Контакты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного "весна в деревне". Конспект по познавательно - исследовательской деятельности Занятие познавательно исследовательская деятельность на тему весна

Подготовила: воспитатель Койносова Е.С.

Цель: Формирование элементарных представлений о птицах, их взаимосвязь с окружающей средой.
Задачи:
1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
2. Пополнить и закрепить знания детей о птицах, через развитие чувственного, эмоционального сознания
3. Взаимосвязанности и взаимозависимости человека и природы.
4. Упражнять в умении различать перелетных и зимующих птиц.
5. Обогащение словаря. (орнитолог, крестообразный клюв, береговая ласточка)
Предварительная работа;
1 Наблюдение за птицами во время прогулок
2 Чтение книг:
Н. Сладков « Птицы»
В. Коханов. « Певцы зимнего леса»
Г. Гусев. «Наши питомцы»
А. Барков. «Голоса весеннего леса»
В. Чаплина. «Птицы в нашем лесу»
Ход совместной деятельности
Входит Незнайка, удивляется: Почему у нас сегодня так много фотографий птиц?
Какие они красивые, разные, я никогда не видел столько птиц.
Педагог: Незнайка, сегодня 1 апреля — Международный день птиц. Если хочешь узнать больше о птицах, то оставайся с нами.
Незнайка: конечно, хочу, я в лесу часто слушаю пение птиц, но не знаю какая птица, как поет и как выглядит, и вообще ничего о них не знаю.
Педагог: В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются на родину. На земле свыше 8500 видов птиц. Все народы издавна считали птиц живым символом свободы, верности. Все птицы красивы, многие звонко поют, но самой красивой песней считается соловьиная.
Птицы помогают людям сберечь урожай, уничтожая вредителей. Помогают птицы и деревьям, как вы знаете.
Серьезную угрозу создает деятельность человека: линии электропередач, промышленное строительство, вырубка лесов. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки
смертельно опасны для перелетных птиц. От человека зависит сохранить мир пернатых.
Незнайка: Ребята, я думаю, что нам надо помогать нашим пернатым друзьям и бережно относится к ним.
Педагог: Ребята, я вам предлагаю разделиться на две команды. Дети делятся на команды:
1. команда «Снегири»
2. команда «Синички»
Педагог: Загадки о птицах для команд.
1. Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (клест)
2. Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря)
3. Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной! (соловей)
4. Кто по тропочке идет
Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясет, догадайтесь сами. (трясогузка.)
5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная,
Ловкая, проворная, звонко тенькает: « Тень, тень!
Как хорош весенний день. (синичка)
6. Северные гости клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки, на головках - хохолки! (свиристели)
Незнайка: Ребята вы все загадки отгадали, а я только две.
Педагог: Ты Незнайка не огорчайся, узнаешь больше о птицах, и ты сможешь отгадывать загадки.
Педагог: А сейчас команды будут отвечать на вопросы и мы с
Незнайкой узнаем, какая команда больше знает о птицах.
1. Какие птицы зимуют в наших краях?
2. Какие птицы прилетают к нам с севера?
3. Зачем клесту крестообразный клюв?
4. Какую птицу называют самым лучшим певцом?
5. Какие птицы танцуют весной?
6. Птенцы каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?
Физминутка
Руки подняли и помахали — это к нам птицы лет
Как они сядут, покажем, крылья сложим назад.
Классификация птиц:
1. Дикие, домашние.
2. Перелетные, зимующие.
(командное выполнение задания)
Пальчиковая гимнастика
1. «Скворечник»
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
2. «Птичка»
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
Незнайка: Мне так интересно, как люди узнали что, птицы улетают
на юг, чем они питаются, кто как из них поет?
Педагог: Я думаю Незнайка, что и дети не все знают. Есть такие специалисты, которые занимаются изучением птиц, они длительное время наблюдают за разными видами птиц.
А потом все эти наблюдения пишут в книгах, а мы с вами читаем и мы все узнаем о птицах.
Этих специалистов называют орнитологами, запомните ребята.
Педагог: Ребята, я предлагаю вам прослушать пение птиц, представьте себе что, вы в лесу.
(диск « Пение птиц»)
Педагог: Друзья мои, правда, прекрасно пение птиц, разве возможно представить нашу землю без птиц?
Ответы детей
Педагог: Помните, мы вырезали изображения птиц, давайте их наклеим на глобус, пусть на нашу землю всегда украшают птицы.
Незнайка: А мы с ребятами будем помогать птицам и бережно относиться. Спасибо вам ребята, мне было очень интересно и я много узнал о птицах.

Педагог предлагает смастерить птиц из бумаги (техника Оригами «Птицы»)

Капитаны определяют команду победителя путем подсчета жетонов

Ольга Быкова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в раннюю весну»

Программное содержание.

1. Уточнять и систематизировать знания детей о характерных признаках ранней весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, появляются сосульки, зацветают первые цветы, возвращаются перелетные птицы).

2. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

3. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.

4. Вызывать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.

5. Воспитывать любовь природе, умение чувствовать ее красоту и любовь к родному краю.

Словарная работа : активизировать словарь словами по данной теме.

Предварительная работа : рассматривание картин на весеннюю тематику и прослушивание произведение П. И. Чайковского «Времена года» Жаворонок и Подснежник.

Ход занятия:

Ребята вы хотите отправиться в путешествие ?

Мы с вами отправляемся в картинную галерею.

Картины будут открываться, если вы правильно будете отгадывать загадки и отвечать на вопросы.

Загадки :

Растет она вниз головой

Не летом, а ранней весной

Но солнце ее припечет

Заплачет она и умрет.

Хозяин лесной просыпается весной

А зимой, под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

II.Часть. Беседа :

Ребята какой месяц?

А какое время года?

Пришла весна все вокруг оживает .

Весна сколь месяцев с собой привела?

Назовите по порядку весенние месяца.

Назовите первые признаки наступившей весны .

Днем стало пригревать солнце, стало теплее, день стал длиннее.

Снег потемнел и стал таять.

Появились первые проталины, слышно звонкое чириканье воробьев.

Зазвенели ручьи, возвращаются перелетные птицы.

Какая птица предвестник весны ? (Грач) .

Какие цветы появляются первыми? (Подснежники) .

Март это первый месяц весны .

В народе его называют «Парник или капель» , почему?

Апрель это средний месяц, месяц «Живой воды» , почему?

Тает снег, бегут бурные звонкие ручьи.

Май месяц – месяц песен и плясок, почему?

Птицы поют, в народе его называют «Ай» (днем солнышко, а ночью морозно) .

Воспитатель читает детям стихотворение И. Такмаковой «Весна »

К нам шагает весна

Быстрыми шагами

И сугробы тают под ее ногами

Черные проталины на полях видны

Верно очень теплые ноги у весны .

Вопросы :

О чем говориться в стихотворений?

Что весна делает ?

Что происходит с сугробами?

На полях видны (черные проталины, почему все это происходит?

О каком главном признаке говориться в стихотворении.

IV.Физминутка.

Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони?

V.Сложи картинку

Ответь, какое время года и почему.

VI.Пословицы о весне

В марте вода - в Апреле трава

В марте курица из лужицы напьётся

В марте мороз - на нос садиться

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

VII.Волшебная полянка подснежников.

Загадка :

На снежную поляну,

Согретую весной ,

Упал кусочек неба –

Расцвел цветок лесной!

(Да он смелый он появился с солнечным теплом, он красив и самого нежного цвета)

Какого цвета?

Мы сделаем поляну весенних цветов, а как я сейчас вам объясню.

(хорошо промазываем тонкую полоску клеем (сердцевина) ; скручивая, приклеиваем ее к палочке, затем приклеиваем три лепестка).

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.

Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность.

Тема: «Кора дерева»

Программные задачи: Расширять представления детей о мире растений, о деревьях. Уточнить с детьми названия частей дерева, понятие «кора», для чего она служит дереву, какими свойствами обладает, рассказать о лечебных свойствах коры и деревьев. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева). Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными. Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев. Закрепить названия деревьев, растущих у нас в детском саду. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности. Воспитывать экологическое сознание, развивать интерес к экспериментированию. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

Методы и приемы: беседа - диалог, художественное слово, рассматривание иллюстраций, опыты, продуктивная деятельность дошкольников, выводы, умозаключения, подведение итогов.

Предшествующая работа: беседы о деревьях, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, наблюдение за деревьями на участке, дидактические игры.

Материалы и оборудование: кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы; веточки тополя; лист бумаги, краска; схема сухого дерева, нарисованные листья березы; образцы предметов, сделанных из бересты, из коры дуба, липы, картинки по теме.

Ход НОД:

Ребята, в выходные дни я была в парке и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с туеском. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево.)

Совершенно верно, это дерево (показывает плакат).

Из каких частей состоит дерево?

Правильно, корни, ствол, ветки, листья.

Как вы думаете, дерево живое или нет? (предположения детей)

Почему вы считаете, что дерево неживое? (дерево не может ходить)

Почему вы считаете, что дерево живое?

Да, дерево не умеет ходить, но оно дышит, питается, растет, размножается, а значит оно живое.

Как дышит дерево?

Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

Но мы с вами забыли еще об одном подарке лесника.

Что это? (Туесок.)

Откроем туесок и посмотрим (показывает образцы коры, раскладывает их на столе).

Дети, как вы думаете: что это?

Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?

Верно, кора защищает дерево. А от чего она его может защищать?

Да, дети, кора защищает дерево от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок, от вредных насекомых.

Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки.)

Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы).

А что находится под корой деревьев? (Древесина).

Правильно, а в древесине находятся сосудики, по которым течет сок.

А какая сама кожица? (Тонкая, гибкая, мягкая.)

Да, мы легко отделили ее от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица?

Потому что кора - жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.

Кожица - это тоже кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре?

Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже. Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете. Какая она?

Найдите кору старого дерева. Объясните, почему вы так думаете. Какая она?

Обратите внимание ребята на стволах старых деревьев трещин больше, чем на стволах молодых (как и морщин на лицах людей). С возрастом кора у этих растений лопается, так как не способна растягиваться. Под старым слоем нарастает новый.

Возьмите и опустите кусочек коры в емкость с водой и понаблюдайте, что происходит.

Почему кора не тонет? Откуда берутся пузырьки воздуха? Для чего в коре находится воздух? (предположения детей)

В коре много мелких полостей, заполненных воздухом, который не пропускает тепло и холод. Поэтому летом дерево не перегревается на солнцепеке, а зимой уберегается от стужи. К тому же кора не пропускает ни влагу, ни пыль, ни вредные газы, ни споры грибков.

Дети, а вы знаете, что деревья растут всю жизнь. Внутри ствола есть кольца, которые хорошо видны на срезе, например, на поверхности пней. Посмотрите на этот спил дерева. На нем тоже есть кольца. Эти кольца называются годичными, по ним можно узнать возраст дерева и историю его жизни. Рассмотрите внимательно кольца через лупу и посчитайте их. На поверхности спила выделяются светлые и темные полоски. Более светлые образуются весной, более темные - летом. Если у дерева кольца широкие, - значит, оно росло быстро, в хороших условиях, когда было много тепла и дождей. Узкие же говорят о том, что растение переживало засушливые или холодные годы, бывает так, что кольца с одной стороны широкие, с другой - узкие. Возможно, возле дерева росло другое растение, которое затеняло часть его ствола. Отдельные темные участки на срезе рассказывают о том, что дерево пострадало от пожара. Если с одной стороны кольца вытянуты, - ствол был наклонен, если кольца сжаты -
замедлился рост.

Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.)

А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные.)

Как определить, узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается.)

А от чего деревья болеют? (Поселились вредные насекомые.) Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредителями, и покажите другим.

Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел.)

У дятла язычок с зазубринами и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола.

Кто знает, как называют дятла? (Лесной доктор.)

От чего еще болеют деревья? (Кто-то порезал кору, сломал ветку)

Да, дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям.

Посмотрите это кусочек коры березы. (показываю кору березы). На белой бересте четко выделяются темные черточки – полоски, через которые береза дышит. Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сбора сока необходимо замазать ранку на стволе глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Березовый сок, ребята, очень полезен, богат витаминами. Веники из веток березовых используют в бане, считается, что они хворь выгоняют. Из березовых почек и бересты готовят лекарство, мази.

А вот кусочек коры ели. У сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Из смолы делают клей, сосновая смола применялась для смоления лодок и деревянных кораблей. Смолы хвои называют «живица лечебная» - это мощный естественный антисептик, стимулирующий иммунную систему, он заживляет раны и оказывает противовоспалительный эффект. Лечат кашель, простуду. Хвойные ванны успокаивают организм человека. Из смолы хвойного дерева можно сделать свечу – она хорошо горит. Вот так собирают смолу хвойного дерева.

Давайте понюхаем кусочки коры.

Что нам напоминает этот запах? Кто по запаху определит сосновую кору? Как ты догадался? (Она пахнет смолой.)

Посмотрите и скажите, с какого дерева эта кора? (показываю кору тополя, катальпа или другие на усмотрение воспитателя.)

Высокий, стройный тополь с зеленовато серым гладким стволом и густой зеленой кроной, украшает площади и улицы. Тополь прекрасно очищает воздух от пыли и копоти и выделяют больше чем другие древесные деревья кислорода. Из древесины тополя делают бумагу. А из почек тополя крема, духи, одеколон.

Сейчас мы немного поиграем - я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите. (ель, клен, береза, черемуха, лимон, апельсин, липа, ива, баобаб, пальма, кедр, пихта)

Молодцы! Но это только начало. Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, тополь, сосна, калина...)

Хорошо все с заданием справились. Как вы думаете, дети, наша кора (показывает) с какого дерева снята? С живого или неживого?

Конечно, со спиленного, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и за деревьями.

Кто знает, как называется эта профессия? (Лесник.)

Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать.

Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Что же можно сделать из коры дерева?

Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы.

Верно, из коры березы изготавливают различные художественные поделки, туески. В древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали письма, грамоты на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти.

Пробки для термоса делают из коры пробкового дуба.

А кора обыкновенного дуба используется как лекарство для лечения десен. Кора болиголова идет для дубления кожи. Многие ваши мамы используют такую приправу, как корица, - это измельченная кора дерева, растущего в Азии.

Что мы слышим? (Птичий переполох.) Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает изображение сухого дерева).

Как вы думаете, что случилось с этим деревом? (Оно погибло.)

Почему вы так решили? (Нет коры, нет листьев.)

Чем мы можем помочь ему?

Давайте сначала «оденем его». Детям предлагается схема сухого дерева.

Как сделать кору, похожую на настоящую? (Смять бумагу, покрасить.) Будем делать кору дерева.

Вот мы и «подлечили дерево». А чем еще можем ему помочь?

Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева. (Дети называют: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей; сделать скворечники, чтобы прилетели птички собирать жуков; замазать ранки глиной, если это молодое дерево; привязать к нему палочку, чтобы не сломал ветер...)

Воспитатель приклеивает листочек к дереву.

Посмотрите, как наше дерево ожило. К нему прилетели птички. Может быть, они совьют себе гнезда и выведут птенцов.

Послушайте, как они поют? (Радостно, весело.)

Физминутка «Деревья»

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем.

Крылья мы сложим назад.

Назовите деревья, которые растут в детском саду и рядом с ним.

(Клен, тополь, рябина, береза, катальпа).

Послушайте интересный рассказ «Одежда на любой вкус» Н. Осипова:

В болотистых лесах Южной Америки - там, где течет царица рек Амазонка, растут деревья с удивительно тонкой корой. И это не случайно. Во влажных тропиках нет различия между зимой, весной или осенью. Там круглый год - лето. Воздух жаркий и влажный, как в парной бане. А раз нет ни холода, ни засухи, растениям незачем зря тратиться на теплую «шубу».

Деревьям северных мест толстая кора просто необходима. Иначе им не перенести суровую зиму. Дед-Мороз шутить не любит - заморозит до смерти.

Кора - замечательная одежда, прикрывающая наготу дерева. Она пронизана мелкими полостями, заполненными воздухом. А воздух, как известно, плохо пропускает тепло и холод. Поэтому летом дерево не перегревается на солнцепеке, а зимой уберегается от стужи. К тому же кора не пропускает ни влагу, ни пыль, ни вредные газы, ни споры грибков.

В северных краях деревья не скупятся на одежду. Лиственница отвела под «шубу» четвертую часть ствола. Потому и стала самым распространенным деревом в суровой Сибири. Хорошо переносит сильные морозы и сибирская кедровая сосна, угощающая нас вкусными кедровыми орешками. Люди нашли доброе применение ее толстой «шубе» - стали делать плиты и утеплять ими жилища на Севере.

Из деревьев, растущих в нашей стране, самая теплая одежда - у амурского бархата, который встречается в лесах Дальнего Востока. Его мягкая, бархатистая на ощупь кора толщиной чуть ли не с подушку.

В горах Испании, Италии и на острове Корсика растет пробковый дуб - чемпион по толщине коры. Качеством пробки он превосходит все прочие деревья. Раз в десять лет его «раздевают» - снимают пробку, как пальто. Но даже после такой жестокой операции лесной богатырь находит в себе силы выжить. Через какое-то время дуб обрастает новой «шубой».

Не удивляйтесь, но есть деревья, чья кора способна противостоять пламени. В Америке есть деревья, называемые мамонтовыми. Так вот на этих деревьях после пожара только лишь кора подверглась огню. Внутренняя часть дерева не пострадала.

Вот видите, сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья - это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их!


Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного "Весна в деревне"

Цель: Обобщение знаний детей о весне, весенних изменениях в природе

формировать представление о структуре трудового процесса.

продолжать учить ориентировке в пространстве;

развивать речь, внимание, логическое мышление, координацию движений

развивать умение согласовывать движения с речью, мелкую моторику рук

воспитывать любовь к труду, уважение к труду взрослых

Дети находят разрезную картинку.

Воспитатель: Что это? Какая то загадка. Хотите попробовать её разгадать? (дети собирают картинку на тему весна)

Воспитатель: Ребята, скажите, что здесь изображено? (Ответы детей).

Воспитатель: Почему вы решили что это весна? Ребята, а что происходит с приходом весны? (ответы детей)

игра "Так бывает или нет?"

Давайте расскажем стихотворение, которое мы недавно выучили, оно очень точно описывает весну.

Стихотворение с движениями «Весна»

Воспитатель и дети

Улыбаются вес люди (Идут по кругу).

Весна, весна, весна!

Она везде, она повсюду

Красна, красна, красна!(Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши)

По лугу, лесу и полянке(Ритмично шагают на месте.)

Идет, идет, идет!

На солнышке скорей погреться(Взмахивают обеими руками к себе.)

Зовет, зовет, зовет!

И в ручейке лесном задорно(Ритмично щелкают пальцами.)

Звенит, звенит, звенит!

По камушкам в реке широкой(Потирают ладони.)

Журчит, журчит, журчит!

Разносит запахи повсюду(Делают из пальцев «бутон».)

Цветов, цветов, цветов!

И все живое сразу слышит(Прикладывают руку к уху.)

Весенний звон!(Хлопают в ладоши.)

Воспитатель: Да, ребята, весной природа пробуждается. У животных, птиц, насекомых много хлопот, да и у людей их не мало. Вот недавно пришло письмо от бабушки Матрены (воспитатель читает письмо детям в котором бабушка просит детей приехать к ней в гости, а также помочь ей по хозяйству)

Воспитатель: Хотите помочь бабушке Матрене?

Воспитатель: А на чем можно поехать? (ответы детей).

(Воспитатель уточняет представления детей о пассажирском транспорте, затем предлагает упражнение на координацию речи с движениями. Дети выполняют движения в соответствии с содержанием стихотворения.)

Надо сесть в самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит: У-у-у!

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

В оспитатель: Ребята, приземляемся, все на посадку!

Воспитатель: Вот уже дом бабушки Матрены виден, только мостик перейти.

Ой, а мост разобран, чтобы перейти через речку нам его надо правильно собрать. На досках написаны цифры, вам надо их правильно расставить и мост готов. (Дети собирают мост и переходят через него, подходят к дому бабушки. Встречает детей бабка Матрена.)

постройка моста

Бабушка: Здравствуйте внучата – мальчишки и девчата! Никак письмо мое получили, помогать мне приехали?

Бабушка: Да, работы в деревне много, особенно весной, не зря в народе говорят как весной поработаешь, такой урожай осенью соберешь.

Воспитатель: Как ты интересно говоришь. Ребята, вы знаете, что это значит? (дети объясняют пословицу)

Бабушка: Надо успеть все посадить - и в саду и в огороде. Сначала нам надо грядки вскопать и семена приготовить. Чтобы было быстрее давайте разделимся: мальчики вскопают грядки, а девочки отберут зёрна для посадки.

девочки с воспитателем сортируют зерна

мальчики с бабушкой Матреной выбирают орудия труда и имитируют работу в огороде.

(дети читают стих)

Мы давно весну все ждали.

Чтоб заняться здесь делами.

Мы возьмем свои лопатки,

Мы пойдём, вскопаем грядку.

Мягкой грядка быть должна –

Это любят семена.

Бабушка: Перед посадкой зёрна надо замочить, чтобы оно напиталось водой и пустило малюсенький росточек.

замачиваем горошины

у каждого ребёнка мисочка, кусочек ткани, зерна, стаканчик с водой.

(в миску кладём ткань, на неё кладём горошины, закрываем вторым слоем ткани, ещё поливаем)

Огородники.

Как без нашей помощи не родятся овощи.

Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.

Вот какой огород! Удивляется народ

Землю грело солнышко, прорастало зернышко

Физкультпауза "Рост зерна"

Уж ты семечко – зерно, ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое, ничего там не темно. .(дети опускаются на корточки)

Как весною в ранний час семена взошли у нас.

Вышли к солнышку из тьмы (дети медленно встают-вырастают, потягиваются)\

"Здравствуй, солнышко, это мы!" (дети поднимают руки над головой машут кистями рук)

Работа по схеме «Модель развития растения».

Дети: Семечко нужно посадить в землю, полить и поставить в теплое место. Потом вырастет растение.

Воспитатель: Правильно, ребята! Чтобы выросло растение, нужно посадить его семечко в землю, полить его и поставить в теплое место на солнышко. Сначала появляется росток, за ним нужно ухаживать. Что значит ухаживать? (ответы детей). Верно, растению нужны земля, полив, свет и тепло. Что такое полив? (Это когда растение поливают.) А чем растение пьет воду, ведь у него нет ротика? (Корнями). Потом растение становится большим и на нем появляются цветы, а затем плоды.

Бабушка: Ай да молодцы! Хорошо управились. Ребята, у меня ещё остались зёрна возьмите их с собой, посадите у себя в группе. А у вас есть место для посадки? (дети рассказывают про огород на окне)

Прощаются с бабушкой и возвращаются в группу.

Ребята, вам понравилась поездка? Что вы сделали хорошего? Понравилось помогать? Трудно? Чему вы научились? Сможете научить других людей работать в огороде?

Конспект познавательно- исследовательской деятельности

в старшей группе

Тема: «Приди, Весна, с радостью!»

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать знания о характерных признаках весны;

Совершенствовать умение классифицировать птиц;

Развивать речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом, умение доказывать свою точку зрения;

Обогащать знания о первоцветах;

- Обогащать словарь детей: ледоход, весна –красна, первоцвет;

- Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память .

Развивающие:

Развивать логическое мышление детей;

Развивать зрительное и слуховое внимание дошкольников;

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе весной;

Вызвать у дошкольников желание участвовать в трудовой деятельности.

Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе весной; чтение художественной литературы по теме «Весна».

Оборудование: картина зимы, отгадки к загадкам в картинках, кормушка, картинки с зимующими и перелетными птицами, картинки первоцветов: медуница, мать-и-мачеха, подснежник, ландыш, семена декоративных цветов "Астры", фартуки, стаканчики с землей, дневник наблюдения, тарелочка.

Ход:

1.Вовлечение детей в образовательную область.

Дети заходят в группу и становятся в круг. Воспитатель: Ребята, наступил новый день. Я вижу, что у вас хорошее настроение. Мне очень приятно, что мы сегодня здесь собрались. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети:

Здравствуй, Солнце золотое! разводим в сторону правую руку

Здравствуй, небо голубое! разводим в сторону левую руку

Здравствуй, вольный ветерок! поднимаем обе руки вверх

Здравствуй, маленький дубок! опускаем обе руки вниз

Мы живем в одном краю - кладем обе руки на грудь

Всех мы вас приветствуем! разводим обе руки в стороны

Дети садятся на стулья.

Воспитатель :

Ребята, кто- то бросил нам в окошко,

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет нам лицо.

Может это воробьишко, пролетая, обронил,

Или кот письмо, как мышку на окошко заманил.

От кого пришло письмо, Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Вам загадку отгадать.

Воспитатель читает загадку о весне.

Идёт красавица,
Земли касается,
Где был снег и лед,
Трава цветёт.
Дети:

Это Весна.

Воспитатель:

Да, ребята, письмо прислала Весна. Послушайте, что она пишет:

« Я спешила к вам, друзья,

Разубрать луга, поля,

Ручейки огнем зажгла

И порядок навела.

Но Зима, колдунья злая,

Уступать мне не желая,

Навредила всем вокруг,

Погрустнел и лес, и луг.

То Зима на нас серчает,

Что прошла ее пора.

Помогите, детвора,

Мне, Весне-красе, убраться,

Все в природе пробудить,

Чтобы луг пестрел цветами

Птицам было бы где жить.

Сил своих вы не жалейте,

Вам нужны сноровка, знания,

Чтобы выполнить задания.»

Ну что, ребята, поможем весне.

Дети:

Да, поможем.

Воспитатель:

А чтобы вам легче было выполнить задания, весна прислала на помощь своих братьев месяцев.

- Ребята, как называются весенние месяцы?

Дети:

Весенние месяцы называются март, апрель, май.

Воспитатель:

- Ребята, позвольте вам представить первый месяц весны.

В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках
По снегам бежит мальчишка.
Снег пугает шалунишку:
Только ступит - стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот - Март.

2.Игра "Оживи картинку"

Дети сидят на стульях и по очереди подходят к мольберту с картинкой.

Воспитатель: - Ребята, месяц Март принес нам картинку зимы. Он просит нас превратить ее в картинку весны. А для этого нам нужно отгадать загадки и с помощью отгадок рассказать, какие изменения происходят в природе с приходом весны? С каждым верным ответом мы сможем превратить нашу зимнюю картинку в весеннюю.

Воспитатель читает загадки:

Итак, слушаем первую загадку.

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все...
Дети:

Солнце.

Воспитатель:

- Что происходит с солнышком весной?

Дети:

Весной солнце не только светит, но и греет, припекает, ласкает. День становится длиннее.

Воспитатель: - Если снег на крышах тает,
То сестрицы вырастают.
Эти зимние сестрёнки
Холодны, прозрачны, звонки,

Ты под них не становись! Дети: - Это сосульки.

Воспитатель :

Что происходит с сосульками весной?

Дети:

Весной сосульки под солнцем тают, капают.

Воспитатель : - Лед на речке треснул, солнце пригревает.
Речка зашумела, льдины подгоняет.
Весеннее явление, как его называют?

Дети:

Это весенне явление называется ледоход .

Воспитатель:

- Что происходит со льдом весной?

Дети:

Весной лёд на реке тает, трещит, ломается, плывёт.

Воспитатель: - Он в голубой рубашке, Бежит весною по овражку,

Кто же это?

Дети:

Ручеек.

Воспитатель:

Что вы можете рассказать о ручейках?

Дети:

Снег весной тает и превращается в ручьи, которые бегут, журчат, звенят.

Воспитатель:

- Пробиваюсь я в апреле -

Все поля позеленели!

Покрываю, как ковер,

Поле, луг и школьный двор.

Дети:

Это трава.

Воспитатель:

Что вы можете рассказать о траве?

Дети:

Весной земля согревается под солнцем и начинает пробиваться молодая трава.

Воспитатель: - На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок,

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

Дети: - Это муравейник.

Воспитатель:

- Что происходит с насекомыми весной?

Дети:

Весной насекомые просыпаются и вылезают из своих укрытий.

Воспитатель:

На ветках - плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки.

Дети:

Это почки на деревьях.

Воспитатель:

- Что вы можете рассказать о почках на деревьях?

Дети:

Весной на деревьях распускаются почки.

Воспитатель: - Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
Дети:

Гнездо. .

Воспитатель:

О каких признаках весны рассказывает эта отгадка?

Дети:

Весной возвращаются перелетные птицы и вьют гнёзда.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, посмотрите какая красивая картина весны у нас получилась!

3. Дидактическая игра "Какая птица?"
Воспитатель:

А сейчас я хочу представить вам второй месяц весны.

Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
"Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!"
Далеко слышна свирель.
Это будит всех Апрель.

- Ребята, месяц Апрель принес кормушку, а в ней так много птиц, что он не знает, какая из них зимующая, а какая перелетная. Он просит вас назвать птицу и прикрепить зимующую птицу на снежинку, а перелетную птицу на солнышко.

Дети становятся вокруг кормушки, берут картинку с изображением птицы, демонстрируют детям, называют ее и прикрепляют на мольберт.

Дети:

Синица - зимующая птица, прикреплю на снежинку.

Воробей - зимующая птица, прикреплю на снежинку.

Снегирь - зимующая птица, прикреплю на снежинку.

Голубь - зимующая птица, прикреплю на снежинку.

Ласточка - перелетная птица, прикреплю на солнышко.

Журавль - перелетная птица, прикреплю на солнышко.

Скворец - перелетная птица, прикреплю на солнышко.

Лебедь - перелетная птица, прикреплю на солнышко.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, помогли месяцу Апрелю. А теперь немного поиграем.

4.Физкультминутка «Весна идет".

Улыбаются все люди –
Весна! Весна! Весна! (Идут по кругу)
Она везде, она повсюду (Поднимают руки над головой и
Красна! Красна, Красна! р
итмично хлопают в ладоши) По лугу, лесу и полянке
Идет! Идет! Идет! (Ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться
Зовет! Зовет! Зовет!
(Взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно
Звенит! Звенит! Звенит!
(Ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой
Журчит! Журчит! Журчит!
(Потирают ладони)
Разносит запахи повсюду
Цветов ! Цветов! Цветов! (Из пальцев делают бутон)
И все живое сразу дышит

Весной! Весной! Весной! (Идут по кругу)

5. Дидактическая игра «Составь целое из частей»

Воспитатель:

Ребята, встречайте еще одного гостя. Это - третий месяц весны.

В лапотках бежит малыш,
Ты шаги его услышь.
Он бежит, и всё цветёт,
Он смеётся - всё поёт.
Спрятал счастье в лепестках
У сирени на кустах.
"Ландыш мой, благоухай!"
- Повелел весёлый Май.

Ребята, месяц Май перепутал пазлы, на которых изображены первые весенние цветы и просит вас помочь собрать их.

Дети садятся за стол и работают с пазлами (собирают картинки первоцветов: медуница, мать-и-мачеха, подснежник, ландыш.

Дети:

Я собрал картинку с медуницей.

Это первоцвет. Он цветет в марте.

Я собрала пазл с ландышем.

Это первоцвет. Он цветет в мае.

Я собрал изображение с подснежником.

Это первоцвет. Он цветет в апреле.

А я не знаю, как называется цветок.

6. Рассказ воспитателя о мать-и-мачехе.

Воспитатель:

Это - самый первый из всех первоцветов, его можно увидеть повсюду. Называется это растение Мать-и-мачеха. Цветков у мать-и-мачехи сразу много, и видны они издали - желтенькие, яркие, будто маленькие фонарики, которые зажгла весна. Почему растение назвали «мать-и-мачехой»? Дело в том, что когда отцветают цветы, у растения появляются листья. Сверху эти листья гладкие, холодные, темноватых оттенков. С внутренней стороны – мягкие, нежно-зелёные, по ощущениям - тёплые. Тепло в жизни идёт от матери. Ну а холодок…Вот и назвали весенний первоцвет – мать-и-мачеха. Цветок мать-и-мачеха занесен в Красную книгу. И все цветы, которые вы сегодня собрали, тоже занесены в Красную книгу Белгородской области.

Ребята, а почему растения заносят в Красную книгу?

Дети:

В Красную книгу заносят редкие растения, которые необходимо охранять.

7.Посадка цветов цинии для рассады.

Ребята, как вы думаете, что нужно чтобы вырастить растение? Дети: - Для того, чтобы вырастить растение нужны семена, почва, вода, свет, воздух, тепло, уход. Воспитатель:

Ребята, я принесла вам семена декоративных цветов "Цинии". Эти цветы люди выращивают на клумбах. Однако, прежде чем посадить цинии на клумбе, необходимо вырастить из семян рассаду. И сейчас я предлагаю вам посеять семена цинии. Для этой работы нам надо подготовиться и надеть фартуки. Подойдите к столу. Перед вами стаканчики с землей. На тарелочках лежат семена цветов. (Воспитатель демонстрирует трудовой процесс) . С помощью палочки необходимо сделать небольшие углубления и полить их водой из лейки, затем поместить туда 2- 3 семени и присыпать сверху землей. Дети самостоятельно сеют семена цветов.

Воспитатель читает стихотворение.

Мы ямку раскопаем,

Семечко посадим,

Лейкой все польем...

И немного подождем,

Всё у нас здесь подрастет

И появится росток!

Воспитатель:

- Давайте наши стаканчики с семенами поставим на подоконник, рядом поставим дневник наблюдения, в котором будем отмечать рост и развитие своих цветов .

Я считаю, что сегодня мы с вами оказали Весне большую помощь. Теперь она точно справится с проказами Зимы.


Понравилась статья? Поделитесь ей