Контакты

Санпин питание школьников. Роспотребнадзор подготовил новые правила организации питания в образовательных организациях

Меню для школьного питания разрабатывается на основе требований СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», раздел VI. «Требования к организации здорового питания и формированию примерного меню».

6.1. Для обеспечения обучающихся здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, следует разрабатывать рацион питания.

6.2. Рацион питания обучающихся предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени.

6.3. На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).

6.4. Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10 - 14 дней), в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню (приложение 2 настоящих санитарных правил), а также меню-раскладок, содержащих количественные данные о рецептуре блюд.

6.5. Примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

6.6. Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7 - 11 и 12 - 18 лет).

Примерное меню при его практическом использовании может корректироваться с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.

6.7. При разработке примерного меню учитывают: продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, возрастную категорию и физические нагрузки обучающихся.

6.8. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.


При круглосуточном пребывании должен быть предусмотрен не менее чем пятикратный прием пищи. За 1 час перед сном в качестве второго ужина детям дают стакан кисломолочного продукта (кефир, ряженка, йогурт и др.). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов.

6.9. С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования настоящих санитарных правил по массе порций блюд (приложение 3 настоящих санитарных правил), их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах для различных групп обучающихся в общеобразовательных учреждениях (приложение 4 настоящих санитарных правил) и учреждениях начального и среднего профессионального образования (приложение 4

6.10. Примерное меню должно содержать информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур.

6.11. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. Технологические карты должны быть оформлены в соответствии с рекомендациями (приложение 5 настоящих санитарных правил).

Описание технологического процесса приготовления блюд, в т.ч. вновь разрабатываемых блюд, должно содержать в себе рецептуру и технологию, обеспечивающую безопасность приготавливаемых блюд и их пищевую ценность.

6.12. При разработке меню для питания учащихся предпочтение следует отдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.

6.13. В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2 - 3 дня.

6.14. В примерном меню должно учитываться рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи.

При одно-, двух-, трех- и четырехразовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 15% (для обучающихся во вторую смену - до 20 - 25%), ужин - 25%.

При круглосуточном пребывании обучающихся, при пятиразовом питании: завтрак - 20%, обед - 30 - 35%, полдник - 15%, ужин - 25%, второй ужин - 5 - 10%.

При организации шестиразового питания: завтрак - 20%, второй завтрак - 10%, обед - 30%, полдник - 15%, ужин - 20%, второй ужин - 5%.

Допускается в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах ±5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.

6.15. В суточном рационе питания оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов - должно составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности как 10-15%, 30-32% и 55-60%, соответственно, а соотношения кальция к фосфору как 1:1,5.

6.16. Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.

6.17. Ежедневно в рационах 2 - 6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2 - 3 дня.

6.18. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.

6.19. Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать поционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.

6.21. Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать в качестве второго ужина фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.

6.22. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов (приложение 6 настоящих санитарных правил), что должно подтверждаться необходимыми расчетами.

6.24. Ежедневно в обеденном зале вывешивают утвержденное руководителем образовательного учреждения меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.

Приложение 2

составления примерного меню и пищевой ценности приготовляемых блюд

День: _______________Неделя: ______________ Сезон: _________________

I. Общие положения и область применения
II. Организации общественного питания образовательных учреждений и санитарно-эпидемиологические требования к их размещению, объемно-планировочным и конструктивным решениям
III. Требования к санитарно-техническому обеспечению организаций общественного питания образовательных учреждений
IV. Требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре
V. Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений и мытью посуды
VI. Требования к организации здорового питания и формированию примерного меню
VII. Организация обслуживания обучающихся горячим питанием
VIII. Требования к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции
IX. Требования к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности
X. Требования к организации питьевого режима
XI. Требования к организации питания в малокомплектных образовательных учреждениях
XII. Требования к условиям труда персонала
XIII. Требования к соблюдению правил личной гигиены персоналом организаций общественного питания образовательных учреждений, прохождению профилактических медицинских осмотров и профессиональной гигиенической подготовке
XIV. Требования к соблюдению санитарных правил и нормативов
Приложение 1 Рекомендуемый минимальный перечень оборудования производственных помещений столовых образовательных учреждений и базовых предприятий питания
Приложение 2 Рекомендуемая форма составления примерного меню и пищевой ценности приготовляемых блюд
Приложение 3 Рекомендуемая масса порций блюд (в граммах) для обучающихся различного возраста
Приложение 4 Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11 и с 11 лет и старше
Приложение 5 Технологическая карта кулинарного изделия (блюда) № ____
Приложение 6 Таблица замены продуктов по белкам и углеводам
Приложение 7 Перечень продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений
Приложение 8 Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов
Приложение 9 Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся
Приложение 10 Формы учетной документации пищеблока
Форма 1 Журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья
Форма 2 Журнал бракеража готовой кулинарной продукции
Форма 3 Журнал здоровья
Форма 4 Журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд
Форма 5 Журнал учета температурного режима холодильного оборудования
Форма 6 Ведомость контроля за рационом питания
Приложение 11 Рекомендации по отбору суточной пробы
Приложение 12 Рекомендуемая номенклатура, объем и периодичность проведения лабораторных и инструментальных исследований в организациях питания образовательных учреждений

Особенности организации питания в школе в 2020 году. Общая информация, организация питания и допустимость тех или иных продуктов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Образовательный процесс должен быть не только эффективным с точки зрения обучения школьников, но и с позиции обеспечения учеников всем необходимым, включая питание.

Качественный и своевременный приём пищи позволит избежать проблем со здоровьем, а также обеспечить комфорт обучения и успеваемость.

Общие моменты

Процесс обучения в школе требует максимального внимания со стороны государства и местных властей, так как от него зависит будущее поколение, его навыки и социализация.

Питание в этом процессе имеет не самую малозначительную роль, так как именно в период обучения в школе детский организм проходит стадии развития и роста, а также формирования здоровой привычки и навыков.

Процесс обучения требует значительных энергозатрат. При этом исследования показывают, что полноценное горячее питание помогает школьникам:

  1. Бороться с хронической усталостью, которая часть возникает у детей.
  2. Сопротивляться стрессам, возникающим ввиду повышенных умственных и физических нагрузок.
  3. Повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.
  4. Положительно влияет на успеваемость.

Организация школьного питания начинается с созыва соответствующей комиссии, что производится в августе, перед началом учебного года.

Данная комиссия определяет основные вопросы, имеющие значение для организации питания, вплоть до выбора продуктов, времени и контроля соответствия решений существующим нормам.

Что это такое

Организация школьного питания — это обеспечение учащимся определённых категорий приёма пищи в соответствии с имеющимися законодательными требованиями, которые устанавливаются на федеральном и муниципальном уровнях.

Питание должно быть организовано так, чтобы обеспечить учащихся всеми необходимыми для организма компонентами с учётом территориальных и национальных особенностей, а также с учётом возраста школьников

Объём и набор продуктов будет зависеть от времени пребывания ученика в образовательном учреждении, его возраста и фактической нагрузки.

При этом существует ряд продуктов, которые категорически запрещено использовать при составлении детского меню, а также продукты, использование которых рекомендуется (либо заменяется на соответствующие по составу).

Основные требования

Школьное питание должно соответствовать нескольким требованиям:

Основное требование — питательная ценность рациона Энергетическая ценность должна составлять около 700 калорий. При этом белков должно быть не менее пятнадцати процентов, жиров — четверть, а оставшуюся часть должны составлять углеводы. Предпочтение должно отдаваться сложным углеводам, а не сахарам, которые могут негативно воздействовать на здоровье ребёнка
Еда должна быть приготовлена в столовой Если она отсутствует, то в школе организуется буфет, который занимается распределением и разогревом продуктов с соблюдением всех санитарных норм
Приёмы пищи должны полностью соответствовать меню, которое планируется заранее, не менее чем за неделю При составлении меню принимает участие медицинский работник
Если столовая отсутствует, то могут использоваться полуфабрикаты Такие как натуральные мясные продукты, продукты из птицы первой категории, филе рыбы, а также овощи
Дополнительно могут быть использованы Котлеты, блюда из печени, творога (например, сырники), гарниры различные (каши, картофель, овощи), кондитерские изделия, выпечка и многое другое

Режим питания может отличаться в зависимости от смены обучения. Так, для обучающихся в первой смене школьный завтрак производится после второго урока (с первого по пятый класс, для остальных — после третьего).

Любая столовая, где бы она ни находилась и по какому принципу ни работала, относится к местам общественного питания. По этой причине на неё распространяется законодательство, касающееся также ресторанов, кафе, баров, пабов и кофеен. Отдельного СанПиН для столовой на 2018 год не существует. Главным документом, регулирующим работу раздаточных бистро, является СанПиН 2.3.6.1079-01 от 8 ноября 2001 года. Эти правила охватывают работу всех пищевых предприятий во всём множестве её аспектов. Последний раз изменения в документ вносились в 2016 году, поэтому любая более поздняя его версия может считаться актуальной.

Отличия заведений пищевой сферы подробно описаны в Государственной стандартной классификации предприятий общественного питания. Согласно этому документу столовая может быть общедоступной или открытой только для определённого контингента, например, для работников одной компании, учеников одной школы или постояльцев одного отеля. Столовая от кафе, ресторанов и других мест также может отличаться следующими признаками:

  • Блюда в течение недели делаются в соответствии с определённым меню, которое обязательно меняется изо дня в день
  • Оплата самостоятельно осуществляется клиентом на кассе перед тем как он сядет за стол и начнёт есть
  • Получить тарелку с необходимым блюдом можно передвигаясь вдоль витрины с едой и озвучивая в каждом отделе сотруднику столовой свой выбор
  • Возможна организация питания по системе шведский стол
  • Выдача блюд проходит в живой очереди
  • От кассы к столу посетитель сам несет еду на индивидуальном подносе
  • Столовые приборы и салфетки нужно брать у кассы или в самом начале линии выдачи
  • В некоторых случаях, например, в домах отдыха, санаториях и гостиницах, приносить блюда и убирать посуду могут официанты
Если заведение соответствует большей части этих критериев, то с большой вероятностью можно утверждать, что это именно столовая. Если с точки зрения организации процесса питания она отличается от кафе, баров, ресторанов и других похожих мест, то в плане законодательных основ работы различия минимальны. СанПиН для столовых регламентирует следующие сферы в деятельности предприятий этого профиля:
  • Где можно строить или открывать столовую
  • Как и куда провести водоснабжение, канализацию, электричество
  • Какие помещения необходимо иметь в столовой, для чего они предназначены
  • Каким образом их оборудовать
  • Необходимый инвентарь и посуда
  • Правила работы с сырьем и продуктами
  • Правила отпуска готовых блюд и напитков
  • Правила перевозки и приёма продуктов
  • Требования к личной гигиене персонала
  • Правила производственного контроля
  • Планирование и проведение обработок от грызунов, насекомых и бактерий

СанПиН по школьным столовым на 2018 год

Специально для школ разработан отдельный СанПиН 2.4.5.2409-08. Он не противоречит общему документу для заведений общественного питания, но имеет существенные дополнения за счёт узости своего профиля. СанПиН по школьным столовым на 2018 год не претерпел изменений по сравнению с прошлыми редакциями, поэтому версии более ранних лет тоже являются актуальными. Одно из главных требований к питанию школьников – его польза для растущих организмов. Примерное меню должно разрабатываться примерно на 10-14 дней вперёд. Это касается не только полноценных завтраков, обедов, полдников и ужинов, но и пищи, которую дети могут купить по собственному желанию во время перемены. Если школа представляет собой интернат, где ученики находятся 24 часа в сутки, то рацион должен полностью покрывать потребность в питательных веществах для каждого возраста. Точное количество белков, углеводов и жиров, наименования продуктов, варианты их комбинаций и замены содержатся в приложениях к СанПиН на 2018 год для школьных столовых. Искать специально их не нужно. Таблицы располагаются в конце основной текстовой части.

Любое заведение общественного питания иногда подвергается проверке Роспотребнадзором. В случае, если помещение, сотрудники или какие-либо процессы работы не соответствуют законным требованиям, зафиксированным в СанПиН, организация может получить штраф, предписание исправить несоответствия или в самых критичных случаях, таких как массовое отравление, быть закрыта. Для того, чтобы избежать любого неблагоприятного исхода, достаточно на постоянной основе вести свою деятельность в полном соответствии буквально с каждым пунктом санитарно-эпидемиологического регламента. Однако вовсе не обязательно взваливать всё на свои плечи. Подготовить необходимые документы могут помочь профессиональные юристы. Санитарные обработки можно доверить экспертам СЭС, которые не только проведут все необходимые процедуры, но и выдадут акты, которые нужны при проверке инспекцией государственных надзорных органов. Знание правил СанПиН для общепита и умение их применять на практике, способно избавить вас от многих проблем и сделать работу лёгкой, приятной и приносящей пользу другим людям, вне зависимости от того где именно находится ваше заведение и в каком режиме оно работает.

(для родителей обучающихся общеобразовательных организаций)

Важнейшим фактором сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста является рациональное и адекватное питание. Качественная пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу различных органов и тканей, возмещают энергозатраты, способствуют нормальному физиологическому и нервно-психическому развитию детей, повышают работоспособность, создают условия для адекватной адаптации к образовательной деятельности.

Обязательные требования и рекомендации к организации питания в общеобразовательных организациях установлены государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08) (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. №45, зарегистрировано в Минюсте РФ 7 августа 2008 г. Регистрационный №12085).

В соответствии с требованиями пункта 14.1. СанПиН 2.4.5.2409-08 руководитель образовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту охвата обучающихся горячим питанием.

Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения, необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10-14 дней), в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню (п.6.4 СанПиН 2.4.5.2409-08).

Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11 и 12 - 18 лет) (п. 6.6 СанПиН 2.4.5.2409-08).

Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей посещающих группу продленного дня должен быть организован дополнительно полдник. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов (п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08).

С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования настоящих санитарных правил по массе порций блюд (п.6.9, приложение №3 к СанПиН 2.4.5.2409-08).

Ежедневно в рационах 2-6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня (п.6.17 СанПиН 2.4.5.2409-08).

В течение двух недель (10-14 дней) обучающихся общеобразовательных учреждений рекомендуется обеспечить набором пищевых продуктов в полном объеме, предусмотренных в суточных наборах, из расчета в один день на одного человека для различных групп обучающихся (п.6.30, таблица №1 Приложения №8 к СанПиН 2.4.5.2409-08).

Наименование продуктов

Количество продуктов в зависимости от возраста обучающихся

в г, мл, брутто

в г, мл, нетто

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

Хлеб пшеничный

Мука пшеничная

Крупы, бобовые

Макаронные изделия

Картофель

Овощи свежие, зелень

Фрукты (плоды) свежие

Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник

Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные

Мясо жилованное (мясо на кости) 1 кат.

Рыба-филе

Колбасные изделия

Молоко (массовая доля жира 2,5%, 3,2%)

Кисломолочные продукты (массовая доля жира 2,5% 3,2%)

Творог (массовая доля жира не более 9%)

Сметана (массовая доля жира не более 15%)

Масло сливочное

Масло растительное

Яйцо диетическое

Кондитерские изделия

Дрожжи хлебопекарные

Примечание:

* Масса брутто приводится для нормы отходов 25%.

** Масса нетто является средней величиной, которая может меняться в зависимости от исходного вида овощей и фруктов и сезона года. При формировании меню целесообразно обеспечивать выполнение натуральных норм питания в соответствии с данными, приведенными в столбце нетто.

*** В том числе для приготовления блюд и напитков, в случае использования продуктов промышленного выпуска, содержащих сахар (сгущенное молоко, кисели и др.) выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его содержания в используемом готовом продукте.

Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности, и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов, что должно подтверждаться необходимыми расчетами (п. 6.22, приложение №6 к СанПиН 2.4.5.2409-08).

Понравилась статья? Поделитесь ей