Контакты

Деловая игра в системе повышения квалификации библиотекарей. Профессиональный тренинг для библиотекарей

сценарий тренинга. Путешествие.

Данный сценарий был использован мною в качестве психологического тренинга для подростков (Совет старшеклассников МБОУ «Ярская СОШ №1») для профилактической работы возникновения ссор и конфликтов в данной группе. Тренинг проведен в форме отдельного занятия, в котором представлены необходимые этапы - разогрев, основная часть, рефлексия и обсуждение.

Цели ׃ Профилактика возникновения ссор и конфликтных ситуаций в группе.

Задачи:

    сплочение группы;

    помощь в развитии эмпатии и самосознания;

    формирование навыков совместной деятельности;

    развитие умений «чувствовать группу» и ее отдельных членов;

    выработка навыков предоставления и получения обратной связи.

Размер группы : 12 человек.
Ресурсы: просторное помещение, свободное от лишней мебели, легкие стулья по числу участников, повязки (на половину участников), лист ватмана, по пачке фломастеров на каждого, техническое средство для воспроизведения музыки, аудиозапись с релаксационной музыкой (Bella s Lullaby , Rob Pattinson ), карточки (по числу участников) с написанными на них именами участников, маты, конфеты.

Время: не менее двух часов.

ХОД ИГРЫ

Перед входом в аудиторию расположены 3 коробки разных цветов: желтого, красного и черного. Каждый участник тренинга при входе кладет жетон в коробку понравившегося цвета.

(Желтый означает радость, красный – волнение, черный – огорчение).

Этап 1 - физический разогрев.

Ведущий: Добрый вечер, ребята. Я попрошу вас встать в круг на свободном друг от друга расстоянии и повторить за мной движения и фразы, которые я сейчас буду показывать.

Упражнение «Бабушка из Бразилии»

Ведущий : ( Стоя прямо, держа руки по швам, бодро): «У меня в Бразилии есть бабушка!»

Ведущий : ( Повторить позицию 1, затем выставить вперед правую ногу, повернув стопу внутрь): «У нее вот такая нога!»

Ведущий : ( Повторить позиции 1 и 2, затем повернуть корпус так, чтобы левое (правое) плечо выдвинулось вперед, и выставить вперед локоть левой (правой) руки, спрятав кисть под мышку ): «У нее вот такая рука!»

Ведущий : ( Повторить позиции 1, 2 и 3, затем наклонить голову на плечо и скривить рот) : «У нее голова набок и рот кривой!»

    (Повторить позиции 1, 2, 3 и 4, затем, подпрыгивая в получившейся позе, громко) : «Она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка в Бразилии!!!

Упражнение «Багажная полка»

Ведущий: А теперь, давайте представим, что наступили, наконец, долгожданные летние каникулы. Вы отправились на отдых в деревню к дедушке, далеко, в самую лесную глухомань, подальше от городской суеты и шумных уличных толп. Ехать туда вам пришлось на поезде. Вот вы входите в вагон, отыскиваете свое купе и обнаруживаете, что свободна от вещей только верхняя полка для багажа. Вам нужно поставить свою большую и тяжелую дорожную сумку наверх. Но вначале как можно ярче представьте эту свою сумку. Вот она стоит перед вами. Какого она цвета? Какой формы? Ощутите ее вес: он довольно внушительный, но вам все же по силам справиться с задачей. Вы достаточно сильны и ловки, чтобы закинуть багаж наверх. Приготовились. Поставили ноги на ширине плеч! «Взяли» груз. Поднимаем его вверх... Ощущаете напряжение рук? Работу мышц спины? Полка находится высоко. Приходится приподняться на носки, чтобы задвинуть сумку до са мой стены. Еще одно усилие и... сумка на полке! У-у-х! Теперь можно полностью расслабиться, опуститься на стул. Несколько раз сожмите и разожмите пальцы, повращайте кистями рук.

Упражнение Спагетти

Ведущий : Хорошо. Но дорога дальняя. Неплохо было бы пока перекусить. Представьте, что вы залили кипятком лапшу быстрого приготовления. Но это не просто лапша - это настоящие спагетти! Длинные тонкие макаронины лежат в тарелке перед вами. Захватим пальцами одну из них. Она висит свободно, раскачиваясь из стороны в сторону. Если мы начнем вращать кистью руки, то и наша воображаемая макаронина начнет извиваться наподобие шнурка или веревки. Попробуйте зацепить спагетти вилкой. «Накрутите» их на вилку. Поймайте макароны ртом. А теперь сами превратитесь в спагетти. Расслабьтесь, поболтайте руками, почувствуйте себя настоящей макарониной...

Этап 2 - погружение в игровую ситуацию.

Ведущий: Вот ваш поезд прибыл на долгожданную станцию. Но путь до дома дедушки еще далек. Вчера в поезде вам было интересно и весело. Вы были вместе - и никого взрослых. Но наступивший день оказался совершенно иным, чем предыдущий. Было тускло и серо. Было грустно и плохо. Вы начали ворчать друг на друга и беспричинно ссориться. Конфликты вспыхивали на пустом месте, как бенгальские огни, но в отличие от них сгорали совсем не быстро. Никто не мог понять, в чем дело. И перед вами встал выбор, что же делать? Стоит ли рискнуть и отправиться в опасное путешествие или же остаться здесь, но при этом продолжать ссориться и конфликтовать. Что же вы выбираете?

(Если участники группы выбирают путешествие (что обычно и исходит), то начинается следующий этап работы.)

Этап 3 - преодоление препятствий.

Упражнение «3аколдованный лес»

(На полу чертится мелом или отмечается веревкой маршрут. Вдоль этого маршрута цепочкой укладывается один за другим несколько стульев. Получается извилистая тропинка длиной три-пять метров.)
Ведущий: Вы вступили в лес. Но он оказался заколдованным. Почему он считается заколдован? Потому что есть в нем такие участки, вступив в пределы которых человек перестает видеть. Если удается миновать такой участок дороги, то зрение возвращается. Такие участки видны со стороны. Поэтому вы можете помочь друг другу справиться с этой задачей. Вам придется преодолевать заколдованные места парами. Один в паре будет ведущим, а второй ведомым. Ведомому завязываются глаза. Его задача пройти по маршруту и не заплутать, не сойти с тропы. Ведущий будет давать ему указания словами: влево, вправо, два шага вперед и тому подобное. Разумеется, ему нельзя подходить к ведомому, касаться его руками и как-то, кроме слов, руководить действиями партнера. Когда ведомый преодолеет препятствие, он сам становится ведущим и помогает своему партнеру пройти по тропе.

(Участники разбиваются на пары)

Уверены ли вы в своих силах? В надежности партнеров? Бывало ли с вами так, что в состоянии напряжения вы теряли контроль над собой и забывали самые простые вещи: например где право и где лево? Не перепутайте эти направления во время прохождения по заколдованному участку леса. Прежде чем мы начнем движение, важно запомнить следующее: ведущий несет полную ответственность за ведомого. Он должен четко и вовремя предупреждать его о всех возможных опасностях и преградах. И второе: дорогие зрители, успех прохождения зависит и от вас. Соблюдайте тишину, чтобы не мешать контакту между партнерами, проходящими по заколдованной тропе. Понаблюдайте, как организует переход каждая пара, в чем отличия действий участников.

(Ведущий завязывает повязку на глазах одного из членов первой пары, и игра начинается. Когда все пары преодолеют заколдованный участок тропы, начинается обсуждение этого упражнения.)

Ведущий:

    Что вы чувствовали при прохождении тропы с завязанными глазами?

    Что для вас оказалось сложнее - проходить тропу или руководить действиями партнера?

    Что увидели зрители?

    Кто запомнил и может продемонстрировать типичный язык тела проходящему по заколдованному участку игрока?

    Чем отличается поведение человека, лишенного возможности видеть окружающий мир?

Упражнение «Пропасть»

Ведущий: А теперь попрошу вас пройти к лестнице. Встаньте на ступеньки и расположитесь между и перилами и проведенной чертой.

(принимают исходное положение)

Ведущий: Должна предупредить, что теперь вы оказались высоко в горах где вас ожидают нешуточные опасности. Черта, которую вы видите перед собой, - это не просто линия, это граница узкой тропки. За ней разверзлась глубокая пропасть, падение в которую не оставляет надежды остаться в живых. По моему сигналу вы превращаетесь в причудливые скальные глыбы, самым неожиданным образом нависающие над тропинкой. Расставьте ноги, вытяните руки, пригнитесь... Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача - пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не свалившись в нее. Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за «камни»... Главное - не причинять никому вреда и боли. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следующий за ним участник может превратиться из скальной глыбы в человека и начинать свое опасное путешествие. Тот же, кто добрался до конца трудной тропы, сам превращается в камень. Важно, чтобы все вы преодолели это препятствие и в целости и сохранности миновали опасный участок маршрута.

(Когда все участники группы минуют пропасть, можно обсудить чувства, которые они испытывали во время упражнения.)

Упражнение «Болото»

Ведущий: Едва только вам, лихим путешественникам, удалось перевалить через труднодоступные горы, как возникла новая напасть. На пути вам встретилось топкое болото. Перейти его возможно только по редким кочкам. И нельзя оступаться, иначе можно запросто утонуть в трясине. Сейчас вы начнете путь через болото. Будьте очень осторожны! Помогайте друг другу перебираться с кочки на кочку. Поддерживайте своих товарищей, чтобы они не свалились в топь. Ведь вы идете вместе, и каждый из вас вправе рассчитывать на помощь спутников. Всякие толчки, грубость по отношению к товарищам, несдержанность, поспешность и непродуманность действий могут привести каждого из участников и группу в целом к печальному результату. И наоборот: взаимопонимание, ответственность, под держка друзей обеспечат успех.

( Стулья (по числу участников) ставятся в круг вплотную друг к другу. Предложить участникам разуться и взобраться на стулья)

Ведущий : Вы начнете движение по моей команде. Будете переходить со стула на стул по часовой стрелке. Первый этап завершится, когда вы вернетесь на тот стул, с которого начали движение. Вперед!

(После того как участники группы справятся с этим заданием)

Ведущий : Молодцы! Но ваш путь по болоту еще не закончен. Я предлагаю вам встать по двое на один стул (убирать из круга 3 освободившихся стула).

(Группа снова начинает движение в усложнившихся обстоятельствах. При успешном завершении этого этапа вытащить из круга еще три стула. Снова совершается движение по редким «кочкам». Переправа через болото считается законченной, а задание выполненным, когда все участники располагаются по три игрока на одном стуле
и, если им удалось, поддерживая друг друга, выстоять на стульях, пока ведущий досчитает до десяти. )

Этап 4 - совместное творчество.

Упражнение« Вечерние посиделки»

Ведущий : Вы прошли уже большую часть пути. Однако путешествие еще не завершено. Перед вами раскинулось большое озеро, на другом берегу которого находится избушка. Но наступает вечер, и вы решаете отложить переправу до утра. Ведь еще нужно соорудить плот - других плавсредств у вас нет и не предвидится. Вы развели костер, приготовили ужин, перекусили. Спать еще не хочется. Вам приятно посидеть у огня, поболтать с друзьями, просто интересно провести время. По вечерам с особенным удовольствием слушаются всякие занимательные истории . Поэтому я предлагаю вам самим сочинить свою историю. Но сделать это надо будет необычным способом. Наша история будет создаваться совместно. Кто-то из вас начнет повествование. Первый рассказчик произнесет несколько фраз, потом я хлопаю в ладоши, и продолжение истории должен будет придумать его сосед слева . Потом право рассказа передается следующему и так далее. Но! Второй рассказчик должен произносить текст на особом языке - «джибрише». Хлопок - третий участник возвращается к истории и продолжает рассказ по-русски. Четвертый снова говорит на «джибри ше». Пятый возвращается к рассказу и так далее. Иначе говоря, каждый нечетный игрок рассказывает сказочную историю, каждый четный «подхватывает» ее на «джибрише».

Но что же такое «джибриш»? Это воображаемый язык. Некая абракадабрара, тарабарщина. Конечно, «джибришу» можно придать сходство с каким-то реально существующим языком - французским, английским, немецким. Как, например, в известной псевдоитальянской песенке персонажей фильма «Формула любви»: «Уно, уно, уно, ун моменто!..» А можно не оставлять языку никаких национальных особенностей, и ограничиться исключительно эмоциональной окраской речи, усиливая рассказ мимикой и жестикуляцией. Если всем понятно, начинаем!

Упражнение «Сон нашей группы»

Ведущий : Однако время уже позднее. Нужно отдохнуть перед завтрашней переправой через озеро. Усталые путешественники располагаются на отдых и засыпают. И всем им снятся сны. Закройте глаза и представьте, о чем бы вы хотели увидеть сон...

(включить негромкую релаксационную музыку)

Ведущий : Вызовите в своем воображении картинку - образ вашего сна... У вас замечательные сны! Представьте, что ваши сны парят над вами, переплетаются друг с другом, и возникает новый образ - общий сон нашей группы...

(положить в центр круга большой лист ватмана а вокруг него - фломастеры. Музыка продолжает звучать в течение всего времени упражнения)

Ведущий : Откройте глаза... Сейчас мы изобразим коллективный сон, приснившийся этой волшебной ночью. Во время выполнения задания нельзя разговаривать ни в коем случае! Иначе мы спугнем наши сны, и у нас ничего не получится. Сейчас вы молча возьмете в руки фломастеры и начнете рисовать свой сон. При этом обращайте внимание на то, что изображают ваши товарищи. Ваша задача - создать образ коллективного сна нашей группы. А значит, нужно постараться «встроить» свой образ в систему других образов так, чтобы получилась единая, цельная картина. Еще раз напоминаю, что все надо выполнять только молча. Пожалуйста, приступайте!

Этап 5 - завершение путешествия.

Упражнение «Плот»

Ведущий: Наступило утро. Дружно взявшись за работу, вы соорудили из стволов деревьев плот и спустили его на воду. Правда, поблизости росли только молодые деревья с тонкими стволами, поэтому плот хоть и был достаточно прочным, мог опасно накрениться и даже перевернуться, если груз оказывался размещенным неравномерно.

(предложить участникам разместиться на «плоту» с учетом некоторой неустойчивости плота. Напомнить, что есть опасно смещать его центр тяжести)

Ведущий: Итак, вы отправились в плавание по озеру. Погода благоприятствовала, озеро было спокойным, и вы надеялись, что путешествие будет нетрудным. Но, когда вы достигли середины озера, невесть откуда появился громадный орел, отчего-то сильно заинтересовавшийся вашим плавсредством. Орел, сделав над вами неторопливый круг, опустился на краешек вашего плота, разом нарушив неустойчивое равновесие…

(находиться до этого момента за границами «плота», встать на край плота).

Ведущий: Вам необходимо срочно перегруппироваться, чтобы плот не перевернулся!

Только вы поменяли свои места с учетом веса неожиданного «пассажира» , как орел снова взлетел и пересел на другой край плота.

(быстро поменять свое местоположение; повторив эту процедуру еще два-три раза, сообщить, что орел улетел, и покинуть «плот»)


Ведущий
: Вот, наконец, и берег. Наше путешествие близится к концу. Вы уже видите избушку, в которой живет дедушка. Вы так ждали этой встречи, так хотели попросить совета у дедушки, что вам делать, как жить дальше в радости, без ссор и конфликтов. Приблизившись к избушке, вы поднимаетесь на крыльцо и стучите в запертую дверь . Дверь открывается сама, и вы входите вовнутрь. Там, сидя за большим деревянным столом, вас ждет дедушка. Вы рассказываете ему о своей беде.

- «Что же вы хотите от меня?» - спрашивает дедушка.

- «Только ты можешь помочь нам! Сделай же это!»

- «Нет, - говорит дедушка. - Вы ошибаетесь. Я не могу помочь вам».

- «Почему?»: - спрашиваете вы. Вот уж никак вы не ожидали такого поворота.

- «Потому, - говорит дедушка, - что помочь себе можете только вы сами . Вы уже почти сделали это, пройдя длинный и трудный путь и преодолев множество препятствий. Ведь вы почти не ссорились и поддерживали друг друга. Я только лишь могу подсказать, что вам нужно сделать. Но для этого вы должны выполнить три задания».

Упражнение «В ролях друг друга»

Ведущий: Каждый из вас должен так изобразить одного из своих товарищей, чтобы все остальные узнали его. Изобразить нужно без использования слов, только с помощью мимики, жестов, пантомимики. На каждое угадывание дается три попытки. Если вам случайно выпадет карточка со своим именем, ничего страшного.

(Участники вытягивают из стопочки заранее приготовленные карточки, на которых написаны имена всех членов группы)

Упражнение« Метафора»

Ведущий: Следующее задание таково. Вам снова предстоит вытащить наугад одну из карточек с именем кого-то из ребят нашей группы . Но теперь нужно придумать какую-то метафору, которая помо жет остальным угадать, чья карточка вам досталась. В качестве метафоры могут выступать строчки из песни, яркий образ, может быть, какая-то ассоциация, связанная с этим человеком. Например, можно предложить такую метафору: «Когда я думаю об этом человеке, то представляю себе старинный восточный кувшин с золотым орнаментом, в котором обычная вода кажется вкусной и сладкой...» Или: «Зная увлечения этого человека, я сразу вспоминаю лето, речку, раннее утро и поплавок, ныряющий в воду...»

Упражнение «Подарки друзьям»

Ведущий: Вот и последнее задание. В третий раз вам придется вытягивать карточку с именем. Но теперь уже не нужно будет угадывать человека. И если вам попалась карточка с собственным именем, можно открыто поменяться с кем-то. Я хочу предложить вам сделать друг другу подарки. Представьте, что вы маги и способные выполнить любое желание человека. Посмотрите на своего партнера, догадайтесь, о чем он мечтает. Какой подарок он хотел бы получить? Если вы догадаетесь правильно и он будет рад тому подарку, который вы ему сделаете, то значит вы пришли к взаимопониманию и конфликтов между вами больше не возникнет.

Этап 6 - ритуал прощания.

Упражнение. Я тебе дарю это в знак…

(Приготовить «дары» (конфеты). «Дары» кладутся в красивую вазу, которая стоит на ритуально оформленном столе в центре зала.)

Ведущий : Я предлагаю каждому взять горсть «даров» и подойти к другому со словами: «Я приношу тебе этот дар в знак своей признательности за…»

Каждый заканчивает предложение в зависимости от сложившихся во время тренинга отношений: «За понимание, любовь, признание, помощь и т. д.» (Во время проговаривания дар предлагается скушать)

Ведущий: А теперь я прошу вас по благодарить друг друга за совместные игры и выполняют данное упражнение. Вам необходимо обнять как можно большее количество своих товарищей за 15 секунд.

Этап 7 - обсуждение тренинга

(подготовить карточки для каждого из участников)

Ведущий: Каждый из вас получил карточки с вопросами. Порошу вас ответить на них.

    Какие моменты игры понравились больше всего? Почему?

    Какое из заданий оказалось самым трудным? Почему?

    Почувствовали ли вы поддержку и помощь своих товарищей во время игры?

    Узнали ли вы что-то новое об участниках группы?

    Удавалось ли во время игры избегать проявления грубости, агрессии, конфликтов?

    Возможно ли в жизни обходиться без ссор и оскорблений?

Ведущий: Прошу вас положить жетоны в коробки по настроению. Тренинг закончен, а впереди жизнь, которой и был посвящен наш тренинг. Всем спасибо!

2018 год

Библиотечные специалисты Новоаннинского района стали участниками семинара «Библиотеки МКУК «НМБ»: актуальность оптимизации и трансформирование библиотечной деятельности». В рамках семинара были рассмотрены вопросы организации и пути дальнейшего развития библиотек района в рамках библиотечной системы, подведены итоги работы библиотек в 2017 году, отмечены их достижения и проблемы.


Участники семинара получили содержательные консультации по организации работы к празднованию 90-летия района, по продвижению книги и чтения среди различных групп пользователей, исполнению ФЗ от 29.10.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Для эффективности работы семинара для библиотечных специалистов оформлена выставка «Библиотечные ориентиры», на которой представлены законодательные документы в области библиотечного дела, а также профессиональные периодические издания. В заключении каждый участник семинара получил пакет методических материалов.

2017 год

Профессиональные встречи


В очередной раз библиотекари собрались в читальном зале межпоселенческой библиотеки для участия в семинаре «Библиотека: новые возможности и новое качество. Работа с отдельными категориями пользователей». В программе семинара: консультации, профессиональные сообщения, обмен опытом по таким вопросам как, создание доступной среды и организация обслуживания различных групп пользователей, формы библиотечного обслуживания социально-незащищенных категорий читателей, современные подходы привлечения к чтению детей младшего школьного возраста, электронные услуги как одна из форм обслуживания удаленных пользователей. Коллеги приняли активное участие в семинаре, обменивались опытом работы по теме занятий. В заключении участники ответили на вопросы мини-анкеты «Как вам наш семинар?».

2016 год

Творческая лаборатория "В поисках нового"

На базе Бочаровской библиотеки состоялась творческая лаборатория для коллег-библиотекарей МКУК «НМБ». Ее тема «Библиотека и молодежь: в поиске новых идей». Отправной точкой для начала творческой лаборатории стала виртуальная экскурсия по Бочаровской библиотеке. Участники познакомились с книжными выставками, творческими работами читателей библиотеки. Главный библиотекарь, Бигилева Т.А. отметила, что ее библиотека – это не только собрание книг, но и образовательное учреждение, место общения, проведения досуга среди молодежи. Татьяна Александровна представила формы работы с молодежью, которые она активно использует в своей работе: литературный калейдоскоп, интерактивные игры, шок-урок, библиобродилки и т.д. Рассказ сопровождался электронной презентацией «С библиотекой по жизни».

Для коллег организована профессиональная трибуна «Библиотеки – молодежи», в рамках которой состоялся обмен опытом работы Дурновской, Поповской (Березовского сельского поселения), Полевой, Черкесовской, Галушкинской, Деминской, Краснокоротковской библиотек.

Заключительным мероприятием стало проведение среди участников лаборатории фрагмента библиотечного квеста «Книжные чувства». Соревнующиеся проходили станции, каждая из которых связана с органами чувств человека. Попадая на станцию «Зрение», игроки соотносили портреты авторов книг с иллюстрациями к литературным произведениям, проверить слуховое восприятие участники могли, угадывая литературные образы по описанию на слух, на станции «Осязание» с помощью тактильного восприятия угадывали предметы, скрытые под тканью и соотносили их с героями литературных произведений.

В заключение коллеги выразили благодарность организаторам и участникам лаборатории и пожелали в дальнейшем не оставлять такую форму профессиональной учебы.

Семинар-практикум «Библиотека – территория здорового образа жизни»

Библиотекари МКУК «НМБ» в очередной раз собрались в межпоселенческой библиотеке чтобы принять участие в семинаре-практикуме «Библиотека – территория здорового образа жизни». Тема семинара выбрана не случайно, потому что именно молодежь и подростки наиболее подвержены негативному влиянию среды и общества. А свою долю ответственности за пропаганду здорового образа жизни и профилактику асоциальных явлений в обществе несет и библиотека.

Собравшихся приветствовала заведующая отделом инновационно-методической деятельности Бирюкова С.М., которая в своем выступлении отметила актуальность работы библиотек по продвижению здорового образа жизни, обратила внимание на использование инновационных форм работы с молодежью, на необходимость более активного использования в этой работе современных информационно-коммуникационных технологии.

В ходе семинара состоялся обмен передовым опытом работы библиотек района, ведущих активную работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактики асоциальных явлений. О своей работе рассказали коллеги из библиотеки семейного чтения, центральной детской библиотеки, Березовской, Староаннинской, Поповской (Тростянское сельское поселение) библиотек.

Заместитель директора по работе с детьми Яровая О.О. провела с участниками семинара фрагмент литературно-спортивного праздника «Будь здоров без докторов».

Библиотекари делали утреннюю зарядку, составляли распорядок дня, участвовали в импровизированной рыбалке, отгадывали загадки.

Программу семинара завершил информационный обзор «Тема здорового образа жизни в русской литературе». Методист З.И. Лаврентьева представила творчество таких известных авторов как: А.С. Пушкина, С. Есенина, М. Булгакова, В. Высоцкого, Ч. Айтматова и других.

Участники выразили благодарность организаторам семинара, о чем оставили запись в книге отзывов.


Профессиональные встречи

Специалисты библиотек района стали участниками семинара-совещания «Итоги работы библиотек Новоаннинского района за 2016 год».

С приветственными словами к участникам обратилась директор МКУК «НМБ» Власова Л.В. Прозвучали поздравления с днем рождения в адрес главного библиотекаря Тростянской библиотеки Мордвинцевой А.В., была представлена коллективу новый работник Краснокоротковской библиотеки, Ломтева Т.Н.

Деловая часть совещания содержала информационно-аналитический обзор «Работа библиотек МКУК «НМБ» в 2015 году». Заведующая инновационно-методическим отделом Бирюкова С.М. проанализировала деятельность библиотек системы, отметила положительные и отрицательные моменты в работе библиотек.

Подробный анализ массовой работы с детьми подготовили Яровая О.О. заместитель директора по работе с детьми.

Особое внимание библиотекарей было обращено на консультацию «Порядок заполнения бланков отчетности и порядок предоставления статистических отчетов» в связи с новыми изменениями в бланках ежеквартальной отчетности и форм 6-НК. Методист, Лаврентьева З.И. на конкретных примерах продемонстрировала заполнение отчетных форм.

В заключении все участники семинара получили пакет с методическими материалами.

2015 год

Семинар «Планирование в библиотеке: опыт и поиск»

«Планирование в библиотеке: опыт и поиск» так назывался семинар библиотечных работников района. Теоретическую часть семинара составили сообщения: «Планирование и отчетность в библиотеке», подготовленный методистом З.И. Лаврентьевой, «Библиотечные фонды и каталоги» заведующая отделом обработки и комплектования Л.Н. Болдыревой, «Продвижение ресурсов и услуг библиотек через Интернет-сайт» заведующая сектором автоматизации и информационных технологий Н.В. Власовой.

В практической части состоялась презентация коллекции творческих идей центральной детской библиотеки. Яровая О.О. заместитель директора по работе с детьми предложила коллегам формы и названия мероприятий к юбилейным датам детских писателей, книг-юбиляров, а также мероприятия краеведческой, экологической, исторической направленности.

Вниманию участников семинара заведующая отделом инновационно - методической деятельности С.М. Бирюкова представила информационный обзор профессиональных журналов и методических материалов «Профи-пресса».

В заключении коллеги получили пакет методических материалов, которые будут использовать в работе своих библиотек.

В межпоселенческой библиотеке состоялась торжественная церемония вручения благодарственных писем Волгоградской областной Думы работникам межпоселенческой библиотеки.


Награда вручена Тихоновой Т.П. главному библиотекарю читального зала и Петранчак О.И. главному библиотекарю филиала межпоселенческой библиотеки, помощником депутата Волгоградской Областной Думы Шабуниным А.П.


Коллектив тепло поздравил своих коллег с заслуженной наградой.

03 сентября 2015 года главный библиотекарь Новосельской библиотеки

Дробышева Нина Владимировна отмечает свой юбилей.

«Библиотечное краеведение — территория больших возможностей»

Под таким названием в межпоселенческой библиотеке состоялась креатив-лаборатория для специалистов библиотек города, сельских библиотекарей. Тема эта взята не случайно, потому что краеведение всегда было и остается одним из важнейших направлений деятельности библиотек.

Рабочая программа лаборатории включала: консультацию «Библиотечное краеведение: формы позиционирования краеведческой литературы», площадку по обмену опытом «Мастерство и поиск», где главные библиотекари Дурновской, Староаннинской, Деминской, Филоновской, Мартыновской, Болыше-Головской библиотек активно, творчески представили свою библиотечную краеведческую деятельность, обменялись опытом по внедрению инновационных форм работы в этом направлении.

Положительных отзывов коллег удостоилась литературная встреча с местными поэтами и писателями «Путешествие по литературной карте Новоаннинского района», на которую были приглашены все участники творческой лаборатории.

При подведении итогов работы лаборатории коллеги отметили разнообразие форм краеведческой деятельности, их яркое нестандартное содержание, использование богатого краеведческого материала, объединение творческого потенциала библиотек с клубами, учебными учреждениями и другими организациями.

Семинар «Роль современной библиотеки
в гражданско-патриотическом воспитании личности»

В межпоселенческой библиотеке состоялся семинар «Роль современной библиотеки в гражданско-патриотическом воспитании личности», на котором присутствовали библиотекари городских и сельских муниципальных библиотек Новоаннинского района.

Рабочая программа семинара включала консультации по определению роли книги и чтения в системе гражданско-патриотического воспитания личности, эффективным формам библиотечной работы с детьми и подростками.

Творчески прошел обмен опытом «Сохраним героическую историю героического народа», где выступления участников сопровождались показом презентаций, тематических папок, фотоальбомов.

Многих участников семинара заинтересовал обзор материалов, изданных областной библиотекой для молодежи: обзор литературы «Дети пустоты», где раскрыта тема беспризорников в современной российской прозе, библиографический обзор «Воспитание чувств» раскрывает тему толерантности в зарубежной художественной литературе, пособие «Люди с неограниченными возможностями» предлагает обзор произведений художественной литературы, главными героями которых являются люди, преодолевшие определенные жизненные барьеры, люди, попавшие в трудные жизненные ситуации.

Обзор «Главные герои-сверстники» составлен по страницам книг современных авторов о сегодняшней молодежи и другие.

Участники семинара отметили необходимость работы библиотек по гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения, особенно в свете последних происходящих событий в мире, о необходимости формирования гражданственности и патриотизма на основе изучения истории родного края, посредством художественной литературы, использования интерактивных форм массовых мероприятий.

2014 год

Ах, юбилей, юбилей!

28 октября 2014 года методист межпоселенческой библиотеки

Людмила Валентиновна Ребрина отмечает свой юбилей.

Работники

Библиотека и молодежь: проблемы, формы работы

Под таким названием состоялся семинар библиотечных работников, на котором присутствовали библиотекари городских и сельских библиотек района, а также библиотекарь новоаннинского сельскохозяйственного колледжа. Открыла семинар директор МКУК «НМБ» Власова Л.В., осветив вопросы организационного характера, обозначила задачи и направления деятельности учреждений на предстоящий период.

Тему интерактивной организации библиотечного пространства для молодежи освятила заведующая отделом инновационно-методической деятельности Бирюкова С.М., обратив внимание слушателей на необходимость совершенствования форм и методов привлечения молодежи к чтению, использования в работе интерактивных, презентационных, мультимедийных, мобильных форм, подчеркнув целесообразность использования традиционных и инновационных форм массовой работы, таких как библиотечный Non Stop, арт-терапия, буккроссинг, флэшмоб, молодежный библиосейшн, квест и другие.

Опытом работы в этом направлении поделилась главный библиотекарь Новосельской библиотеки Дробышева Н.В., проведя с участниками семинара эпистолярный лабиринт «Я к Вам пишу…» к 215-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Для прохождения лабиринта потребовались знания произведений А.С.Пушкина, особенно тех мест произведений, которые содержали переписку главных героев. Проведение таких мероприятий наглядно продемонстрировало необходимость от организаторов и участников глубокого прочтения произведений, а также способствовало развитию кругозора у его участников и воспитанию любви и уважения к русской классике.

Тему пропаганды книг и чтения среди молодежи продолжила библиограф МКУК «НМБ» Лаврентьева З.И., осветив важный аспект «Через чтение к развитию личности», отметив важные моменты в организации чтения молодежи, в том числе необходимость более тщательного подхода к комплектованию фонда для молодежного чтения, а также порекомендовала книги наиболее интересных и популярных авторов.


14 мая в рамках школы библиотечного мастерства «Уверенный библиотекарь» на базе Панфиловской библиотеки состоялся воркшоп «К книге и чтению-через досуг и общение». Воркшоп – это интенсивное учебное мероприятие, мастерская на которой профессионалы делятся друг с другом своим мнением и опытом по определенной тематике. Открыла воркшоп директор МКУК «НМБ» Власова Л.В., которая отметила необходимость заполнения досуга населения через организацию клубов и любительских объединений в библиотеке. Участникам, библиотекарям АМОвской, Новокиевской, Полтавской, Новосельской библиотек, предложена консультация «Любительские объединения: от идеи к воплощению», состоялся обмен опытом по организации клубов и кружков в библиотеке.

Главный библиотекарь Панфиловской библиотеки Васильева Л.И. подготовила презентацию о деятельности кукольного театра «Забава» и детского клуба «Зернышко», рассказала о создании этих объединений, о проведенных мероприятиях, о трудностях с которыми столкнулась при организации. Стоит отметить высокую организацию работы в этих объединениях, творческую активность библиотекаря, Васильевой Л.И., участников-детей, родителей.

Успешно функционирует в Новокиевской библиотеке клуб «Хуторянка». О его деятельности рассказала главный библиотекарь Маслиева Н.И. Участники клуба, люди пожилого возраста, находят здесь общение, знакомятся с новинками литературы, с актуальными статьями из периодических изданий. Особой популярностью пользуется газета «ЗОЖ».

Воркшоп, как форма повышения квалификации библиотечных работников, в нашей работе использовалась впервые и получила положительный отзыв коллег.

Ах, юбилей, юбилей!

17 марта 2013 года заведующая отделом инновационно- методической деятельности
Светлана Матвеевна Бирюкова отмечает свой юбилей.

Работники
МКУК «Новоаннинская межпоселенческая библиотека»

сердечно поздравляют коллегу.

Умение общаться – одна из основных профессиональных функций библиотекаря. Не всегда мы можем о себе сказать, что успешно реализуем ее. Поэтому нам всегда полезны встречи с психологами – специалистами по человеческому взаимопониманию.

А часто ли случаются в библиотечном мире встречи с представителями смежных профессий, хорошо понимающих суть, особенности и проблемы нашей профессии? Сотрудникам ЦБС повезло: в четверг, 19-го апреля, у нас в гостях побывала журналист, педагог, специалист по PR-деятельности Светлана Вячеславовна Новаторова.

Семинар-тренинг – так можно обозначить формат встречи. Самое интересное не в том, что Светлана Вячеславовна убедила нас, что каждый библиотекарь – это спикер и спичрайтер, т.е. человек публичный, умеющий сочинять и произносить речи. Мы об этом и сами догадывались. Интересно то, что она убеждала нас в этом, используя наши «родные», давно нам знакомые «камни преткновения».

Как вести разговор, если в библиотеке человек ведет себя неадекватно, попросту нагло, или наоборот, растерянно топчется, не зная сам, что ему нужно? А как рассказать о себе, своей библиотеке или книге, чтобы человек все бросил и побежал в библиотеку? Как отказать посетителю в чем-то, не обидев его при этом? А как убедить человека, утверждающего, что он не желает читать и что чтение никому не нужно?

Практические задания, тренинговые упражнения, предложенные Светланой Вячеславовной, привели меня к мысли, что ответы на все эти вопросы можно найти в мировой и отечественной классической и современной литературе. Возьмите любой литературный сюжет, и вы увидите, что в его основе – психологическая несовместимость героев, несоблюдение законов успешной коммуникации. Проще говоря, неумение общаться друг с другом, непонимание того, кто сам герой, кто его собеседник, каковы их цели и взаимные ожидания. Я не готова нести ответственность за всю мировую и отечественную классическую и современную литературу, но рискну утверждать, что вся она держится на том, что плохо работают психологи. Прошу прощения у психологов и специалистов по коммуникационным технологиям, но эта фраза – всего лишь практическое воплощение советов самих же психологов, что начинать сообщение и общение лучше всего с какой-то необычной фразы, сразу останавливающей внимание. С фразы, которая иногда идет от противного, но заставляет собеседника заинтересоваться, сосредоточиться на том, что ему говорят.

Чтобы приобрести эти навыки, нужно всего лишь много читать и чаще встречаться с такими профессионалами-психологами, как С.В. Новаторова.

Гл. методист ЦРБ им. Ф.М. Достоевского
Галина Пальгуева

  • Добавить комментарий

Комментарии

Ср, 2012-04-25 12:11 -

Мировая, отечественная, классическая и современная литература не может "держаться на том", хорошо или плохо работают психологи. Утверждение автора заметки на эту тему лишено элементарной логики и здравого смысла.

Ср, 2012-04-25 21:10 -

Литература всегда "держится на том", что имеет место быть, что существует в нашем прекрасном и "безумном, безумном мире" Художественную литературу еще называют "душеведеним" и "человековедением". А это как раз область интересов психологии. Хороший писатель - это всегда хороший психолог. В свою очередь профессиональный психолог может брать литературную ситуацию, взаимоотношения литературных героев в качестве наглядного пособия для корректировки реальных (бытовых) психологических ситуаций. Уже давным давно существуют такие термины как "психология чтения", "библиотерапия", а за ними, естественно, стоит реальная работа. "Элементарная логика и здравый смысл" - вещь отличная... для учебника математики, физики, учебника по бизнесу и тд. В человеческой душе, в психологии и художественной литературе не все так "элементарно прямолинейно" А если подойти к обсуждаемой заметке с небольшим чувством юмора, то можно представить себе картинку... Вот "Леди Макбет из Мценского уезда" пришла к психологу (психотерапевту) ... он ей все лигически разъяснил, как нужно поступать, чтобы любовная страсть не лишила даму рассудка... Она все ээто выслушала, приняла к руководству, не стала никого убивать... Хорошо? Конечно, хорошо!!! Но... человечество не получило бы Лесковский шедевр. "Все счастливые семьи похожи друг на друга. Все несчастливые - несчастливы по-своему" - это первая строчка "Анны Карениной". Хорошо, когда все несчастливые семьи придут к психологу и он им все разъяснит и все будут счастливы... одинаково. И будет скучно, и не будет Л.Н. Толстого и великолепных художественных произведений. Наверное, этот комментарий тоже лишен здравого смысла и логики... но.. уж что выросло, то выросло. Зато нет логически-прямолинейного занудства.

Деловые игры в библиотеке

Оренбург

Оренбург

2008
т

Государственное учреждение культуры
Областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской

Научно – методический отдел

Деловые игры в библиотеке

Сборник методических материалов

Оренбург

Составитель Утевалиева А. А., главный библиотекарь научно – методического отдела
Редактор Камскова Т. А., заведующая редакционно – издательским отделом
Ответственный за выпуск Кучапина Л. Л., заместитель директора по научной работе
Деловые игры в библиотеке: сборник методических материалов / Областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской; НМО; Сост. А.А. Утевалиева. – Оренбург, 2008. - 54 с.

Уважаемые коллеги!
Предлагаемые вашему вниманию материалы сборника «Деловые игры в библиотеке» выходит в серии «Наша профессия», издаваемой НМО ОУНБ им. Н.К. Крупской.

Цель сборника – активизация, применение инновационных технологий в системе непрерывного образования, помощь библиотекарям в преодолении психологических барьеров в ходе повышения профессиональной квалификации.

Сборник содержит комплекс тренингов, обучающих и моделирующих игр, являющихся авторскими разработками ведущих библиотековедов России Э.Р. Сукиасяна и Н.В. Збаровской, а также материалы, апробированные библиотечными специалистами в системах повышения квалификации США.

Надеемся, что материалы сборника окажут помощь в работе над совершенствованием профессионального мастерства библиотекарей.

НМО ОУНБ им. Н.К. Крупской

^ Деловые игры как форма эффективного обучения библиотекарей

Изменение социокультурной среды, принципов организации деятельности библиотек определяет новые требования к библиотечному персоналу. Несомненно, устаревшие профессиональные знания сдерживают модернизацию муниципальных и сельских библиотек. Поэтому наличие возможностей для актуализации профессиональных знаний и навыков библиотечных специалистов является важным фактором успешного развития библиотек и удовлетворения ими потребностей общества в информации и знаниях.

В условиях ограниченности бюджетного финансирования по дополнительному образованию библиотечных работников и труднодоступности для сельских библиотекарей источников профессиональной информации особенно важен выбор форм обучения, позволяющих эффективно и в короткие сроки овладеть необходимыми знаниями и навыками. Вместе с тем, необходимы не только постоянное обновление знаний, но и выработка новых подходов, воздействующих на изменение способа мышления.

Для решения этих задач традиционные формы обучения (лекции, дискуссии, даже семинары) в большинстве недостаточно эффективны. Поэтому одной из форм подготовки специалистов являются динамичные формы, такие, как деловые игры.

Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, в то время как в деловых играх около 90%. Принципиальное отличие деловых игр от традиционных методов обучения в том, что при тренинге члены группы сами «добывают» знания, активизируя участие каждого, а при традиционном обучении осуществляется передача готового знания.

Сущность деловых игр заключается в отработке реальных проблем и принятии связанных с ними решений на примере заданных ситуации. Главная особенность деловой игры в том, что предложенные задачи не имеют правильных готовых решений. Варианты вырабатываются и рассматриваются непосредственно во время игры, ход которой невозможно предсказать. При проведении деловых игр обучение производится по принципу «задача - решение», а не по принципу «вопрос-ответ».

Различные исследователи выдвигают свои виды классификации деловых игр. Н.В. Збаровская – преподаватель СПбГУКИ классифицирует следующие виды деловых игр: игры-тренинги, ролевые игры, моделирующие игры, организационно-деятельностные игры.

По данной классификации, игры-тренинги направлены на развитие умений и навыков систематизации информации.

Ролевые игры предусматривают распределение ролей, переработку информации и подготовку материала в соответствии с предложенной ролью.

Моделирующие игры – игры, содержащие элементы моделирования деятельности или объектов. Они позволяют органически соединить приемы работы с информацией и конкретную профессиональную деятельность библиотеки.

Автор учебника «Деловые игры: разработка, организация, проведение» В.Я. Платов приводит свою типологию деловых игр, где помимо ролевых, имитационных, организационно-деятельностных игр, уделяет огромное внимание методу анализа конкретных ситуаций (МАКС).

При использовании метода анализа конкретных ситуаций обучаемым представляется ситуация, связанная с некоторым моментом функционирования конкретной организации, предприятия. Задачей обучаемых является коллективное принятие управленческого решения в указанной ситуации. Особенность метода и его отличие от ролевых и имитационных игр состоит в отсутствии ролей (ниже приведены примеры игр, связанных с МАКС, апробированные в библиотеках России и США).

^ Этапы проведения деловых игр

В структуре деловых игр обычно предусматривают несколько стадий: подготовительный этап, вводная часть, работа в группах (собственно деловая игра), анализ результатов, подведение итогов.

^ Подготовительный этап . Осуществляется диагностика состояния игрового объекта, выявляются проблемы, болевые точки, определяется стратегия игры, формируется её предварительная структура, продумывается состав групп с учетом различных подходов игроков к рассматриваемой проблеме, подготавливается раздаточный материал, разрабатываются критерии игры.

^ Вводная часть . Здесь предусматриваются ориентирование коллектива на цели и задачи игры, осуществляется психологическая подготовка участников, мобилизация их творческого и интеллектуального потенциала. Команды получают заранее подготовленные материалы. Если игра разбита на несколько этапов и её проведение требует предварительного изучения литературных источников и правовой документации, то участникам может быть предложена лекция, консультация, обзор литературы, сформулировано домашнее задание.

^ Работа в группах . Каждая группа работает обособленно, вступая в деловой контакт с другими группами или исполнителями ролей только при функциональной игровой необходимости. Участники в каждой команде выдвигают предложения по решению проблемы.

В ходе анализа результатов и подведения итогов деловой игры целесообразно корректно разъяснить причины возникавших в ходе игры проблем, отметить недостатки в проектах команд, сообщить, что все проекты будут доработаны и приняты за основу, разъяснить участникам, что результаты не приведут к административным и организационным выводам, так как раскрывают проблемную ситуацию и намечают пути её разрешения.
^ Ситуационный анализ или метод «кейс-стади»:

опыт российских библиотек

Анализ конкретных ситуаций позволяет в условиях обучения обратиться к конкретному опыту с целью его осмысления. Основная задача – помочь участникам соотнести свой опыт с предлагаемыми подходами и моделями, провести их обсуждение в ходе групповой работы, самостоятельно выработать ориентиры и способы действий в реальных ситуациях.

Ситуационный анализ как метод обучения показал свою жизнеспособность и высокую эффективность. Об этом свидетельствует опыт организации тренинг-семинара в Республике Карелия, проведенный под руководством известного библиотековеда Э.Р. Сукиасяна в 2002 году.

Модель обучения с применением данного метода интерпретируется автором так: задается ситуация и для анализа предлагаются 3 – 4 варианта её развития в зависимости от принятого руководителем решения, причем ни один из них не должен носить характер явно надуманного, искусственного.
Метод ситуационного анализа при проведении тренинг-семинара

в библиотеках Республики Карелия

Общая структура программы тренинг-семинара состояла из пяти блоков:

Предварительного или вводного;

Три блока, непосредственно связанных с анализом ситуаций:

Ситуации подбора, приема, увольнения, расстановки кадров,

Ситуации, связанные с повышением квалификации,

Ситуации оперативного управления персоналом;

Заключительный, или итоговый.

Ниже приведены варианты ситуаций для анализа, предложенные Э.Р. Сукиасяном для библиотечных работников Республики Карелия. (Анализ конкретных ситуаций и выводы по проведенному тренинг-семинару см. в журнале «Научные и технические библиотеки». – 2002. - №11. – С. 25-45).

^ Ситуации подбора, приема, увольнения, расстановки кадров.
I. Вам нужно принять на работу библиотекаря. Выскажите свое мнение, кого бы Вы предпочли (при прочих равных условиях):

1) сотрудника со специальным (библиотечным) образованием;

2) сотрудника со стажем работы в библиотеке:

3) человека образованного и начитанного;

II. Вы развиваете в своей библиотеке компьютерное хозяйство (или только приступаете к автоматизации). Вам необходимо пору­чить руководство этим направлением определенному лицу. Какое решение Вы примите:

1) поручу это направление своему заместителю, библиотекарю-профессионалу;

2) возьму на должность нового сотрудника с подходящим обра­зованием (математика, программиста, инженера);

3) организую в структуре отдел автоматизации, руководителем назначу опытного библиотекаря-профессионала, имеющего стаж ра­боты в нашей библиотеке;

4) приму такое же решение, но руководителем назначу сотрудника с подходящим образованием (математика, программиста, инженера).

III. Вам надо заполнить неожиданно образовавшуюся вакансию заведующего отделом. У Вас три кандидатуры, все чем-то хороши. Придется делать выбор:

1) в этом отделе есть заместитель заведующего, стаж рабо­ты в этом качестве более десяти лет. Плюсы: работу и людей знает. Минусы: полное отсутствие инициативы - как работали, так и будут работать. А как хотелось бы "перестройки"..;

2) в другом отделе библиотеки есть подходящая кандидатура. Плюсы: хорошее образование, молодость, инициатива, желание и – что важно, - умение руководить. Минусы: в обиде окажутся многие сотруд­ники, которые работают давно и ждут "своей очереди" продвинуться;

3) давно хочет перейти в наш коллектив сотрудник из другой библиотеки. Плюсы: хорошее образование, стаж работы, желание взять на себя ответственность. Минусы: трудно сказать - мы его со­всем не знаем. Ясно только одно: там, у себя, что-то не получается, не хочет там оставаться...

IV. Сотрудник, завершивший образование, размахивает дипло­мом и требует немедленно повысить разряд ETC. Ваши действия:

1) обещаю разобраться; не предпринимаю никаких действий, так как фонд оплаты труда исчерпан;

2) принимаю соответствующее заявление и соглашаюсь с повы­шением;

3) прошу заведующего отделом подготовить должностную инст­рукцию с соответствующими изменениями и дополнениями, после ее утверждения соглашаюсь с повышением.

V. Сотрудник окончил курсы, показывает полученное на них свидетельство (удостоверение, сертификат) и требует повысить ему разряд ETC. Ваши действия:

1) отказываю без объяснения причин (достаточно того, что в период учебы часть коллектива брала на себя его обязанности, рабо­тала за него);

2) обещаю пойти навстречу при первой возможности, хотя пер­спектив не вижу;

3) объясняю, что окончание курсов и получение этого документа никаких особых прав не дает. Будущее покажет;

4) предлагаю сотруднику на деле продемонстрировать эффектив­ность полученных знаний: составить проект, подготовить мероприятие, разработать документацию. Ухожу от прямого ответа на вопрос: «И тогда?» - считая его лишним. Повышение разряда проводится в каче­стве поощрения, если полученные знания применены на практике.

VI. В кабинет входит М.П. (опытный, уважаемый в коллективе сотрудник, профессионал, зав. подразделением). М.П.: "Мужа пригла­сили в другой город, через месяц-полтора - уезжать. Прошу уволить меня поскорее, за несколько дней, надо собраться". Ваша реакция:

1) дорогая М.П., поздравляю! А жилье дадут? Все сделаем. Но обещайте, что придете в санитарный день, посидим, вспомним, как работали с Вами, скажем Вам на дорогу хорошие слова;

2) вот это да, неожиданно как-то. От Вас не ожидала, сколько лет работали, я на Вас так надеялась. За несколько дней не получит­ся. Недели две по закону придется отработать..;

3) не получится у Вас, М.П., что Вы задумали! Быстро не уй­дете! Месяц, а то и все полтора отработать! Еще я подумаю, как Вам дела сдавать и кому. Как так можно? Вдруг приходите, не преду­преждая... Вот что: пусть муж едет, а Вы с детьми потом к нему по­едете. Поработаете пока. Вы же сами замену не подготовили!

VII. Опытный кадровый работник старше 65 лет, заведующий отделом, приносит заявление об увольнении. Состояние здоровья работать по­зволяет. Замена подготовлена. Ваши действия:

1) когда-нибудь это должно было произойти: нельзя же вечно работать! Подписываю заявление. Приглашаю заходить;

2) провожу неторопливую беседу, пытаясь понять, что подтолк­нуло к решению уйти (возможные мотивы и аргументы: ухудшение состояния здоровья, необходимость ухода за близкими дома, жела­ние "омолодить" штат и открыть дорогу молодежи, неприятный раз­говор в отделе). Соглашаюсь с просьбой. Приглашаю сотрудника, принимающего отдел, прошу собрать коллектив. Представляю нового руководителя в присутствии уходящего в отставку. Прошу произне­сти напутственные слова;

3) прошу ветерана дать согласие на временную работу (варианты: с сокращенным рабочим днем, на контрактной основе, с использованием для обучения новых сотрудников, с поручением пе­ресмотреть документацию, принять участие в разработке плана и со­ставлении отчета и т. п.).

VIII. Молодая сотрудница со средним образованием (стаж работы - почти год) увольняется из библиотеки в связи с поступлением в вуз. Ваши действия:

1) подписываю заявление с грустью: уходят молодые кадры. Прошу не забывать;

2) пытаюсь отговорить от увольнения, убеждаю, что можно и нужно учиться, не покидая коллектив библиотеки. Попробую пого­ворить с родителями;

3) кто решил уйти - уйдет, но с коллективом придется разо­браться: надо знать о планах молодежи и вести работу по профори­ентации и профадаптации, закреплению молодежи. Если работа и люди по душе, человек не уйдет на дневное…

^ Ситуации, связанные с повышением квалификации

I. В поступившей на Ваше имя почте Вы обнаружили пригла­шение на учебу в Москву: срок - две недели, командировочные рас­ходы оплачиваются). Ваши действия:

1) без всяких сомнений: еду. Учить своих заместителей или рядовых сотрудников опасно - они не должны быть умнее своего ру­ководителя. Разве отсюда не следует, что сначала надо ехать на учебу руководителю?

2) надо выяснить, что за курсы (в приглашении об этом не ска­зано, но телефон есть). А затем уж решить, кого стоит послать;

3) в библиотеке и так плохо с людьми, а тут на 14-15 дней надо будет лишиться сотрудника. Эффект всяких курсов весьма сомните­лен... Отказаться;

4) прекрасно! Давно ищем деньги на командировку в Москву - надо привезти заказанную технику и отложенные книги. На «курсы» поедет наш автоматизатор: для виду посидит пару дней, но дело сде­лает.

II. Сотрудница-библиограф подала заявление с просьбой напра­вить ее на компьютерные курсы. Приложена программа курсов: тек­стовые и графические редакторы, электронные таблицы, финансовые операции в Интернете (электронные платежи, банковские карты). Говорит, что она таким образом лучше освоит Интернет (библиотека подключена). Деньги не бог весть какие, но и не малые... Ваши дей­ствия:

1) подписываю заявление, предлагаю искать спонсоров;

2) понимаю, что в скрытой форме готовится переход на работу в другую организацию с предварительным обучением за счет библио­теки. Предлагаю сотруднику сначала обратиться к юристу, чтобы перейти на контрактную систему, оговорив в трудовом договоре от­ветственность за увольнение по собственному желанию (с указанием срока);

III. Вы или Ваши сотрудники возвратились из служебной коман­дировки за рубеж или в пределах России (участвовали в совещании, конференции, выступали с докладом):

1) это хороший повод для того, чтобы собрать весь коллектив для отчета и подробного рассказа о том, что было, какая была про­грамма, как был принят аудиторией доклад. Надо показать всем привезенные материалы;

2) темы бывают разные и не всем всегда все надо знать. Соби­раются те лица, которых я определю, формальный отчет заслушаем в узком составе;

3) вообще не вижу смысла отчитываться в коллективе, отчет бу­дет направлен "наверх": будет меньше разговоров о том, что "одни работают, другие ездят".

IV. Студентка-заочница библиотечного факультета возвратилась с очередной экзаменационной сессии:

1) надо поинтересоваться, все ли сдала: главное - получить ди­плом;

2) руководитель отдела, в котором она работает, должен быть в курсе ее дел;

3) студенты отчитываются в дирекции; темы рефератов, курсо­вых, дипломных работ обязательно предлагаются библиотекой. Иначе какой смысл в учебе?;

4) с целью повышения ответственности и информации коллек­тива полезно дать возможность выступить перед всеми, рассказать, чтонового говорили преподаватели;

5) предложите свой вариант.

V. Обсуждается вопрос о системе повышения квалификации со­трудников. Вы должны высказать свое мнение:

1) должен быть жесткий план, каждый должен повышать ква­лификацию хотя бы раз в 3-4 года. Учебу можно организовать в библиотеке;

2) может быть план, но он всегда будет иметь формальный ха­рактер. Учить надо "по потребностям" и тех, кому это нужно;

3) в план надо включить только ежемесячную информацию на общем собрании коллектива. Остальное - как получится: вызовут -пошлем, захотят - отпустим.

VI. В Вашей библиотеке есть план обучения новых сотрудников. Однако некоторые из них под разными предлогами ("у меня боль­шой стаж работы, "имею библиотечное образование") уклоняются от обучения по этому плану). Ваши действия:

1) не хотят - не надо. В работе скажется, тогда заставим изу­чать все, что надо, самостоятельно и в нерабочее время;

2) вызову и объясню, что у нас принят такой порядок для всех без исключения;

3) придется проявить настойчивость. Потребую обеспечить кон­троль;

4) не буду доводить до конфликта. Попрошу заведующего отде­лом познакомить сотрудника с содержанием плана и убедить, что многое, относящееся к нашей библиотеке и ее традициям, он пока не знает и поэтому должен учиться.

VII. В процессе внедрения компьютерной техники и освоения но­вой технологии коллектив раскололся на две группы: одни работают на компьютерах хорошо, другие заявляют принципиально, что овла­девать компьютерными знаниями не будут. Ваши действия:

1) жесткими волевыми действиями весь коллектив вовлекается в производственное обучение;

2) морально и материально стимулируются только "прогрессив­ные сотрудники";

3) вопрос "спускается на тормозах": опыт показывает, что те, кто боялся, очень быстро перевоспитывается….

ЧТО в библиотеке работать легко и скучно???

ЧТО библиотекари целыми днями читают???

ЧТО в библиотеке работают только бабушки???

ЧТО и СКОЛЬКО должен знать, и уметь БИБЛИОТЕКАРЬ?

ПОЧЕМУ учеба превращается в непрерывное пожизненное занятие библиотекарей?

В ЧЕМ сегодня «ПЛЮСЫ» и «МИНУСЫ» в планировании обучения библиотекарей?

КАК и ЧЕМУ нужно обучать современных библиотекарей?

КАК и с ЧЕГО начать планирование?

КАК написать грамотно План повышения квалификации библиотекарей?

КАКИЕ инновационные формы обучения приходят на смену традиционным?

КАК добиться успеха в обучении?

2016 год: «Что год, грядущий нам готовит?»

На эти вопросы мы постарались дать ответы на вебинаре, который 9 сентября прошел для специалистов муниципальных библиотек Псковской области. Он-консультацию провела А.Л. Левченко, зав. сектором непрерывного образования отдела координации деятельности библиотек области Псковской ОУНБ.

В Вашем профессиональном обучении и самообразовании Вам помогут...

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

Сайт «Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества» – http://www.mcbs.ru

Сайт «Школа библиотечного лидерства» – http://biblider.ru (проект НФ «Пушкинская библиотека»)

Портал информационной поддержки руководителей учреждений культуры -http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/92/2294 /

Сайт Российской библиотечной Ассоциации - http://www.rba.ru /

«Компетентный библиотекарь» (презентация) - http://www.myshared.ru/slide/264333/


РЕСУРСЫ Псковской областной универсальной научной библиотеки:

Сайт Псковской ОУНБ – Раздел «КОЛЛЕГАМ» - www.pskovlib.ru ;

Блог «Методическая служба ПОУНБ» - http://metodistam.blogspot.ru ;

- «Библиотечный портал Псковской области» - Раздел «Непрерывное образование» - ;

Раздел "Методический штурвал" - на сайте «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина» - http://kaverin.ru ;

Раздел «В помощь профессионалам» - на сайте «Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих» - http://pskov-sbs.ru .

МЕТОДИЧЕСКИЕ СБОРНИКИ (ПОУНБ):

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ:

Ветчанова, О. В. Повышение квалификации работников культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 7. - С. 56-63.

Головко, С. И. Специалист: Образование, компетентность, новаторство. – М. : 2005.

Збаровская, Н. В. Деловые игры для занятий библиотечных специалистов. – М. : 2005.

Примерные программы городских (районных) семинаров библиотечных работников. – Красноярск, 2003.

Сукиасян, Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование. – М.:ФАИР - ПРЕСС, 2004.

Сукиасян, Э. Р. Библиотечная профессия и кадровый менеджмент. – СПб. : 2011.

ПОМНИТЕ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!

«ЧТОБЫ ОБУЧИТЬ ДРУГОГО,
ТРЕБУЕТСЯ БОЛЬШЕ УМА, ЧЕМ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ САМОМУ».

Мишель Монтень

«ОБУЧАЯ, МЫ УЧИМСЯ САМИ»!

Понравилась статья? Поделитесь ей