Контакты

Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: на что рассчитывать предпринимателям? ✔ Консультирование по возникающим вопросам

Региональная программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере г. Москвы)

Аннотация: статья посвящена рассмотрению региональной программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере г. Москвы). В этом контексте рассмотрены проблемные вопросы, возникающие в развитии малого и среднего предпринимательства, а также пути их дальнейшего разрешения.

Ключевые слова: поддержка малого и среднего предпринимательства, кредитование малого и среднего предпринимательства, переподготовка кадров, предоставление помещений.

Fesenko YA.S., Chernyshov R.V.,

Law student Financial University under the Government of the Russian Federation

Moscow, Russia chernyshov372@mail. ru

Scientific adviser: Romashkova I.I.,

Ph.D., Associate Professor

Regional programme to support small and medium enterprise (on an example of Moscow)

Annotation: the article considers review of the regional program for support small and medium business (on the example of Moscow). In this context, we consider the problematic issues that arise in the development of small and medium businesses, as well as ways to further resolution.

Keywords: support small and medium business, lending to small and medium business, retraining, provide accommodation.

Конституция Российской Федерации в статье 34 определяет основные начала предпринимательской деятельности, устанавливая право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

Федеральное и региональное законодательство дополняет указанное положение и закрепляет, что Российская Федерация и ее субъекты оказывают многостороннюю поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.

Основным нормативным актом федерального уровня является Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который дает определения основным понятиям, подробно регламентирует такие формы оказываемой поддержки, как финансовая, имущественная, информационная и консультационная поддержка, определяет принципы и инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также затрагивает вопросы поддержки предпринимательства в различных областях.

Данный Федеральный закон является фундаментальным и базовым для развития предпринимательства не только в Российской Федерации в целом, но и в регионах, в частности в г. Москве. В статье 12 закрепляется важнейшее положение о взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов . Так, в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ Правительство РФ координирует деятельность органов власти субъектов Федерации по реализации ими политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

В г. Москве как субъекте Российской Федерации оказание поддержки для развития субъектов малого и среднего предпринимательства более подробно регламентируется Законом г. Москвы от 26.11.2008 г. №60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». Он основывается на вышеназванном Федеральном законе, однако дополняет его в части основ поддержки и развития, создании общих условий для развития предпринимательства, форм поддержки субъектов предпринимательства.

Считаем необходимым обозначить принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы, поскольку на них строится система и программа развития малого и среднего предпринимательства. Итак, к ним относятся принципы:

  • 1) доступности инфраструктуры поддержки для всех субъектов;
  • 2) заявительного порядка обращения за предоставлением поддержки;
  • 3) равного доступ к участию в программах поддержки и развития;
  • 4) открытости процедур предоставления поддержки;
  • 5) интегральности поддержки.

Помимо этого, Закон г. Москвы подробнее раскрывает такие дополнительные формы поддержки, как правовая поддержка и поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров .

Итак, проанализировав основные федеральный и региональный закон в области развития малого и среднего предпринимательства, мы приходим к выводу, что Федеральный закон является фундаментальным, определяющим основные принципы, формы и направления развития, а Закон г. Москвы - дополняющим, более подробно регламентирующим указанную сферу с учетом социальной и экономической направленности региона.

Вообще, малое и среднее предпринимательство играет немаловажную роль в экономике Москвы. Во-первых, малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели предоставляют около 2 миллионов рабочих мест. Во-вторых, они обеспечивают около 9-10% налоговых поступлений в бюджет г. Москвы.

Что касаемо предоставления рабочих мест, то по итогам 2013 года в Москве от общей численности работающих на малых и средних предприятиях на малых предприятиях было занято 42%; на микропредприятиях было занято 42%; на средних предприятиях было занято 5%; индивидуальные предприниматели составляли 11% .

Можно сказать, что развитие малого и среднего предпринимательства реализуется лишь частично, так как существуют различные препятствия. К таковым следует относить:

  • 1. Проблема кредитования, а также проблема получения различного рода финансовой поддержки от государства.
  • 2. Проблема доступности площадей (постоянный рост арендной платы).
  • 3. Проблема доступа к иностранным, а также региональным рынкам сбыта.
  • 4. Проблема недостатка высококвалифицированного персонала.

Если говорить об отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства, то доминирующей в Москве является сфера услуг, торговли, здравоохранения, оказания социальных и коммунальных услуг, а также строительства. Указанные сферы имеют высокую социальную значимость, но к большому сожалению, развиты еще не в полном объеме.

Постановлением Правительства Москвы от 11.10.2011 N 477-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы» на 2012-2018 годы» была утверждена подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2018 годы».

Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2018 гг.» имеет свои основополагающие цели и задачи .

Так, целью подпрограммы в первую очередь является увеличение конкурентоспособности экономики города Москвы, затем преследуется цель роста благосостояния населения, которая может быть достигнута благодаря созданию подходящих условий для предпринимательской деятельности.

Основными задачами подпрограммы являются:

  • 1. обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства;
  • 2. увеличение численности занятого населения в малом и среднем предпринимательстве;
  • 3. улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности;
  • 4. стимулирование предпринимателей к повышению прозрачности своей деятельности и создание благоприятных для этого условий.

Москва - столица России, является центром сосредоточения науки, промышленности и финансов страны. Именно благодаря этому, в Москве большая концентрация специалистов различных областей и различных уровней. Ведь именно в Москве развита городская инфраструктура, способствующая развитию инвестиционных проектов.

Как мы уже указывали выше, развитие малого и среднего предпринимательства в Москве происходит лишь частично, так как для его полного развития существуют различные барьеры, создающие достаточно существенные препятствия. Подпрограмма развития малого и среднего предпринимательства предусматривает меры по устранению существующих проблем в полноценном развитии малых и средних предприятий.

Подпрограмма содержит следующие мероприятия:

  • 1. Мероприятия по формированию благоприятной деловой среды предпринимательской деятельности;
  • 2. Мероприятия по обеспечению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам;
  • 3. Мероприятия по содействию в продвижении продукции на российский и зарубежные рынки;
  • 4. Мероприятия по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров и консультированию субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 5. Мероприятия по содействию кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства .

Одной из проблем является кредитование малого и среднего предпринимательства, а также получение финансовой поддержки от государства.

Для решения данных проблем Подпрограммой развития малого и среднего предпринимательства предусматривается: предоставление субсидий для различных нужд, таких как уплата лизинговых платежей, процентов по кредитам, обновление основных средств необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Также возможно предоставление субсидий в целях финансовой поддержки проектов начинающих предпринимателей.

Немаловажной проблемой является подготовка или переподготовка кадров, а также повышение их квалификации. Для решения данной проблемы предусматриваются следующие мероприятия: организация и проведение стажировок, организация обучения работников субъектов малого и среднего предпринимательства.

Необходимо отметить и мероприятия, которые направлены на формирование благоприятной деловой среды. Здесь выделяют:

  • 1. информирование с использованием СМИ о развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве;
  • 2. формирование положительного отношения населения к предпринимательской деятельности;
  • 3. доведение до населения положительного опыта ведения предпринимательской деятельности;

Состояние малого и среднего предпринимательства охватывает ряд важнейших для нормального развития общества отраслей, которые в первую очередь связанны с производством продуктов питания, оказанием всевозможных услуг населению, транспортом и иными сферами, обслуживающими повседневную жизнь человека.

Однако при всей своей значимости данные субъекты не так финансово и имущественно устойчивы, как субъекты крупного предпринимательства, и без поддержки государства их развитие затруднительно.

Как нам кажется, основной проблемой для малого и среднего предпринимательства, является проблема предоставления помещений для ведения своей деятельности.

Согласно Подпрограмме развития малого и среднего предпринимательства предусматривается развитие инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства, которая заключается в создании и развитии центров краткосрочной аренды помещений для групповой или индивидуальной работы индивидуальных предпринимателей.

5 февраля 2008 года было принято Постановление Правительства Москвы №88-ПП «О Концепции имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве».

Основной целью данной Концепции является решение имущественных проблем малого и среднего предпринимательства, которые вызваны дефицитом нежилых помещений, предназначенных для их размещения .

Для разрешения данной проблемы, в Москве формируется имущественная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, которая в настоящее время включает в себя расположенные на территории города технопарки и многофункциональные деловые центры. Например, на 2004-2008 годы введены в эксплуатацию такие объекты городского значения для малого предпринимательства как многофункциональный деловой центр «Марьино», «Технологическая деревня», расположенная в Зеленограде, бизнес-центр «Технопарк».

Сегодня в Москве мы можем видеть помещения, которые были построены еще в советское и постсоветское время, но к сожалению, они не приспособлены для ведения даже малого бизнеса. Даже после произведенных перепланировок большинство таких помещений не соответствует всем современным требованиям и условиям ведения предпринимательской деятельности. Значительная часть малых предприятий располагается на площадях производственных предприятий города, не используемых в связи с сокращением объема выпускаемой этими предприятиями продукции.

Из-за появления новых предприятий появляются и новые требования к нежилым помещениям. Они должны отвечать современным качественным, технологическим и функциональным требованиям бизнеса, а также иметь необходимую для осуществления соответствующего вида деятельности площадь, поскольку для организации даже мелкосерийного производства инновационной продукции зачастую необходимы значительные производственные площади.

Итак, мы считаем, что на данный момент необходимо развитие сети бизнес-инкубаторов и технопарков, которые будут ориентированы на создание условий для реализации деятельности не только малого и среднего предпринимательства, но и молодежного предпринимательства.

Таким образом, проанализировав основные положения федерального и регионального законодательства, а также Подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2018 гг.», мы приходим к выводу, что поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Москве осуществляется в самых разнообразных формах: в форме финансовой, имущественной, информационной, консультационной, а также правовой поддержки. Проводя различные мероприятия по развитию предпринимательства, Москва реализует разнообразные цели и задачи, прежде всего увеличение конкурентоспособности экономики города и рост благосостояния населения. Однако перед Москвой стоит целый комплекс проблем в области развития малого и среднего предпринимательства, который возможно решить только при всестороннем и глубоком подходе. П мы полагаем, что именно Подпрограмма развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2012-2018 гг. является прочным правовым фундаментом, на основе которого Москве по силам достичь поставленных целей.

Литература:

  • 1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  • 2. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, №31, ст. 4006.
  • 3. Закон г. Москвы от 26.11.2008 №60 (ред. от 23.04.2014) «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». «Ведомости Московской городской Думы», 02.04.2009, №2, ст. 273.
  • 4. Паспорт подпрограммы «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на 2012-2016 гг.» Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2018 гг.»
  • 5. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: монография//Ручкина Г.Ф. и др. Русайнс. 2015. С. 167
  • 6. Ручкина Г.Ф., Демченко М.В., Ключникова Я.А., Венгеровский Е.Л. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: совершенствование правового регулирования. Монография. М. Русайнс. 2015.
  • 7. Постановление Правительства Москвы от 05.02.2008 №88-ПП (ред. от 03.07.2015) «О Концепции имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве». «Вестник Мэра и Правительства Москвы», N 11, 27.02.2008.

Тихомирова А.В., Старкова Д.В.,

студенты юридического факультета Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

г. Москва, Россия allesbony@gmail. сот

Научный руководитель: Васильева О.Н.,

к.ю.н., доцент

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными (региональными, муниципальными) программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, постановлением администрации Липецкой области от 23 августа 2012 г. № 345 утверждена областная целевая программа «Программа развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2013-2020 годы». Постановлением Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. № 477-ПП утверждена Государственная программа г. Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 годы», составной частью которой является Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Москве на 2012-2016 годы».

В силу ст. 14 Закона о МСП основными принципами поддержки являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов МСП за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов МСП;

3) равный доступ субъектов МСП, соответствующих критериям, предусмотренным программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

5) открытость процедур оказания поддержки.

Закон о защите конкуренции содержит специальные правила оказания поддержки субъектам МСП. Эти правила касаются, в частности, особенностей заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, предоставления государственных и муниципальных преференций. Понятие государственных и муниципальных преференций закреплено в ст. 4 Закона о защите конкуренции.

Государственные или муниципальные преференции - предоставление органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

В соответствии с правовой позицией, определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 сентября 2012 г. № 4290/12 , к государственным и муниципальным преференциям не могут быть отнесены меры, равным образом улучшающие положение всех тех хозяйствующих субъектов одного или нескольких товарных рынков, чье положение может быть улучшено без нарушения требований законодательства. Также не подпадают под понятие преференций положения нормативных актов, действующие в отношении неопределенного круга лиц, если не будет доказано, что их применение фактически приводит к избирательному предоставлению льгот по произвольному усмотрению органов власти лишь отдельным хозяйствующим субъектам, действующим на одном товарном рынке.

Важно отметить, что в исключение из общего правила в соответствии с федеральными, региональными, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов МСП, предоставление государственной и муниципальной преференции осуществляется без предварительного письменного согласия антимонопольного органа (ст. 19 Закона о защите конкуренции).

Согласно принципиальному положению Закона о МСП поддержка может быть реализована в заявительном порядке . При обращении субъектов МСП за оказанием поддержки они должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям отнесения к субъектам данной категории и условиям, предусмотренным программами развития субъектов МСП.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам МСП, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки. Положение о ведении реестров утверждено постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 358 .

В соответствии с Законом о МСП поддержка не может оказываться в отношении субъектов МСП:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ.

Финансовая поддержка не может оказываться субъектам МСП, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:

1) не представлены документы, определенные соответствующими федеральными, региональными либо муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства или представлены недостоверные сведения и документы;

2) не выполнены условия оказания поддержки;

3) ранее в отношении заявителя - субъекта МСП было принято решение об оказании аналогичной поддержки, и сроки ее оказания не истекли;

4) с момента признания субъекта МСП допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

Важнейшим направлением государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса является формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства , представляющей собой систему коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных (региональных, муниципальных) программ развития субъектов МСП, обеспечивающих условия для создания субъектов МСП, и оказания им поддержки.

Согласно Закону о МСП инфраструктура поддержки субъектов МСП включает также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством РФ, микрофинансовые организации и иные организации.

Законом о МСП установлено, что поддержка субъектов МСП включает финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества при осуществлении внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности. Меры поддержки определены Законом о МСП (ст. 17-25) и детализированы в подзаконных нормативных правовых актах .

Государственная поддержка малому и среднему предпринимательству и условия ее предоставления предусмотрены также законодательством субъектов РФ. Так, в г. Москве правовой режим малого и среднего бизнеса установлен Законом г. Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». Постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 2009 г. № 1338-ПП утверждены Положение о Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы и Регламент его ведения .

Отраслевым органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики города Москвы в сфере поддержки и развития предпринимательства, является Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (http://dnpp.mos.ru).

В Москве путем объединения большого числа структур поддержки создано государственное бюджетное учреждение «Малый бизнес Москвы» (http://www.mbm.ru), и функционируют его подразделения в административных округах. Бесплатное и льготное бизнес-обучение кадров для малого и среднего бизнеса Москвы организует Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности (http://www.mfpk.ru), входящий в инфраструктуру организаций малого бизнеса Москвы. Учреждена некоммерческая организация - Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, также входящая в инфраструктуру малого бизнеса Москвы (http://fs-credit.mbm.ru). В целях создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в Москве создан Штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Количество и совокупный доход малых и средних предприятий (МСП) — один из главных индикаторов развития любой страны.

При этом в силу своей специфики МСБ имеет ярко выраженный региональный аспект, — малые и средние предприятия строят свою деятельность исходя, прежде всего, из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса.
Уровень развития МСП в регионе — это индикатор благоприятного климата для развития бизнеса, привлечения инвестиций и расширения сфер деятельности. Именно он отражает социально-экономическое положение конкретного региона.

Как же обстоят дела в Москве?

  • В Москве, по экспертным оценкам, МСП занимает около 25% валового регионального продукта, что в 1,5–2 раза ниже, чем во многих крупных городах мира (Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге и Токио).
  • Численность населения, занятого на МСП, в Москве составляет 34% от общей численности занятого населения, что опять-таки в 1,5-2 раза ниже, чем во многих крупных городах мира.
  • Структура МСП Москвы также несовершенна: низка доля транспорта, связи, здравоохранения, коммунальных и социальных услуг.
  • В целом МСП обеспечивают не более 9-10% налоговых поступлений в бюджет Москвы.

Задача существенного усиления вклада МСП в модернизацию экономики Москвы, в решение социальных проблем столичного мегаполиса может быть решена лишь при наличии правильно сориентированных и четко выверенных форм и инструментов государственной политики развития и поддержки малого и среднего бизнеса.

Поэтому Правительство Москвы в последние годы уделяет все большее внимание формированию реально действующего механизма поддержки малого и среднего бизнеса.

Согласно положениям Подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» в Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012–2016 гг.» создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства – это одно из важнейших условий увеличения конкурентоспособности экономики Москвы в целом.

В рамках указанной подпрограммы Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы реализует различные виды поддержки субъектов малого и среднего бизнеса:

  1. финансовая поддержка;
  2. имущественная поддержка;
  3. информационная поддержка;
  4. консультационная поддержка;
  5. поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

Так, действительно действующие формы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в Москве :

Вид финансовой поддержки

Максимальный размер

Назначение

Субсидия начинающим предпринимателям 500 000 руб.
  • Приобретение основных средств;
  • Организация и оснащение рабочих мест;
  • Приобретение лицензионного программного обеспечения;
  • Аренда офиса;
  • Приобретение сырья и материалов.
Субсидии на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) 5 000 000 руб. Компенсация затрат по лизинговым платежам.
Субсидии на возмещение процентов по кредиту 5 000 000 руб. Компенсация затрат на уплату процентов по кредитному договору на приобретение основных средств или модернизацию основных фондов
Субсидии на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях 300 000 руб.
  • Регистрационный взнос
  • Застройка и оборудование стенда
  • Аренда выставочной площади
  • Рекламно-презентационные материалы и услуги
  • Участие в деловой программе конгрессно-выставочного мероприятия

Предоставление субсидий осуществляется ежемесячно, согласно утвержденному графику:

График рассмотрения заявок на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Москвы в 2014 году

Дата Отраслевой комиссии

Объем бюджетных ассигнований, руб.

на уплату процентов по кредиту

субсидия на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей

субсидия начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства

субсидия на возмещение части затрат на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях

45 000 000,00

500 000 000,00

180 000 000,00

90 000 000,00

Следует отметить, что для предприятий МСП, функционирующих в промышленной сфере предусмотрены дополнительные виды поддержки:

  • субсидии работодателям на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием
  • субсидии на возмещение части затрат, связанных с получением международного сертификата
  • субсидии на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей
  • субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту
  • субсидия управляющим организациям технополисов и индустриальных парков на развитие имущественного комплекса

Отдельный пакет субсидий предусмотрен и для инновационных предприятий малого и среднего бизнеса.

В систему финансовой поддержки МСБ в Москве входят также:

  • Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы , — предоставляет обеспечение (поручительства) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (кредитным договорам, договорам о предоставлении банковской гарантии);
  • Фонд содействия развитию микрофинансовой деятельности , — предоставляет займы микрофинансовым организациям с целью дальнейшего финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Микрофинансовые организации выдают кредиты размером до 1 млн. руб. под 13-19% годовых.

На федеральном уровне действует Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства . Сеть его банков-партнеров (на 01.04.2014г. – 249 банков) реализует разнообразные программы льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса.

Следует сказать, что это лишь некоторая часть тех программ поддержки МСП, действующих в Москве. И каждая из них имеет свои подвиды, нюансы и условия.
И практика показывает их безусловную и действительную доступность для каждого малого и среднего предприятия.
Однако, опыт также свидетельствует: для того, чтобы ими воспользоваться грамотно и с минимальным риском отказа в связи с недостаточной обоснованностью своего проекта, к процессу следует подойти «с толком, чувством, расстановкой».
Настоятельно рекомендуется изучить детальные условия условия и механизмы получения поддержки, выстроить пошаговую схему своих действий, правильно заполнить все необходимые документы.

Мы со своей стороны можем предложить Вам посетить наш семинар-практикум «Малый и средний бизнес Москвы: получаем субсидии, кредиты и льготы» , разработанный в целях максимальной ориентации МСП в вопросах «кому? сколько? как получить?», и в полной мере воспользоваться механизмами поддержки и развития бизнеса.
Семинар проводится при участии Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы .
Подробную программу семинара можно посмотреть .
Ближайший семинар пройдет в Москве 10 октября 2014г.
При подаче заявки до 10 августа скидка 15% (код скидки «МСБ15» указывайте в поле «Комментарий» при подаче заявки).

Государственная поддержка малого бизнеса представляет собой комплекс мер, которые направлены на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого предпринимательства. Печально, что лишь небольшое количество начинающих бизнесменов имеют представление, на какую помощь они имеют право претендовать и по этой причины многие даже не обращаются за ней.

В данной статье мы разберемся, какие виды государственной поддержки малого бизнеса разработаны, и каким образом ими можно воспользоваться.

Какие существуют программы поддержки малого предпринимательства

Нужно понимать, что государственная поддержка субъектов малого предпринимательства представляет собой не только выделение денежных средств на конкретные цели, но и другие виды помощи, необходимость в которых также высока. В некоторых ситуациях сопутствующая поддержка может быть даже более необходимой, чем деньги.

Каждый субъект Российской Федерации имеет право в рамках реализации программы поддержки малого бизнеса заниматься организацией и проведением своих программ, направленных на оказании помощи предпринимателям.

Виды государственной поддержки малого предпринимательства

Если рассматривать вопрос в общем, то в данной деятельности имеются несколько направлений:

  • Выделение субсидий;
  • Консультации на бесплатной основе специалистов узкого профиля;
  • Организация выставочно-ярмарочной деятельности;
  • Предоставление в аренду помещений для малого бизнеса или земельных наделов;
  • Обучение.

Предлагаем подробно ознакомиться с каждым из вариантов поддержки малого предпринимательства на государственном уровне.

Субсидирование

Данный вид государственной помощи является наиболее востребованным на сегодняшний день. Субсидии можно получить на разные цели, так как данная программа ведется по разным направлениям. Государственная с одной стороны, нацелена на тех граждан, в планах которых открыть собственное дело. С другой стороны, субсидия может быть направлена на развитие производственной базы существующего бизнеса или на его модернизацию.

Если вы только планируете открыть собственное дело и находитесь в поисках финансовой помощи, то денежные средства будут выделены на проекты с видимой перспективой. Для начала понадобится собрать веские доказательства и обосновать, что ваш бизнес необходим в регионе, где планируется развернуть предпринимательскую деятельность.

Также нужно убедить государство, что вы полностью уверены, что бизнес окупится, и предусмотрели все возможные риски.

Если вы уже долгое время занимаетесь бизнесом и срочно понадобились деньги на его модернизацию, то в этом случае также можно рассчитывать на помощь от государства. К примеру, вам понадобилось открыть новое направление или купить современное оборудование. В этом случае субсидия позволит компенсировать частично затраты предпринимателя, которые уйдут на эти цели. Это может быть:

  1. Оплата лизинговых платежей;
  2. Погашение кредитов;
  3. Открытие новых филиалов бизнеса с созданием дополнительных рабочих мест;
  4. Проведение коммуникаций;
  5. Прочее.

Стоит знать, что когда комиссия будет рассматривать вашу заявку и принимать решение о выдаче субсидии от государства, то помимо перспектив вашего дела будет учитываться и его приоритетность для региона, где оно запускается. Чаще всего среди таких направлений деятельности можно выделить: медицинскую, инновационную, культурную, образовательную, сельскохозяйственную и т.п.

Консультирование

В каждом населенном пункте имеются службы занятости, различные некоммерческие структуры, фонды поддержки малого и среднего предпринимательства. На их базе организовываются пункты помощи по многим специфическим моментам, которые волнуют начинающих бизнесменов. В данных организациях вы можете рассчитывать на помощь экономистов, юристов, профессиональных бухгалтеров, специалистов в области занятости и труда. Причем за данные консультации платить ничего не требуется. Поэтому данные меры государственной поддержки малого предпринимательства также востребованы и пользуются спросом.

Организация ярмарок и выставок

Этот вид поддержки малого бизнеса на государственном уровне дает возможность новоиспеченным предпринимателям сократить затратную часть на рекламную компанию выполняемых работ (оказываемых услуг) или демонстрацию своего товара потенциальным покупателям. Также данный вид поддержки позволяет обменяться опытом с другими субъектами хозяйствования, которые занимаются аналогичным видом деятельности или сопутствующей ей.


Вдобавок, организация ярмарок и выставок предполагает предоставление бесплатной площадки для торговли, дающей возможность за короткий срок продать часть представляемого товара. Всего за несколько дней ярмарки или выставки начинающий предприниматель может найти партнеров и заключить договора на поставку товара или предоставляемые услуги.

Предоставление в аренду земельных участков и помещений

Понятное дело, что получить необходимое для бизнеса помещение или земельный участок в бесплатное пользование не представляется возможным. Но молодым предпринимателям выгодней будет взять в аренду у государства, чем у физических лиц. Недвижимое имущество и земля будут предоставлены на выгодных условиях, и начинающему бизнесмену это позволит сэкономить неплохую сумму.

Обучение

В российских субъектах организовываются всевозможные семинары, тренинги, конференции. По темам, актуальным для первопроходцев в бизнесе, читаются лекции, рассматриваются нововведения и Также они могут понадобиться и тем, кто принял решение расширить свою предпринимательскую деятельность, но не имеет представление, что нужно делать. Вдобавок, подобные занятия позволят узнать много нового в вопросах реализации бизнес проектов практически. Спрос на такое обучение также высок по причине того, что за занятия вам не нужно будет раскошеливаться. На таких курсах можно получить информацию:

  • Об актуальных вопросах планирования предпринимательской деятельности;
  • об отчислениях в страховой и пенсионный фонды;
  • о возможности сокращения затратной части на проведение мероприятий, связанных с маркетингом;
  • об охране труда работников;
  • о вопросах, связанных
  • разобраться с вопросами грамотного ведения кадрового делопроизводства;
  • и так далее.

Как предпринимателям получить господдержку

Выше мы уже рассказали о видах государственной поддержки малого предпринимательства, предлагаем разобраться с тем, каким образом начинающим бизнесменам получить помощь на развитие уже имеющегося дела или на его открытие с нуля. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства становится возможной в случае если новое предпринимательство зарегистрировано согласно действующему законодательству.

На первом этапе нужно зарегистрировать свое предприятие в государственном реестре, предоставив необходимый пакет документов в региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В данном учреждении вам будет доступна детальная информация, какие на момент обращения проводятся мероприятия и какие планы на ближайшую перспективу. Вдобавок, вас проконсультируют о том, какой пакет документов понадобится и куда его нужно отнести, чтобы в данных мероприятиях можно было принять участие.

Заостряем внимание, что все виды поддержки материального характера проводятся посредством проведения конкурса, и чтобы получить доступ к денежным средствам, понадобится выиграть конкурс.

Разрабатываем бизнес-план

Часто бывает, что для этого нужно иметь внушительный пакет документов, и самым важным в списке является бизнес-план. В большинстве случаев, опираясь именно на него, будет принято решение о том, рационально ли выделить вам финансовые средства на открытие собственного бизнеса или на развитие уже действующего дела. Именно по этой причине вам нужно детально проработать этот документ и уделить ему максимум внимания. Если есть возможность, можно заняться планированием самому, а в случае необходимости воспользоваться услугами специалистов.


Рекомендуем к составлению бизнес плана отнестись со всей серьезностью, не преувеличивать своих реальных возможностей и не писать сомнительные цифры и данные. Помните, что оценивать ваш бизнес план будут профессионалы, прекрасно разбирающиеся в данных вопросах. Они сразу определят, какие результаты от проекта можно ожидать – будет ли реальный результат, или все написанное представляет собой грезы, которые никогда не осуществятся?

Когда вы будете подавать заявку, не забывайте, что денежные средства, которые будут выделены вам в рамках государственной поддержки, являются целевыми, и по этой причине вы обязаны предоставить точную информацию, куда эти деньги будут потрачены в том случае, если их вам выделят.

Следует заострить внимание на том, что государственная поддержка осуществляется лишь при условии, что бизнесмен представит финансовый отчет по тратам за каждый выделенный рубль и в случае, если государственные деньги были израсходованы не на обозначенные цели, они подлежат обязательному возврату.

Приоритетные направления деятельности предпринимателей в рамках господдержки

Выше мы уже вели разговор о том, что комиссия отдаст свой голос в решении о выдаче субсидии тем предпринимателям, которые запланировали начать или развивать дело по одному из направлений, являющихся приоритетными для конкретного региона. В каждом субъекте РФ занимаются разработкой таких направлений, но по большей мере они имеют много схожего. Если у вас еще не имеется четкого плана, чем заняться, то мы предлагаем ознакомиться с некоторыми видами деятельности, занимаясь одной из которых реализуется государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. Рассмотрите их и выбирайте, чем вы хотите заниматься:

1. Организация производства товаров промышленного назначения. Развитие предпринимательства среди молодежи и развитие инновационного предпринимательства. Заостряем внимание, что, даже учитывая то, что упомянутые в данном пункте виды деятельности сами по себе уже представляют собой приоритетные направления, шансы возрастут на производстве, к примеру, продукции, которая ориентирована на экспорт. Вдобавок, производство любых товаров, которые в ближайшем будущем могут стать предметом международной торговли, является еще одним направлением деятельности, находящимся в приоритете. Поэтому, если ваша будущая предпринимательская деятельность будет связана с производством, вам нужно проанализировать ситуацию и задуматься, может ли ваша продукция заинтересовать иностранных контрагентов.

2. Сельскохозяйственная деятельность. Сюда можно отнести деятельность по сбору и переработке дикоросов и сельскохозяйственной продукции.

3. Туризм. Здесь ситуация немного сложней. Привычная туристическая деятельность, связанная с поездками за пределы государства – освоенная ниша бизнеса. А вот с организацией туризма внутри России дела обстоят намного печальней. Итак, в данном случае приоритетным направлением будет являться деятельность по развитию туристической отрасли внутри страны.

— это комплекс мер, направленных на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого бизнеса. К сожалению, далеко не все начинающие бизнесмены знают, на какую помощь они могут рассчитывать, потому многие вообще не обращаются за ней. О том, какие виды существуют и как их получить, поговорим в этой статье.

Программа поддержки малого предпринимательства

Государственная поддержка малого предпринимательства — это не только выделение денежных средств на определенные цели, но и сопутствующие виды помощи, которые не менее востребованы (а в некоторых ситуациях и более), чем финансы.

Каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.

Что подразумевает господдержка малого предпринимательства?

В самом общем виде существует несколько направлений деятельности:

Не знаете свои права?

  • субсидирование,
  • обучение,
  • организация выставочно-ярмарочной деятельности,
  • бесплатные консультации узкопрофильных специалистов,
  • предоставление в аренду земельных участков или помещений для малых предприятий.

Теперь давайте рассмотрим каждый из вариантов оказываемой государственной поддержки малого предпринимательства в отдельности.

  1. Обучение
    В каждом субъекте Федерации организовываются различные тренинги, семинары, конференции, читаются лекции по темам, которые актуальны для новичков в сфере бизнеса и тех, кто решил его расширить, но не знает с чего начать. Более того, на таких занятиях можно получить ответы на вопросы, нередко возникающие при реализации бизнес-идеи на практике. Важным аспектом также является то, что подобные обучающие курсы проводятся совершенно бесплатно. На них рассматриваются вопросы бизнес-планирования, возможности снижения затрат на проведение маркетинговых мероприятий, правильного ведения кадрового делопроизводства, налогов и налогообложения, пенсионных и страховых отчислений, охраны труда работников и так далее.
  2. Организация выставок и ярмарок
    Данный вид государственной поддержки малого предпринимательства позволяет начинающим бизнесменам снизить расходы на демонстрацию своего товара или рекламу оказываемых услуг (выполняемых работ), обменяться опытом с другими бизнес-субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность или сопряженную с таковой. Кроме того, выставки и ярмарки — это бесплатные торговые площадки, которые позволяют за несколько дней реализовать часть представляемого товара, найти деловых партнеров и заключить договоры.
  3. Консультирование
    На базе служб занятости населения, фондов поддержки малого и среднего бизнеса, иных некоммерческих структур организовываются пункты помощи по различным специфическим вопросам, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели. Здесь вам могут оказать помощь профессиональные бухгалтеры, юристы, экономисты, специалисты в области труда и занятости. Такие консультации, как и вышеперечисленные меры государственной поддержки малого предпринимательства , оказываются на бесплатной основе.
  4. Субсидирование (наиболее востребованный вид помощи от государства)
    Субсидирование производится по разным направлениям и на разные цели. С одной стороны, государственная поддержка малого предпринимательства в виде субсидий направлена на тех, кто только планирует открыть свой бизнес (субсидии на открытие бизнеса), с другой — на тех, кто планирует развиваться далее или модернизировать производство.

    В первом случае деньги выделяются гражданам с перспективными проектами, которые изыскивают средства для начала своего дела. Здесь очень важно доказать, что ваш бизнес нужен региону, в котором вы планируете осуществлять деятельность, а также что вами просчитаны риски и вы уверены в окупаемости своей бизнес-идеи (См. Субсидии малому бизнесу: как получить субсидии для малого бизнеса) .

    Во втором случае государство готово помочь уже состоявшимся бизнесменам, которые планируют расшириться, приобрести новое оборудование, открыть новое направление. При этом денежные средства призваны компенсировать часть затрат, направленных на эти цели, в т. ч. уплату кредитов, оплату лизинговых платежей, проведение коммуникаций, открытие новых структурных подразделений с созданием дополнительных рабочих мест и т. д. Важно отметить, что при принятии решения о выдаче субсидии комиссия учитывает не только перспективность вашего бизнеса, но и его приоритетность для региона. В большинстве случаев к приоритетным направлениям деятельности относятся: инновационная, образовательная, медицинская, сельскохозяйственная, культурная и т. п.

  5. Предоставление помещений и земельных участков
    Конечно, бесплатно вам никто в пользование землю или помещение не даст, однако у государства арендовать их молодым предпринимателям будет гораздо выгоднее, чем у частных лиц. Земля и квадратные метры предоставляются на льготных условиях, что позволяет сэкономить весьма существенные суммы.

Поддержка молодых предпринимателей, как получить помощь

О видах государственной поддержке малого предпринимательства мы поговорили, теперь самое время рассмотреть вопрос о том, как получить помощь на открытие или развитие бизнеса молодым предпринимателям. На нее можно рассчитывать только в том случае, если начинающие бизнесмены заявили государству о своем существовании.

Первое, что для этого необходимо сделать, — зарегистрировать свое предприятие в госреестре и представить соответствующие документы в региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В фонде вы сможете получить подробную информацию о том, какие мероприятия проводятся в настоящее время и планируются в ближайшем будущем. Кроме того, вам расскажут о том, какие документы и куда следует подать, чтобы принять участие в этих мероприятиях.

Скачать форму договора

Следует сказать, что все виды материальной поддержки осуществляются путем проведения конкурсов и для того, чтобы деньги вам были предоставлены, этот конкурс необходимо выиграть. Зачастую требуется достаточно большой комплект документов, основным из которых является бизнес-план — именно по нему в большей степени будет приниматься решение о том, стоит вам выделять деньги на открытие/развитие бизнеса или нет. Таким образом, к составлению бизнес-плана следует подойти с большой ответственностью. Вы можете заниматься планированием самостоятельно, а можете привлечь для этого специалистов. Не используйте в составлении своего плана сомнительных данных и не преувеличивайте свои возможности — оценивать вас будут профессионалы, которые отлично понимают, чего можно ждать от проекта, а что является не более чем несбыточной фантазией.

При подаче заявки следует помнить, что все выделяемые в рамках господдержки молодых предпринимателей средства являются целевыми, поэтому вы должны точно знать, куда будете тратить средства, если таковые вам выделят.

Необходимо также отметить, что господдержка осуществляется только при условии, что предприниматель отчитается за каждый потраченный им рубль, а если выделенные денежные средства будут потрачены не по назначению, их придется вернуть государству.

Приоритетные направления деятельности для молодых предпринимателей

Мы вскользь уже упомянули о том, что предпочтение при выдаче субсидий отдается предпринимателям, планирующим открывать или развивать свой бизнес по одному из приоритетных для данного региона направлений. Список таких направлений разрабатывается в каждом субъекте Федерации отдельно, но в большинстве своем данный перечень очень схож. Если вы еще не решили, чем заняться, то попробуйте рассмотреть возможность реализации одного из нижеперечисленных видов деятельности, так как это может повысить ваши шансы на получение субсидии.

  1. Сельскохозяйственная деятельность, а также деятельность по переработке сельхозпродукции. К этой же группе можно отнести деятельность по сбору и переработке дикоросов.
  2. Ведение любого вида предпринимательской деятельности в отдаленных областях, регионах, деревнях, селах. Ввиду низкого уровня развития инфраструктуры отдаленных местностей любая деятельность там приветствуется и поощряется государством, в том числе путем субсидирования. К этому же пункту можно отнести придорожный бизнес (например, различные гостиницы и кафе на трассах междугороднего сообщения).
  3. Организация промышленного производства, а также развитие инновационного предпринимательства и предпринимательства среди молодежи. Следует отметить, что, несмотря на то что указанные в этом пункте виды деятельности уже сами по себе являются приоритетными направлениями, повысить шансы на успех можно производством экспортоориентированной продукции. Изготовление любых товаров, которые в перспективе могут быть предметом международной торговли, является еще одним приоритетным направлением деятельности. Так что если вы планируете что-либо производить, то подумайте и о том, может ли результат вашего труда быть интересен иностранным партнерам.
  4. Важной для государства сферой является жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения. В такой бизнес государство также готово вкладывать деньги — но только при условии, что вы предложите качественный продукт или уникальное решение.
  5. Транспортный бизнес и туризм. Говоря о транспортном бизнесе, следует понимать и общественный транспорт, и осуществляющий перевозки между населенными пунктами (как пассажиров, так и грузов). С туризмом немного сложнее. Если к турам за границу все уже привыкли и это более-менее освоенная ниша бизнеса, то с туризмом внутри страны все обстоит гораздо хуже. Таким образом, приоритетной является именно организация отечественного туризма.
  6. Социально значимые направления деятельности. Сюда следует включать медицину, образование, спорт, общественное питание, связь и многое другое.
  7. Трудоустройство людей с ограниченными возможностями, а также создание инвентаря и оборудования для благоустройства детских площадок.
  8. Строительство и осуществление выставочно-ярмарочной деятельности.
Понравилась статья? Поделитесь ей