Контакты

Инновационный пассажирский катамаран «Грифон» выйдет в. Показ катамарана из композитов на Средне-Невском судостроительном заводе: фоторепортаж

Композитный пассажирский катамаран «Грифон» / Фото: www.fontanka.ru:

Первый российский пассажирский катамаран из углепластика получился на 30% дешевле иностранных аналогов. Он претендует заменить «Метеор» на маршрутах в Петергоф, и даже выйти на линию из Петербурга в Хельсинки и Таллин.

Петербургские корабелы в четверг, 19 октября, катали по Неве большую делегацию судовладельцев и чиновников. Впервые публике показали совместную с Роснано разработку – единственный российский пассажирский катамаран из композитных материалов. Алкоголь лился рекой, но вот приобрести себе недорогое, экономичное и быстрое судно никто из россиян пока не решился. Зато кубинцы и индусы уже вовсю хотят выкупить технологию.

Посёлок Понтонный в Колпинском районе, где базируется Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ), место с виду далёкое от инноваций - совсем не Силиконовая долина. У дороги стоят ларьки, унылая железнодорожная платформа, от которой разбитая дорога идёт до проходной, где прямо на территории завода женщина непримечательного вида продает мёд. За забором стоят старые цеха, разбитые газоны, у причальной стенки томятся видавшие виды военные корабли, над которыми нависают такие же опытные советские краны. А на волнах качается белоснежный катамаран 26 на 9 метров. Корпус - чистый композит, никакого металла. Сегодня у него первый рейс с пассажирами – потенциальными покупателями.

В ожидании отплытия корреспондент «Фонтанки» обсудил внезапный технологический прорыв с одним из создателей проекта катамарана (своё имя он попросил не называть). По его словам, на заводе активно используют композиты для создания военных кораблей, а гражданское судно могло никогда и не появиться на свет, но удачно сложились обстоятельства: правительство решило списать «Метеоры» и «Кометы», которые сняты с производства с 1990-х годов прошлого века. Всего в России, по данным речного регистра, почти 150 «Метеоров» и «Восходов», из которых 34 приписаны к Санкт-Петербургу. В основном они работают на линях в Петергоф и Валаам. Их замена – перспективный рынок.

"Несколько лет назад началось обсуждение того, что «Кометы» и «Метеоры» выработали сроки службы и бесконечно продлевать их работу - путь в никуда. Поэтому было принято решение создать альтернативу", – пояснил собеседник.

Минпромторг создал целевую программу «Упреждение», и в 2012 году СНСЗ выиграл конкурс на постройку 150-местного пассажирского катамарана с корпусом из композитного материала. А в сентябре 2017 года завод ещё получил 150 млн рублей от петербургского Фонда развития промышленности на запуск его производства. Таким образом удалось создать головное судно, которое назвали «Грифон».

Материалы для корпуса из углепластика разработали и поставили москвичи – портфельная компания Роснано – «Препрег-СКМ». Посмотреть на результаты сотрудничества на СНСЗ приезжал Анатолий Чубайс. Говорят, что остался доволен: корпус из углепластика по прочности не уступает металлическим аналогам, но лучше сопротивляется усталости, стоек к действию морской среды и гораздо проще в ремонте и эксплуатации. Вес судна, по сравнению с аналогами из металла, снизился на 10-30% и почти на столько же возросла его прочность.

За счёт этого построенный на СНСЗ катамаран отличает малая осадка (до 1,5 метров), тогда как на плаву у «Метеоров» она составляет 2,35 метра. Вместимость судна также больше (150-200 человек, в зависимости от модификации) против 116-128 пассажиров «Метеора». Существенно выше и дальность плавания: 1000 км в сравнении с 600 км у «Метеоров». Катамаран может эксплуатироваться при волнении моря до 4 баллов без снижения скоростных характеристик. В таких погодных условиях «Метеорам» подниматься на крыльях просто опасно.

При этом, в отличие от «Метеоров», катамараны более просты в управлении: два двигателя, разнесенные по двум корпусам, позволяют развернуться практически на месте. Такие суда обладают высокой устойчивостью и комфортом для пассажиров за счет меньшей качки.

Но вот скорость «Метеора» всё же выше - максимально они разгоняются до 75-77 км в час, а в среднем эксплуатируются на скоростях 60-65 км в час. Катамаран СНСЗ, который создается на замену, может стабильно поддерживать 50-60 км в час. На заводе уверяют, что это не проблема – когда «Метеор» подходит к причалу, то сбавляет скорость и становится обычным судном:

"На максимальной скорости «Метеор» быстрее, но на короткие расстояния этого не надо - выигрыш 3-4 минут ничего не дает, – ответил на замечание генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо. – Подумаешь, придёт он не за 30, а за 33 минуты. Зато расход и экономия совсем другие!"

Еще один болезненный вопрос - покупатели. Стоит маленький катамаран, конечно, не как эсминец, но без малого 300 млн рублей. При этом цена модернизации «Метеора», во время которой на него ставят более экономичные двигатели, составляет от 10 до 20 млн рублей. После этого срок службы судна на подводных крыльях формально продлевается на 10-15 лет. Но если говорить о новых катамаранах, то тут более радужная ситуация:

"За рубежом похожие катамараны производятся в Европе, Австралии, скандинавских странах, – рассказал директор завода «Фонтанке». – Но в этой категории аналогичный европейский катамаран обойдется в 5-6 млн евро, плюс ввозная пошлина, то есть на 20-30% дороже".

Кроме того, есть потенциал снижения цены, главное - выйти на серию. Если суда начнут выпускать одно за другим, то уже второе в серии будет стоить минимум в 1,5 раза дешевле, а четвертое и последующие обойдутся заказчикам вдвое дешевле, обещают на заводе. Одно судно с учетом производства и испытаний СНСЗ строится за 18 месяцев. Параллельно могут идти работы по четырем аналогичным проектам.

Как рассказал «Фонтанке» представитель Средне-Невского завода, который присутствовал на совещаниях с потенциальными заказчиками, разработкой заинтересовался город - вице-губернатор Мовчан предложил арендовать «Грифон» на время чемпионата мира по футболу. Прорабатывается вариант использования в Крыму и на линии Таллин – Хельсинки, которую судно могло бы покрывать наравне с автобусным сообщением. Но наибольший интерес пока проявили иностранцы.

"Кубинцы потенциально хотели бы четыре корпуса на 250 пассажиров сделать по нашей технологии, которую они хотят приобрести. Им нужны суда для связи с островами. С аналогичным интересом приезжала и индусская делегация," – пояснил собеседник «Фонтанки». – Обучить технологии можно достаточно быстро.

Российские покупатели из регионов, к которым «Фонтанка» обратилась во время прогулки на катамаране, наоборот, ничего конкретного о планах своих организаций не смогли сказать. Кто-то высказывал надежды на лизинг и льготные схемы финансирования, но пока только на словах.

– Все пока только интересуются, - честно признался директор. – Люди приезжают потрогать, посмотреть. Сейчас много чего рисуют красиво, и покупатели предпочитают сначала увидеть товар живьем. Поэтому на головном корабле пока будем проводить презентации.

МОСКВА, издание «Фонтанка.ру», Илья Казаков
12

Средне-Невский судостроительный завод (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) 19 октября 2017 года в рамках III Международного пассажирского форума SmartTransport в Санкт-Петербурге представил первый пассажирский катамаран «Грифон» проекта 23290 с выходом в акваторию Невы, передал корреспондент ИАА «ПортНьюс».

Демонстрационный показ катамарана, корпус которого изготовлен из композитных материалов, состоялся в рамках круглого стола на тему: «Развитие межрегиональных маршрутов водного транспорта», организатором мероприятия выступило ГКУ «Агентство внешнего транспорта» (Комитет по транспорту Санкт-Петербурга).

На мероприятии рассмотрели вопросы состояния и перспектив развития маршрутов перевозок пассажиров внутренним водным транспортом и сопутствующей инфраструктуры.

Разработкой и проектированием пассажирского катамарана проекта 23290 занимался СНСЗ.

Судно спроектировано и построено на класс Российского морского регистра судоходства, что позволяет осуществлять перевозку пассажиров не только по рекам, но и в прибрежной морской зоне.Судно предназначено для транспортировки 150 пассажиров. Длина судна - 25,7 м, ширина - 9,03 м, осадка - 1,5 м.

Проект судна разработан с учетом особенностей эксплуатации на акватории р. Нева и Финского залива, в том числе с учетом необходимости выполнения требования по надводному габариту, который составляет 5,5 м и обеспечивающему проход судна под мостами.

Дальность плавания судна составляет 1000 км. Максимальная скорость - 29,5 узлов. Катамаран может эксплуатироваться при высоте волны 2 м (мореходность 4 балла). Ввиду отсутствия опыта сертификации судов подобных классов СНСЗ совместно с Российским морским регистром судоходства разработаны требования к материалам и судам из них. Одновременно при проектировании созданы композиционные материалы и методы их испытаний, правила проектирования и расчета прочности, отработан порядок сертификации в РС.

Катамараны обладают хорошими маневренными качествами, устойчиво держатся на курсе как на переднем, так и на заднем ходу, хорошо управляемы и хорошо противостоят качке на спокойной или взволнованной поверхности воды.

Конкурентными преимуществами судна в сравнении с эксплуатируемыми судами типа «Метеор» являются: высокая мореходность, малая (до 1,5 м) осадка, более низкие эксплуатационные расходы и стоимость обслуживания, высокая скорость, большая пассажировместимость, низкий уровень шума, ремонтопригодность, удобство, быстрота и безопасность посадки-высадки пассажиров, комфортность размещения пассажиров в салоне, современные стандарты отделки, возможность размещения на борту бара-киоска, что обеспечивает дополнительные доходы оператора судна.

АО «Средне-Невский судостроительный завод» - лидер композитного судостроения в России и единственное в стране предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из 4-х видов материалов: композитные материалы, судостроительная, маломагнитная сталь, алюминиево-магниевые сплавы. На предприятии освоена современная технология изготовления конструкций из композитных материалов методом вакуумной инфузии. За более чем 100 лет работы Средне-Невским судостроительным заводом построено более 500 кораблей и судов, из них более 200 ед. это морские и рейдовые тральщики различных проектов, в том числе и поставленные на экспорт в 13 стран мира. С 1937 года завод по существу является монополистом в строительстве отечественных кораблей противоминной обороны.

АО «Объединенная судостроительная корпорация» - крупнейшая судостроительная компания России. Создана в соответствии с указом президента РФ в 2007 году со 100% акций в федеральной собственности. В холдинг входит около 40 предприятий и организаций отрасли (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок - основной для госкорпорации, которая также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.

Компания «Маринэк» поставила оборудование автоматизации и связи для катамарана «Грифон»

Пассажирский катамаран «Грифон» проекта 23290

Компания «Маринэк» с гордостью сообщает, что катамаран «Грифон» проекта 23290 был спущен на воду и совершил свой первый пассажирский рейс. Разработка и строительство судов типа «Грифон» является шагом к постепенной замене устаревших судов в акватории Невы. Проект 23290 реализован силами «Средне-Невского судостроительного завода», а также серьезного числа узкоспециализированных контрагентов. Компания «Маринэк» приняла непосредственное участие в подготовке катамарана к спуску на воду, обеспечив судно современным радиооборудованием связи, сигнальными и опознавательными средствами.

Специально для проекта 23290 была спроектирована система автоматизации судна на базе оборудования . Сердцем катамарана стал бортовой компьютер , который позволяет собирать информацию со всех судовых систем и датчиков благодаря установленным устройствам сбора и обработки информации как аналоговой, так и дискретной. Компания «Маринэк» не только разработала проект, но и осуществила монтаж и пусконаладку оборудования.



Помимо средств автоматизации катамаран «Грифон» был оснащен оборудованием района А1, системой , опознавательными сигналами различного типа, а также с воздушными судами и ВВП. Приборы связи и другая сопутствующая аппаратура, установленные на катамаране, произведены известными российскими и зарубежными компаниями: , Zenitel,

19 октября 2017 года пассажирский катамаран проекта 23290, изготовленный на Средне-Невском судостроительном заводе из композитных материалов, совершил свой первый рейс..

Презентация судна под именем “Грифон" прошла в рамках III Международного пассажирского форума SmartTransport.

Пассажирский катамаран проекта 23290 вмещает 150 пассажиров (показатель может быть увеличен до 200). Длина судна - 25,63 м, ширина - 9,03 м, осадка при полном водоизмещении - около 1,5 м.

В демонстрационном показе с выходом в акваторию Невы приняли участие специалисты материнской компании - ОСК, представители администрации Санкт-Петербурга и других регионов России, а также потенциальные покупатели судов проекта 23290 - операторы пассажирских судов.

Презентацию провёл директор Средне-Невского судостроительного завода Владимир Середохо.

Катамаран оснащён двумя двигателями MTU мощностью по 900 кВт. Наличие двух силовых агрегатов позволяет легко маневрировать в ограниченном пространстве. Эксплуатационный расход топлива - 6,5 л/км, расход масла - 7,74 г/час.

Мореходность "Грифона" - до 4 баллов.

Обслуживает судно экипаж из 3 человек.

Во время показа "Грифон", видимо для комфорта пассажиров, не развивал максимальную скорость. При полном водоизмещении (75 т) катамаран может разгоняться до 29 узлов.

Катамаран "Грифон" примечателен тем, что впервые в России его корпус изготовлен из композитных материалов. Специально для любопытствующих не была установлена часть обшивки, чтобы желающие могли собственноручно убедиться, что даже несущие элементы выполнены из углепластика.

Материал для корпуса из углепластика создала портфельная компания "Роснано" - "Препрег-СКМ". По данным разработчиков, корпус из углепластика по прочности не уступает металлическим аналогам, но лучше сопротивляется усталости, стоек к действию морской среды, и гораздо проще в ремонте и эксплуатации. При этом судно из углепластика легче на 10-30% металлического аналога. По словам Владимира Середохо, разница в цене между углепластиком и металлом окупится через 7-10 лет эксплуатации. С точки зрения жизненного цикла судна, это большое преимущество.

Разумеется, на катамаране используются и металлические детали. В основном, в оснастке судна.

Что касается стоимости катамарана, то, по словам Владимира Середохо, она зависит от комплектации, базовая версия обойдётся заказчику примерно в 300 млн рублей. Есть европейские аналоги, но их конечная стоимость с учётом пошлин окажется на 30% выше российского "Грифона". При серийном производстве на Средне-Невском судостроительном заводе обещают снижение цены.

Среди потенциальных клиентов создатели катамарана видят, в первую очередь, городскую администрацию. Изначально судно проектировалось для развозки пассажиров круизных лайнеров прибывающих в порт "Морской фасад", однако экономические реалии внесли свои корректировки. Сейчас одна из возможных областей применения "Грифона" - развозка болельщиков чемпионата мира по футболу. Не исключено использование катамарана в Крыму. Проявляют интерес к проекту и заказчики из дальнего зарубежья - Кубы и Индии. Корпус из углепластика идеально подходит для долгой службы в южных морях.

Нанофлоту в России – быть! Об этом заявил глава госкорпорации «Роснано » Анатолий Чубайс в рамках 10-го Петербургского международного инновационного форума.

Первой ласточкой нового флота стал катамаран «Грифон». Он не простой, а пластиковый. То есть – углепластиковый.

Речь идет об абсолютно уникальной истории. Это пуск на воду первого, построенного в России, судна из углепластика, - заявил Анатолий Чубайс 20 сентября, когда «Грифон» представили публике.

По его словам, нанокомпозиты никогда прежде в отечественном судостроении не использовались.

Материал для экспериментального судна изготовлен в проектной компании «Прегпрег-СКМ» (дочка «Роснано» - прим. Ред.). А построили судно на Средне-Невском судостроительном заводе в Петербурге .

Катамаран был спроектирован специально для развозки туристов с больших круизных лайнеров, прибывающих в Морской порт Петербурга. Низкая надстройка позволяет ему проходить под мостами Невы в любое время суток, - сообщили в «Роснано».

Анатолий Чубайс уже успел прокатиться на экспериментальном катамаране. Фото: пресс-служба "Роснано".

Тем временем Чубайс пророчит миру технологическую революцию.

Когда-то российское и мировое судостроение прошло великий технологический переход: от дерева к металлу. Сейчас на наших глазах начинается второй: от металла к нанокомпозитам, - заявил Анатолий Борисович.

По его словам, в ближайшие 5-7 лет новые гражданские суда в России начнут выпускать не из металла, а из углепластика.

Плюсов у композитных материалов много. Самый важный – в отличие от металла, углепластик не заржавеет. Он намного легче стали, что позволит увеличить грузоподъемность и скорость судов. Затраты на топливо сократятся.

Но все-таки углепластик пока – для судостроителей материал экспериментальный.

«Грифон» проходит последние испытания. 20 октября он должен совершить свой первый рейс – из Петергофа в Шлиссельбург .


Такие катамараны в скором будущем могут появиться на многих российских реках. Фото: пресс-служба "Роснано".

СПРАВКА «КП»

Первый пассажирский катамаран проекта 23290 «Грифон» рассчитан на 150 пассажиров. Его длина – 25 метров, а ширина – целых 9 метров.

Максимальная скорость – 29.5 узлов, или около 55 километров в час. Дальность плавания – 1000 километров. Судно оснащено подводными крыльями – наподобие «Метеоров».

А В ЭТО ВРЕМЯ

Новым российским наносудном уже заинтересовалась Куба. Как заявили в Средне-Невском судостроительном заводе, власти этой страны заказали четыре катамарана из углепластика, только двухпалубных и вместительностью 250 пассажиров каждый.

ОФИЦИАЛЬНО

Применение композита в данном проекте позволило улучшить ударную прочность конструкции на 20-30 процентов, усталостную прочность - на 50-200 процентов, - объясняют в пресс-службе «Роснано». - Кроме того, композитные корпуса значительно легче металлических, что позитивно сказывается на расходе энергии и потреблении топлива, и не подвержены коррозии. Благодаря использованию композитного материала достигается снижение веса на 10-30 процентов.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Еще в советское время шли работы по созданию стеклопластика для судостроения, - рассказал «КП» бывший ведущий конструктор Северного проектно-конструкторского бюро Сергей Овсянников. – И вот теперь – углепластик. Во всем мире разрабатывается эта технология.

А в России, действительно, «Грифон» - первое такое судно. Надо сказать, что у стеклопластика было много минусов. По сути это ткань, пропитанная смолами. Очень вредное было производство. Углепластик в этом отношении – экологически чистый материал. Он безопасен и для рабочих, и для окружающей среды.

Кстати говоря, в СССР стеклопластик должен был стать материалов для тральщиков, которые вылавливают мины. Ведь металл обладает магнитными свойствами, поэтому и пытались сделать что-то неметаллическое. Так что современный углепластик, если он себя хорошо покажет, может в будущем использоваться и в военном флоте. А может, и на ледоколах – как знать? Нельзя сказать, что это прорыв – но технология перспективная.

Понравилась статья? Поделитесь ей