Контакты

Электронное правосудие в гражданском процессе. Электронное судопроизводство: отечественный опыт – достоинства и недостатки

В качестве одной из главных целей, сформулированных в Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, говорится о развитии гражданского общества и устойчивой демократии, обеспечивающей права человека, гражданские и политические свободы.

Современное общество нуждается в создании эффективных механизмов электронной демократии, способных установить партнерские отношения и обоюдную ответственность между гражданами и властью.
В связи с этим актуальным посылом является обсуждение проекта Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года (Единый портал электронной демократии).

В законодательных новеллах, направленных на укрепление демократических институтов общества, содержатся меры и по совершенствованию системы правосудия в свете потребностей общества и государства.
Россия делает уверенные шаги в направлении развития и укрепления демократических основ правосудия. Система функционирования электронного государства, и в частности электронного правосудия, в России базируется на следующих принципах: открытости, обеспечения права на доступ к информации о деятельности судов, транспарентности. Механизмы реализации указанных принципов отражены в Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы (далее - Программа до 2012 года), Концепции Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" (далее - Концепция до 2020 года). Принят ряд федеральных законов, например Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". В процессе совершенствования системы правосудия учитывается и международный законодательный опыт по соблюдению демократических принципов, применению новых механизмов их реализации. В основу национального законодательства в сфере развития судебной системы России легли и базовые рекомендации (G 46 - G 50) Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам - участникам Совета Европы по электронной демократии (приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров) (Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам - участникам Совета Европы по электронной демократии (Приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров)).

Для решения поставленных задач применяются информационные технологии, уровень развития которых позволил осуществить переход от "традиционного процесса" отправления правосудия к системе электронного правосудия. Так, например, в системе арбитражных судов полностью реализована электронная процедура от подачи заявления в суд, предоставления документов и до решения суда, опубликованного на сайте.

Примечание. Электронное правосудие - это использование ИКТ в реализации правосудия всеми заинтересованными сторонами в юридической сфере с целью повышения эффективности и качества государственных служб, в частности для частных лиц и предприятий. Оно включает в себя электронное общение и обмен данными, а также доступ к информации судебного характера. См.: Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам - участникам Совета Европы по электронной демократии (приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров). Единый портал электронной демократии.

Раскроем основные преимущества электронного правосудия:
- открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- достоверность информации о и своевременность ее предоставления;
- свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;
- соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации;
- соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;
- невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.
Приведем основные результаты информатизации судебной системы в соответствии с положениями Программы до 2012 года:
- созданы официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- созданы автоматизированные рабочие места, которые интегрированы в информационные системы федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
- в арбитражных судах внедрена система автоматической публикации судебных решений, которые принимались судами. Эти данные доступны на портале "Банк решений арбитражных судов", в структуру которого входят подсистемы: "Календарь судебных заседаний", "Картотека арбитражных дел", "Банк решений арбитражных судов". Заработали модуль "Мобильная картотека арбитражных дел" и сервис "Электронный страж";
- предоставлена возможность подачи заявлений в электронном виде в арбитражные суды;
- оцифрованы и в открытом доступе размещены решения Конституционного Суда Российской Федерации;
- осуществляется создание системы судебных архивов в электронном виде для ознакомления с материалами дел.
Изначально система электронного правосудия имела в своем арсенале лишь необходимый набор механизмов, позволяющих ей работать в тестовом режиме. По мере использования системы происходила отладка отдельных модулей и наблюдалась потребность в создании новых подсистем, сервисов, которые в полной мере могли бы обеспечить процесс отправления правосудия "нового электронного формата". Так, за последнее время были разработаны и внедрены в эксплуатацию следующие сервисы:
- "Интернет-приемная", в которой ведется прием официальных обращений в адрес суда в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- "Гостевая книга председателя", в которой ведется онлайн прием жалоб, отзывов, можно задать вопрос и предложить меры по эффективной работе суда;
- внедрен новый модуль - "видеоприемная" посредством использования программы IP-телефонии Скайп (Skype).
В зданиях судов заработали "Информационные киоски", предоставляющие информацию по делам и жалобам, находящимся в производстве Верховного Суда Российской Федерации. В данных киосках размещена информация о делах, назначенных к слушанию, интегрирован банк судебных документов Верховного Суда Российской Федерации, содержится справочно-правовая информация. Безусловно, данное средство доступа к информации востребовано гражданами, но, по мнению автора статьи, необходимо создавать "универсальные информационные киоски", в которых интегрировалась бы информация в формате открытых данных, и не только судебная информация, но и из иных сфер и отраслей, которые располагались бы в общедоступных местах, так как физический доступ в здание судов ограничен и не все граждане могут использовать данное средство. Более того, часть граждан используют свои собственные "гаджеты", что гораздо удобнее для различных операций в системе электронного правосудия, и не прибегают к "Информационным киоскам". Размещая "универсальные информационные киоски" в общедоступных местах, можно решить проблему цифрового неравенства и обеспечить бесплатный доступ к запрашиваемым открытым данным.
Возможности видеоконференцсвязи также наращиваются. Если раньше эта технология использовалась для обеспечения дистанционного присутствия в зале судебного заседания отдельных участников процесса, то на сегодняшний день применяется при опросе потерпевших по программе защиты свидетелей, а специально разработанное программное обеспечение позволяет изменить голос, скрыть лицо человека.
Акцентируя внимание на совершенствовании демократических институтов и процессов в контексте новых возможностей перехода на "электронную систему правосудия" и вызовах, которые возникают вследствие развития общества, следует по-новому взглянуть на механизмы реализации общепринятых принципов правосудия.
Под демократическими основами (принципами) правосудия следует понимать общие руководящие, закрепленные в законодательных актах положения, которые определяют наиболее значимые стороны данного вида государственной деятельности. Эти положения составляют основу законодательства в сфере отправления правосудия, а также содержат предписания о деятельности соответствующих органов.
Совокупность принципов образует каркас, который является опорой для законодательных предписаний, регулирующих правосудие.
Принципы правосудия в основе своей базируются на демократических столпах Конституции РФ, конституционных и федеральных законах. Базовые положения были закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которых отражены положения по вопросам организации и осуществления правосудия, Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и др.
Понятие общепризнанных принципов международного права, общепризнанных норм международного права и разъяснение роли международных договоров России даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".

К принципам правосудия следует отнести: принцип законности; принцип осуществления правосудия только судом; принцип равенства граждан перед законом и судом; принцип независимости судебной власти; принцип независимости судов и судей; принцип презумпции невиновности; принцип обеспечения беспристрастного и компетентного суда; принцип состязательности и равноправия сторон; принцип открытости и гласности судопроизводства; принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина; принцип обязательности судебных решений; принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона; принцип государственного или национального языка в судах; принцип свидетельского иммунитета; принцип диспозитивности судопроизводства; принцип государственного языка судопроизводства; принцип защищенности и неприкосновенности частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; принцип обеспечения потерпевшим права на доступ к правосудию и возмещения причиненного преступлением вреда; принцип участия граждан в отправлении правосудия; принцип обеспечения права на обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц, на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, права просить о помиловании или смягчении наказания.
Проанализируем демократическую природу отдельных принципов правосудия.
Например, принцип состязательности является важным показателем демократичности правосудия, предусматривающим возможность эффективного отстаивания каждой из сторон своих прав и законных интересов. Принцип состязательности закреплен в положениях гражданского, уголовно-процессуального, арбитражного процессуального законодательства. Так, в ст. 15 УПК РФ отражены следующие положения.
1. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.
2. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.
3. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
4. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.

Или, скажем, суть презумпции невиновности, изложенная в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". Данное положение также подчеркивает демократические начала отправления правосудия.

Рассматривая основные положения принципа законности, закрепленного в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы", следует подчеркнуть предоставленную законодателем возможность суда не всегда безоговорочно следовать предписаниям законов и указов (в случае, если они, например, противоречат Конституции РФ).
С признанием особой роли в отечественной правовой системе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: "...если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора") понятие законности как правового принципа проявляет свою демократическую природу. Так, согласно положению Международного пакта о гражданских и политических правах, у судов появилась возможность приема жалоб граждан на незаконное задержание по подозрению в совершении преступления, а ранее действовавшее законодательство не предусматривало возможности данных действий.

Примечание. Подобные положения закреплены в ст. 6 Конституции США, в ст. 25 Конституции Германии, в ст. 96 Конституции Испании (см.: Конституции зарубежных государств. М., 1997. С. 28 - 29, 165, 323).

Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия наглядно отображает картину демократизации современного российского общества. Жизнь и здоровье, честь и достоинство, права и свободы человека и гражданина - ценности, которые в первую очередь должны соблюдаться при отправлении правосудия. В ст. 2 Конституции РФ провозглашено: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Несмотря на законодательное закрепление демократических основ правосудия, сложившиеся механизмы (правовые, организационные, технические), которые закладывались столетия, дают существенные трещины и не отвечают уже современным потребностям общества и государства. Возможности же системы "Электронного правосудия" практически в полной мере обеспечивают соблюдение гарантий демократической составляющей принципов правосудия. Например, если обратиться к ч. 4 ст. 7 УПК РФ, законодатель отмечает, что "определение суда, постановление судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными". Через систему "Электронного правосудия" участники судопроизводства, общественность смогут дать оценку процессуальным решениям, действиям участников процесса и обжаловать их в случае нарушения закона.

Активно набирающий обороты процесс информатизации правосудия, который, по данным мониторинга, безусловно делает данную систему более эффективной, порождает и ряд сопутствующих проблем. В частности, угрозы информационной безопасности автоматизированных информационно-телекоммуникационных систем, используемых в судах; установление правового режима информационных ресурсов; возникает необходимость совершенствования механизма размещения информации о деятельности судов на официальных сайтах, в том числе и в формате "открытых данных". Так, возникают вопросы соблюдения паритета между предоставлением доступа к информации об участниках процесса, их процессуального статуса, действиях, иной информации и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, т.е., с одной стороны, речь идет об обезличивании персональных данных, а с другой - правоохранительные органы предоставляют информацию СМИ о лицах, попавших в сферу судопроизводства. Следует определиться и с понятийным аппаратом, ибо многие термины, пришедшие из информационной сферы, не закреплены законодательно или наблюдаются разночтения в их трактовке в различных нормативных правовых актах (например, под понятием "электронное правосудие" достаточно долгое время понимали информатизацию деятельности арбитражных судов). Необходимо также преодолеть цифровое неравенство с целью обеспечения доступа к информации о деятельности судов и др.
В статье рассмотрены новые электронные механизмы реализации демократических основ (принципов) российской системы правосудия в соответствии с потребностями современного общества. Таким образом, дальнейшее развитие системы правосудия осуществляется через призму новых информационных технологий, обеспечивающих открытость, транспарентность и доступность для граждан.

28 октября 2015 г. 11:10

Карина Кассис, Synerdocs

Что по плану?

В целях развития ИТ в Верховном суде РФ и в судах общей юрисдикции Программа предлагает:

· создать комплекс сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также перевести судебные архивы в электронный вид;

· создать условия для электронного судопроизводства: упростить процедуру подачи исковых заявлений, жалоб путем их перевода в электронный вид;

· оснастить суды программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения ЭДО с применением ЭП и т.п.

В целях развития ИТ в арбитражных судах Программа предусматривает:

· создание «облачной» системы для использования специализированного ПО в целях автоматизации делопроизводства в судах;

· развитие электронного правосудия и интеграция с информационными системами органов государственной власти;

· сканирование всех поступающих в арбитражные суды документов и формирование электронных дел и т.п.

Интересно, что количество арбитражных судов, использующих систему электронного правосудия, должно увеличиться с 1-го до 113 единиц к 2020-му году:

Также Программа предлагает ряд мероприятий по информатизации Конституционного суда РФ, исполнительного производства, повышение уровня оперативности проведения судебных экспертиз.

Так выглядит развитие электронного правосудия в России на бумаге. Давайте посмотрим, что на деле.

А что по факту?

Февраль

Март

Президент России подписал Федеральный закон N 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» , который направлен на совершенствование вопросов использования электронных документов в уголовном, гражданском и арбитражном процессах. В частности:

· «Исполнительный лист вместе с копией приговора может направляться судом для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью…».

· «Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа».

Июнь

Президент РФ подписал Федеральный конституционный закон N 5-ФКЗ «О внесении изменений в ФКЗ «О конституционном суде РФ». С 1 августа 2015 года обращения и прилагаемые к ним документы можно подать в Конституционный суд в электронном виде. Для этого достаточно воспользоваться специальной формой на сайте суда или отправить документы по электронной почте. Во втором случае потребуется квалифицированная электронная подпись.

Октябрь

Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев сообщил, что российские суды в следующем году будут максимально задействовать систему электронного правосудия. Лебедев считает, что электронные технологии позволят ускорить правосудие и сделают его максимально открытым для общества.

«Создан информационный центр, задача которого – замкнуть всю правовую информацию, которая исходит не только от судов, но и от других правоохранительных органов, чтобы все судьи могли получить всю информацию, а также и работники правоохранительных органов могли быстро найти информацию о правовой позиции Верховного суда», – добавил председатель Верховного суда.

Интересно, что в октябре кассация разъяснила, как все-таки работать с электронными оригиналами в арбитражном суде, обязательно ли их печатать. В соответствии с абз. 12 п. 12 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ материалами судебного разбирательства могут быть электронные документы или электронные образы документов. Согласно п. 3.3.6 этой же Инструкции изучение электронных документов осуществляется судьями с помощью технических средств суда, если такие имеются. По требованию судьи электронные оригиналы могут быть распечатаны специалистами суда.

Важно понимать, что отсутствие в деле бумажных копий электронных документов не говорит о процессуальных нарушениях.

***

Хочется отметить, что на протяжении всего года каждый месяц появлялись новости, связанные с развитием электронного правосудия. Есть Программа развития, появляются поправки в нормативные акты, громкие заявления о том, что электронное правосудие заработает уже с 2016 года, но так ли это на практике? Узнаем еще больше новостей и выясним, работают ли нововведения в жизни, в ходе онлайн-семинара 29 октября 2015 г. в 11:00 (мск) . Не пропустите!

В связи с развитием новых медиа, актуально стало говорить и о применении их в правовой сфере, а именно в отправлении правосудия. В настоящей статье (что важно) мы будем анализировать не зарубежный опыт (что стало традиционным), а собственный опыт, который уже дал определенные результаты. Поэтому цель сводится к следующему - через анализ достоинств и недостатков отечественного опыта применения новых медиа в судопроизводстве, определить степень эффективности электронного судопроизводства в России. Мы рассмотрим технические новинки, которые уже начали применяться на различных стадиях судопроизводства, нас будут интересовать положительные и отрицательные результаты их использования.

Наиболее активно информатизация внедряется в систему арбитражных судов России. Так, в арбитражных судах:

функционируют системы автоматизации процессов судопроизводства и делопроизводства, позволяющие оптимизировать процессы судебного и общего делопроизводства, а также сбора и обработки судебной статистики;

применяется электронное распределение дел;

созданы WEB-сайты, содержащие регулярно обновляемую информацию о деятельности каждого суда;

установлены информационно-справочные киоски c автоматизированной информационной системой, подключенные к сети Интернет, использование которых позволяет посетителям арбитражных судов оперативно получить информацию о суде, графиках судебных заседаний и принятых судебных актах;

внедрена автоматизированная информационная система публикации судебных актов «Банк решений арбитражных судов» (БРАС), являющаяся единым централизованным ресурсом, содержащим в себе тексты принятых судебных актов;

в свободном режиме доступны информационные сервисы, размещенные на WEB-сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: «Картотека ___|C<_арбитражных дел» (содержит сведения обо всех делах, рассматриваемых арбитражными судами), «Мобильная картотека» (обеспечивает доступ к картотеке дел для пользователей мобильных устройств);

«Электронный страж» (позволяет оперативно отслеживать информацию о регистрации новых дел и прохождении рассматриваемых дел по конкретному участнику спора (указанная информация доставляется адресату посредством электронной почты);

введена система подачи процессуальных документов в электронном виде «Мой арбитр»;

на WEB-сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации доступны сервисы «Календарь судебных заседаний»; «Президиум онлайн» (позволяет любому заинтересованному лицу посмотреть процесс рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ) а также возможно использование нового механизма распространения информации - твиттера, который позволяет пользователям существенно упростить процесс получения информации;

функционирует веб-сервис «Система подачи жалоб на действия судей и работников аппарата арбитражных судов», предназначенный для подачи жалоб и отслеживания их прохождения в суде, при этом предусмотрена анонимность подобного обращения.

Высший Арбитражный Суд, как мы наблюдаем, является передовым в техническом оснащении, а точнее в развитии электронного правосудия. Электронные ресурсы других высших судов, которые существует в сети Интернет, не могут похвастаться таким же набором функций, посмотрим, что имеют они, так же будут рассмотрены сайты некоторых городских и областных судов.

Электронный ресурс Верховного Суда РФ имеет «Электронную справочную», где можно найти тексты судебных актов, справочную информацию по делам и по жалобам, расписание судебных дел, результаты обжалования НПА.

К сожалению, сайт Конституционного Суда не имеет того, что указано выше у ВС РФ, здесь электронное правосудие не находится даже в зачаточном виде.

К примеру, на электронном ресурсе Курганского областного Суда так же имеется возможность поиска рассмотренных дел и расписание назначенных дел к слушанию.

В Курганском городском Суде используется система получения извещений через электронную почту или смс-рассылку.

Анализ технических достижений в других судах не является столь обширным, как у ВАС РФ, поэтому далее будем обсуждать новшества, используемы именно в Высшем Арбитражном Суде, что поможет сделать вывод, нужны ли нам подобные новшества во всей судебной системе или нет.

Начнем с первого этапа - подача искового заявления в электронном виде.

Достоинства: позволяет сэкономить временной ресурс, так как отправка возможна при помощи сети Интернет, не выходя из дома, вместе с тем, экономия денежных средств, особенно, в случае нахождения в разных городах.

Недостатки: Они связаны с техническими недоработками некоторых моментов, пока не нашли способ идентификации предоставленных исковых заявлений (вынуждены просить предоставления оригинала в качестве подтверждения или лично прийти лицу, подавшему исковое заявление), самим работникам суда приходится распечатывать их в целях приобщения к материалам дела, так как ещё не развит электронный документооборот, при чем не все заявления разрешено подавать таким образом.

Извещения

Достоинства: Извещения посредством электронной почты или смс - рассылки, конечно, более оперативные и менее затратные, в этой связи они представляют меньше сомнений в их применении, где недостатки не столь значительны.

Недостатки: Возникает проблема неравенства участников, которые получают электронное извещение, и обычное - почтовое, думается, что это незначительная проблема. Сложнее с тем, как определить дошло ли сообщение и как считать в таком случае лиц извещенными надлежащим образом, в этой связи следует совершенствовать технические возможности.

Электронные доказательства

Достоинства: Упрощенность их предоставления, что способно сэкономить денежные средства, и время.

Недостатки: С другой стороны, чтобы признать электронное доказательство имеющим юридическую силу, необходимо использовать технические разработки, как электронная цифровая подпись, что пока не является общедоступным, вместе с тем в законе нет указаний на необходимую форму (реквизиты) таких доказательств, что требует законодательных доработок.

Видеоконференц-связь при рассмотрении дела в суде

Достоинства: Экономия временного и денежного ресурса, особенно, для участников иного места жительства.

Недостатки: Считается, что такой способ судебного разбирательства ведет к нарушению принципа непосредственности, что может грозить вынесением решения суда, основанного на недостоверных доказательствах, ведь реальной возможности ознакомления с доказательствами, предоставляемыми стороной через видеоконференц-связь у суда нет. Так же остается пока неясным, как решать вопрос о взятии подписки свидетеля о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний, и другие вопросы, где необходимо реальное присутствие лица.

Происшедшие изменения, о которых речь шла выше, значительны, все они призваны обеспечить экономность, доступность и мобильность судебного процесса, что на сегодняшний день является приоритетным в его развитии. Однако, внедрение технических новинок, зачастую, усложняют тот или иной процесс, в силу его недоработки до логического завершения.

Остальным судам Российской Федерации следует пойти по пути, проложенному Высшим Арбитражным Судом по внедрению информационных технологий, при этом учитывать не только достоинства, но и недостатки этих процессов, в целях их исключения. В первую очередь, необходимо продумать работу технических изобретений до мелочей (с учетом отечественного опыта), после разработать новое процессуальное законодательство (опять же опираясь на данный опыт), и после этого - непосредственно применять. Только в таком виде технические новинки себя оправдают, создадут, действительно, эффективное судопроизводство. Стоит отметить, что начинать следует с первых уровней судебной системы - мировых судей, что даст первый опыт в небольших масштабах.

Список литературы

    Лазарева И.В. «Актуальные вопросы развития электронного судопроизводства в России» // информационный ежемесячник «Верное решение» № 1, 2013.

    Князев С.Н., Бержанин А.А. «Проблемы становления электронного судопроизводства в Республике Беларусь» // «Проблемы управления» № 2 (23), 2007.

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 3 (48). С. 137-141.

ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

AVAILABILITY OF JUSTICE AS A CONDITION FOR THE EFFECTIVENESS OF THE SYSTEM OF ELECTRONIC LEGAL PROCEEDINGS

Ю. А. КОНДЮРИНА (U. A. KONDYURINA)

Анализируется влияние внедрения современных информационных технологий в гражданское и арбитражное судопроизводство на обеспечение доступности правосудия.

Ключевые слова: арбитражный процесс; гражданский процесс; электронное правосудие; доступность правосудия; принципы судопроизводства; информационные технологии.

In the article the author analyzes the impact of the introduction of modern information technologies in civil and arbitration proceedings to ensure access to justice.

Key words: arbitration trial; civil proceedings; electronic justice; access to justice; principles of justice; information technology.

Широкое применение информационных технологий во всех сферах общественных отношений является следствием того, что информатизация коснулась арбитражного и гражданского судопроизводства.

Совершенствование средств социальной коммуникации, приведшее к беспрецедентному в истории человечества ускорению обмена информацией, не могло не изменить характера взаимодействия «человек - общество - государство». Это не могло не отразиться на гражданском судопроизводстве, представляющем собой одну из важнейших форм такого взаимодействия .

Наиболее развитые в экономическом и техническом отношении зарубежные страны в течение ряда лет активно внедряют информационные и коммуникационные технологии в судебную систему и судопроизводство, что коренным образом меняет судебную систему, позволяет говорить о формировании электронного правосудия .

Процесс информатизации судопроизводства для каждой страны индивидуален как по характеру проводимых мероприятий, так и по времени применения. Во всех странах внедрение информационных технологий в

судах сопровождалось принятием нормативных правовых актов, регламентирующих электронный документооборот, и разработкой специального программного обеспечения. В России работы по информатизации судов проводятся достаточно давно. Применение информационных технологий в Российской Федерации актуально по многим причинам. Это, прежде всего, большая территория страны, инстанционность судебной деятельности и иные обстоятельства. Результатом информатизации судов стала концепция электронного правосудия.

Мир сегодня развивается в парадигме информационных технологий и движется в сторону формирования «сетевого» общества, живущего в режиме онлайн. Интернет и предоставленные им возможности прочно заняли место в жизни большинства населения, поэтому очень логично, что широкое распространение получает «электронное правосудие», причём этот термин имеет неодинаковое содержание и трактовку для различных стран . Среди основных целей электронного правосудия зарубежные комментаторы выделяют следующие: сделать судебные учреждения более доступными, улучшить

© Кондюрина Ю. А., 2016

управление «бумажными» процедурами, сократить рабочее время работников судов .

Электронное правосудие представляет собой систему, состоящую из элементов, обеспечивающих доступ к информации о деятельности судов, и систем автоматизации судопроизводства. Электронное правосудие является собирательным термином, поскольку в данном понятии отображаются признаки совокупности однородных элементов, представляющих собой единое целое, содержание такого понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, только ко всей совокупности в целом.

Электронное правосудие представляется лишь инструментом, технологией, позволяющей на новом этапе развития общества сделать рассмотрение дел в судах более эффективным, оптимизировать рассмотрение дел .

Проанализировав действующее процессуальное законодательство, можно выделить следующие основные элементы системы электронного правосудия:

1. Подача процессуальных документов в электронной форме через официальный сайт арбитражного суда в сети «Интернет».

2. Формирование состава суда, обеспечиваемое автоматизированной информационной системой (АИС) «Судопроизводство».

3. Размещение информации о движении дела на сайте судов. Получение автоматических уведомлений о движении дела через систему «Электронный страж». Получение судебных извещений в электронной форме.

4. Электронные доказательства.

5. Аудиопротоколирование судебных заседаний.

6. Применение системы видеоконфе-ренц-связи.

7. Размещение в автоматизированной информационной системе (АИС) «Судопроизводство» и в картотеке арбитражных дел на сайте суда судебных актов по всем делам, рассмотренным арбитражными судами. Размещение судебных актов в государственной автоматизированной системе российской Федерации (ГАС) «Правосудие».

Использование в арбитражном и гражданском процессе электронных инструментов призвано обеспечить абсолютную открытость и доступность судов, улучшить качест-

во судейской работы, сократить издержки и создать максимальное удобство для участников процесса. Система электронного правосудия позволяет наиболее эффективно и рационально выстраивать организационно-процессуальные отношения между судами и внутри судов, а также между судами и лицами, участвующими в деле.

Применение современных информационных технологий является наиболее эффективным в арбитражном и гражданском процессе при условии обеспечения реализации принципа доступности правосудия.

В юридической литературе принцип доступности правосудия понимают как обеспеченную законом возможность беспрепятственно обратиться в суд за защитой своих прав и получить судебную защиту .

Содержание принципа доступности правосудия не раскрывается в АПК РФ и ГПК РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 г., а затем присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Согласно Федеральному закону от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Российская Федерация в соответствии со ст. 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.

Действие Конвенции о защите прав человека и основных свобод повлекло внедрение в гражданское и арбитражное судопроизводство Российской Федерации принципов, напрямую не закрепленных в российском законодательстве. К таким принципам относится и принцип доступности правосудия.

В ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Право на справедли-

вое судебное разбирательство») указано, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних, для защиты частной жизни сторон или, в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

Принцип доступности правосудия предполагает, что каждый гражданин должен иметь реальную, практическую возможность осуществить защиту своих прав в судебном порядке. Доступность правосудия проявляется также в отсутствии чрезмерных препятствий на пути обращения в суд и рассмотрения дела в суде, в адекватном размере государственной пошлины.

Основными критериями оценки доступности правосудия являются:

1) информированность о судах, их структуре и порядке работы;

2) информированность о порядке и условиях подачи заявлений;

3) размер судебных расходов;

4) возможность пользоваться услугами представителей.

Использование в гражданском и арбитражном судопроизводстве современных технологий вносит соответствующие изменения в практическую реализацию принципа доступности правосудия.

Два первых критерия отражают общую организацию судебной деятельности. Помимо размещения соответствующей информации на стендах, в брошюрах и т. п., находящихся непосредственно в специальном (для посетителей) помещении суда, для обеспечения доступности правосудия необходимо, чтобы данная информация размещалась на сайтах судов.

№ 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» принцип доступности правосудия эффективно реализуются по первым двум критериям.

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» в ст. 6 предусматривает, что одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности судов является размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно ст. 10 данного Закона суды для размещения информации о деятельности судов используют сеть «Интернет», в которой создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. Также Закон предусматривает, что в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети «Интернет».

Статья 14 указанного Закона содержит перечень основной информации о деятельно -сти судов, размещаемой в сети «Интернет»:

1) общая информация о суде (наименование суда, наименование судебного района, на территорию которого распространяется юрисдикция суда, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; организационная структура суда, а также структурные подразделения аппарата суда; полномочия суда; перечень законов, регламентирующих деятельность суда; регламент суда, инструкция по делопроизводству в суде и иные акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности суда);

2) информация, связанная с рассмотрением дел в суде (требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд, и (или) образцы этих документов, порядок представления указанных документов в суд; сведения о размере и порядке уплаты государственной по-

шлины по категориям дел, подлежащих рассмотрению в суде; сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учётом особенностей соответствующего судопроизводства);

3) тексты судебных актов, размещаемые с учётом требований Федерального закона, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов - сведения об источниках их опубликования; порядок обжалования судебных актов;

4) разъяснения, обобщения и обзоры по вопросам судебной практики рассмотрения судами дел;

5) порядок ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле;

6) номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе о прохождении находящихся в суде дел;

7) информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судьям по делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, включая содержание вне-процессуальных обращений и сведения об их субъектах;

8) данные судебной статистики;

9) информация о кадровом обеспечении суда и прочее.

Размещение указанной информации на сайтах судов значительно облегчает доступ к правосудию для различных субъектов общественных отношений. Данная информация должна размещаться в сроки, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информации своих прав и законных интересов (ч. 7 ст. 14).

Кроме того, возможности реализации принципа доступности правосудия с учётом

первых двух критериев повышаются в значительной степени с учётом применения и развития таких элементов системы электронного правосудия, как размещение в автоматизированной информационной системе (АИС) «Судопроизводство» и в картотеке арбитражных дел на сайте суда судебных актов по всем делам, рассмотренным арбитражными судами, размещение судебных актов в государственной автоматизированной системе российской Федерации (ГАС) «Правосудие», подача процессуальных документов в электронной форме через официальный сайт арбитражного суда в сети «Интернет», размещение информации о движении дела, получение автоматических уведомлений о движении дела через систему «Электронный страж», получение судебных извещений в электронной форме.

Одним из основных элементов системы электронного правосудия является использование в судах видеоконференц-связи. Применение видеоконференц-связи в арбитражном и гражданском процессе обеспечивает лицам, участвующим в деле, и иным участникам процесса возможность при содействии суда по месту их фактического нахождения принять непосредственное участие в судебном заседании. Участие лиц в судебном процессе через видеоконференц-связь влияет на третий критерий принципа доступности правосудия (размер судебных расходов), так как позволяет снизить размер судебных расходов в связи с тем, что такие лица не несут расходы по проезду к месту рассмотрения дела и расходы на проживание, а также экономят свое время.

Что касается четвёртого критерия (возможность пользоваться услугами представителей), то возможности системы электронного правосудия позволяют упростить доступ к правосудию, правосудие становится доступным даже без представителей. Размещение на сайтах судов образцов заявлений, обращений, жалоб, предоставление специальных компьютерных программ по расчёту го -сударственной пошлины, определению сроков, подведомственности и подсудности дел создают широкие возможности участия в судопроизводстве для лиц, не имеющих специального юридического образования и не желающих по каким-либо причинам воспользоваться услугами представителей.

С одной стороны, новые технологии упрощают доступ к правосудию, с другой - могут ограничить его. Речь идёт о такой категории лиц, участвующих в деле, которые не владеют навыками работы с современными информационными технологиями или не имеют соответствующего оборудования, программного обеспечения, возможности использования сети «Интернет». Такие лица будут вынуждены обращаться за помощью к профессиональным юристам, что значительно сужает их право на доступ к правосудию, а при отсутствии достаточных финансовых возможностей получить профессиональную юридическую помощь такое право невозможно будет реализовать. С учётом данного фактора установление электронной судебной коммуникации как единственной формы общения участников гражданского и арбитражного процесса, когда право использования электронных технологий переходит в обязанность, будет создавать чрезмерные препятствия на пути обращения в суд и ограничивать доступность правосудия как возможность свободной реализации гражданами права на судебную защиту.

В данном случае интересен опыт Израиля, где было принято одно из приемлемых решений: обеспечить возможность электронной подачи документов в суд бесплатно в специальных клиниках, а также в общественных центрах, где поданные в письменной форме документы сканируются и заносятся в информационную систему работниками аппарата таких организаций. Заслуживают внимания и другие варианты решения проблемы, например создание похожих систем в зданиях судов .

Таким образом, условием эффективно -сти применения современных информационных технологий в арбитражном и гражданском процессе выступает обеспечение доступности правосудия. В то же время новые технологии вносят изменения в реализацию принципа доступности правосудия. Посред-

ством электронных технологий доступ к правосудию упрощается. Основной проблемой, связанной с принципом доступности правосудия, является вопрос императивности электронной формы процесса. Представляется, что такая обязательность будет несовместима с принципом доступности правосудия, так как право доступа к правосудию и право быть услышанным стороной, не имеющей технического оборудования или доступа в сеть «Интернет», будет нарушено, если не будет найдено оптимальное решение, которое позволит обеспечить возможность участия в судопроизводстве для указанной категории участников арбитражного и гражданского процесса.

1. Курочкин С. А. Гражданский процесс в системе социального управления // Арбитражный и гражданский процесс. - 2010. - № 7. -С. 39.

2. Решетняк В. И. Электронное правосудие в гражданском процессе Сингапура // Российский юридический журнал. - 2012. - № 2. -Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3. Кудрявцева Е. В. Тенденции развития английского гражданского процессуального права после принятия Правил гражданского судопроизводства // Вестник гражданского процесса. - 2012. - № 2. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Кудрявцева Е. В. Внедрение информационных технологий в гражданское судопроизводство // Закон. - 2011. - № 2. - С. 51.

5. Терехова Л. А. Электронное правосудие: учебное пособие. - Омск, 2013. - С. 11.

6. Сидоренко В. М. Принцип доступности правосудия и проблемы его реализации в гражданском и арбитражном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2002. - С. 7.

7. Малешин Д. Я., Филатова М. А., Ярков В. В. Тенденции развития современного гражданского процесса // Вестник ВАС РФ. - 2008. -№ 11. - С. 97.

Понравилась статья? Поделитесь ей