Контакты

Презентация на тему процесс обучения. Функции процесса обучения

1 слайд

2 слайд

Форма обучения характеризует внешнюю сторону организации учебного процесса Зависит от места времени занятий состава участников целей методов и средств обучения последовательности видов деятельности учащихся способов управления содержания

3 слайд

Выделяют следующие формы обучения: Групповые Индивидуальные Коллективные Фронтальные Парные Школьные Внешкольные Внеаудиторные Аудиторные Внеклассные Классные

4 слайд

Форма организации обучения - это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия

5 слайд

А.В. Хуторской выделил следующие группы организации занятий Индивидуальные занятия: репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение и самообучение Коллективно-групповые занятия: уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры Индивидуально-коллективные занятия: погружения, творческие недели, научные недели, проекты

6 слайд

Урок Ограничен во временных рамках, осуществляется взаимодействие учителя и учеников, направленное на решение комплексных задач благодаря использованию различных видов, методов и средств учебной работы Различают по: - содержанию и способу проведения; - логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса; - цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся; - преобладающему компоненту урока; - дидактической цели

7 слайд

Исходя из дидактической цели выделяют следующие виды уроков: . уроки комбинированные (смешанные) уроки изложения нового материала уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков уроки закрепления изученного материала

8 слайд

9 слайд

Плюсы - четкая организационная структура; - удобство управления деятельностью класса; - возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы; - стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика; - тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся; - эмоциональное влияние личности учителя на учащихся; - экономичность обучения, так как учитель работает одновременно с группой учащихся Минусы - ориентация на среднего ученика, что создает значительные трудности для слабого школьника и задерживает развитие способностей у более сильных; - трудность учета индивидуальных особенностей учеников; - одинаковый темп и ритм работы; - ограниченное общение между учениками

11 слайд

Лекция - это последовательное монологическое, развернутое изложение объемного материала, раскрывающее систему идей в определенной области Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации вводные установочные Виды лекций текущие заключительные обзорные

12 слайд

Семинар является активной формой организации обучения с целью углубления или получения новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы. Лабораторно-практические занятия, практикумы – формы организации обучения по выполнению лабораторных, практических работ по заданию и под руководством педагога. Экзамен – форма обучения, организуемая с целью систематизации, выявления, контроля и оценки знаний обучающихся. Зачет – форма обучения, организуемая с целью проверки учебной ориентации в предмете, теоретических знаний и практических умений учебно-познавательной деятельности. Консультация – форма обучения, организуемая с целью оказания помощи обучающимся по усвоению программного материала.

13 слайд

Вспомогательные формы обучения Учебная дискуссия Конференция (учебная) Факультативные занятия по углубленному изучению базовых учебных предметов; по изучению дополнительных дисциплин (логика, риторика, иностранных язык); - по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, программирование). В ходе дискуссии обсуждаются поставленные проблемы, организуется поиск вариантов их решения с тщательной аргументацией своей позиции. В ходе проведения конференции обсуждаются проблемные вопросы, представляются результаты научно-исследовательской деятельности, творческие работы.


Процесс обучения, его сущность и содержание

ОБУЧЕНИЕ - процесс целена­правленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, на­выков.

Проблема обучения рассматрива­ется не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в об­щей, возрастной психологии, нейро­психологии, патопсихологии, психо­логии труда. Подход к проблеме обучения во многом определяется базо­выми общепсихологическими пози­циями. Сторонники теорий спонтан­ного развития, признавая боль­шую роль обучения в приобретении че­ловеком общественного опыта, счи­тают, что обучение есть процесс внеш­ний по отношению к психическому развитию, разворачивающемуся по собственным законам, не связанным с актуальным бытием субъекта. В советской психологии обучение и раз­витие не отождествлялось, но при этом подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся “зону ближайшего развития”, способст­вующего выработке средств и спо­собов ориентации в действительно­сти.

Психологически проблема обучения может рассматриваться как со сто­роны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с по­ставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемы­ми и обучающими.

Усвоение рас­сматривается как проходящий через определенные этапы процесс овла­дения субъектом действиями, поня­тиями, формами поведения, выра­ботанными обществом. В психологии выделено несколько проблем, решение которых определя­ет пути и возможности применения на практике знаний о психологи­ческих закономерностях обучения.

Поскольку всякое обучение предполагает целенаправленное изменение субъ­екта, то важной проблемой яв­ляется организация управляемого обучения., обеспечивающего планомерное формирование необходимых качеств, а также учет индивидуально-психо­логических особенностей учащихся, традиционно рассматриваемых в контексте вопросов обучаемости, дифференциального обучения.

Кроме того, необходимо установление гармонии между управлением процессом усво­ения и обеспечением оптимального развивающего эффекта. Специфика психологических особенностей ус­воения обусловила дифференциро­ванный подход к разработке ме­тодов обучения математике, родному и иностранному языкам, естествен­ным и гуманитарным дисципли­нам, профессиональному мастерст­ву. Особую ветвь современных ис­следований составляет обучение обще­нию - организации целенаправлен­ного овладения человеком сред­ствами и способами коммуникации с другими людьми.

Процесс обучения.

Представляется, что освоение некоторого предмета (или обучение чему-либо ) включает три процесса, протекающих почти одновремен­но. Первый из них - получение новой информации- часто противоречит или заменяет тот объем знаний, ко­торым субъект явно или неявно владел прежде. Как минимум, новая информация их уточняет. Это имеет место, например, когда учащимся объясняют ньютонов­ские законы движения, идущие вразрез с показаниями органов чувств;

То же случается при объяснении закона сохра­нения энергии, гласящего, что никакая энергия не утра­чивается: объяснение противоречит способам мышления учащихся, закрепленным в самом языке, который навя­зывает представление о постоянной трате энергии. Чаще, однако, ситуация бывает менее драматичной, как это имеет место при изложении темы “кровообращение”, когда разъясняются детали того, что ученику смутно уже известно, поскольку интуитивно он догадался, что кровь циркулирует в его тело.

Второй аспект обучения можно определить как трансформацию знаний . Это процесс перестройки налич­ного знания, приспосабливающий последнее к решению новых задач. Мы учим анализировать информацию, об­наруживать в ней скрытые стороны, упорядочивать с придания ей новой формы. К преобразованию относятся и такие способы обработки информации, которые позволяют вы­ходить за ее пределы.

Третья сторона обучения - это проверка степени адекватности применяемых способов обращения с инфор­мацией, содержащейся в задаче . Правильно ли мы действовали, целесообразно ли выведенное нами обобщение, применима ли допущенная экстраполяция - таковы во­просы на которые в данном случае приходится давать ответ. Как правило, роль учителя при оценке такого рода оказывается решающей, однако во многих случаях оценка осуществляется и на основе суждений о правдопо­добии, если отсутствует возможность строгой проверки правильности наших действий.

Изучение любой темы распадается обычно на ряд этапов, каждый из которых включает все три процесса. Тема “фотосинтез”, например, должна включать учебные примеры из биологии, которые в свою очередь целесообразно приспособить к последующему изложению более широкой концепции преобразования энергии из одного вида в другой. Оптимально построенный учебный процесс отражает предшествующий материал и позволяет учаще­муся делать обобщения, выходящие за пределы данной темы.

Процесс учебного овладения темой может быть крат­ким или длительным, содержать много понятий или мало, Длительность каждого этапа овладения понятием зависит от ожидаемого учащимся вознаграждения своих усилий как в смысле формального поощрения в баллах, так и в смысле приобретения определенного знания.

Обычно мы приспосабливаем материал к способностям и нуждам учащегося, изменяя приемы в нескольких отношениях: либо удлиняя или укорачивая их, либо выбирая в качестве поощрения внешний путь высоких оценок и наград, либо драматизируя момент проникно­вения в сущность изучаемого предмета.

Единицей изме­рения программы мы считаем тот этап усвоения понятия, важность которого признается самим учащимся, хотя нередко этот этап проходит без эмоционального подъема, связанного с овладением знанием. Исследований, посвя­щенных разумному построению учебных приемов такого рода применительно к разному возрасту и тематике, по­разительно мало. Между тем многие вопросы требуют ответа, основанного на тщательных исследованиях Прежде всего - вопрос равновесия между внешними и внутренними способами поощрения учащихся. О роли поощрения и наказания в процессе обучения написано много, но мало кто в действительности интересовался ролью таких факторов, как заинтересованность, любознательность, жажда открытия. Если, как преподаватели, мы намерены приучать обучающихся ко все более и более длитель­ным этапам усвоения понятий в процессе обучения, тоотсюда, по-моему, следует необходимость детальной раз­работки методических пособий, что усилит действие по­ощрений внутреннего типа, каковым является ускорение понимания и овладение предметом.

Существует множест о разнообразных проблем, свя­занных с относительной ролью, уделяемой каждому из трех основных процессов усвоения понятия: получение (познание фактов), преобразование (оперирование с ни­ми) и оценка (проверка выводов). Правда ли, например, что малышу лучше всего дать вначале минимальный набор фактов, а затем побудить его сделать максимум выводов из него? Другими словами, должен ли каждый этап обучения детей младшего возраста содержать незначи­тельное количество новой информации, с упором на само­стоятельные поиски путей выхода за ее пределы? Один преподаватель истории добился таким методом больших успехов в работе с четвероклассниками. Он начинает, например, с сообщения одного-единственного факта: боль­шинство цивилизаций зародилось и плодородных долинах больших рек. Затем класс побуждается к дискуссии на тему о том, почему это так и почему зарождение цивили­зации в горной местности было бы менее вероятно. Эффект этого подхода (по существу, это упражнение в технике научного открытия) состоит в том, что ребенок сам выдает информацию, которую он затем может проверить и оце­нить сравнением с источниками, получая при этом новые факты. Это, разумеется, лишь один из возможных спо­собов построения учебного этапа; ясно, что его примени­мость ограничена.

Все признают, что формула “учеба есть учеба” устарела, но тем не менее в научной литературе мало внимания уделяется вопросу о разнообразии учебных приемов ус­воения понятий.

В отношении оптимальной длительности приемов ус­воения понятий в процессе обучения можно высказать несколько общих суждений, достаточно важных, однако, для выбора направлений исследовательских работ, ко­торые могли бы оказаться плодотворными. Вполне оче­видным представляется, например, что чем больше дли­тельность и частота приемов такого усвоения, тем больше выигрыш в смысле понимания и владения предметом, в особенности если возбудить в человеке горячее желание перейти к следующему примеру. Существует опасность, что если вместо внутреннего поощрения пользоваться системой баллов, то по окончании школы человек не за­хочет продолжать образование, поскольку баллов больше не будет.

Естественно думать также, что чем выше понимание структуры предмета, тем больше частота и длительность каждого этапа учебного овладения понятием, которое обучающийся в состоянии усвоить без утомления. В самом деле, количество новой информации на любом учебном этапе таково, что мы не в состоянии переварить его сразу. Между тем мы уже отмечали, что существуют жесткие ограничения объема такой неусвоенной информации, ко­торую мы можем держать. в уме. Но приблизительным оценкам, взрослый человек способен оперировать одно­временно примерно семью независимыми единицами ин­формации. Для детей соответствующая норма не уста­новлена - и об этом пробеле в наших знаниях прихо­дится лишь сожалеть.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта stroy.nm.ru

План занятия: Двусторонний характер процесса
обучения
Общение в процессе обучения
Роль влияния среды в процессе
обучения.
Структура процесса обучения
Составные компоненты процесса
обучения.

Двусторонний характер процесса обучения

Процесс обучения
Процесс
преподавания
(деятельность
преподавателя)
Процесс учения
(деятельность
ученика
или коллектива
учеников)

Взаимодействие

Обучение обязательно предполагает
взаимодействие преподавателя и
обучаемых
Субъект и объект обучения
Не прост о воздейст вие педагога на
ученика, а именно их взаимодейст вие!!!
Взаимодействие может протекать как в
непосредст венной, т ак и
опосредованной форме.
Процесс обучения является не
механической суммой преподавания и
учения, это качественно новое, целостное
явление

Общение в процессе обучения.

Единство познания и учения
Общение в процессе обучения влияет:
на мотивацию учения,
на формирование положительного отношения к учебе,
на создание благоприятных психологических условий
Характеристики учителя, способствующие успешному
общению:
Увлеченность
Четкость, организованность в работе,
Такт в отношениях и помощь в учебе,
Объективность в оценке
Выдержка в сложных ситуациях

Роль влияния среды в процессе обучения.

На развитие личности влияет
Окружающая среда,
Средства массовой информации,
Трудовая деятельность,
Спорт,
Игровая и досуговая деятельность
Необходимо целенаправленное
приложение усилий для создания
окружающей среды ребенка!!!

Составные компоненты процесса обучения.

Целевой компонент
Ст имулирующе-мот ивационный
компонент
Содержание обучения
Операционно-деят ельност ный
компонент
Конт рольно-регулцровочный компонент
Оценочно-результ ат ивный компонент

Целевой компонент

Целевой компонент процесса
обучения отражает:
осознание педагогами цели и задач
изучения темы
принятие учениками цели и задач
изучения темы.

Значимость целевого компонента

Значимост ь целевого компонент а
Целевой
компонент
Осознание
педагогами
цели и задач
изучения темы
Принятие
учениками
цели и задач
изучения темы.

Значимость стимулирующе-мотивационного компонента

Значимост ь ст имулирующемот ивационного компонент а
Ст имулирующемот ивационный
компонент
Педагог стимулирует
у учащихся интерес и
потребность в учении
Ученики внутренний процесс
развития мотивов
обученияОпределяется:
учебным планом,
государственными учебными
программами
учебниками по данному предмету.
Содержание отдельных уроков
конкретизируется учителем с учетом:
поставленных задач, специфики
производственного и социального
окружения школы, уровня
подготовленности, интересов учеников.

Операционно-деятельностный компонент

Операционно-деят ельност ный компонент
отражает процессуальную сущность обучения.
Именно в деятельности педагогов и
обучаемых, в их взаимодействии,
протекающем во времени, и реализуется задача
присвоения школьниками широкого
социального опыта человечества.
Операционно-деятельностный компонент
реализуется посредством определенных
методов, средств и форм организации
преподавания и учения

Контрольно-регулировочный компонент

Конт рольно-регулировочный
компонент
Конт рольно-регулировочный компонент предполагает
контроль преподавателя и самоконтроль обучаемых.
Контроль осуществляется с помощью контрольных работ,
опросов, зачетов и экзаменов.
Самоконтроль включает самопроверку учеников, которые
самостоятельно проверяют степень усвоения изучаемого
материала
Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование
обратной связи в учебном процессе - получение учителем
информации о степени затруднений, о качестве процесса
обучения
Обратная связь вызывает необходимость корригирования,
регулирования учебного процесса, внесения изменений в
методы, формы и средства обучения
Регулирование процесса проводится не только учителем, но
и самими учениками (саморегулирование своих действий,
работа над ошибками, повторение вопросов, вызывающих
затруднения).

Оценочно-результативный компонент

Оценочно-результ ат ивный компонент обучения
предполагает:
оценку педагогами и
самооценку учениками достигнутых в процессе
обучения результатов,
установление соответствия их поставленным
учебно-воспитательным задачам,
выявление причин недостатков,
проектирование новых задач, учитывающих
также и необходимость восполнения
обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

Взаимосвязь компонентов обучения

Взаимосвязь компонент ов обучения
Цель обучения определяет его содержание.
Цель и содержание обучения требуют
определенных методов, средств и форм
стимулирования и организации обучения.
По ходу обучения необходим текущий
контроль и регулирование процесса.
Наконец, все компоненты процесса обучения в
своей совокупности обеспечивают
определенный результат.

Слайд 2

Дидактика

Дидактическая система – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Основные категории Учение Образование Содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения Преподавание Технология обучения Знания, умения, навыки Обучение

Слайд 3

Функции дидактики Л.П. Крившенко Образовательная Развивающая Воспитывающая Практическая (нормативная, инструментальная) И.П. Подласый Другие Побудительная Организующая Теоретическая (диагностическая и прогностическая)

Слайд 4

Основные категории дидактики

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний. Учение – процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения и формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные. Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Слайд 5

Принципы обучения

сознательности и активности - прочности - научности - доступности воспитывающего обучения связи теории с практикой систематичности и последовательности - наглядности - народности

Слайд 6

Признаки обучения

  • Слайд 7

    Движущая сила учения – борьба противоречий

    Слайд 8

    Педагогическая технология

    Признаки (по В.П. Беспалько) - четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания - структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению - комплексное применение дидактических, технических, в том числе компьютерных, средств обучения и контроля - усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания - гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения

    Слайд 9

    Традиционная (репродуктивная) технология обучения

    – технология ориентирована на передачу ЗУН

    Слайд 10

    Технология развивающего обучения

    Развитие самоконтроля и самооценки школьников Обучение ориентировано на зону ближайшего развития Обучение на высоком уровне трудности Обучение быстрым темпом Стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.

    Слайд 11

    Технология поэтапного формирования умственных действий

    П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина Этапы: - актуализация соответствующей мотивации; - осознание схемы ориентировочной основы деятельности (действия); - выполнение действия по внешней форме (модели, схемы и др.); - внешнеречевой с проговариванием вслух действий; - этап внутренней речи (про себя); - переход действия во внутренний план (интериоризация действия)

    Слайд 12

    Технология проблемного обучения

    Организация под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Используются проблемные задания, учебные задачи

    Слайд 13

    Технология модульного обучения

    Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им Содержание обучения представлено в информационных блоках Ученик самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей при помощи работы с модулем

    Слайд 14

    Технология коллективного взаимодействия

    Авторы: А.Г. Ривин, В.В. Архипова, В.К. Дьяченко Технология разноуровневого обучения Данная технология предусматривает уровневую дифференциацию за счет деления потоков на подвижные и относительно однородные по составу группы Технология адаптивного обучения предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых

    Посмотреть все слайды

    Информация, расположенная на сайте является интеллектуальной собственностью автора сайта - Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».

    Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

    • Размещение информации с сайт на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
    • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
    • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
    • Размещение любого материала с сайт допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
    • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса сайт или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
    • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] сайт ).
  • Понравилась статья? Поделитесь ей