Контакты

Ответственность за нарушение стандартов. Арбитражный суд оренбургской области

Является установленный порядок управления.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 19.19 , состоит в том, что виновный нарушает обязательные требования (т.е. игнорирует их, действует вопреки им либо соблюдает частично) государственных стандартов (утвержденных в соответствии в Законом о ТР и иными нормативными правовыми актами, принятыми Правительством РФ, другими федеральными органами государственной власти в развитие положений этого Закона) в ходе реализации (т.е. поставки, мены, контрактации, купли-продажи и т.п.), использования (эксплуатации), хранения (в т.ч. и на товарных складах, в собственных складских помещениях), транспортировки (автотранспортом, железнодорожным транспортом, речным судном и т.п.) либо утилизации (например, путем размельчения, переработки, раздробления). С другой стороны, объективная сторона данного административного правонарушения не охватывает такие действия (бездействие), как:

1) производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов (см. коммент. к ст. 6.14);

2) эксплуатация транспортного средства с нормативами, превышающими государственные стандарты (см. коммент. к ст. 8.23);

3) нарушение требований ГОСТов в области строительства (см. коммент. к ст. 9.4);

4) управление транспортным средством с нестандартными или установленными с нарушением требований ГОСТов регистрационными знаками (см. коммент. к ст. 12.2);

5) нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена при несоблюдении государственных стандартов (см. коммент. к ст. 13.4);

6) изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам (см. коммент. к ст. 13.8);

7) продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг населению, не соответствующих требованиям ГОСТов (см. коммент. к ст. 14.4);

8) нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами (см. коммент. к ст. 20.4).

Объективная сторона анализируемого административного правонарушения налицо и тогда, когда виновный уклоняется (т.е. переносит сроки, нарушает их и вновь обещает представить) от представления продукции, документов и сведений, необходимых для государственного контроля и надзора (за соответствием продукции ГОСТам).

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается как в форме действий, так и бездействия (например, при уклонении от предоставления продукции для контроля). См. также письмо Роспотребнадзора от 03.12.08 N 01/14303-8-32 "О применении технических регламентов".

3. Объективная сторона предусмотренного в ч. 2 ст. 19.19 административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает правила обязательной сертификации путем:

1) реализации (например, поставки, мены) сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов (изданных в соответствии с Законом о ТР, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми в его развитие), на соответствие которым продукция прошла процедуру сертификации;

2) реализации сертифицированной продукции без сертификата соответствия (он должен быть выдан на бланке установленного образца, содержать все необходимые реквизиты, подписи, печати и т.п.), без знака соответствия (наносимого на сам товар, продукцию, тару и упаковку), без указания в сопроводительных документах на продукцию (в паспорте, техническом паспорте, инструкции, в договоре поставки и т.п.) сведений о сертификации (т.е. о том, что продукция была в установленном порядке сертифицирована) продукции или сведений о нормативных документах (утвержденных уполномоченными госорганами), которым должна соответствовать реализуемая продукция;

3) недоведения (например, путем раздачи специальных буклетов, текстов, дополнительных документов к технической документации, всякого рода деклараций, заключений, сводных актов и т.п.) сведений о сертификации до потребителя (покупателя, заказчика) продукции;

4) представления недостоверных (т.е. искаженных, неполных, ложных и т.п.) результатов испытаний продукции (в т.ч. сведений о якобы проведенных испытаниях);

5) выдачи сертификата соответствия на продукцию, которая не прошла сертификацию (в т.ч. если она не была представлена на сертификацию). Например, виновный выдает декларацию о соответствии, хотя продукция даже не представлялась на сертификацию.

С другой стороны, объективная сторона данного административного правонарушения не охватывает действия (бездействие) виновного, состоящие в том, что последний:

а) использовал несертифицированные средства связи либо предоставлял несертифицированные услуги связи (см. коммент. к ст. 13.6);

б) использовал несертифицированные информационные системы, базы и банки данных, а также несертифицированные средства защиты информации (см. коммент. к ст. 13.12);

в) продавал товары, выполнял работы, оказывал услуги населению без декларации о соответствии (см. коммент. к ст. 14.4);

г) продавал алкогольную и спиртосодержащую продукцию без сертификата соответствия (см. коммент. к ст. 14.16);

д) нарушал требования пожарной безопасности (см. коммент. к ст. 20.4);

е) нарушал правила сертификации оружия и патронов к нему (см. коммент. к ст. 20.14).

Если виновный совершил упомянутые выше действия (бездействие), то дополнительной квалификации по ст. 19.19 совершенное им административное правонарушение не требует (т.е. административное правонарушение, предусмотренное в ч. 2 ст. 19.19 , носит общий характер относительно к перечисленным выше административным правонарушениям). См. также приказ Минпромэнерго от 22.03.06 N 53 (в ред. от 21.04.09) "Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов".

Оконченным данное деяние считается с момента совершения: оно может быть совершено как в форме действий, так и бездействия (например, непредставление сертификата соответствия, декларации о соответствии).

4. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 19.19 , состоит в том, что виновный нарушает правила:

1) проверки средств измерений (весов, приборов, определяющих плотность, состав, рецептуру и т.п. продукции);

2) требований аттестованных (в уполномоченных органах, учреждениях, организациях) методик выполнения измерений. Они обычно доводятся до заинтересованных лиц органами стандартизации и метрологии;

3) требований к состоянию (техническому, актуализированному и т.п.) эталонов, относящихся к продукции;

4) требований установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле. Эти единицы и правила утверждаются органами стандартизации и метрологии в соответствии с Законом о ТР сертификации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Объективной стороной данного правонарушения охватываются и выпуск (т.е. изготовление, производство), и продажа (в т.ч. поставка, мена), и прокат продукции, и применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение непроверенных средств измерений (в т.ч. изготовленных виновным кустарным образом, позаимствованных у другого лица).

Оконченным данное деяние считается с момента, когда совершено любое из упомянутых действий.

3. Субъектами административных правонарушений являются:

1) должностные лица (например, директор магазина, торгово-оптовой базы), в т.ч. индивидуальные предприниматели (см. коммент. к ст. 2.4 , 2.5);

2) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1 , 2.10).

ВС разъяснил, что исходя из субъектного состава и существа административных правонарушений, регламентированных ст. 19.19 , данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее составе и сертификации, распространяться на изготовителей продукции. Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности. Если на момент продажи товара в месте его реализации отсутствует сертификат соответствия (декларация о соответствии) виновное лицо может быть привлечено к ответственности на основании ч. 2 ст. 14.4 (п. 13 Обзора от 01.08.07).

4. Субъективная сторона административных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью (см.

Ответственность изготовителей, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и их должностных лиц за нарушение обязательных требований к продукции (товарам) установлена Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами. Федеральный закон "О техническом регулировании", введенный в действие 1 июля 2003 г., предусмотрел ряд составов правонарушений, за совершение которых указанные органы и должностные лица должны нести ответственность в соответствии с названными законодательными актами.
Так, в ст. 36 Федерального закона "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон) установлена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя)за нарушение и, в частности, за следующие правонарушения: "если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при производстве, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред в соответствии с законодательством Российской Федерации".
В Федеральном законе установлены также правонарушения, за совершение которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором, предусмотрена ответственность органов по сертификации и их должностных лиц при несоблюдении правил выполнения работ по сертификации, если это повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующейтребованиям технических регламентов , и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), экспертов за недостоверность или необъективность представленных результатов исследований (испытаний) и измерений (ст. 41, 42).
Таким образом, ответственность изготовителей, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и их должностных лиц за правонарушения, предусмотренные ст. 36, 41, 42, Федеральный закон связывает с нарушениямитребований технических регламентов и наступлением от этих нарушений последствий. Кроме того, в Федеральном законе предусмотрены новые составы правонарушений, за совершение которых в действующем законодательстве не содержится конкретных мер правового воздействия.
Эти обстоятельства являются препятствием применения Федерального закона в полной мере, так кактехнические регламенты пока не приняты (согласно п. 7 ст. 46 они должны быть приняты в течение 7 лет со дня вступления в силу Федерального закона) и в соответствующие законодательные акты необходимые изменения и дополнения не внесены. Например, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение, а не за нарушениятребований технических регламентов , как это значится в Федеральном законе.
Новые положения, введенные в Федеральный закон, например, о возмещении изготовителем вреда, причиненногожизни или здоровью животных и растений вследствие нарушений требований технических регламентов (ст. 36),об ответственности органов по сертификации и их должностных лиц за нарушение правил по сертификации, если они повлекли за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (ст. 41), или об ответственностиэкспертов (ст. 42) в соответствующие законодательные акты, предусматривающие конкретные меры правового воздействия, до сих пор не внесены, и, следовательно, в этой части Федеральный закон не работает.
До внесения необходимых изменений и дополнений в законодательные акты, предусматривающих наказание, и принятия технических регламентов в переходном периоде, установленном ст. 46 Федерального закона, изготовители, органы по обязательной сертификации, испытательные лаборатории (центры) и их должностные лица должны нести ответственность за нарушенияобязательных требований государственных стандартов в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность изготовителя, продавца, исполнителя предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон) и другими законодательными актами Российской Федерации и выражается в применении судом к правонарушителю в интересах потерпевшего мер, установленных гражданским законодательством или договором. Как правило, эти меры являются имущественного характера - возмещение вреда, убытков, уплата неустойки, пени, штрафов.
Наряду с общими вопросами возмещения вреда в ї 3 главы 59 ГК РФ специально предусмотрено возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы, услуги.
Так, в ч. 1 ст. 1095 ГК РФ установлено: "Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ним в договорных отношениях или нет".
Данная правовая норма нашла дальнейшее развитие в п. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", согласно которому вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
Вред жизни, здоровью или имуществу потребителя может быть причинен, например, товарами, выпущенными изготовителем в обращение на рынок с нарушением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (см. раздел 2).
Ст. 1096 ГК РФ конкретизирует лиц, ответственных за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы, услуги. Если в ст. 1095 ГК РФ предусмотрено, что вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, то в ст. 1096 ГК РФ говорится, что указанный вред возмещается продавцом или изготовителем по выбору потерпевшего, т.е. потерпевший вправе предъявить иск о возмещении ему вреда по своему усмотрению к продавцу или изготовителю.
Как видно из приведенных положений, ответственность изготовителя, продавца, исполнителя наступает при наличии недостатка в товаре, в выполненной работе, оказанной услуге и причиненного этим вреда.
Недостаток товара (работы, услуги) как одно из оснований ответственности может носить производственный, конструктивный, рецептурный или иной характер, который является результатом нарушения изготовителем, продавцом, исполнителем требований к качеству и безопасности товара (работы, услуги), либо в предоставлении неполной или недостоверной информации о них.
Обязанность продавца (исполнителя) передать покупателю товар (выполнить работу, оказать услугу) надлежащего качества, необходимую и достоверную информацию о товаре, работе, услуге установлена ст. 469, 495 ГК РФ, ст. 4, 10 Закона.
Вред, как второе важное основание ответственности, - это ущерб , причиненный личности гражданина вследствие утраты здоровья или получения увечья, или смерти кормильца, а также ущерб, причиненный имуществу гражданина или юридического лица вследствие его повреждения, уничтожения, порчи и т.п.
Следует иметь в виду, что ответственность по ст. 1095 ГК РФ наступает,если вред находится в причинной связи с недостатками товара (работы, услуги), т.е. является следствием нарушения требований к качеству и безопасности товара, работы, услуги или недостаточной, недостоверной информации о них.
В отличие от общего правила, установленного ст. 1064 ГК РФ, согласно которому лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда если докажет, что вред причинен не по его вине, ст. 1095 ГК РФ предусматривает ответственность изготовителя, продавца или исполнителя независимо от вины, т.е. как при наличии вины, так и при ее отсутствии.
Право требовать возмещения вреда признается за любым потребителем, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет (п. 2 ст. 14 Закона). Поэтому требовать возмещения вреда может не только покупатель товара, но и другое лицо. Например, от возгорания телевизора причинен вред не только покупателю, но и родственникам, соседям, и, следовательно, требовать возмещения вреда имеют право сам покупатель, его родственники, соседи и другие лица, которым причинен ущерб.
Необходимо отметить, что согласно ч. 2 ст. 1095 ГК РФ правила, предусмотренные ч. 1 данной статьи, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы или оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности. Действие указанной статьи о возмещении вреда, причиненного имуществу, распространяется и на юридических лиц только в том случае, если они использовали товар (результаты работы, услуги) не в предпринимательских целях, а, например, в целях культурно-бытового и иного обслуживания сотрудников юридического лица.
Возмещение вреда, причиненного в связи с предпринимательской деятельностью, осуществляется на общих основаниях, установленных ї 1 и 2 главы 59 ГК РФ.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он причинен в течение установленногосрока службы, срока годности товара (работы) .
Согласно п. 2 ст. 5 Закона изготовитель (исполнитель) обязан установить срок службы товара (работы), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Срок годности устанавливается на продукты питания, медикаменты, парфюмерно-косметические товары, изделия бытовой химии и иные товары, которые в процессе использования потребляются полностью, асрок службы устанавливается на товары, предназначенные для длительного пользования (стиральные машины, телевизоры, холодильники и т.п.), в том числе комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты и т.п.).
Если изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причиненияв течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно - с даты изготовления товара (окончания выполненной работы) (п. 3 ст. 14 Закона).
Продажа товара (выполнение работы)по истечении установленного срока годности , а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но не установлен,запрещается (п. 5 ст. 5 Закона).
Определено также, что если на товар (результаты работы) должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, если потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар (результат работы) по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения (п. 3 ст. 14 Закона, ст. 1097 ГК РФ).
Гражданское законодательство Российской Федерации защищает также интересы изготовителя, продавца, исполнителя. Согласно ст. 1098 ГК РФ и п. 5 ст. 14 Закона продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.
К непреодолимой силе относится чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (стихийное бедствие: например, наводнение, землетрясение и т.п.) (Юридический энциклопедический словарь, Москва, 1996 г.).
Законом установлена судебная защита прав потребителей. Предусмотрено, что защита прав потребителей осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также федеральный антимонопольный орган, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявленным в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины (ст. 17 Закона).
Следует иметь в виду, что участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица (ст. 2 ГК РФ). Общие положения о договоре (порядок заключения и расторжения его) предусмотрены главами 27-29 ГК РФ.

Административная ответственность

Административная ответственность установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). КоАП регулирует отношения в области охраны здоровья и безопасности граждан, окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты государственной, общественной безопасности, нравственности и устанавливает ответственность граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц за административные правонарушения, совершенные в различных областях деятельности, отраслях хозяйства и управления.
Мера ответственности - административное наказание, установленное конкретной статьей КоАП, может быть применена должностным лицом органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении, составленного уполномоченным должностным лицом.
Право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.19, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 17.7, 17.9, ч. 2, 3 ст. 14.1, ст. 19.20 КоАП, предоставлено ч. 1, ч. 2 п. 66 и ч. 3 ст. 28.3 КоАП уполномоченным должностным лицам Госстандарта России, правопреемником которого является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Агентство). Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 17 июня 2004 г. 294 указанное Агентство осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, функции по государственному, метрологическому контролю и надзору до внесения изменений в законодательные акты и осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим Федеральным органам исполнительной власти. Порядок составления протокола об административном правонарушении изложен в ст. 28.2 КоАП.
Приказом Госстандарта России от 26 сентября 2002 г. 213 (зарегистрирован в Минюсте России 7 октября 2002 г., регистрационный 3836) в соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП утвержден перечень должностных лиц Госстандарта России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях ("Российская газета" от 16 октября 2002 г. 196).
Административная ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений предусм трена ст. 19.19 КоАП, которая содержит три части.
Ч. 1 ст. 19.19 КОАП устанавливает административную ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно за уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора. За перечисленные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размереот пяти до десяти ; на юридических лиц -от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты трудас конфискацией предметов административного правонарушения .
Административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов предусмотрена также ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 КоАП, однако должностным лицам Госстандарта России (Агентства) не дано права составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями. По данным правонарушениям вправе составлять протоколы должностные лица других ведомств, а поэтому из состава правонарушений ч. 1 ст. 19.19 КоАП перечисленные статьи исключены.
Ч. 2 ст. 19.19 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение правил обязательной сертификации, т.е. за реализацию сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо за реализацию сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо за не доведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно за предоставление недостоверных результатов испытаний продукции либо за необоснованную выдачу сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.
За указанные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размереот десяти до двадцати минимальных размеров оплаты трудас конфискацией предметов административного правонарушения ; на юридических лиц -от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты трудас конфискацией предметов административного правонарушения .
Административная ответственность за нарушение правил обязательной сертификации предусмотрена также ст. 13.6, ч. 2 и 4 ст. 13.12, ч. 2 ст. 14.4, ч. 2 ст. 14.16, ст. 20.4, 20.14 КоАП, однако должностным лицам Госстандарта России (Агентства) не дано права составлять протоколы об указанных административных правонарушениях, их вправе составлять должностные лица других ведомств, а поэтому эти правонарушения из ч. 2 ст. 19.19 КоАП исключены.
Уполномоченные должностные лица Госстандарта России (Агентства) составленные протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 14.1, ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП, должны направлять: в отношении граждан и должностных лиц, согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП, соответствующему мировому судье, а в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП, - соответствующему судье арбитражного суда для рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Необходимо иметь в виду, что к юридическим лицам в данном случае относятся изготовители и продавцы продукции, исполнители работ, услуг, которыми могут быть также индивидуальные предприниматели.
Предметом административного правонарушения может быть, например, сертифицированная продукция, не отвечающая требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована.
Ч. 3 ст. 19.19 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно за выпуск, продажу, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо за применение не поверенных средств измерений.
За совершение данных правонарушений предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размереот пяти до десяти от пятидесяти до ста
Ст. 23.52 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 19.19 КоАП, от имени Госстандарта России (Агентства) предоставлено право главному государственному инспектору Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, его заместителям, главным государственным инспекторам субъектов (регионов) Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений и их заместителям. Для рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченные должностные лица Госстандарта России (Агентства) составленные протоколы об указанных правонарушениях должны направить соответствующему главному государственному инспектору по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений (его заместителю), главному государственному инспектору субъекта (региона) Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений (его заместителю).
Как уже было сказано, ч. 1, 2 п. 66 ст. 28.3 КоАП уполномоченным должностным лицам Госстандарта России (Агентства) также предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП.
Административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 19.4 и ч. 1 ст. 19.5 КоАП, направлена на обеспечение функционирования и повышение роли государственного надзора (контроля), в том числе и государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.
Так, ч. 1 ст. 19.4 КоАП устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размереот пяти до десяти от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Ч. 1 ст. 19.5 КоАП предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размереот трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Административная ответственность, предусмотренная ст. 19.6 и 19.7 КоАП, направлена на усиление роли должностных лиц, которым предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях, и на повышение авторитета принятых ими решений по делу.
Так, ст. 19.6 КоАП устанавливает административную ответственность за непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размереот трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Ст. 19.7 КоАП устанавливает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), которые предусмотрены законом и необходимы для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19.8, 19.19 КоАП (в этих статьях уже предусмотрена ответственность за нарушение порядка информации), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размереот одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 28.3 КоАП уполномоченные должностные лица Госстандарта России (Агентства) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 14.1 и ст. 19.20 КоАП об ответственности за несоблюдение условий лицензии, в том числе выданных Агентством на осуществление деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также ст. 17.7 и 17.9 КоАП, ответственность которых направлена на безусловное выполнение требований должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, и на пресечение воспрепятствования установления истины по этим делам.
Так, ч. 2 ст. 14.1 КоАП предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размереот двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты трудас конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц -от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты трудас конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц -от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда сконфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Ч. 3 ст. 14.1 КоАП предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размереот пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Ч. 1 ст. 19.20 КоАП предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размереот пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Ч. 2 ст. 19.20 КоАП предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размереот трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Ст. 17.7 КоАП устанавливает административную ответственность за умышленное неисполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, которое влечет наложение штрафа на граждан в размереот десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Ст. 17.9 КоАП предусматривает административную ответственность за заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении, которое влечет наложение административного штрафа в размереот десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
Уполномоченные должностные лица Госстандарта России, ныне органов государственного контроля (надзора) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (см. п. 6 постановления Правительства РФ от 17 июня 2004 г. 294) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.20, 17.7 и 17.9 КоАП, согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП, должны направить соответствующему мировому судье для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Уголовная ответственность

За нарушение гражданами и должностными лицами требований к безопасности установлена уголовная ответственность ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), которая содержит 3 части следующего содержания:
"1. Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерная выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, -наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, если они:
а)совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б)совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;
в)повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, - наказываются штрафом в размереот ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет,либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Добровольная сертификация

По продукции, не подлежащей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации обязательной сертификации, и по требованиям, на соответствие которым законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено проведение обязательной сертификации, по инициативе юридических лиц и граждан может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России в установленном Госстандартом России порядке. Органы по обязательной сертификации также вправе проводить добровольную сертификацию при соблюдении указанных условий. Орган по добровольной сертификации устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, в том числе порядок их оплаты.

При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.

    Ответственность за нарушение правил сертификации

Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

С этого года немного ужесточилась ответственность за нарушение правил сертификации.

За нарушение четких требования выполнения государственных стандартов и несоблюдение правил сертификации на ответственное лицо обычно налагается штраф. Кроме того, организация (или частный предприниматель) должна будет приостановить свою деятельность. Срок приостановления деятельности зависит от степени сложности нарушения и может составлять до девяноста суток.

Кроме административной ответственности (которая устанавливается КоАП), существует и уголовная ответственность за нарушение правил сертификации (устанавливается Уголовным Кодексом РФ и некоторыми законами, связанными с незаконной торговлей).

Рассмотрим подробнее уголовную ответственность и меры наказаний.

Согласно Ст.157 УК РФ за выпуск и последующую продажу товаров, не отвечающих всем требованиям безопасности, организация несет уголовную ответственность, наказуемую лишением свободы до 3 лет или штрафом до нескольких размеров минимальной оплаты труда. Если наказуемое лицо ранее привлекалось за такие же нарушения, то срок лишения свободы может увеличиться до 8 лет. Иногда сопровождается конфискацией имущества и лишением права занимать некоторые должности, а также принудительным приостановлением деятельности.

Продажа товаров, качество которых не соответствует требованиям стандартов, или продажа товаров с нарушением санитарно-гигиенических условий наказывается согласно статье 146. В данном случае налагается штраф от 3 до 25 размеров МРОТ.

(Полный список ответственности и меры наказаний см. Приложение 1.)

Кроме этих законов, существуют специальные законы органов сертификации – Госстандарт, Госсанэпиднадзор, Госторгинспекция и т.д.

Госстандарт имеет правомочия прекратить выпуск и продажу товаров, снять с производства продукцию и изымать из оборота все изделия. Госстандарт также имеет право налагать штрафы за разные виды нарушений: причинение вреда потребителю (штраф в размере причиненного ущерба), за уклонение от выплат и т.д.

Госстандарт причинением ущерба потребителю считает следующие действия:

Продажа товаров с истекшим сроком годности;

Продажа товаров, при производстве которых не были соблюдены необходимые правила, в результате чего продукция не удовлетворяет требованиям безопасности;

Продажа несертифицированных товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Заключение

Как видно из вышеизложенного, ответственность за нарушение правил сертификации достаточно серьезная, поэтому многие руководители фирм и частные предприниматели очень строго к этому относятся. Именно по этой причине специалисты центров сертификации доступно и в обязательном порядке объясняют это своим клиентам и сами четко осознают свою ответственность за нарушение правил сертификации.

Список литературы

    И.М. Лифиц. Основы стандартизации метрологии и сертификации.

2-е издание, исправленное и дополненное. Москва, ООО «Юрайт-М» 2001 г.

    КоАП РФ 2009

    Ответственность за нарушение требований обязательной сертификации и стандартизации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http :// biznesadvokat.ru

    Департамент юридических услуг – Консалтинг. Ответственность за нарушение правил сертификации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http :// expert-kollegia.ru

Приложение

Приложение 1. Таблица. Ответственность за нарушение требований обязательной сертификации и стандартизации.

Нарушение

Наказание

Административная ответственность

Нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора

Штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.

Ч.1 ст.19.19 КоАП РФ

Нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации

Штраф на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 200 до 300 МРОТ.

С конфискацией предметов административного правонарушения

Ч.2 ст.19.19 КоАП РФ

Нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или 2049 применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений

Штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ

Ч.3 ст.19.19 КоАП РФ

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке

Штраф на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц - от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц - от 200 до 300 МРОТ

Ч.1 ст.14.4 КоАП РФ

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей

Штраф на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой;

на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, - от 40 до 50 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой;

на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой

Ч.2 ст.14.4 КоАП РФ

Уголовная ответственность

Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном размере

Штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев

Ч.1 ст.171.1 УК РФ

Те же деяния (указанные в п.6 Таблицы), совершенные:

а) организованной группой;

в) в особо крупном размере

Штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет либо лишение свободы на срок от 2 до 6 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового

Ч.2 ст.171.1 УК РФ

Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности

Штраф в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет

Ч.1 ст.238 УК РФ

Те же деяния (указанные в п.10 Таблицы), если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;

г) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека

Штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового

Формирование и реализация государственной политики в области сертификации, установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации на территории РФ являются функциями Госстандарта. Он также проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, ведет их государственный реестр, опубликовывает официальную информацию о проведении сертификации, о действующих системах сертификации и знаках соответствия, выполняет еще ряд функций.

Госстандарт помимо выполнения роли национального органа по сертификации осуществляет организацию и проведение работ по обязательной сертификации.

В соответствии с Законом РФ «О стандартизации» нормативные документы на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законами РФ, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности. Соответствие продукции и услуг указанными требованиям государственных стандартов определяется в порядке, установленном законодательством РФ об обязательной сертификации продукции и услуг.

Обязательная сертификация осуществляется для утвержденного Правительством РФ перечня продукции.

Изготовители и продавцы продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории РФ, обязаны:

1. Реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата соответствия, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке.

2. Обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке.

3. Указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукцию, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя.

4. Приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, по истечение срока действия сертификата или срока годности продукции, а также в случае, если действие сертификата приостановлено или отменено решением органа по сертификации.



5. Обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией.

6. Извещать орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс.

Физические и юридические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с законом уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

Госстандарт России в лице своих полномочных представителей имеет право выдавать следующие предписания:

1. Об устранении выявленных нарушений обязательных требований государственных стандартов при разработке, производстве, реализации, хранении, транспортировке и утилизации продукции (выдается, если это устранение возможно).

2. Об устранении нарушений требований к безопасности товаров (то же).

3. О приостановке реализации, использования продукции произведенной продукции, выполнения работ, оказания услуг в случаях несоответствия их обязательным требованиям стандартов (если их возможно устранить).

4. О приостановке реализации при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (до устранения нарушений требования к информации).

5. О запрете реализации проверенной продукции в случаях несоответствия продукции требованиям (действует до устранения несоответствия).

7. О запрете реализации продукции в случае уклонения изготовителя (продавца) от предъявления продукции для проверки.

8. О прекращении выпуска и реализации опасных товаров.

9. О прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности.

10. О снятии с производства опасных товаров.

11. Об отзыве от потребителей опасных товаров.

На организации, субъекты хозяйственной деятельности налагаются штрафы:

1. За нарушения предписаний.

2. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний.

3. За причинение ущерба потребителям товарами.

4. За продажу товаров без сертификатов (если они обязательны).

5. За нарушение правил обязательной сертификации.

6. За предоставление недостоверных результатов испытаний.

Размеры штрафов в каждом конкретном случае определяются в соответствии с законами и размером причиненного ущерба.

В зарубежной практике требования стандартов обязательны для выполнения в соответствии с общим законом либо если на этот стандарт имеется обязательная ссылка в техническом регламенте или в Директиве.

Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;

Ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент ;

Ссылка общего характера, т.е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует .

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) - единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.

Согласно Закону РФ "О техническом регулировании" ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов.

Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.

С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности . Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении . Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании всего материала, который был изложен в основной части, можно говорить о том, что поставленные задачи были выполнены, но тема данного реферата была раскрыта не полностью из-за сложности исследуемого объекта.

Метод и методология исследования способствовали раскрытию темы, но для более точного изучения следует увеличить количество научно-методической литературы.

Была выделена лишь часть предметов, входящих в состав темы, что привело к неполному анализу и неточному выполнению цели.

Структура реферата соответствует цели и задачам исследования.

Следует более подробно изучить объект исследования, учитывая все аспекты и характеристики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. С-Пб.: Питер, 2-ое издание, 2004-432 с.

2. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 3-е издание, 1999-340 с.

3. Алексеев В. С., Белова Л. А. Метрология, стандартизация и сертификация. Шпаргалка. М.: ЛитРес, 2009-32 с. http://allformgsu.ru/

Понравилась статья? Поделитесь ей