Контакты

Презентация на тему роспись по стеклу. Презентация к уроку "Витраж"

Подобные документы

    Витраж - одно из замечательных явлений монументального искусства. История и технологии создания витражей. Витраж в технике Тиффани. Роспись витража красками. Техника Эгломизе. Фьюзинг. Мозаика стекла. Пленочные витражи. Витражи в современном искусстве.

    курсовая работа, добавлен 27.10.2016

    История возникновения витражей, их основные виды. История возникновения витража Тиффани, их особенности, элементы и популярность. Технологическая последовательность изготовления витража Тиффани: инструменты и приспособления, последовательность процесса.

    курсовая работа, добавлен 27.04.2015

    Характеристика художественного своеобразия витражного искусства. Особенности опытно-экспериментальной работы по изготовлению декоративных панно в технике витража. Методические рекомендации для организации кружковой работы в стиле росписи по стеклу.

    курсовая работа, добавлен 18.05.2015

    История развития витражного искусства. Виды и функции художественных витражей. Способы их изготовления, применение. Стили дизайна интерьера. Композиция в декоративном творчестве. Основы цветоведения. Последовательность выполнения декоративного панно.

    дипломная работа, добавлен 22.06.2014

    История развития прозрачных картин, рисунков, узоров, выполняемых из цветного стекла или на стекле. Рассмотрение витражных мастерских Тиффани. Характеристика высоких технологий, которые, создают идеальный, высококачественный материал для создания витража.

    реферат, добавлен 10.12.2014

    История витража. Применение техники закрашивания и тонального оттенения при его изготовлении. Разработка традиционной технологии производства. Особенности восточных витражей. Мозаичный витраж. Применение техники травления. Фьюзинг как витражная техника.

    презентация, добавлен 02.12.2015

    Роспись как один из видов художественной обработки дерева. История городецкой росписи и ее отличительные особенности. Краткое описание технологии данного вида работ, характеристика красок. Основные этапы нанесения рисунка и построения композиций.

    доклад, добавлен 09.10.2013

    Исторические этапы развития дизайна интерьера и способов его декорирования. Композиционные закономерности взаимосвязи витража с предметно-пространственной средой интерьера. Изучение особенностей витражного искусства. Технология изготовления витражей.

    курсовая работа, добавлен 17.01.2013

    Основная характеристика первых попыток изготовления витражного стекла. Особенность возникновения стеклодувной трубки. Анализ развития искусства витража в храмовом зодчестве. Применение пескоструйной техники, позволившей добиться различных фактур.

    разработка урока, добавлен 14.03.2016

    Витраж как особый вид монументально-декоративного искусства. Готика - архитектурный стиль, характерный для католических соборов средневековой Европы. Абстракция - направление в витражных композициях, которое балансирует между живописью и дизайном.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Древнее стекло. Самое древнее из найденных на сегодня изделий из рукотворного стекла - светло–зеленая стеклянная бусинка размером 9х5,5 мм, обнаруженная в окрестностях города Фивы - датируется 35 в. до н.э. Но задолго до этого людям было известно так называемое природное стекло - материал, возникший в результате оплавления скальной породы при извержении вулкана, ударе молнии или метеорита. Самая распространенная его разновидность - обсидиан, мало щелочное алюмосиликатное вулканическое стекло, из которого древний человек изготавливал разнообразные орудия. Но и в более поздний период развития человечества обсидиан не был забыт, о чем говорит факт нахождения многочисленных обсидиановых изделий на территории Египта.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

По длине размер бусинок доходил до 3-5 сантиметров. Именно такие самые древние стеклянные бусины были найдены археологами в египетском городе Фивы. По этой находке археологи сделали вывод, что родиной бисера является Египет. Африканская бусина Кифа. Витые стеклянные бусины

5 слайд

Описание слайда:

Кратериск. Египет. Конец XV – первая половина XIV в. до н.э. Государственный Эрмитаж

6 слайд

Описание слайда:

Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно, как побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола - т.е. щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу. Некоторые считают стекло побочным продуктом выплавления меди. А древнеримский историк Плиний–старший (79 - 23 гг до н.э.) писал, что стеклом мы обязаны финикийским морским купцам, которые, готовя пищу на стоянках, разводили на прибрежном песке костры и подпирали горшки кусками извести, создав тем самым условия для возникновения стекломассы. Действительно, исходным сырьем для изготовления стекла служили песок, известь и щелочь - органическая (зола растений) либо неорганическая(сода). В качестве красителей использовались металлургические шлаки - соединения меди, кобальта и марганца.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

В III - II тысячелетии до нашей эры стекло получалось пастообразным, не осветлённым. Стекло окрашивали в различные цвета, применяя в качестве красителей окись и закись меди (в природе встречается в виде минералов - малахит, лазурит, тенерит, куприт) которые, в зависимости от режима варки, давали красный, зелёный и голубой цвет; окись кобальта - давала синий цвет, окись марганца (пиролюзит и некоторые другие минералы) - пурпурно–фиолетовый, окись свинца (свинцовый сурик) - жёлтый, олово - молочно–белый. Позднее в I тысячелетии научились варить стекло, но, как правило, с каким–нибудь оттенком, что зависело от состава сырья, вернее, от песка, который не возможно было очистить от ненужных примесей. Из стекла делали бусы, подвески, печати и мозаичные пластинки для украшения мебели. Самой древней техникой, которую применяли для изготовления этих стеклянных изделий, было прессование в форме. Бусы делали с помощью накручивания стекломассы на металлический или керамический стержень. Эта же техника, несколько усложнённая, так называемая «техника сердечника», применялась для изготовления полых сосудов, которые впервые появились в середине II тысячелетия до н.э. в Месопотамии.

9 слайд

Описание слайда:

Используя метод отливки, в IV - II веках до н.э. в Александрии делали изысканные чаши с ажурным растительно - геометрическим орнаментом из золотой фольги, заключенной между двумя слоями бесцветного стекла. Чаша. Александрия. Египет. Начало II в. до н.э. Государственный Эрмитаж.

10 слайд

Описание слайда:

Примерно в то же время секретом производства полого стекла овладели в Египте. Египетские мастера помещали форму, сделанную из спрессованного песка, в расплавленное стекло и поворачивали форму таким образом, что стекло оседало на стенках формы. Затем форму со стеклом вытаскивали, песок удаляли, заготовку остужали и производили окончательную обработку. До нас дошли три вазы тех времен, на которых стоит имя фараона Тутмозиса III (1594 - 1450 гг. до н.э.), который привел стекольщиков в Египет как военнопленных после удачной кампании в Азии. Археологам удалось обнаружить и остатки древних стекольных мастерских на восточном берегу Нила, работавших примерно 3400 лет назад. Там сохранились тигли для варки стекла, по форме напоминающие маленькие бочки высотой 40 см и диаметром 27 см в широких местах и 23 см - в узких.

11 слайд

Описание слайда:

В Египте изготавливали преимущественно изделия в виде небольших толстостенных вазочек - кратерисков и флакончиков для благовоний. На металлический прут надевали глиняную болванку - сердечник и придавали ему форму будущего сосуда. На сердечник накручивали жгуты горячего стекла, которые, соединяясь, создавали тело сосуда. Вращая на стержне сосуд, обматывали поверхность разноцветными стеклянными нитями. Для получения зигзагообразного рисунка нити «прочёсывали» гребёнками и разглаживали. Римское стекло. Маленькая бутылочка из стекла для хранения ароматического масла или мазей, медового–желтого цвета.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Позже стекло начали производить в Микенах (Греция), Китае и Индии. С Х века до н.э. можно говорить о производстве стекла на Дальнем Востоке. Первая «инструкция» по производству стекла датируется примерно 650 г. до н.э. Это - таблички с указаниями, как делать стекло, находившиеся в библиотеке ассирийского царя Ашурбанипала (669 - 626 гг. до н.э.). В последнем веке до н.э. стеклоделие интенсивно развивалось в Римской империи. Четкая политическая и экономическая организация, бурное строительство, разветвленные торговые связи - все это создавало условия для процветания стекольной промышленности во владениях Рима в Средиземноморье и в Западной Европе. Во времена императора Августа изделия из стекла (в том числе витражи) вывозились во Францию, Германию и Швейцарию.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Витражи. Витра́ж (фр. vitre - оконное стекло, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах.

17 слайд

Описание слайда:

В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопиь на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.

18 слайд

Описание слайда:

Классификация витражей В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления: Классический витраж (технология Тиффани) - образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни или оловянно свинцового припоя. Накладной витраж- получается по технологии фьюзинга спеканием, иногда наклеиванием элементов на основу. Расписной витраж - на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками. Плёночный витраж - на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).

19 слайд

Описание слайда:

Комбинированный витраж - образуется сочетанием различных технологий создания витража. Мозаичный витраж Наборный витраж Фацетный витраж Литой витраж - Каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30мм. также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура Узор "Мороз" Нацвет Травление Пескоструйный витраж

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

«Богоматерь с младенцем» из церкви св. Троицы в Вандоме (около 1150 г.). Богоматерь изображена сидящей в мандорле удлиненной формы, линии ее фигуры стройны и стилизованы, складки одежды несколько жестки. Стекло этой эпохи еще слишком толсто и неровно.

22 слайд

Описание слайда:

В трактате об искусствах, написанном в 1100 году германским монахом Теофилом впервые изложены тонкости изготовления витражей из стекла, состоящего из двух частей буковой золы и одной части хорошо промытого песка. Получаемые этим способом небольшие куски стекла имели толщину в полсантиметра, алмаза тогда еще не знали, и для резки стекла употребляли раскаленное до красна железное лезвие. Основными цветами были синий (кобальт) и красный (на основе меди). Однако существовали и другие цвета: зеленый-на основе медных окислов, пурпурный (из марганца), желтый (из смеси железа и марганца). Из произведений XII века следует упомянуть выдающиеся витражи монастырской церкви в Сен-Дени (1144 г.), и в частности витраж, где изображен крупный политический и культурный деятель Франции XII века аббат Сугерий, и другой витраж-«Древо Иессея».

23 слайд

Описание слайда:

Древо Иессея. Витраж из церкви в Сен-Дени. 12 век. Окна Сен-Дени явились исключительным новаторством. В панно были включены жизнеописания святых, Марии и Христа, их родословные и, возможно, первый крестовый поход. Площадь окна заполнена рядом вертикально расположенных витражных медальонов. Изобретение Сугерием оконных медальонов оказало глубокое влияние на сюжеты витражного искусства. Окна Сен-Дени сильно пострадали во время французской революции.

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

В Англии витражи создавались еще до Реформации; однако здесь, как и повсюду, злейшими недругами витражей оказались люди: они всегда забывали, что прекрасная живопись на стекле была создана им в наставление, а также, чтобы радовать их взор причудливой игрой света, льющегося сквозь многоцветные стекла высоких окон.

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Скульптура, изготовленная высокотемпературной обработки стекла в печи. (Фьюзинг - Fusing, от англ. Fuse - «спекание, плавка»)

31 слайд

Описание слайда:

Роспись по стеклу. Роспись по стеклу (или витражная роспись) пришла к нам из эпохи Возрождения. Уже тогда изготовители витражей догадались использовать краски для росписи стекла. Раньше для окраски стекла использовались в основном металлы и их оксиды, которые вносили в стекло травлением в сочетании с высокой температурой (около 600 градусов), когда стекло начинало размягчаться и проявляло способность поглощать частички металлов. Частицы металла в стекле, при попадании на него света, и придавали ему определенный цвет. Например, железо и его соединения придавали стеклу цвет от желтого до темно-красного. Никель – фиолетовые и коричнево-серые оттенки, Натрий – желтый цвет, Оксид Хрома – насыщенный глубокий зеленый цвет. Самые же красивые цвета получали при помощи коллоидных растворов золота и серебра.

32 слайд

Описание слайда:

В наши дни, благодаря достижениям химической промышленности, ассортимент материалов для витражной росписи чрезвычайно широк. И технология нанесения витражных красок чрезвычайно упростилась. Теперь она доступна каждому, благодаря невысокой стоимости материалов и возможности создавать шедевры даже при отсутствии художественного образования при использовании трафаретов. Технология росписи по стеклу включает в себя несколько этапов, которые, в зависимости от используемых материалов, могут отсутствовать.

33 слайд

Описание слайда:

Этапы нанесения витражного рисунка: Создание рисунка на бумаге или чаще всего использование готового рисунка. Тщательная очистка поверхности стекла и обезжиривание (спиртом или любым моющим средством) Перенос рисунка на стекло, первоначально может осуществляться при помощи специальных маркеров, а затем сверху наносится контур, либо сразу наносится контур. Контур предназначен для формирования границ. Он делит стекло на маленькие кусочки, имитируя свинцовые пластинки, что и создает эффект настоящего витража. Контур может быть черным, золотым, серебряным и др.

34 слайд

Описание слайда:

Сушка контура, от получаса и более, в зависимости от типа контура Заливка элементов рисунка специальными витражными красками или равномерное закрашивание кистью Запекание (или обжиг) в печи, в домашних условиях вполне подойдет духовка (этот этап может отсутствовать, если используются краски, не требующие обжига, или акриловые краски) Сушка. Разные типы красок сохнут разное время, обычно время высыхания указывается производителем на упаковке и может достигать 24 часов. Лакирование и последующая сушка, для придания рисунку блеска и большей стойкости.

35 слайд

Описание слайда:

Вида красок. В настоящее время, для росписи стекла используется три основных типа красок: Акриловые краски. Краски, требующие обжига после нанесения или обжигаемые витражные краски. Краски, не требующие обжига после нанесения или не обжигаемые краски для росписи стекла.

36 слайд

Описание слайда:

Акриловые краски: Акриловые краски не прозрачны, при нанесении на стекло высыхают и образуют прочную несмываемую пленку. Удобны тем, что разбавляются водой или специальным растворителем. Обжигаемые витражные краски: Обжигаемые витражные краски требуют запекания в печи, что не очень удобно, ведь не всегда есть для этого возможность, плюс надо соблюдать осторожность, т.к. высока вероятность получения ожога. Большим плюсом использования данного типа красок можно считать равномерность нанесения покрытия и высокую прочность. слайд

Описание слайда:

Материалы и инструменты для росписи стекла. Краски для стекла Специальные прозрачные или полупрозрачные краски, созданные специально для рисования по стеклянной поверхности. Краски не смываются и используются только в декоративных целях. Краски бывают на водной и масляной основе. Разводятся соответственно водой или растворителем. Смешивать разные типы красок нельзя (одного типа можно и даже нужно для получения разных оттенков и отсутствующих цветов). Наиболее популярны витражные краски Pebeo Vitrail, Idea Vetro и Marabu. Контур С помощью контура создаются рельефные линии, имитирующие витраж. Также контур создает границы для красок, не позволяя разным цветам смешиваться. Кроме того контур можно использовать и для прорисовки мелких деталей, таких как: точки, надписи, завитушки и пр. Бесцветный лак Лаком разбавляют краски для получения более светлых тонов. Также лаком можно покрыть готовый рисунок. Рисунок, покрытый лаком, более яркий, не выцветает со временем и более стоек к мытью и царапинам.

39 слайд

Описание слайда:

Жидкость для снятия лака, очиститель для стекол. Используется для обезжиривания поверхностей перед нанесением красок, чтобы удалить следы от рук и др. загрязнения. Канцелярский или малярный скотч. Наклеивается в тех местах, где необходимо получить ровные прямые линии или области. Также используется для закрепления трафаретов, как с внутренней, так и с внешней стороны. Особенно актуально для объемных изделий и криволинейных поверхностей. Растворитель или Уайт-спирит. Используется для удаления уже подсохшей краски или исправления ошибок. Также им можно промыть кисточки после работы, если использовались краски на масляной основе (если краски на водной основе, промывать только водой!). Клей. Используется для закрепления на стекле различных деталей, таких как бусины, бисер, перышки, цепочки и др. Можно использовать эпоксидный клей или цианакрилатный клей (суперклей, затвердевает очень быстро, так что работать с ним надо аккуратно). Бумажные полотенца. Бумажными полотенцами удобно очищать стекло и кисточки, удалять излишки краски.

40 слайд

Описание слайда:

Пластилин. Применяется, как и скотч, для закрепления трафаретов на стекле. Травильная паста. Позволяет создавать матовую поверхность. Те места, которые нужно оставить прозрачными, оклеиваются пленкой. Будьте очень аккуратны и используйте перчатки, т.к. фактически травильная паста это не что иное как кислота. Инструменты. Для рисования на стекле нужны кисти и хорошо освещенное, удобное рабочее место. Но можно использовать и другие инструменты, которые сделают работу более легкой и приятной. Конечно, для каждого мастера есть свой набор, и по мере накопления опыта он расширяется. Перечислим наиболее часто используемые инструменты для витражной росписи: Канцелярский нож или лезвие. При помощи этих нехитрых инструментов можно подкорректировать неудачно нанесенный контур или даже небольшой закрашенный участок, не используя растворитель. Лезвие ножа должно быть достаточно острым, будьте осторожны при работе с ним.

41 слайд

Описание слайда:

Кисти для рисования. Для нанесения краски лучше иметь целый набор кистей, от самых маленьких до самых больших. Маленькими удобно рисовать мелкие детали и наносить текст. Большими кисточками удобно закрашивать большие однотонные участки стекла, рисунок при этом, получается более ровным. Кто-то предпочитает рисовать натуральными кистями. При этом надо работать очень аккуратно, т.к. волоски от натуральных кисточек достаточно часто остаются на рисунке. Для начала рекомендуем вам использовать синтетические кисточки, они «не лохматятся», да и стоят дешевле. Полотенце или кусок ткани. Можно использовать для подкладки под сухую и уже окрашенную поверхность, чтобы она не царапалась. Также пригодится для вытирания испачканных рук. Зубочистки. Используют для изменения фона окрашенных участков, для «выцарапывания» или наоборот придания дополнительного объема. Например, с помощью зубочисток удобно имитировать прожилки у листиков. Ватные палочки и диски. Также используются для удаления излишков краски и коррекции еще не высохших областей. В тех местах, что уже подсохли, можно использовать ватный диск или палочку, смоченную в ацетоне.

42 слайд

Описание слайда:

Палитра. Необходима для смешивания разных цветов и получения новых оттенков. Можно купить обычную пластиковую палитру в художественном магазине. Но, будьте внимательны, краски на основе растворителей разъедают пластик, во избежание этого, можно сверху положить фольгу и вдавить ее в полости для красок. Также можно использовать и обычные формочки для льда и формы, оставшиеся из под коробочных конфет. Линейка. Нужна для проведения прямых линий и формирования правильных пропорций изображения, т.к. не всегда на глаз можно определить необходимый размер. Карандаши и фломастеры. Химическим карандашом или специальным фломастером можно нарисовать предварительный контур, а сверху уже покрыть его рельефным. Также для этих целей вполне подойдет и CD маркер. Перчатки. Нужны для проведения работ с травильной пастой. Также можно их использовать при работе с ацетоном и растворителями.

43 слайд

Описание слайда:

Ножницы. Маленькими острыми ножницами удобно вырезать трафареты. Губка. Используется для нанесения фона на больших участках стекла. Например, когда надо сделать фон для вазы. Также пористая структура губки создает муаровый эффект поверхности.


Чтобы попытаться ответить на вопрос нам нужно? Разбиться на группы Выбрать тему исследования Найти материал по теме исследования Создать буклет или презентацию по теме исследования Защитить Разбиться на группы Выбрать тему исследования Найти материал по теме исследования Создать буклет или презентацию по теме исследования Защитить


Что мы будем делать? Мы примем участие в мастер классе популярных витражистов! Мы будем использовать программные средства обработки изображений, создание презентаций, публикаций для предоставления результатов поисковой и исследовательской деятельности. Мы создадим эскиз будущей модели. И в конце проекта мы поделимся своим опытом с другими участниками проекта. Проведем выставку проделанных работ Мы примем участие в мастер классе популярных витражистов! Мы будем использовать программные средства обработки изображений, создание презентаций, публикаций для предоставления результатов поисковой и исследовательской деятельности. Мы создадим эскиз будущей модели. И в конце проекта мы поделимся своим опытом с другими участниками проекта. Проведем выставку проделанных работ












Попробуем ответить на вопросы? Автор витража? Три главных вида? Какое стекло лучше не использовать? Виды красок. Виды контуров. На эти вопросы нам предстоит ответить Автор витража? Три главных вида? Какое стекло лучше не использовать? Виды красок. Виды контуров. На эти вопросы нам предстоит ответить


Теперь нужно выбрать вопрос для исследования или предложить свой Теперь нужно выбрать вопрос для исследования или предложить свой: В каких случаях в строительстве строят арки? Какие исторические события связаны с триумфальной аркой? Почему перестраивают Уткинский арочный мост? Где в г. Екатеринбурге мы видим арочный мост? Что нужно, чтобы башня не упала? Какая конструкция называется сильной Теперь нужно выбрать вопрос для исследования или предложить свой: В каких случаях в строительстве строят арки? Какие исторические события связаны с триумфальной аркой? Почему перестраивают Уткинский арочный мост? Где в г. Екатеринбурге мы видим арочный мост? Что нужно, чтобы башня не упала? Какая конструкция называется сильной

ВИТРАЖ

Выполнила: учитель начальных классов г. Павлодара

Средней Общеобразовательной школы – гимназии №9

Жукова Екатерина Николаевна


  • (фр. vitre - оконное стекло, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

В 1820-е гг. увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent - прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа еще не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV-XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские.

Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи.


  • Цветные карандаши
  • Эскиз будущей работы

  • Стекло
  • Витражные краски
  • Контур по стеклу и керамике

  • Спирт
  • Ватные диски

  • Современные виды витражей:
  • Пескоструйный витраж – вид витража, представляющий собой группу стекол, выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
  • Мозаичный витраж – наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.
  • Наборный витраж – простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.
  • Витраж в технике спекания или фьюзинг – витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).
  • Расписной витраж – витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.
  • Травленый витраж – витраж представляет собой группу стекол, выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
  • Свинцово-паечный (паечный) витраж – классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

  • Комбинированный витраж – витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.
  • Витражи диапозитивы - могут выполняться с использованием фотографической техники, фотопечати на стекле или методом фототравления. Витражи-диапозитивы используются при остеклении небольших проемов торгово-выставочных павильонов, витрин. Следует отметить, что фотопечать на стекле и метод фототравления стали использоваться в технологиях изготовления витражей относительно недавно.
  • Витраж на латунной арматуре. В сравнении с витражами на свинцовой арматуре латунный витраж значительно прочнее. Однако относительно твердая и жесткая латунь уступает свинцу в пластичности. Это свойство латуни не позволяет изгибать арматуру по сильно изогнутой образующей. Поэтому для витража на латунной арматуре характерны композиции с использованием стекол, имеющих, главным образом, прямолинейную конфигурацию или слабо выраженную кривизну.
  • Узорчатые витражи - изготавливаются из фрагментов бесцветного, полностью прозрачного стекла, имеющего фактурную узорчатую поверхность, по заранее заготовленному рисунку будущего узора или геометрического орнамента. Благодаря особой технике подбора стекол с различающейся фактурой удается добиться создания довольно привлекательных узоров. Если же в узорчатых витражах применяется стекло с одинаковой фактурой, то неповторимый орнамент или рисунок можно получить благодаря различному расположению самих стеклянных деталей. В создании узора таких витражей особая роль отводится контурам свинцового обрамления и исходной геометрии и размерам отдельных стеклянных фрагментов.


  • Пескоструйным способом. Выполняется при помощи набора трафаретов и с использованием специального аппарата. Этот способ позволяет получать любые изображения, в том числе рисунки, рельефы, силуэты и надписи, которые соответствуют заданному трафарету. Они могут быть матовыми на прозрачном фоне, прозрачными на матовом фоне, могут иметь матированный фон и штриховой рисунок различной интенсивности. Причем необработанные части поверхности могут сами составить рисунок в виде прозрачных нематированных просветов, образуя ленты, розетки, различные абстрактные вкрапления. Данному способу декоративной обработки поверхности витражей подвергается, как правило, бесцветное стекло.
  • Гравированием. Для данного способа используются медные и абразивные диски. На прозрачных или бесцветных стеклах, а также многослойных стеклах с их помощью можно наносить любые изображения, картины и рисунки, результат всегда превосходный.
  • Отливкой или прессованием витражей. Применяется для обработки витражей сравнительно небольших размеров, имеющих армирование свинцовой или медной пайкой. Полученные рельефы или барельефы из цельного стекла, а также отдельных кусков стекла, используются, как правило, для заполнения дверных филенок.
  • Цветным протравливанием или травлением химическими веществами. Травлением принято называть особую технику, основанную на способности плавиковой кислоты вступать в реакцию с главным компонентом стекла - диоксидом кремния, в результате чего стекло начинает разрушаться. Использование защитных трафаретов позволяет получить рисунки любой сложности и заданной глубины. Применяется также многослойное травление - обработка стекла специальными составами в несколько этапов, при котором достигается постепенное протравливание стекла на разную глубину, поэтапное снятие защитного слоя лака или постепенное его нанесение. Благодаря этой методике на стекле получается объемный, рельефный рисунок, чего нельзя добиться просто при шлифовке поверхности абразивами. Наиболее простым и доступным способом травления, не требующим повторного снятия или нанесения лака, является нанесение матового трафаретного рисунка, выполняемого в один прием. В результате получаем травленый витраж - группу стекол (филенок), которые выполнены в одной технической манере, относящейся к химическому травлению и объединенной общим композиционным и смысловым замыслом и помещаемых внутрь рамных секций.

  • Технология выполнения
  • Нарисуйте на листе бумаги изображение рыбы или любого другого обитателя моря. Сделайте его четкими, хорошо видимыми линиями.







Раньше горожане любовались самыми разнообразными

орнаментами, композициями на религиозные



Разноцветный витраж заиграл, засиял…

Сложен нежной рукой за осколком осколок…

Из разбитых надежд мозаичным узором

Мастер живую картину по кусочкам собрал…

















Встретимся

Понравилась статья? Поделитесь ей