, только если комики способны увидеть смешное там, где есть серьезность, то памфлетисты совсем наоборот - несут гневную ноту.

Публицистическое произведение имеет цель обличить кого-то. Не просто высмеять, а унизить, оскорбить, заставить признать вину.

Памфлет и фельетон — это одно и то же?

Многие путают эти два понятия. Если сопоставлять п амфлет и фельетон, можно найти различия. На самом деле, второй жанр имеет французские корни и означает "легкий, как листок". Фельетон — это тонкий юмор, необременительный, романтичный, как сама Франция. Издавна короткие заметки печатали в самом низу газеты, отделяя их от основного текса широкой жирной полосой.

В общественной жизни фельетоны тоже всегда играли решающую роль. Их основная цель — это высмеивание зла. Людям нравился этот жанр тем, что можно было открыто посмеяться над теми, у кого была неограниченная власть или слишком много денег. Причем делалось это настолько деликатно, что вся несправедливость мира казалась проще.

Характеристика памфлета

Есть некоторые признаки, по которым можно точно узнать, что это памфлет. Значение этого жанра для общественности велико. В истории известны случаи, когда благодаря острым высказываниям, свергалась власть.

Признаки памфлета:

    Любой аргумент подтверждается фактами с логической связью между ними. Обязательно дается их оценка.

    Грубая критика со злобными высказываниями, адресованная определенному лицу.

    Принципиальная политическая точка зрения. Поскольку памфлет всегда имеет политический характер, его автор должен иметь свою принципиальную точку зрения. Он может как опровергать действующий строй, так и поддерживать его.

  • В структуре произведения прослеживается политическая пропаганда.

Рассвет и становления памфлета как жанра публицистики

Памфлет используют еще с древних времен. В древнем Риме были популярны формы диатрибы и инвективы. Но самую большую популярность памфлеты обрели в эпоху Реформации.

    Свифт "Письма суконщика", "Сказки и бочки" - начало XVIII века. Его письма были направлены против правительства Англии.

    Дефо "Кратчайшие сроки расправы с диссидентами" - приблизительно того же периода. За свой острый сарказм Дефо сидел в тюрьме и в наказание стоял у позорного столба.

    Эдмунд Бёрк - враг французской революции, он требовал возобновления войны с Англией.

В России памфлет (что такое памфлет понимали единицы) не был распространен отчасти из-за того, что в период своего рассвета в Европе, в XVIII-XIX веках Императорская цензура не пропускала подобные издания.

Из писателей можно отметить Радищева, он писал памфлеты. Пример - "Путешествие из Петербурга в Москву". Это был замаскированный роман, в котором высмеивание политического строя было умело завуалировано.

Памфлет и коммунизм

Среди основателей социалистического сообщества было популярно писать сатирические злобные статьи против существующего строя. Энгельс выбирал для своих памфлетов философскую тематику. Одно из его произведений - "Шеллинг - философ во Христе" (1842 г.). Несмотря на то что тема богословная, в работе он высмеивает веру в Бога.

Маркс и Энгельс вели совместную работу над текстом памфлета "Святое семейство" (1845 г.). В ней содержатся яркие образцы острых, прекрасно сложенных памфлетов, направленных на высмеивание политического строя и в то же время доказывающих необходимость социалистического будущего.

Возрождение памфлета в СССР

Несмотря на то что в царской России этот жанр не прижился, он стал востребованным в период становления СССР. Работы Ленина "Пролетарская революция и ренегат Каутский" стало прекрасным средством уничтожения противника.

В военный период памфлет использовали для того, чтобы подчеркнуть ничтожество империализма в лице нациской армии. Еще позже, во времена "Холодной войны" сатирический жанр был необходим для информационного противостояния.

Вывод

Как видно по историческим событиям, памфлет - это мощный инструмент борьбы с политической идеологией. Он пережил несколько эпох своего становления в каждом столетии, начиная со времен Римской империи. Настоящее призвание любого писателя - это вызвать эмоции у читателя. Позитивные или негативные, любые. А задача памфлетистов - заставить людей думать, как они. Немало любителей правды поплатились за свой острый язык жизнями, но также, многие из них открыли глаза простому человеку.


ПАМФЛЕТ - представляет собой произведение, направленное обычно против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей. Задача П. состоит в том, чтобы осмеять, предать позору данное явление, данное лицо. П., создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как определенную индивидуальность - бичует его в его политической жизни, быту, индивидуальных особенностях, для того чтобы сделать еще сильнее удар по политической линии, им представляемой.
Это стремление показать определенную человеческую фигуру приближает памфлет в известной мере к художественной литературе, работу памфлетиста - к работе писателя, создающего «типический характер», причем в отличие от художественного обобщения П. имеет в виду именно определенное, конкретное лицо, конкретные факты (т. е. прежде всего устраняет элемент художественного вымысла).
Естественно, что П. определенного класса характеризуется теми литературно-художественными особенностями индивидуализации персонажа, к-рые присущи художественно-литературному стилю этого класса. Негативная направленность, которая характеризует памфлет, - его установка на отрицание, разоблачение, осмеяние, - роднит памфлет с сатирическими видами художественной литературы: П. ироничен, полемичен. Отсюда художественная манера памфлетиста усложняется еще и особенностями художественно-литературной сатиры, различными видами иронии, гиперболизации и т. п.
Так. обр. П. является видом политически насыщенной, публицистической по преимуществу (иногда философской, научной и т.п.) литературы, к-рый в некоторых отношениях близок к художественно-литературной сатире. Вместе с тем памфлетность может иметь место и в художественной литературе, т. e. введение в художественно-литературное произведение персонажа, представляющего в той или иной мере портретную характеристику внешности, поведения и т. п. какого-либо определенного лица (например образ Кармазинова в «Бесах» Достоевского). Так. обр. отношение П. и художественной литературы весьма многоразлично и определяется данными историческими условиями. Отсюда вопрос о П. является одним из частных вопросов проблемы взаимоотношения публицистики и художественной литературы, их взаимопереходов в тех или иных конкретно-исторических условиях (см. Публицистика).
Классический П. создан молодой буржуазией в процессе борьбы складывавшегося буржуазного общества с феодализмом, средневековой церковью и схоластической философией. Одним из первых выдающихся мастеров П. был Эразм Роттердамский (1466-1536). Его «Похвала глупости» (Lob der Torheit, 1509) направлена против князей, попов, схоластики и представляет ярко-сатирическое произведение. Таковы же «Письма темных людей» (Epistolae obscurorum virorum, 1515-1517) - памфлет-сатира Гуттена и Рейхлина. Гуттену (1488-1523) сверх того принадлежат памфлеты: «Булла» (Bulla), «Советчики» (Consilia, 1521), «Разбойники» (Praedones, 1521).
П. был широко использован в буржуазных революциях XVII и XVIII вв. Хотя газеты уже существовали в это время, но издание их было монополией абсолютистского правительства. Они были скорее придворными торговыми бюллетенями. Политическая литературная борьба прокладывала себе путь через брошюры и листовки, при помощи которых П. и выходили в свет. В эпоху, предшествовавшую английской революции, чрезвычайную популярность получили памфлеты Мильтона (1608-1674) против епископов. Революционная мелкобуржуазная партия левеллеров (Лилльберн, 1614-1657) наводнила страну боевыми П. против монархии, помещиков и крупных капиталистов. Известна громкая слава Свифта (1667-1745) как автора П. «Письма суконщика» (Drapier Letters, 1724) и «Сказка бочки» (Tale of a Tub, 1704). Они были направлены против реакционного английского правительства. Дефо, громивший клерикальный обскурантизм в П. «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (The shortest Way with the Dissenters, 1702), поплатился позорным столбом и тюрьмой. П. пользовалась и политическая реакция в борьбе с революционным движением. Идеолог английского крупного землевладения, смертельный враг французской революции Эдмонд Борк (E. Burk, 1729-1797) прославился яркими П. В П. «Письма о цареубийственном мире» (Letters on a Regicide Peace, 1796) он требовал продолжения войны с Францией.
Новый вид П. создается в политической литературе французской революции XVIII в. и занимает в ней большое место. Он получил богатое развитие еще в предшествующую эпоху (напр. П., направленные против Мазарини и получившие название «мазаринад»). Они вызывали появление специальных ордонансов, направленных против памфлетной публицистики. Запреты не задержали этой литературы. Она стала острым оружием «просветителей» XVIII в. Вольтер и Дидро писали под разными именами П. против церкви, дворянства и монархии. Памфлет Сийеса «Что такое третье сословие»?...» (Qu’est-ce que le tiers etat?.., 1789) - с историческими словами «что такое третье сословие? Ничто. Чем оно должно стать? Всем» - обессмертил автора больше, чем вся его политическая деятельность.
Собранием П. по существу были первые политические газеты, рожденные Великой французской революцией. Газета «Революции Франции и Брабанта» (Les Revolutions de France et de Brabant, 1791) Камилла Дюмулена была лишь продолжением его П. «Письма фонаря парижанам» (Discours de la lanterne aux Parisiens, 1789). Периодическим памфлетом был и «Друг народа» (L’ami du peuple, 1789-1792) Марата.
Политическая газета родилась из П., но она же во многом и заменила его как основной господствующий вид публицистики. П. как самостоятельная брошюра, листовка и т. п., эпизодически и неожиданно выходящая, заменился периодической газетой со статьями, сохранявшими в ряде случаев памфлетный характер, статьями в журналах и т. п., представляющими новый, модифицированный вид П. Овладев газетой и сделав ее орудием своей политической борьбы против прежнего противника, остатков феодализма, и против своего нового врага, рабочего класса, буржуазия превращает П. в подсобное оружие публицистики. В самой газете памфлет диференцируется. Программно-политическая аргументация принимает форму «передовых», полемика и сатира рождают форму публицистического фельетона.
Современем П. делается в большей мере оружием леворадикальной мелкой буржуазии и растущего пролетариата. Революции первой половины XIX в. создают во Франции таких памфлетистов, как Поль Луи Курье (1772-1825), де Корменен (1788-1868), Рошфор (1830-1913), в Германии - Бёрне («Менцель-французоед» - «Menzel der Franzosenfresser», 1836), Гейне (1797-1856). В Англии П. получает распространение в различных политических кампаниях. Множество брошюр выходит в связи с «законом о бедных» (1828-1834), «хлебными законами» (1841-1848), Крымской войной, восстаниями в Индии и Ирландии и пр. В России П. не получил широкого развития. Его придушила царская цензура, освобождавшая от предварительного просмотра и разрешения лишь книги свыше 20 печатных листов. Памфлетистом был Радищев, выпустивший свое «Путешествие из Петербурга в Москву». Боевая публицистика должна была маскироваться в царской России литературно-критическими статьями. «Письмом к Гоголю» - ярким политическим П. - Белинский прорвал цензурно-критическую преграду. П. по сути своей было «философское письмо» Чаадаева.
Полемическая и сатирическая публицистика ушла полностью в периодическую печать - в журналы революционной буржуазной демократии.
Русский П. был осужден на эмигрантское существование. Блестящие образцы памфлетного стиля даны Герценом.
П. является острым литературным оружием и революционного пролетариата. Молодой Энгельс избрал П. для философской войны с реакционным идеализмом, расчищая путь воинствующему диалектическому материализму. Один из философских памфлетов Энгельса носит название «Шеллинг - философ во Христе, или преображение мирской мудрости в мудрость божественную» (Schelling der Philosoph in Christo..., 1842). В пародировании богословского стиля Энгельс использует здесь классический П. эпохи Возрождения, направленный против католической схоластики. Против «левых гегельянцев» направлена блестящая и имеющая памфлетный характер работа Маркса и Энгельса «Святое семейство, или критика критической критики» (Die heilige Familie..., 1845). Из позднейших памфлетов Маркса «18 брюмера Луи Бонапарта» (Der 18-te Brumaire des Louis Bonaparte, 1852) можно назвать образцом художественного политического слова. Достаточно сравнить этот памфлет Маркса с памфлетом Гюго «Маленький Наполеон» (Napoleon le Petit, 1852), чтобы уразуметь то новое, что внесено было пролетарским социализмом в памфлетную литературу. У Маркса характеристика бонапартистской диктатуры капитала построена на глубоком анализе классовых отношений. У мелкобуржуазного радикала она сводится к поверхностной полемике против диктатора. Крепкие слова заменяют социальный анализ.
Соединение глубокого классового анализа с блестящей полемической формой дает памфлет В. И. Ленина «Пролетарская революция и ренегат Каутский». Характер П. носят некоторые литературные выступления М. Горького против реакционной капиталистической печати; памфлетны такие его произведения, как «Город желтого дьявола», «Русский царь», «Прекрасная Франция». Прекрасные образцы политически острых, художественно выполненных П. дает книга К. Радека - «Памфлеты и портреты» (I и II тт.).
Так. обр. каждый класс на том или ином этапе своего развития создает свой П., насыщая его таким содержанием и придавая ему такую форму, какие подсказывают ему условия классовой борьбы. Отсюда - конкретно-историческое классовое качество П. как одного из средств идеологической борьбы класса. Библиография:
Davies M., Icon libellorum or a critical History of Pamphlets, L., 1715; Oldys W., History of tne Origin of Pamphlets, в кн.: Morgan J., Phoenix Britannicus, L., 1732; Blakey R., History of political Literature from the earliest Times, 2 vv., L., 1855; Waugh A., The Pamphlet Library, 4 vv., L., 1897-1898; Hunt R. N. C., Some Pamphlets of the Revolt of the Netherlands against Spain, «English historical Review», 1929, July; Aimeras H., d’, Les pamphlets sous la regence de Marie de Medicis, «Revue politique et litteraire», 1930, I/III.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература .Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Памфле́т

(англ. pamphlet), публицистический жанр, произведение, содержащее резкое и язвительное обличение явлений и лиц. В отличие от пасквиля , памфлет не содержит клеветнических нападок на оппонента. Памфлет – жанр сатирический, в котором нередко присутствуют ирония и сарказм . В античной литературе к числу памфлетов можно отнести направленные против Филиппа Македонского «Филиппики» Демосфена (4 в. до н. э.). Большое распространение памфлет получил в творчестве авторов периода Высокого Возрождения («Корабль дураков» (1494) С. Бранта и «Похвала глупости» (1509) Эразма Роттердамского ) и в литературе английского Просвещения , где он становится центральным жанром («Сказка о бочке» (1704), «Письма суконщика» (1724), «Скромное предложение» (1729) Дж. Свифта ).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн .Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Памфлет

ПАМФЛЕТ - (от palme-feuillet - листок, который держат в руке) - небольшое литературное произведение публицистического и чаще всего личного характера. Предмет П. - нападение на тот или иной политический или общественный строй, на того или другого их представителя. П. рассчитан не на избранных читателей, а на широкие массы, потому изложение в нем кратко и сжато, настроение боевое и горячее, больше обращения к здравому смыслу и чувствам. читателя, чем фактического, объективного материала. П. сыграл огромную роль в истории человечества. Достаточно напомнить, что к числу П. относятся такие произведения, как „Epistolae obscurorum virorum“ Эразма Роттердамского, „Lettres provinciales“ Паскаля, что к П. прибегали Петрарка, Джусти и Леопарди в Италии, Гуттен, Меланхтон, Лютер в Германии, Мильтон, Свифт, Даниэль Дефо в Англии, во Франции - Рабле, Мирабо, Вольтер, Поль-Луи-Курье и др. (см. Публицистика).

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель ,1925


Синонимы :

диатриба, книга

ПАМФЛЕТ

Памфлет (англ. рamphlet) – злободневное сатирическое произведение, цель которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое об...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова памфлет

памфлет в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

памфлет

м. англ. сильно нападающая на что, либо отстаивающая что статья, отпечатанная отдельной книжечкой, тетрадкой. Памфлетист, писатель ее.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

памфлет

памфлета, м. (фр. pamphlet). Произведение (статья, брошюра и т. п.) злободневного характера, направленное против какого-н. лица, общественного или политического явления и т. п.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

памфлет

А, м. Злободневное острое, обычно небольшое сочинение обличительного, политического характера.

прил. памфлетный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

памфлет

м. Художественно-публицистическое произведение сатирического - нередко полемического - характера, направленное против какого-л. политического или общественного явления или отдельного лица.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

памфлет

ПАМФЛЕТ (англ. pamphlet) злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет).

Памфлет

(англ. pamphlet), публицистическое произведение, непосредственная цель и пафос которого ≈ конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение; обычно небольшое по объёму. Как жанр публицистики П.≈ «эпиграмматическое произведение» (Ф. Энгельс) ≈ обнажённо тенденциозен и предназначен для прямого воздействия на общественное мнение; его стиль отличается броской афористичностью, ораторскими интонациями, образностью характеристик, экспрессией (ему присущи как ирония , сгущенная до сарказма, так и патетика). Нарочито оскорбительный, карикатурно искажающий П. принято называть пасквилем. П. как таковой появился в пору Позднего Возрождения, в эпоху Реформации (хотя близкие П. публицистические произведения создавались ещё в эпоху античности, например «Лжец...» Лукиана); широкий резонанс имели памфлеты М. Лютера, Эразма Роттердамского, Т. Мурнера. По мере усиления политической направленности религиозных коллизий П. насыщался социальным содержанием; таковы многочисленные образцы П. времён Английской революции 17 в. (Дж. Мильтон, Дж. Лилберн, Дж. Уинстэнли), а позже ≈ памфлеты Д. Дефо и Дж. Свифта. В эпоху Просвещения П. (в первую очередь у Вольтера) стал сильным политическим оружием энциклопедистов, а затем деятелей Великой французской революции (знаменитый П. «Что такое третье сословие» Сьейеса). Среди многочисленных образцов П. 19≈20 вв. можно назвать «Памфлет о памфлетах» (1824) П. Л. Курье, «Менцель-французоед» (1837) Л. Берне, «Современные памфлеты» (1850) Т. Карлейля, «Наполеон Малый» (1852) В. Гюго, «Я обвиняю» (1898) Э. Золя, антифашистские памфлеты Г. Манна и Э. Э. Киша, «Левацкий шик» (197

    Т. Уолфа и др.

    В России авторами П. выступили А. Н. Радищев (отдельные главы «Путешествия из Петербурга в Москву», 1790), В. Г. Белинский («Письмо к Н. В. Гоголю», 1847), А. И. Герцен, Д. И. Писарев, народники, Л. Н. Толстой («Не могу молчать»). Образцы П., обличающих противников социалистической идеологии, создали К. Маркс («Господин Фогт»), В. И. Ленин («Памяти графа Гейдена»), П. Лафарг, А. В. Луначарский и М. Горький.

    Памфлетность выступает характерной чертой тех остросатирических, разоблачительных художественных произведений, которые обнажают и выдвигают на первый план идейно-политические установки автора, непосредственно подчиняющие пародийно-обличительному заданию всю образную структуру произведения (в таких случаях приняты обозначения «роман-П.», «пьеса-П.», «П.-очерк» и т. д.). Таковы многие утопические (начиная с «Утопии» Т. Мора) и антиутопические романы (в том числе «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Прекрасный новый мир» О. Л. Хаксли), «Помпадуры и помпадурши» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта, «Трест Д. Е.» И. Г. Эренбурга, очерки В. В. Маяковского «Моё открытие Америки» и его стихи о «советских помпадурах», роман «У нас это невозможно» (1935) С. Льюиса.

англ. ед. ч. - pamphlet, от "Pamphilius" - лат. назв. популярной в 12 в. комедии) - остро-полемическое, злободневное, обычно краткое, яркое по форме произведение, направленное против политич. строя в целом или отдельных его сторон, против той или иной обществ. группы, партии, правительства, отдельного лица или явления в обществ., политич. или культурной жизни. П. - один из видов письм. ист. источников, значение к-рого особенно велико для изучения истории обществ. и политич. мысли тех периодов, когда происходило обострение политич. борьбы, - именно в такие периоды П. получают широкое распространение. В них находит яркое выражение борьба политич. партий и направлений. Зародившись в условиях бурной политич. борьбы в античных городах-государствах (напр., "Филиппики" Демосфена), изредка встречаясь в период классич. ср.-вековья (напр., во время борьбы за инвеституру), П. как вид публицистики получил распространение с 15 и особенно с 16-17 вв. (термин "П." впервые употреблен в соч. англ. церк. деятеля Ричарда де Бери "Philobiblon", 1344). Распространению памфлетной лит-ры способствовало изобретение книгопечатания (сер. 15 в.). П., выходившие первоначально в виде листовок, "летучих листков" (нем. Flugbl?tter), были предшественниками газет, выполняя не только пропагандистские, но и информац. функции. К форме П. обращались мн. итал. гуманисты (Филельфо, Пьетро Аретино и др.). Значит. расцвета достигает памфлетная лит-ра в эпоху Реформации и Крест. войны 1524-25 в Германии ("Похвальное слово глупости" Эразма Роттердамского, памфлеты Гуттена, "Письма темных людей" и др.), в период Тридцатилетней войны 1618-48. Во Франции широкое распространение П. связано с т. н. религ. войнами 16 в. (П. монархомахов), с событиями Фронды (мазаринады). Блестящего расцвета памфлетная публицистика достигает в эпоху бурж. революций 17-18 вв. Во время англ. революции огромную роль сыграли памфлеты Мильтона, Лилберна, Уинстэнли; появлялись многочисл. анонимные П. (за 20 лет - с 1640 по 1660 - в Англии было выпущено св. 25 тыс. различных П.). Памфлеты Д. Дефо ("Чистокровный англичанин", 1701, "Кратчайший способ расправы с диссидентами", 1702, и др.), Свифта ("Сказки о бочке", 1704, "Письма суконщика", 1724) ярко отражают политич. и обществ. жизнь Англии нач. 18 в. Памфлеты Вольтера, Дидро, Гольбаха и др. франц. просветителей сыграли заметную роль в подготовке Великой франц. революции, а памфлеты Сийеса, Мирабо, К. Демулена, Марата и др. стоят в центре публицистики самой революции. В России близкие П. соч. впервые появляются в публицистике 16 в., отражающей религ.-политич. борьбу. Наибольшее развитие этот жанр приобрел в сфере вольной рус. прессы 2-й пол. 19 в., напр. памфлеты Герцена (термин "П." входит в рус. лит. яз. с 20-30-х гг. 19 в.). В 19-20 вв. П. часто переносятся на страницы газет и преим. являются оружием политич. борьбы радикальных бурж. элементов и мелкобурж. демократов (П. Поля Луи Курье, де Корменена, А. Рошфора во Франции, Л. Берне и Г. Гейне в Германии, П. в связи с "законами о бедных" и "хлебными законами" в Англии и др.) либо революц. пролетариата ("Шеллинг - философ во Христе..." Ф. Энгельса, "Господин Фогт" и др. памфлеты К. Маркса, "Пий IX в раю" и др. памфлеты П. Лафарга, "Пролетарская революция и ренегат Каутский" В. И. Ленина, "Русский царь", "Город желтого дьявола" и др. М. Горького). Яркие образцы сов. памфлетной лит-ры дали М. Кольцов, Я. Галан и др. публицисты. Большое обществ. звучание получили антифаш. П. Лит.: Библиотека политич. памфлетов. Франц. памфлеты XIX в., СПБ, 1906; (Davies М.), Critical history of pamphlets..., pt 1, L., 1715; Waugh A., The pamphlet library, v. 1-4, L., 1897-98; Hunt R. N. C., Some pamphlets of the revolt of the Netherlands against Spain, "The English Historical Review", 1929, v. 44, No 175; Leber C., De l´?tat r?el de la presse et des pamphlets, depuis Fran?ois I Jusqu´а Louis XIV..., P., 1834; Scheible J., Die fliegenden Bl?tter des 16. und 17. Jahrhunderts, Stuttg., 1850; Courier P. L., Pamphlet des pamphlets, P., 1824. Б. И. Рыськин. Москва.

Понравилась статья? Поделитесь ей