Контакты

Централизация инфраструктуры информационных систем. Средства управления и виртуализации для построения центров обработки данных

Сегодня ИТ-инфраструктуры в российских компаниях достаточно сложны. Их обслуживание обходится недешево, они разрозненны и недостаточно эффективны. Один из подходов к решению этих проблем - консолидация ИТ-ресурсов. Кроме уменьшения стоимости обслуживания и повышения управляемости консолидация имеет и другие плюсы. Однако, в ряде случаев правильнее деценрализованные решения. Об этом и шла речь на форуме "Информационные технологии для достижения стратегических целей организации", организованном компанией КРОК.

Как правило, главная статья расходов в ИТ-бюджетах компаний - это затраты на поддержку ИТ-инфраструктуры и оборудования. Опрос примерно 600 ИТ-менеджеров разных российских организаций, проведенный в прошлом году экспертами компании КРОК, лишний раз подтвердил это. Конечно, внедрение новых ИТ-систем требует больших затрат, но в основном средства уходят на поддержку существующего ИТ-хозяйства. Тот же опрос показал, что особенно важны для российских компаний системы централизованного управления ИТ-инфраструктурой. Этот результат свидетельствует, что уже сегодня в российских компаниях внедрены решения достаточно высокой сложности. Возникает приоритетная задача - как-то справиться со сложностью ИТ-системы. Об этом и шла речь на форуме "Информационные технологии для достижения стратегических целей организации", организованном компанией КРОК.

Одним из подходов, помогающих решить эту задачу, заключается в консолидации ИТ-систем. Эксперты выделяют три фазы, или три уровня, консолидации. Первый - консолидация аппаратных платформ, второй - консолидация на уровне программного обеспечения и, наконец, третий уровень - уровень приложений. Все эти процессы ведут к тому, что когда-нибудь пользователям будет все равно, где физически находятся те или иные ресурсы, а ИТ-отделам компаний - где физически находятся их пользователи.

Но это отдаленное будущее. Пока подавляющее большинство как российских, так и западных организаций только подходит к первой фазе. Компания IDC исследовала основные причины консолидации ИТ-инфраструктуры предприятия (см. рис.). Как основной мотивирующий фактор при консолидации инфраструктуры респонденты отмечали уменьшение стоимости. Кроме того, в числе причин были названы повышение производительности и простота управления. Следующий фактор - использование при консолидации ИТ-инфраструктуры предприятия производительных современных платформ.

Аргументы со стороны ИТ

Это общие положения, но их можно детализировать. По словам Руслана Заединова, заместителя директора департамента вычислительных систем компании КРОК, аргументы в пользу консолидации есть и у ИТ-подразделений компании, и у бизнес-подразделений. Руслан Заединов рассказывает: "Заказчики признают, что консолидированная структура лучше управляется, легче построить систему мониторинга и управления для используемого аппаратного и программного обеспечения, если оно хотя бы расположено в одном месте. А если оно к тому же однородно, представляет собой единую структуру, то задача мониторинга и управления этой структурой решается еще легче. Кроме того, у консолидированной структуры обычно есть один четкий путь развития, а не несколько независимых направлений движения, мало согласующихся между собой".

И еще один, тоже достаточно традиционный, аргумент в пользу консолидации со стороны ИТ-отдела компании - это повышение внутренней эффективности, возможность оптимального использования ИТ-ресурсов. "Мы исследовали, насколько продуктивно сами используем ИТ-инфраструктуру, анализировали такие, казалось бы, элементарные вещи, как загрузку процессоров, инфраструктурных серверов, использование дискового пространства, - говорит Руслан Заединов. - Выяснилось, например, что дисковое пространство у нас постоянно пустует. Практически это вложения в пустоту, в перспективы роста, которые мы никогда не реализуем. И результатом этих исследований стали реальные преобразования ИТ-инфраструктуры нашей компании, в частности переход на использование консолидированной системы хранения. Кроме того, мы провели консолидацию серверов для некоторых производственных задач (например, для разработки программного обеспечения). Это позволило существенно повысить эффективность использования процессорных мощностей и таким образом снизить наши расходы".

Аргументы со стороны бизнеса

Обычно бизнес-подразделения компании не вникают в детали организации ИТ-процессов, поэтому все перечисленные выше аргументы для них ничего не значат. Как правило, у них собственное мерило эффективности ИТ как инструмента. Но и с этой стороны есть существенные аргументы в пользу консолидации ИТ-инфраструктуры.

Прежде всего имеются в виду оптимизация инвестиций в ИТ, оптимизация начальных инвестиций в создание ИТ-инфраструктуры и оптимизация инвестиций на эксплуатацию этой ИТ-инфраструктуры. Отчасти, все эти аргументы опять же связаны с лучшей управляемостью. Консолидированная ИТ-инфраструктура лучше управляема, в результате персонала нужно не так много. С другой стороны, уменьшаются сопутствующие расходы: консолидированная ИТ-инфраструктура занимает меньше места и поэтому требует меньше площади помещений, меньше расходов на свет, тепло и кондиционирование этих помещений.

Кроме того, консолидированная ИТ-инфраструктура позволяет организовать внутренний биллинг компании. Нельзя сказать, что для российских предприятий эта задача сейчас актуальна. Однако скоро она, несомненно, получит серьезное значение. Дело в том, что стоимость ИТ-инфраструктуры постепенно настолько повышается, что начинает прямо влиять на себестоимость продукции, и это необходимо учитывать. Из инструмента поддержки бизнеса компании ИТ все больше превращается в часть основного бизнеса компании. Этот процесс идет медленно, но все же идет. Поэтому долю затрат на ИТ в реализации того или иного процесса компании необходимо учитывать все более детально и четко. И здесь централизованная архитектура дает очевидные преимущества.

Минусы консолидации

Но при всех своих плюсах консолидация имеет и минусы. Есть свои преимущества и у распределенной ИТ-инфраструктуры.
Прежде всего, распределенная инфраструктура важна для организаций с широким региональным охватом. Никто не будет спорить с тем, что информацию нужно обрабатывать в месте ее получения. Обычно консолидированный центр обработки данных не позволяет вести учет абсолютно всех бизнес-процессов и расходов. Он рассматривает данные на высоком уровне, важном для центрального управленческого звена. "Распределенная инфраструктура удобна для ведения учета в деталях, - говорит Руслан Заединов. - Это нужно для государственных структур, которые занимаются социальными вопросами, нефтяных компаний, для добывающей отрасли в целом, для энергетики".

Второе преимущество распределенной инфраструктуры состоит в том, что она позволяет организовать устойчивость центра обработки данных к авариям или техногенным катастрофам. Консолидированная инфраструктура всегда менее защищена, чем распределенная. В этом смысле распределенная архитектура отнюдь не означает, что разные ее компоненты предназначены для решения разных задач предприятия. Компоненты распределенной архитектуры могут резервировать друг друга, балансировать нагрузку, выполняя сходные задачи. Распределенная инфраструктура позволяет хранить данные по крайней мере в двух центрах обработки данных, что позволяет их резервировать и иметь постоянную копию всех корпоративных данных компании на случай аварии. "Однако для построения распределенных центров обработки данных могут быть и другие причины, - отмечает Руслан Заединов. - Например, один из наших заказчиков, строящий единый центр обработки данных для всех своих бизнес-процессов, столкнулся со следующей ситуацией: город, в котором находится этот центр обработки данных, просто не может дать достаточной электрической мощности для этого центра. В результате компания строит резервный центр, и часть бизнес-процессов балансирует между основным и резервным центрами".

Принятие решения

По мнению Бориса Гермашева, менеджера по работе с корпоративными заказчиками компании EMC, во многих российских компаниях одновременно проходят процессы централизации и децентрализации. Как правило, компании находят какой-то компромисс между распределением и консолидацией.

Стандартный подход к обработке данных состоит в том, что данные должны попадать в единую информационную систему как можно ближе к месту их создания. Если мы говорим о компании, данные которой создаются в регионах, то именно там они должны проходить первую обработку и тут же быть доступны в других местах, других центрах, где проходят более глубокую обработку. "И здесь мы сталкиваемся с тем, что зачастую у компаний нет четкого видения, какую информацию куда следует направлять для последующей обработки", - отмечает Борис Гермашев.

Подобная проблема не всегда напрямую относится к ИТ-вопросам. Вопрос о консолидации тех или иных ИТ-сервисов тесно связан с наличием единой точки принятия ИТ-решений в компании. "Например, во многих компаниях до сих пор нет четкого понимания, каким образом должны приниматься решения в области ИТ, - отмечает Борис Гермашев. - Должен ли ИТ-директор принимать решения в области стратегии развития ИТ? Насколько бизнес должен влиять на ИТ, и расценивается ли такое влияние ИТ-департаментом как положительное? Насколько свободно в принятии решений может быть руководство регионального ИТ-подразделения? Когда решения должны приниматься коллегиально? Зачастую очень непросто определиться и выбрать подход, который в дальнейшем обеспечит наилучшие результаты".

Безусловно, насколько бы распределенной система не была, ответственность должна быть все-таки централизована, должен быть менеджер, который отвечает за ИТ-решения. Согласно одной точке зрения такой единый центр принятия таких решений - ИТ-директор компании - обязательно должен определять ИТ-стратегию и для центрального офиса и для офисов на местах, как для единого центра обработки данных, так и для распределенной системы. Этой точки зрения придерживается большинство специалистов. Леонид Ухлинов, начальник управления спецтехники и АТТ ФТС РФ, считает, что при принятии подобных решений самое главное - достигнуть баланса между требованиями ИТ и бизнеса. Для этого, по его мнению, необходима централизация принятия решений в области ИТ. "Это возможно только в том случае, когда лицо, принимающее ИТ-решения, входит в состав совета директоров компании", - считает Леонид Ухлинов.

Однако бывает, что решения ИТ-менеджеров на местах оказываются лучше, чем централизованные. Так, по словам Бориса Гермашева, в деятельности крупных российских корпораций было несколько примеров, когда коллаборативный подход к ИТ, позволяющий региональным ИТ-подразделениям компаний иметь собственное видение ИТ и использовать не такие решения, как в центре, приводил не к отрицательным, а к положительным результатам. Выясняется, что принятый в центре стандарт в долгосрочном периоде оказывается не очень правильным. То есть существует опыт, когда децентрализация при принятии ИТ-решений приводит к очень хорошим результатам.

В целом обсуждение на конференции показало, что архитектура может быть централизованной или децентрализованной, это не взаимоисключающие подходы. Безусловно, вопрос, какие ИТ-сервисы должны быть консолидированы, а какие логичнее реализовывать в качестве распределенных служб, достаточно сложен. При каких требованиях ИТ-система должна склоняться в сторону консолидации, а когда - оставаться распределенной? Здесь трудно привести какие-либо конкретные рекомендации. Тем не менее централизующие процессы идут, и от них никуда не деться. "Можно долго искать компромисс между распределенной и централизованной ИТ-инфраструктурой, но все равно общая тенденция - это централизация и консолидация как вычислительных платформ, так и самих вычислений, то есть ИТ-сервисов", - заключает Руслан Заединов.

На прошедшем в конце декабря заседании регионального правительства утвержден .

План, в частности, предусматривает передачу на обслуживание в департамент информационных технологий автономного округа серверного и коммутационного оборудования, автоматизированных рабочих мест и информационных систем, используемых в органах власти и учреждениях региона. При этом все автоматизированные рабочие места органов власти будут переведены в единый домен корпоративной сети органов власти региона.

Предполагается также, что департамент будет централизованно выполнять работы по обеспечению информационной безопасности информационных систем, организовывать оказание услуг стационарной и сотовой телефонной связи органам власти и учреждениям, обеспечивать работу единой корпоративной сети.

Средства, предусмотренные на эти цели ведомственными программами округа, должны быть консолидированы в программе «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2018-2025 годы и период до 2030 года».

В соответствии с документом, в течение 2018 года в исполнительных органах государственной власти автономного округа и подведомственных учреждениях запланировано внедрение информационной системы бухгалтерского учета «Облачная бухгалтерия» (которая будет включать в себя функционал управления материальными запасами, закупками, управленческого учета и др).

В ходе выполнения мероприятий плана должна быть оптимизирована штатная численность сотрудников, которые занимаются обслуживанием компьютерной техники и сопровождением информационных систем (ресурсов) органов власти и учреждений.

Предусмотрена также подготовка предложений по аналогичным мерам и в отношении органов местного самоуправления.

Курировать выполнение плана будет первый заместитель губернатора автономного округа Геннадий Бухтин.

«Дорожная карта проекта синхронизирована с задачами, которые поставлены в [региональных документах] концепции «Бережливый регион», государственной программе «Информационное общество». Эти меры, безусловно, будут способствовать цифровизации экономики», — прокомментировала утвержденный документ губернатор Югры Наталья Комарова .

По мнению директора департамента информационных технологий Югры Павла Ципорина , централизация полномочий закупок в сфере ИКТ позволит реализовать единые подходы и требования к их осуществлению, в том числе по мероприятиям по защите информации, повысить эффективность принятия управленческих решений, что будет способствовать цифровизации экономики автономного округа, а также позволит оптимизировать расходы бюджета округа на закупки оборудования и создание информационных систем.

По словам Ципорина, в едином реестре информационных систем Югры зарегистрировано более 900 информационных систем, ряд из которых имеют дублирующий функционал. По его мнению, централизация инфраструктуры позволит обеспечить соблюдение единых принципов при создании и функционировании государственных информационных систем Югры, отвечать требованиям законодательства, оптимизировать структуру органов власти и подведомственных им учреждений, повысить эффективность труда служащих и работников государственных учреждений, занятых в обслуживании ИКТ. «При этом стоит отметить, что действующие контракты в сфере ИКТ будут также сопровождаться на ранее заключенных условиях, что не ухудшит условия их исполнения для контрагентов», — сказал он сайт.

По мнению министра по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Ярослава Ракова , централизация управления IT-инфраструктурой позволяет значительно сократить расходы и повысить оперативность принятия управленческих решений в этой сфере. По опыту области, централизация закупок на уровне министерства (98 -99% всех закупок органов власти и их учреждений по части ИТ проходит через центр информационных технологий Тульской области) позволяет снижать цены на 18-30%. «Количество сопровождаемых информационных систем, используемых органами власти, сократилось с 500 до 191, что значительно упрощает их администрирование и тоже позволяет экономить значительные средства», — сказал Раков сайт.

В конце мая агентство маркетинговых коммуникаций Cnews Conferences провело конференцию «Оптимизация ИТ-инфраструктуры: инновации и тренды».

В развитии ИТ-инфраструктуры российских предприятий и организаций, безусловно, имеет место отраслевая и региональная специфика. В то же время такие тенденции, как централизация ИТ-инфраструктуры, переход к более широкому применению ИТ-аутсорсинга, ряд технических тенденций (переход на мобильные устройства, виртуализация, распространение электронного документооборота и т. д.) присущи практически всем отраслям российской экономики.

О централизации ИТ-инфраструктуры так или иначе говорили почти все докладчики. До сих пор ИТ-инфраструктура многих предприятий и банков - это «зоопарк» многочисленных и разрозненных программ и баз данных, серверов, сетей и т. д. Но, чтобы преобразование этого «зоопарка» в централизованную ИТ-инфраструктуру было успешным, предприятие должно обновлять/разработать свои стандарты для всех основных элементов ИТ-инфраструктуры, отметил Дмитрий Емелин , заместитель директора департамента сопровождения ИТ СК «Альянс». В этой компании в рамках оптимизации ИТ-инфраструктуры были обновлены стандарты для софта и оборудования, регламенты для оказания основных ИТ-сервисов и на этой основе реализован ряд ИТ-проектов: виртуализация серверов, в результате чего загрузка оборудования увеличилась более чем вдвое, и около 500 серверов освободилось, внедрение единой (вместо нескольких) системы мониторинга - время реакции на инциденты сократилось, модернизированы почтовая система и корпоративная сеть с повышением их производительности и защищенности, выполнено еще несколько проектов. Но наряду с таким проектами были реализованы и стратегические, с большой долей ИТ, проекты по централизации бизнес-процессов и созданию операционного центра.

Наверное, самым ярким примером централизации ИТ-инфраструктуры в финансовой отрасли является Сбербанк России. В конце прошлого года был сдан в эксплуатацию мегаЦОД Сбербанка в Южном речном порту, о котором на конференции Cnews рассказал Сергей Пегасов , управляющий директор блока ИТ Сбербанка России. Это первый в России центр обработки данных в финансовой отрасли, сертифицированный по уровню Tier III классификации Uptime Institute. Более 2000 серверных стоек размещено в машинных залах общей площадью 5000 кв. метров. Гарантируется время простоя за год не более 1,6 часа, коэффициент отказоустойчивости - 99,982%.

Этот мегаЦОД вместе с аналогичным мегаЦОДом в Сколково должен составить основу единой ИТ-инфраструктуры банка, заменяя десятки региональных ЦОДов. При этом совокупность стоимости владения ИТ-инфраструктурой должна быть снижена до $500 млн. в год, начиная с 2015 года.

В больших ЦОДах нужно использовать системы хранения данных с выдающимися характеристиками. Именно такую новейшую систему от компании EMC представил на конференции Денис Серов , руководитель направления технологического консалтинга EMC. Эта система может быть интересна банкам, обрабатывающим петабайты данных (1 петабайт - 1024 терабайт, 1 терабайт - 1024 гигабайт).

Оживленным получилось обсуждение выступлений Михаила Хургеса , директора по развитию бизнеса компании ServiceDirect, и Андрея Водолазского , начальника отдела системного администрирования НПО «Наука», об оптимизации затрат на печать документов. Здесь также возможна централизация: вместо множества небольших принтеров, которые используются и в домашних условиях, использовать мощные МФУ (многофункциональные устройства), специально разработанные для организаций. Другой способ - привлечение аутсорсера. При этом возможны различные варианты, включая лизинг печатного оборудования. При обсуждении был упомянут как наиболее масштабный такого рода проект Альфа-банка и компании Xerox.

Компании телекома, включая ведущие сотовые операторы, активно выходят на рынок аутсорсинга, предлагая как услуги в области коммуникаций, так и в области ИТ.

На конференции Cnews Денис Ирз , директор департамента новых технологий и проектов столичного филиала «Мегафона», рассказал о сервисах своей компании, которые она предоставляет корпоративным заказчикам на условиях аутсорсинга.

Основное предложение «Мегафона» - это ресурсы и услуги ЦОДов, подключенных к его транспортной сети, что позволяет более эффективно (чем при подключении к чужой сети) обеспечивать информационную безопасность оборудования, баз данных и сервисов заказчика. Ресурсы и услуги ЦОДов предоставляются как в обычном виде, так и виде частного облака (Private Cloud).

Наиболее сложный, но и наиболее перспективный, вид аутсорсинга, - это выполнение бизнес-процесса как внешнего сервиса. «Мегафон» предлагает как сервис бизнес-процессы «Оцифровка» (перевод документов с бумажных носителей в электронный вид), «Телепродажи» и Customer Care (соответственно, продвижение и продажа услуг клиента и организация 1-й линии помощи операторами ЦОВ «Синтерра»).

С презентациями докладов можно вскоре ознакомиться на cnews.ru в разделе

Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сообщает:

На прошедшем сегодня заседании регионального правительства утвержден план мероприятий по централизации инфраструктуры информационных систем автономного округа. В его обсуждении приняли участие муниципальные образования.

«Дорожная карта проекта синхронизирована с задачами, которые поставлены в Концепции «Бережливый регион», государственной программе «Информационное общество». Эти меры, безусловно, будут способствовать цифровизации экономики», - отметила губернатор Югры Наталья Комарова.

Напомним, работа по централизации инфраструктуры информационных систем ведется по поручению главы региона. Для этого департаментом информационных технологий Югры проанализирована практика субъектов РФ по централизации сферы ИКТ. В результате анализа выявлено, что инструменты, используемые органами госвласти, а также подведомственными учреждениями, в том числе принятие управленческих решений ИКТ, планирование закупок в ряде субъектов, сосредоточены в одном органе власти который осуществляет функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере ИКТ.

«Это дает управленческий и экономический эффект. Централизация полномочий закупок в сфер ИКТ позволит реализовать единые подходы и требования к их осуществлению, в том числе по мероприятиям по защите информации, повысить эффективность принятия управленческих решений, что будет способствовать цифровизации экономики автономного округа, а также позволит оптимизировать расходы бюджета округа на закупки серверного, коммутационного оборудования и создание информационных систем», - рассказал директор департамента информационных технологий Югры Павел Ципорин.

Он отметил, что в едином реестре информационных систем Югры зарегистрировано более 900 информационных систем, ряд из которых имеют дублирующий функционал. По его мнению, централизация инфраструктуры позволит обеспечить соблюдение единых принципов при создании функционирования государственных информационных систем Югры, отвечать требованиям законодательства, оптимизировать структуру органов власти и подведомственных им учреждений, повысить эффективность труда служащих и работников государственных учреждений, занятых в обслуживании ИКТ. «При этом стоит отметить, что действующие контракты в сфере ИКТ будут также сопровождаться на ранее заключенных условиях, что не ухудшит условия их исполнения для контрагентов. Реализация мероприятий плана позволит осуществить поэтапный переход региона к цифровой экономике», - сказал он.

В ходе заседания правительства своим опытом по внедрению централизованной модели управления в сфере информационно-коммуникационных технологий, мнением о работе Югры в этом направлении поделились федеральные эксперты.

«После централизации уровень принятия управленческих решений сократился в разы. На текущий момент Тульская область на вопросы информатизации органов власти тратит порядка 500 млн рублей в год. Если полностью отдать на аутсорсинг, то затраты составили бы порядка 2 миллиардов рублей. Когда единым заказчиком является министерство или подведомственное учреждение министерства, это снижение цены от 18 до 30%. Мне понравилось, что в проекте распоряжения затронут вопрос информационной безопасности. Это важно и актуально с учетом количества атак и угроз. Также мы занимаемся муниципальными образованиями. Они создали единый конструктор сайтов органов местного самоуправления. И, по сути, мы одномоментно решаем все вопросы», - рассказал министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Ярослав Раков.

«Ваш план – это главный и первый шаг. По каждому направлению будет дополнен портфелем проектов. Важнейший раздел – нормативно-правовое регулирование. В Москве с 2011 года существует региональный закон, где прописаны полномочия органа в сфере информатизации по централизации управления информационными системами, модернизации инфраструктуры. Эффект накопительный, это десятки миллиардов рублей», - сказал заместитель руководителя департамента информационных технологий города Москвы Эдуард Лысенко.

Губернатор Югры Наталья Комарова акцентировала внимание членов правительства на необходимости создания портфеля проектов по централизации инфраструктуры информационных систем с утверждением его членами Проектного комитета Югры.

Куратором реализации плана определен первый заместитель губернатора округа Геннадий Бухтин, ответственным исполнительным органом - департамент информационных технологий.

В завершение глава региона дала ряд поручений: «Поручаю в срок до 1 июня 2018 года создать систему контроля за эффективностью функционирования информационных систем в автономном округе. Совместно с департаментом внутренней политики до 1 июня 2018 года внести в правительство автономного округа проект плана информатизации ключевых функций исполнительных органов государственной власти, подлежащих автоматизации с учетом общественного мнения», - сказала Наталья Комарова.

По переводу всех территориальных банков на единую ИТ-платформу стартовала в 2011 году и была завершена летом 2015 года. Ее целями являлись: сокращение сроков вывода на рынок банковских продуктов, создание качественно новых условий для дальнейшей централизации и унификации операционных и бизнес-функций, сокращение расходов Сбербанка на ИТ.

Оценка Германа Грефа: Как только мы построили наш супер data-center, мы пришли к выводу, что мы абсолютно неконкурентоспособны

Результаты программы централизации

Единая ИТ-платформа

До реализации программы в каждом макрорегионе использовался свой набор основных банковских платформ от разных разработчиков, одних только биллинговых систем насчитывалось семь штук. В рамках «Централизация 2.0» в Сбербанке была создана централизованная ИТ-платформа: «зоопарк» автоматизированных систем территориальных банков заменили на ряд унифицированных систем.

В рамках проекта, в частности, были созданы следующие системы:

  • Автоматизированная система «Филиал-Сбербанк» (АС ФС). В ней работают более 80 тыс. пользователей во всех территориальных банках «Сбербанка».
  • Единая корпоративная система (еКС). На момент завершения программы в ней содержатся данные 2 млн счетов юридических лиц, 400 тыс. кредитных договоров клиентов-юрлиц, 250 кредитных договоров микробизнеса. В день в системе обрабатывается до 7 млн расчетных документов по счетам юридических лиц.
  • Единый кредитный портфель частных клиентов. В нем хранятся данные более 60 млн договоров из которых 15 млн договоров – действующие. С помощью системы проводится порядка 80 тыс. выдач по кредитам в день и 600 тыс. погашений по кредитам в день.
  • Единый центр обработки депозитов физических лиц (АС еЦОД). Содержит данные 630 млн счетов, из которых 425 млн счетов являются действующими. Через систему проводится порядка 290 млн операций по счетам ежедневно.
  • Единый платежный сервис (АС еПС) для осуществления биллинговых платежей. Взаимодействует с более чем 100 тыс. поставщиков различных услуг (коммунальные службы, детские сады, энергетические компании и др.), в отношении которых происходит около 6 млн платежей в день.
  • Единый кассовый центр (еКЦ), которым пользуются около 400 кассовых центров Сбербанка по всей стране.

Все системы базируются в едином ЦОДе «Южный порт» . Филиалы «Сбербанка» работают с ними через тонкий клиент.

Помимо централизации ИТ-инфраструктуры территориальных банков «Сбербанк» также стандартизировал и унифицировал бизнес-процессы.

Масштабы программы

Программу централизации в Сбербанке называют беспрецедентной по своему масштабу. По данным вице-президента, главного архитектора ИТ Сбербанка Андрея Хлызова , в ее рамках было осуществлено более 700 крупных внедрений.

Создание централизованной ИТ-платформы велось силами «Сбербанк-Технологии» , а в общей сложности в реализации программы были задействованы более 32 тыс. человек.

Что же касается финансирования, в одном из выпусков газеты для сотрудников «Сбербанк-Технологии» – СБТ Vision Андрей Хлызов сообщал, что бюджет программы составляет более одного миллиарда долларов.

Программа вышла в финал конкурса IPMA International Project Excellence Award 2015 в номинации «Mega-Sized Projects» (мега-крупные проекты), итоги которого будут подведены в конце сентября.

Андрей Хлызов подчеркивает, что при таких масштабах программа была выполнена в рекордные сроки: проект был завершен за четыре года, в то время как в среднем разработка и внедрение аналогичных программ в мире занимает 10-12 лет.

Эффекты от программы

В качестве одного из наиболее важных результатов централизации в Сбербанке называют ускорение вывода новых продуктов на рынок: если ранее их тираж в среднем занимал неделю, теперь во многих случаях - один день.

Говоря об экономическом эффекте «Централизации 2.0» в банке приводят данные, что чистый дисконтированный доход (Net Present Value, NPV) программы составил около 8 млрд руб. Его удалось достигнуть за счет оптимизации затрат при осуществлении основных бизнес-процессов и сокращения расходов на ИТ. При этом экономический эффект почти вдвое превысил запланированный: изначально в «Сбербанке» ожидали получить 4,6 млрд руб.

Важным результатом стало и сокращение времени технологического простоя ИТ-систем в Сбербанке. В ходе реализации программы была разработана технология онлайн-миграции данных без прерывания сервисов банка и гибким управлением нагрузкой на систему.

В результате централизации существенно повысилась и производительность ИТ-систем банка, отмечают в Сбербанке. Для горизонтального масштабирования обработки данных была внедрена технология Oracle RAC, которая позволила распределить обработку данных территориальных банков по нескольким узлам на базе трех high-end систем IBM Power 795 .

Сложности проекта

Перевод территориальных банков на единую платформу не был гладким. Одной из проблем по ходу реализации программы стала неготовность самого мегаЦОДа к «заливке» систем и ограниченность площадей. Об этом Андрей Хлызов рассказывал в корпоративном издании для сотрудников «Сбертеха» – СБТ Vision. Возникали и проблемы на программном уровне: например, при создании централизованной ИАСК (интегрированная автоматизированная система кредитования) физлиц на платформе Oracle.

Ошибка в ПО IBM 9 месяцев тормозила программу Сбербанка

В сентябре 2015 года Андрей Хлызов рассказал TAdviser, что при внедрении еКС (единой корпоративной системы) Сбербанка была выявлена серьезная ошибка в ОС IBM AIX , использовавшейся в проекте, из-за которой затормозились темпы реализации программы.

Внедрение еКС началось в 2011 году. В качестве вычислительной платформы для нее были выбраны новые мощные серверы IBM p795 . Данная модель сервера была выпущена в конце 2010 года и еще не была «обкатана» на проектах сопоставимого с проектом Сбербанка масштаба.

Ошибка в ПО дала о себе знать при увеличении нагрузки на машину в режиме SMT4 (SMT - simultaneous multithreading, SMT4 - 4-поточный SMT на ядро). Для еКС планировалось использовать три машины IBM p795. Сначала, в конце 2011 года, режим SMT4 был запущен только на одной из них, и при этом система нормально работала, рассказывает Хлызов. На тот момент к системе были подключены три банка - Западно-Уральский, Западно-Сибирский и Сибирский банки. Однако после того как к машине подключили еще один банк – Уральский, начались серьезные проблемы: система начала падать, и, как выяснилось – падать на уровне ОС.

«Фактически мы столкнулись с недокументированной ошибкой на уровне операционной системы AIX. Окончательно разрешили мы эту проблему только примерно через девять месяцев, - рассказывает главный архитектор ИТ Сбербанка.

По его словам, поскольку это была ядерная проблема ОС, решалась он совместно со специалистами IBM, американскими в том числе, а также со специалистами Oracle и Symantec, ПО которых также задействовано в системе, и специалистами банка. На фоне этого была даже создана специальная регламентированная под-организация внутри банка – CritSit (сокр. от critical situation) - на которую выносятся проблемы, связанные с внешними вендорами и которая разбирает их на уровне ведущих инженеров Сбербанка.

По словам Андрея Хлызова, в банке была уверенность, что проблему удастся победить, однако эта история притормозила темпы реализации программы централизации: «Мы убрали режим SMT4, и ситуация стабилизировалась, после чего в течение почти девяти месяцев мы в систему больше никого не добавляли».

После того как проблема на уровне ОС была решена и банк поставил все обновления, включая обновления Oracle, Symantec и прикладного ПО, режим SMT4 был снова включен и подключение банков к системе продолжилось, сказал Хлызов.

Понравилась статья? Поделитесь ей