Контакты

Клуб детского чтения в библиотеке. Работа с родителями «Клуб семейного чтения — Читаюшка или Детская вселенная на книжной полке»

Олеся Галушко
Работа с родителями «Клуб семейного чтения - Читаюшка или Детская вселенная на книжной полке».

Воспитанию читателя -школьника посвящено немало исследований. Что же касается дошкольника, то здесь дело обстоит сложнее. Вероятно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем , а слушателем. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя , среди которых имеют место и негативные (в школьном возрасте их сложнее корректировать) .Чтение и обсуждение книг вместе с детьми, в которых описываются ситуации, сходные с теми, что имеют место в реальной жизни детей, является элементом коррекционной работы – «библиотерапии» («лечение» книгой). Приведем несколько примеров. Если дошкольник привык относиться к чтению только как к развлечению, а любимым его «чтивом» являются комиксы, то воспитать в таком ребенке вдумчивого читателя , для которого чтение - серьезное занятие , сложно. Если в семье ребенка постоянно заставляют читать , прибегая к наказаниям, он будет воспринимать чтение как скучную обязанность и творческого, заинтересованного читателя из него не получится. Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное , и, если не формировать критическое восприятие, велика вероятность, что они будут копировать негативные образцы, подражать отрицательным героям, т. е. у них начнут формироваться неадекватные модели поведения. Например, во многих сказках зло наказывается, причем жестоко. И если ребенок неверно воспринимает сказку (ее смысл, поступки главных героев и т. д., у него может сформироваться агрессивная модель поведения. Поэтому произведения и события жизни должны переплетаться. Книга должна помогать человеку анализировать происходящее.

Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Итак, любой дошкольник является читателем . Даже если он не умеет читать , а только слушает чтение взрослых , он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его. Но ведь ребенок не умеет читать и воспринимает книжку только от взрослого – педагога, матери, отца. От того, как ему прочитают книгу , зависит её влияние на ребенка. Даже хорошая, занимательная книжка может не вызыватьт у ребенка никаких эмоций, пройти мимо него бесследно, если родитель не вложил в свое чтение или рассказывание чувств, живого интереса к книге, если ему самому безразличны и бесхитростная судьба героя, и её сюжет, образы, язык. Активное участие родителей позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни . А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его.

В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух : вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух , затем прочитанное обсуждалось . В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. Сегодня родителей порой интересуют исключительно те педагогические средства, которые стимулируют ребенка к овладению точными науками, а многовековая традиция общения с дошкольником в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр не дооценивается и заменяется просмотром телепередач и прослушивание аудиозаписей. Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье как семейное чтение . Совсем иные отклики вызовет книжка , если её преподносит ребенку родитель , увлеченный детской литературой , который следит за появлением каждой новой книги, умеет оценивать ее как произведение искусства, знает детскую литературу и хочет знать её еще лучше. Отсюда вытекает особая важность выразительной, эмоциональной подачи литературного произведения.

Что же надо знать родителям о детской книге ?

Прежде всего ему надо помнить об её огромном воспитательном значении. Художественная книга – мощное орудие формирования личности ребенка, умения отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не мириться со злом.

Родителям следует знать , что воздействие книги на ребенка не происходит молниеносно, что дело это медленное и кропотливое и ждать мгновенных результатов не приходится. Но если ребятам в детском саду и дома систематически читают хорошие книги , это неминуемо даст свои результаты.

Изучив проблему и актуальность семейного чтения , родилась идея организации семейного читательского клуба «Читаюшка » . Целью нашей работы стала не только оказать родителям помощь при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой, привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, но и помочь взрослым овладеть основными навыками художественного чтения и рассказывания , а так же умению анализировать произведение.

Задачи нашего клуба :

1. Способствовать сближению родителей и детей через семейное чтение .

2. Подвести к пониманию того, что книга – источник знаний.

3. Воспитывать у взрослых и детей любовь к художественному слову, книге, литературе.

4. Развивать у детей и взрослых поэтический слух (способствовать улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи, способность чувствовать художественный образ.

5. Воспитывать в дошкольнике будущего читателя – школьника .

Организация встреч читательского семейного клуба сначала проходят в группе как «Вечер семейного чтения » , на которых родители и дети сначала слушают выразительное чтение воспитатей . На следующем заседании клуба сами мамы и папы пробуют читать используя различные средства выразительности. Потом встречи происходят в виде круглого стола «» (дети + родители + воспитатели , где происходит анализирование и обсуждение художественных произведений. Анализ произведений по схемам, записывают родители (со слов детей и обязательно высказывают свое мнение) в читательском дневнике . Родители и дети обязательно рисуют иллюстрации к произведениям и в группе организуется выставка работ . Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители .

План работы семейного читательского клуба «Читаюшка » :

«Вечера семейного чтения »

1. Консультация «О традициях семейного чтения » (особая значимость семейного чтения ) . Буклеты «Советы родителям как читать книги детям » . Анкетирование родителей «Я и мой ребенок» (Приложение 1) .

2. Консультация для родителей «Роль художественного слова в воспитании детей» .

3. Тема встречи : «Искусство художественного чтения и рассказывания : основной тон, интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила голоса, мимика, жест, дыхание, дикция».

4. Тема встречи : «Обучение рассказыванию народной сказки и чтению рассказов ».

5. Тема встречи : «Обучение чтению поэзии и чтению стихотворений » .

Произведения подбираются по возрасту детей и просьбам родителей : стихотворения детских и великих русских поэтов, сказки разных народов мира и маленькие рассказы.

Круглый стол «Детская вселенная на книжной полке »

1. Консультация «Слушание детьми книг как подготовка к самостоятельному чтению в школе » (роль книги в умственном и речевом развитии ребенка) . Анкетирование родителей «Ребенок и книга»

(Приложение 2)

2. Консультация для родителей «Методика знакомства детей с произведениями детской литературы ».

3. Работа с литературными произведениями : анализ и помощь ребенку видеть образы, картины, действия и правильно их оценивать. Ведение читательского дневника .

4. Буклеты с рекомендациями по отбору текстов для первоначального самостоятельного чтения ребенка ; определение порядка знакомство ребенка с текстами для самостоятельного чтения в соответствии со степенью их сложности и его уровнем владения навыками чтения .

Подбор произведений имеет и психокоррекционное воздействие, что позволяет более глубоко анализировать его и нравственно воспитывать ребенка (Приложение 3) .

Читательский дневник ведется ребенком совместно с родителями , где записываются не только слова ребенка о произведении, но и сами родители высказывают своё отношение к произведению. Задания даются воспитателем.

Ожидаемые результаты :

- работа в семейном читательском клубе поможет воспитать будущего читателя – школьника (результат можно проанализировать, через библиотеку микрорайона) ;

Поможет воспитать в ребёнке нравственные качества, коммуникатиную личность и даст возможность ребенку анализировать проблемные ситуации и находить выход из них;

Поможет укрепить родительско- детские взаимоотношения в семье;

Возрождение традиции семейного чтения как особого вида духовного и интеллектуального общения членов семьи;

Подготовка к самостоятельному чтению в школе : переключение внимания с процесса восприятия содержания на процесс освоения навыков чтения .

Книги остаются с нами навсегда…

Мы любим книгу…

Мы – это дети, которые пришли в мир, чтобы познать его и себя в нем. Мы с восхищением смотрим на чудо – книгу, мы ждем, что книга откроет нам тайну мира и поможет понять человека.

Мы – это взрослые, которые стремятся постичь глубину книги, знают и помнят детство , понимают свою ответственность посредников между писателем – творцом книги и ребенком, к которому она обращена. Любя книгу, веря в силу слова, мы стремимся к сотворчеству с автором – как чтецы, как исполнители.

Мы – это педагоги. Не упрощая глубины писательской мысли и авторского чувства, мы должны уметь говорить с детьми о книге, помогать малышу расти до ее понимания, взрослеть, обретать опыт. При этом мы опираемся на главное достоинство детства – способность остро и глубоко сопереживать.

Мы – дети и взрослые – любим книгу. Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве , откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым.

Мы любим книгу, это значит – мы стремимся создать культ Книги. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда…

Приложение 1

Анкета для родителей

«Я и мой ребенок»

1. Часто ли ребенок рассматривает иллюстрации в детских книгах ?

Б) Иногда

В) Очень редко

2. Как ведет себя ребенок, когда ему задан вопрос на сообразительность?

А) Предпочитает получить готовый ответ от других

Б) Когда как

В) Предпочитает помучиться , но сам находит ответ

А) Постоянно

Б) Иногда

В) Никогда

4. Насколько эмоционально Ваш ребенок относится к прочитанному произведению ?

А) Очень эмоционально

Б) Иногда эмоционально

В) Эмоций нет

5. Часто ли Ваш ребенок задает Вам вопросы?

6. Много ли у Вас детской литературы дома ?

Закончите предложение.

А) В свободное время я занимаюсь….

Б) Мне доставляет радость….

В) Для меня особенно важно….

Г) Мой идеал – это….

Д) Мои любимые книги…

Е) Люди читают чтобы… .

Ё) Моя любимая книга…

Ж) Каждый человек должен быть…

З) чтобы мой ребенок был успешным я ….

Приложение 2

Анкета для родителей по теме «Ребенок и книга»

Уважаемые родители ! Просим вас ответить на вопросы анкеты :

1. Читаете ли вы ребёнку книги ? Если да, то как часто :

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Редко, когда есть время

2. Вы читаете детям книги :

По просьбе ребенка

По своей инициативе

3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком ?

4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Сколько книг

(приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и т. д.)

5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок :

Литературу о природе

Энциклопедии, книги познавательного содержания

Нет определённых предпочтений

6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в

детском саду ?

7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?

8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения ? Если да, то какие последние произведения вы прочитали ?

9. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете :

Периодическую литературу (журналы, газеты)

Познавательную литературу

Художественную литературу

«Детская вселенная на книжной полке » .

№ Темы для проведения круглого стола Названия произведения для чтения и сравнительного анализа

1 «Как соотносится желаемое и достижимое» А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Карло Коллоди "Приключения Пиноккио или история деревянной куклы"

2 «Вечная борьба добра и зла» В. Одоевский «Мороз Иваныч» Братья Гримм

«Госпожа Метелица»

3 «Преодоление страха, сила духа. Трудолюбие и успех» Русская народная сказка «Царевна – лягушка» Л. Пантелеев «Две лягушки»

4 «Общечеловеческие ценности. Доброта и дружба» В. Катаев «Цветик – семицветик» Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»

5 «Как справиться с проблемой» А. Смирнова «Ежик» Н. Уманская «Яблонька»

6 «Одиночество, обиды, страхи, отношения с семьей и внешним миром. Чудесное «превращение» Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» И. Сигсгорд «Палле один на свете»

7 «Наши желания и потребности и способы их достижения» В. Драгунский «Что я люблю…» «Заколдованная буква» А. Смирнова

«Заяц с рюкзаком»

8 «Целительная сила молчания»

Г. Х. Андерсен

«Дикие лебеди»

9 «Не такой как все» Г. Х. Андерсен

«Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен

Именно с семьи начинается мир для ребенка. Здесь он делает свои первые шаги, выговаривает первые слова, знакомится с первыми книжками. Именно папа и мама листают малышу странички с яркими картинками, рисунками, учат переживать, удивляться, восхищаться первыми литературными героями, их судьбами и приключениями. Если родители и ребенок часто берут в руки книгу, то в семье царит духовное единство, мир и любовь. Читательская атмосфера должна стать семейной традицией. Ведь именно из книги можно брать пищу для души и сердца. Важно, чтобы книжки не превращались просто в источники информации или средства развлечения, а играли общеобразовательную и культурную роль.

Не только воспитатели в садике и учителя литературы в школе должны прививать любовь к чтению. Этим еще на самых ранних этапах развития ребенка должны заняться родители. Чтобы воссоединить усилия родителей и специалистов, во многих населенных пунктах ведется работа в библиотеке семейного чтения. Библиотекари приглашают родителей на различные мероприятия, чтобы повысить интерес детей к книгам. Что ж, предлагаем вам познакомиться с целями совместных занятий с родителями, примерной программой семейного чтения в библиотеке, ожидаемыми результатами. Подобную совместную работу библиотеки и родителей можно назвать комплексной.

Причины, из-за которых следует внедрять семейное чтение в библиотеке

В последнее десятилетие исследователи отмечают формирование следующего отношения к чтению у детей и взрослых:

  • Возрастает количество детей, которые читают только произведения школьной программы.
  • С каждым годом все меньше молодежи проводит свободное время за чтением литературы.
  • Проникновение ребенка-дошкольника в культуру книг происходит все медленнее.
  • У взрослеющих к чтению все слабеет.
  • На круг чтения детей и подростков влияет массовая культура, что приводит к популярности детективов, ужасов, повестей по мотивам телесериалов.
  • Много детей читают только для развлечения.

Важность семейного чтения в школьной библиотеке

Давайте поговорим о пользе. Но для начала выясним, что же это такое - семейное чтение в библиотеке? Мероприятия непрерывного психолого-педагогического процесса совместного чтения детей и родителей с последующим анализом, обсуждением - это и есть понятие семейного чтения. Анализ произведений может быть устным, письменным, игровым. Подобные мероприятия проводились еще во времена египетских фараонов. Исследователи нашли одну запись на папирусе того периода, где написано обращение отца к сыну с просьбой направить свое сердце к книгам.

Во времена античности семейное чтение также широко практиковалось. Один из римских правителей сам написал "Историю Рима" и изучал ее со своим сыном. Применялась такая практика и в Средние века, и в эпоху Просвещения. В XIX веке чтение в семье было распространено в дворянских семьях. Современная практика уже совмещает чтение домашнее с библиотечным. Профессиональные библиотекари приглашают вместе с детьми их родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Разрабатывается целая программа семейного чтения в библиотеке. Для чего это нужно?

Последнее время утрачивается роль чтения в обществе, падает престиж образования и знаний, молодежь ориентируется на некнижные формы культуры. А из книг черпаются общекультурные, эстетические, эмоциональные потребности. Грамотность молодежи с каждым годом падает, а также снижается уровень необходимых навыков чтения и письма. У большинства детей не сформировано осознание ценности и значения книжек, газет, журналов, электронной информации. Поэтому чтение в семейной среде играет особую роль. Совместно прочитанный рассказ или повесть, его обсуждение делают членов семьи более близкими, объединяет их духовно. К сожалению, все меньше семей обзаводятся домашними библиотеками. Таким образом, у нечитающих родителей вырастают безграмотные дети. Повысить детское чтение можно только в тандеме школы, библиотеки и семьи.

Наряду с деловым, нормативным, учебным, развлекательным, самообразовательным чтением, семейное занимает особое место. В ходе такого процесса ребенок получает различные навыки и умения, приобретает основу читательской культуры. Ведь семья - это первый и главный посредник между книгой и ребенком. Там формируется интерес к книге, развивается читательский вкус. В России работа библиотеки семейного чтения имеет глубокие корни. Она включает комплексную программу, различные формы работы с детьми и их родителями. Не зря программу для семейного чтения в библиотеке часто называют "Теплый дом".

Именно семью во всем мире рассматривают как социальную ценность. Семейные отношения формируют личность человека. Сотрудники сельских и поселковых библиотек хорошо знают многие семьи и стараются через книгу повлиять на их взаимоотношения. Именно они становятся социальными педагогами, организаторами семейного чтения в библиотеке. В школьной библиотеке это тоже возможно. Девизом такого комплексного подхода к изучению книг можно взять: "Создадим страну читателей!"

Факторы значимости чтения с родителями

Интерес к возрождению семейного чтения в детской библиотеке в последнее время возрастает. Чтение рассматривается в качестве развивающей среды. Его значимость имеет свои факторы:

  • Еще с детства малышам рассказывают сказки, читают маленькие библейские рассказы, затем - мифы, стихи о природе и животных. Это самый древний и проверенный способ воспитания человека еще до того, как он выучит алфавит. Читательскую деятельность и культуру формируют на слушании и говорении.
  • Такое чтение способствует углублению детского внимания, формированию потребности в книгах. Если такую потребность заложить ребенку с детства, то он и в зрелом возрасте будет много читать.
  • Мероприятия семейного чтения в библиотеке - залог раннего и правильного овладения родной речью. Раннее чтение помогает ребятишкам расти коммуникативными людьми. Ведь пассивную речь детей (молчание) нужно развивать.
  • На основе книг формируется эмоционально-эстетическое восприятие мира. Звучащие слова сильно влияют на детей, учат торжествовать, радоваться, грустить, печалиться, шутить, смеяться. Слова дают детишкам яркие, эмоциональные впечатления.
  • В результате совместного чтения развивается способность воспринимать художественные образы. Дети включают воображение, наглядные представления. Они учатся радоваться и печалиться вместе с литературными героями.
  • не только малышам, но и людям старшего возраста. Важно не просто слушать, но и воспринимать и пересказывать прочитанное. Пожилым людям такие занятия помогают легче перенести одиночество и передать детям свой опыт. Также взрослые могут таким образом наблюдать за духовным развитием детей.
  • Совместные чтения в библиотеке помогают социализации подрастающего поколения. Создается почва для обмена мнениями, происходит эмоциональное обогащение.
  • Подобные занятия служат профилактикой старения, стимулируют активную умственную деятельность.

Не зря считается, что библиотека - территория семейного чтения. Она является альтернативой всех видов изучения книг. Эту практику активно внедрила библиотека семейного чтения Ломоносова (городка возле Санкт-Петербурга). Квалифицированные сотрудники этой библиотеки оказывают всяческую помощь семьям в выборе книг. Мероприятий по данной семейной программе здесь проводится множество: различные краеведческие конкурсы, литературные чтения, занятия подросткового клуба "Юнта".

Услуги библиотеки для чтения семьей

Что же может предложить библиотекарь в рамках семейного чтения:


Цели подобных мероприятий

Чего же можно добиться в результате подобных мероприятий в библиотеке? Вот какие цели ставят перед собой библиотекари:

  • приобщить детей и родителей к совместному чтению;
  • развивать творческие способности детей;
  • удовлетворять людей разных поколений;
  • повысить духовное и нравственное развитие семьи;
  • поддержать семейное чтение;
  • ориентировать членов родни на совместное общение в ходе изучения книг;
  • помочь обрести взаимопонимание и общие интересы;
  • увеличить эффективность чтения.

Задачи совместных чтений

Целевая программа развития библиотеки семейного чтения может ориентироваться на выполнение следующих задач:

  • изучать информационные потребности читателей, анализировать и разрабатывать актуальные темы для информирования;
  • ориентировать старших на совместное общение с ребенком в процессе чтения;
  • способствовать дружбе взрослых и детей с книгой, добиваться их взаимопонимания;
  • совершенствовать педагогическую образованность, психологическую и методическую подготовленность родителей;
  • развивать у детей способность самостоятельного мышления после прочитанного;
  • помочь посмотреть детям и родителям на чтение как на средство межличностного общения;
  • развивать творческие способности молодого поколения;
  • координировать деятельность со школами и учителями;
  • использовать все активные библиографические формы и методы работы;
  • изучить и внедрить передовой библиотечный опыт.

Ожидаемые результаты

Правильный подбор библиотеки семейного чтения и занятия там дают следующие результаты:

  • повышается престиж книги в глазах подрастающего поколения;
  • чтение становится любимым занятием;
  • библиотеку уважают и почитают;
  • формируется любовь к чтению у самых маленьких посетителей;
  • возрождаются традиции семейных посиделок за любимыми книгами;
  • развиваются творческие способности детей.

Описание подобных проектов

Перед библиотекарями стоит серьезная задача - организовать такие занятия с родителями и детьми. Нужно создать комфортную атмосферу для подобного интеллектуального общения. Для этого книжный фонд нужно укомплектовать высокохудожественной литературой, где будут книги, периодика, электронные издания.

Организация библиотечного пространства сегодня очень важна. Современная библиотека должна быть разной и многоликой. В ней можно организовать "шумные" и "тихие" зоны, открытые пространства и уединенные места отдыха. Нужно продумать каждый уголок помещения, сделав его привлекательным для посетителей.

Библиотечное пространство делает уютным не только современный дизайн. Важно продумать и организовать интересный читателю фонд. Главное - правильно расставить литературу, чтобы к ней можно было свободно подойти. Самыми эффективными способами привлечения внимания читателей будут различные акции, выставки, вечера, круглые столы. Имидж библиотеки поднимет зрелищная информация.

Примерный план занятий в библиотеке с родителями и детьми

Продумать программу семейного чтения в библиотеке очень важно. Предлагаем вам помесячное примерное планирование подобных мероприятий:

  • В январе можно провести три мероприятия: урок семейной гармонии "Семейные портреты", библиоквест "В поисках страны здоровья", занятие с психологом "Знаем ли мы своих детей".
  • В феврале можно провести интеллектуальный бой "Вам слово, эрудиты", большой книжный фейерверк "Путешествие в мир новой литературы".
  • В марте уместно проведение читательской конференции "Самое главное слово - семья", брейнсторминга "Знаток художественной литературы".
  • Апрель - время для мероприятия-диалога "Традиции хранить и умножать", выставки творческих работ "Из поколения в поколение передаем мы чудные творения", медиа-обзора "CD в помощь обучению".
  • В мае можно провести праздник семейного чтения "Мы семья, а это значит - справимся с любой задачей", дискуссию "Семейное чтение - уходящая традиция или вечная ценность?".
  • В июне школьники с удовольствием примут участие в акции "Читаем всей семьей", в гурман-вечере сказок Пушкина "В синем небе звезды блещут".
  • В июле интересной станет конкурсно-развлекательная программа "Наша семья - книжкины друзья".
  • В августе можно провести выставку творческих работ "Мама, бабушка и я - рукодельная семья".
  • В сентябре можно воплотить в жизнь литературную шкатулку "Закружилась в небе осень", книжную выставку-совет "Семейный Читаймер".
  • В октябре желательно организовать фотоколлаж ко Дню пожилого человека "Когда душа в узоре времени", семейную игротеку "Супер-бабушка".
  • В ноябре проводится мероприятие ко Дню матери "Прекрасен мир любовью материнской", праздник национальной культуры "Природа в произведениях русских писателей и поэтов".
  • В декабре можно организовать день семейного общения в библиотеке "Я с книгой открываю мир", новогоднее конфетти "Сказочный снегопад".

Описание некоторых мероприятий

Многие библиотекари начинают работу по организации семейного чтения с проведения акции "Как пройти в библиотеку". Для этого они развешивают плакаты с приглашением прийти в библиотеку. Для взрослых распространяются специальные агитационные листовки, закладки-приглашения. На центральной площади района или площади иногда развешивают плакат "Кто куда, а я - в библиотеку". Традиции семейного чтения и методы их передачи очень разнообразны.

Под Новый год часто взрослые вместе с детьми наряжают в библиотечном помещении елку, делают символ будущего года, который потом радует посетителей. Очень привлекают детей и взрослых различные выставки: "Любимые книги нашего детства", журнальная выставка "Кроха и я", "Мой ребенок", "Мамочкина школа". Сценариев библиотеки семейного чтения существует очень много. Неплохо было бы провести несколько экскурсий по книжным полкам. В помещении можно поместить специальный ящичек в качестве "Копилки книжных удивлений". В него дети и родители будут опускать записки, в которых зафиксируют интересные факты и события, удивившие их при прочтении книг.

Библиотекарю важно учитывать, что детям интересны произведения авантюрно-приключенческого характера, где присутствуют некие волшебные силы ("Гарри Поттер", "Хоббит"). В какой-то день семейного чтения в библиотеке детям можно предложить сравнить книгу с фильмом, чтобы доказать, что она более интересна, нежели кино. Детей можно заинтересовать чтением с помощью оригинальных парадоксов. Например, они должны дочитать до определенного места и найти ответ на поставленный интригующий вопрос. Часто экспериментируют с проведением дискуссий между детьми и взрослыми по поводу прочитанных страниц.

Клуб семейного чтения «Встреча с книгой» является одной из форм совместной деятельности учителя, родителей и обучающихся.Я убеждена, что на сегодняшний день возрождение семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших зада школы.Осознавая значимость данной проблемы, мною была разработана и апробирована программа клуба семейного чтения «Встреча с книгой». Не дублируя других видов чтения, семейное чтение позволяет ребенку увидеть близкого ему человека увлеченным чтением. Ребенок увидит, что книги присутствуют в жизни родителей, что это норма жизни его семьи. Кроме этого, участие в работе клуба позволит создать дома творческую атмосферу и, в какой-то степени исключит семейные конфликты. Чтение литературных произведений, выполнение заданий творческого характера дадут возможность взрослым не только участвовать в развитии и воспитании детей в семье, но и развивать свою эрудицию. Клуб семейного чтения будет стимулирует стремление родителей к совместному прочтению книги, к общению по поводу прочитанного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя основная общеобразовательная школа рабочего посёлка Шемышейка

имени Героя Советского Союза

Александра Тимофеевича Бодряшова

Программа

Клуба семейного чтения

«Встреча с книгой»

Составила программу:

Ларькина Нина Алексеевна,

Учитель начальных классов

2015-2016 учебный год

р.п. Шемышейка

1. Педагогическая целесообразность создания клуба семейного чтения «Встреча с книгой».

2. Общие положения.

3. Цель и задачи клуба семейного чтения «Встреча с книгой».

4. Условия работы клуба семейного чтения «Встреча с книгой».

5.Основные направления деятельности клуба семейного чтения «Встреча с книгой».

6.Формы работы клуба.

7.Структура заседаний клуба.

8.Основные принципы работы клуба семейного чтения «Встреча с книгой».

9. Права и обязанности участников клуба семейного чтения «Встреча с книгой».

10.Ожидаемые результаты работы клуба семейного чтения «Встреча с книгой».

11.Атрибутика клуба семейного чтения «Встреча с книгой».

12. Тематический план работы клуба семейного чтения «Встреча с книгой».

а).3 класс. 2015-2016 учебный год.

б).4 класс. 2016-2017 учебный год.

1.Педагогическая целесообразность создания

Сегодня мир, окружающий наших детей, совсем не похож на тот, что был еще несколько лет назад. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. Новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Год от года снижается интерес учащихся к чтению. Книга вытесняется современными технологиями, интерес к чтению уменьшается. Во многих семьях учащихся отсутствует традиция семейного чтения. Дети иногда овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги.

Многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Во многих семьях книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Приобщение ребенка к книге невозможно без помощи семьи, так как именно родители выступают первыми и главными посредниками между книгой и ребенком, выбирают и покупают детские издания, советуют ребенку, что лучше почитать, оказывают, таким образом, решающее влияние на формирование круга чтения, вкусов и предпочтений детей. Но, к сожалению, поговорить о прочитанной книге, узнать родительское отношение к ней ребенок может далеко не всегда, и не все родители готовы к тому, чтобы подсказать ребенку нужную для него книгу, книгу, которая бы именно в это момент отвечала бы на его запросы, влияла бы на эмоциональную сферу, вызывала интерес. Поэтому и возникла идея клуба семейного чтения. Он призван помочь родителям наладить общение с детьми, подсказать книги, которые заинтересуют и взрослых, и детей, объединят их и подтолкнут к разговору о прочитанном, о жизни вообще.

Я убеждена, что на сегодняшний день возрождение семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач. Осознавая значимость данной проблемы, мною была разработана и апробирована программа клуба семейного чтения «Встреча с книгой».

Не дублируя других видов чтения - классного, внеклассного, семейное чтение позволяет ребенку увидеть близкого ему человека увлеченным чтением. Ребенок увидит, что книги присутствуют в жизни родителей, что это норма жизни его семьи.

Кроме этого, участие в работе клуба позволит создать дома творческую атмосферу и, в какой-то степени исключит семейные конфликты. Чтение литературных произведений, выполнение заданий творческого характера дадут возможность взрослым не только участвовать в развитии и воспитании детей в семье, но и развивать свою эрудицию.

Клуб семейного чтения будет стимулировать стремление родителей к совместному прочтению книги, к общению по поводу прочитанного что, безусловно, будет сближать членов семьи, объединять их духовно.

2. Общие положения

Клуб семейного чтения «Встреча с книгой» образован в 3 А классе МБОУ СОШ р.п. Шемышейка Пензенской области в 2015-2016 учебном году

Клуб семейного чтения «Встреча с книгой» является одной из форм совместной деятельности учителя, родителей и обучающихся.

С целью укрепления контакта внутри семьи к участию в работе клуба предполагается привлечь три поколения семьи (бабушка, дедушка, мама, папа- ребенок).

Готовясь к занятию, родители с детьми читают книги, разучивают стихи, песни, инсценируют отрывки, участвуют в конкурсах рисунков, сочиняют загадки на литературные темы.

3. Цель и задачи клуба семейного чтения «Встреча с книгой»

Цель: создание условий для интересного общения родителей и их детей. Задачи:

Создание условий для формирования читательской культуры семьи, возвращения в семью традиций семейного чтения;

- развитие потребности родителей в совместном выполнении с детьми познавательных и других видов заданий в домашних условиях;

Показать родителям, что общение с детской книгой дает им огромные педагогические возможности;

Оказание консультативной помощи в области детской литературы, детского чтения»;

Пропаганда положительного опыта семейного чтения.

Помочь семьям стать умнее и добрее.

4. Условия работы клуба семейного чтения «Встреча с книгой»

Место проведения – учебный кабинет № 104 МБОУ СОШ р.п. Шемышейка

Заседания клуба семейного чтения «Встреча с книгой», как правило, проводятся 1 раз в месяц.

Продолжительность работы клуба 40 – 60 минут в зависимости от настроя группы, количества участников и т.д.

5.Основные направления деятельности

клуба семейного чтения «Встреча с книгой».

Круг чтения - фольклор, классика, современная отечественная и зарубежная литература.

Формируемые читательские умения: навык выразительного чтения, умение работать с текстом и книгой.

Клуб семейного чтения «Встреча с книгой» изучает приоритеты в чтении младших школьников.

Организует встречи с работниками библиотек, различные творческие конкурсы и отчеты, читательские конференции и т.п.

6.Формы работы клуба

Конкурсные программы, викторины, игры, театрализованные представления, совместные просмотры кинофильмов и мультфильмов, обсуждение опыта семейного чтения. Также дополнительно вне программы запланированы классные часы и родительские собрания по пропаганде книги и привлечению семей к чтению.

Программа работы клуба Семейного чтения «Встреча с книгой» составлена с учетом пожеланий учащихся и родителей.

7.Структура заседаний клуба

Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.

Практическая часть предполагает реализацию приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.

Коммуникативная, интерактивная часть подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).

Родители могут получить небольшое «домашнее задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка.

8.Основные принципы

работы клуба семейного чтения «Встреча с книгой»

  • соответствие подобранной литературы возрастным особенностям и интересам учащихся;
  • отсутствие назидательности и нравоучений;
  • непринуждённая доброжелательная обстановка.

9. Права и обязанности участников

Клуба семейного чтения «Встреча с книгой»

Родители (законные представители) имеют право:

На получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам воспитания и обучения ребенка;

На получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

На высказывание собственного мнения.

10.Ожидаемые результаты работы

Клуба семейного чтения «Встреча с книгой»

1. Родители и дети смогут обогатить свой досуг семейным чтением, благодаря чему семья будет укрепляться и сплачиваться.

2.Участие в работе Клубе поможет укрепить родительско-детские взаимоотношения в семье.

3.Возрождение традиции семейного чтения как особого вида духовного и интеллектуального общения членов семьи.

4. Формирование потребности у родителей и детей в систематическом чтении художественной литературы.

5. Будет создана база методических разработок проведенных мероприятий по тематике клуба.

6. Даже, если в нескольких семьях зародится навык семейного чтения, работа клуба семейного чтения «Встреча с книгой» будет ненапрасной.

11.Атрибутика клуба семейного чтения «Встреча с книгой»

Эмблема и девиз

Тематический план работы

клуба семейного чтения «Встреча с книгой»

на 2015 -2016 учебный год

3 класс

п/п

Тема встречи

Дата

Методические приемы, формы работы с текстом

Задание на следующее занятие

Открытие клуба семейного чтения «Встреча с книгой». Ознакомление участников с целями и задачами клуба, планом работы.

Подготовка списка литературы для семейного чтения «Читаем всей семьёй».

Консультация для родителей «Роль художественного слова в воспитании детей».

Семейный литературный праздник «Путешествие в Солнечный город».

сентябрь

Литературная игра по книге «Приключения Незнайки и его друзей»

1.Придумать эмблему и девиз клуба (семейный конкурс)

2.Родителям вспомнить о любимых книгах своего детства

2.Подготовить семейные газеты. В газете поместить фотографии детства родителей и детства своих детей.

«Книжка из моего детства».

Выставка книг: «Эти книги читали бабушки и дедушки»

Итоги конкурса на лучшую эмблему и девиз клуба

октябрь

Рассказы родителей о любимых книгах своего детства.

Выставка газет от каждой семьи.

Подготовиться к игре КВН по

сказкам зарубежных писателей.

Литературные сказки зарубежных писателей.

Консультация для родителей

«Как выбрать книгу для ребёнка?»

ноябрь

КВН по следующим произведениям: Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», Милн «Винни – Пух», сказки Ганса Христиана Андерсена.

Чтение сказки "Путешествие Гулливера"

Интеллектуальный ринг "Умники и умницы" по книге Д. Дефо "Путешествие Гулливера"

декабрь

Чтение сказки «Двенадцать месяцев»

Детские писатели о Новогоднем празднике, о возможности сотворить добро каждому из нас.

Сказка «Двенадцать месяцев».

январь

Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев».

Чтение сказки «Волшебник Изумрудного города»

Семейная литературная игра "Волшебник Изумрудного города".

Викторина «Мы - волшебники!»;

Выставка рисунков по сказке.

Консультация для родителей

«Методика знакомства детей с произведениями детской литературы».

февраль

Самостоятельное чтение, беседа. Рассказ о писателе и истории создания книги.

Характеристика главного героя.

Игровая образовательная ситуация «Путешествие Элли в Волшебной стране».

Составление карты страны, в которой живут герои книги.

Конкурс чтецов с элементами инсценировки (стихотворения о мамах на выбор семьи)

«Посидим в тишине». Произведения

о маме.

март

Конкурс чтецов с элементами инсценировки.

Чаепитие.

Чтение произведений о Пензенском крае.

1.Конкурс чтецов.

«Душой рожденные стихи о крае нашем Пензенском»

2.Родительское собрание по теме

«Читаем всей семьей".

апрель

Подобрать

1.Акция «Помоги библиотеке книгой»

Конкурс «Самая читающая семья»

май

Информация для детей и родителей «Что читать летом?» (буклеты).

Чаепитие.

Тематический план работы

клуба семейного чтения «Встреча с книгой»

на 2016-2017 учебный год

4 класс

п/н

Тема встречи

Дата

Вид занятий

(методические приемы, формы работы)

Задание на следующее занятие

Круглый стол «Лето с героями любимых книг»

Посещение школьной библиотеки. Консультация для родителей «Включить ребенку телевизор или компьютерную игру или сесть с ним рядом и почитать книжку?»

сентябрь

Обсуждение книг, прочитанных летом.

Обзор книг для чтения учащихся младшего школьного возраста.

Подготовиться к защите проекта «Любимая книга нашей семьи» (оформить работу в любом формате: слайд-шоу, презентация газета и т.д.).

Фестиваль мини – проектов: «Любимая книга нашей семьи».

октябрь

Защита проектов.

Подготовиться к конкурсу стихов собственного сочинения «Как хорошо уметь читать…»

Конкурс стихов собственного сочинения «Как хорошо уметь читать…»

Фотоконкурс «Я читаю!»

Ноябрь

Чтение стихов.

Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке.

Чтение сказки "Путешествие Гулливера".

Интеллектуальный ринг "Умники и умницы" по книге Д. Дефо "Путешествие Гулливера".

декабрь

Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Литературная игра.

Творческое иллюстрирование и сочинительство.

Чтение басен И.А.Крылова.

«Уж сколько раз твердили миру…»

Консультация для родителей

«Ты уже научился, читай сам».

январь

Конкурс на лучшее инсценирование басни (семейный конкурс).

Собрать информацию по теме «Памятники литературным героям».

Принести рисунки на тему «Проект памятника моему любимому литературному персонажу».

«Памятники литературным героям» (заочное путешествие).

Консультация для родителей

«Читайте детям не нотации, а книги».

февраль

Сообщения членов клуба о памятниках литературным героям (какому литературному герою, где, за что поставлен памятник, в чём его необычность).

Выставка рисунков на тему «Проект памятника моему любимому литературному персонажу».

Подготовить стихи и рисунки о маме.

Литературно-конкурсная программа: Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».

2.Консультация для родителей. «Детские печатные издания».

март

Конкурс на лучший рисунок о маме.

Конкурс стихов о маме.

Литературная игра “Что? Где? Когда?”

апрель

Литературный диктант «Внимательный читатель», Викторина «Самый интересный вопрос».

Какие книги о юных участниках ВОВ вы знаете?

«Каким был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?»

Консультация для родителей «Создаем семейную библиотеку».

май

Рассказы о юных героях Великой Отечественной воины.

Подготовка к празднику «Я стал много читать».

Итоговое заседание родителей и детей. Подведение итогов работы клуба.

Уважаемые коллеги!

Чтению подрастающего поколения необходима поддержка – в первую очередь самых близких людей – родителей. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, то ребёнок это улавливает и впитывает. Очень важно, когда ребёнок приходит в библиотеку вместе с родителями, когда они вместе выбирают книгу, вместе читают её, обсуждают. Такое общение воспитывает больше, чем назидательные слова. «Сдружить» семью вокруг книги – задача библиотеки, для решения которой мы предлагаем вам организовать ряд мероприятий.

Для планирования работы в этом направлении мы предлагаем воспользоваться «СЕМЕЙНЫМ КАЛЕНДАРЁМ».

СЕМЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

МАРТ

8 — Международный женский день (В 1910 г. на Международной конференции социалисток в еткин предложила ежегодно проводить День солидарности трудящихся женщин всего мира. В России отмечается с 1913 г.)

20 — Международный день счастья

АПРЕЛЬ

1 — Именины Домового.

18 — День матери России

5 — День детей.

15 — Международный день семьи (Отмечается с 1994 года по решению ООН)

17 — Международный день детского телефона доверия.

ИЮНЬ

1 — Международный день защиты детей (Учрежден в 1949 году на Московской сессии совета Международной демократической федерации женщин)

8 — Международный день домохозяйки и домохозяина.

9 — Международный день друзей.

21 — Международный день отца.

ИЮЛЬ

6 — Всемирный день поцелуя (20 лет назад утвержден ООН. Придуман в Великобритании)

8 — День Петра и Февронии. Всероссийский день семьи, любви и верности. Считается счастливым для влюбленных. (Отмечается по инициативе депутатов Государственной Думы с 2008 г.)

20 — День друга.

28 — День родителей.

АВГУСТ

1 — 7 — Всемирная неделя поддержки грудного вскармливания.

СЕНТЯБРЬ

10 — День бабушек и дедушек (США)

15 — День почитания старших. День уважения возраста. (Япония)

НОЯБРЬ

7 — Всемирный день мужчин (Возник по инициативе Президента СССР, отмечается в 1-ю субботу ноября)

20 — Всемирный день ребенка (Отмечается по решению ООН с 1954 года. 20 ноября – день принятия в 1989 году Конвенции о правах ребенка)

25 — Международный день борьбы против насилия в отношении женщин.

дошкольного образования , школ, родителей и средств массовой

Всю работу следует проводить на основе объединения усилий библиотеки, учреждений дошкольного образования , школ, родителей и средств массовой информации .

Получить дополнительную информацию о читателе-ребёнке и его семье можно путём анкетирования родителей «Семья 21 века и библиотека».

«Семья 21 века и библиотека»

(анкета для родителей)

Уважаемые родители! Эта анкета предназначена для Вас!

Она поможет и Вам, и работникам нашей библиотеки правильно оценить возможности и перспективы воспитания одарённого читателя – вашего ребёнка!

  1. Какое место в жизни Вашей семьи занимают книги и чтение?
  2. Что даёт современному ребёнку чтение книг?
  3. Есть ли в Вашей семье домашняя библиотека?
  4. Как часто Вы её пополняете?
  5. Какую литературу Вы предпочитаете покупать?
  6. Как часто Вы читаете своему ребёнку вслух?
  7. Назовите детских книг , которые, на Ваш взгляд, обязательно должен прочитать Ваш ребёнок.
  8. Назовите любимую книгу Вашего ребёнка.
  9. Как Вы думаете, сохранятся ли в своём виде книги в будущем?
  10. Может ли Интернет заменить книгу?

Ваши пожелания библиотеке:

Вы ответили на вопросы. Большое спасибо! Мы ждём Вас и Вашего ребёнка в библиотеке!

Анкета позволит библиотекарю получить как можно больше сведений о ребёнке, убедить родителей в том, что семья и библиотека совместными усилиями могут воспитать одарённого читателя, обратить внимание родителей на значение домашней библиотеки в воспитании и развитии их детей, узнать, что ожидают родители от общения ребёнка с библиотекой.

Знакомство с возможностями библиотеки следует начать с создания рекламных плакатов-обращений, объявлений, приглашений и их распространением.

Лучший же способ привлечь дошкольников в библиотеку – непосредственно пригласить их родителей. Это можно сделать письмом следующего содержания. Письмо можно вручить в библиотеке или через учреждение, где находится ребенок.

Образец письма родителям дошкольников

Дорогой родитель! (Дорогие родители)

Я бы хотела предложить Вам записать Вашего ребенка (Ваших детей) в нашу библиотеку. И знакомство с ней начать с участия в мероприятиях летнего чтения. То, что Ваш ребенок еще не умеет читать, не означает, что он (она) слишком мал (мала, малы), чтобы принять участие в Программе. Наша серия мероприятий предназначена не только для тех, кто читает сам, но также и для детей, которым книги читают родители, бабушки и дедушки, сестры и братья.

Нам бы хотелось помочь Вашему ребенку развить в себе любовь к книгам и обучению. Исследования показывают, что раннее приобщение к книгам и участие в Программах чтения действительно играют важную роль в жизни ребенка. Пожалуйста, просмотрите приложенный к письму план летних мероприятий. В нём есть даты и все подробности обо всех мероприятиях, которые планируется провести летом для детей в библиотеке.
Мероприятия бесплатные, и в них легко участвовать. От Вас ничего не потребуется, кроме времени, которое Вы потратите, читая своему ребенку и разделяя с ним удовольствие от книги.

Если у Вас возникли вопросы или Вам нужна дополнительная информация, пожалуйста, зайдите ко мне или позвоните мне в библиотеку. Надеюсь на скорую встречу.

С искренним уважением ________________________

(фамилия, должность)

Для взрослых: мам, пап, бабушек, дедушек и опекунов библиотека должна стать одним из немногих мест, где они могли бы свободно обсудить свои проблемы и попытаться найти пути их решения. Им можно предложить памятку «Простые истины» о литературе по семейной педагогике, рекомендательный список «Когда мне книгу читаем мама…», тематическую картотеку «Факультет для родителей». И сделать это во время семейной экскурсии по библиотеке «Книжная вселенная»

И для детей, и для их родителей библиотека должна стать не только местом, где можно взять интересную или нужную книгу, но и пространством для общения и развития. В этом помогут циклы обзоров для родителей «Читаем вместе», «Наука семейных отношений», «Книга + Семья = добрые друзья» и бесед «О доброй традиции замолвите слово», «Семья разумная – семья читающая», «Секреты для взрослых, или Как стать идеальными родителями» и другие. Счастье семьи зависит от каждого её члена. Поэтому беседы о взаимоотношениях в семье необходимо проводить и со взрослыми, и с детьми «Искусство слышать друг друга», «Родителям о детях».

И как всегда свою деятельность по работе с семьями мы должны начать с анализа фондов литературы для семейного чтения и семейной педагогики. А раскрыть всё многообразие имеющейся в библиотеке литературы помогут книжные выставки: «Радость семейного чтения», «Наука семейных отношений», «Здоровая семья – счастливая семья», «Добрые руки семьи» и другие.

Хорошо, если в традицию библиотек войдёт проведение семейных акций «Чтение семейного масштаба», праздников: «Книжная мудрость – семейное богатство» , «Первый бал для Мамы, Папы и Младенца» ( на котором вручить молодым родителям памятку «Как вырастить книгочея»), «Книжки на вырост», «Праздник солнечного детства», праздник, посвященный Святым Петру и Февронии Муромским «День любви и супружеской верности» , Дней семейного чтения «Счастлива будет ваша семья, если чтением увлечена», «Сказки бабушки моей», в ходе которых и взрослые, и дети смогут поучаствовать в литературных викторинах, конкурсах, весёлых играх «Если бы я был на месте героя». «Вся семья журналам рада – есть в журналах всё. Что надо».

Праздник, посвящённый Святым Петру и Февронии Муромским «День любви и супружеской верности». На этот семейный праздник следует пригласить детей вместе со своими папами и мамами, дедушками и бабушками, братьями и сёстрами. В программу праздника можно включить музыкальные и драматические номера, исполненные детьми, викторины, чтение стихов, рассказ библиотекаря о Петре и Февронии Муромских. Определённый интерес вызовет у ребят конкурс пословиц и поговорок о семье. Вопросы к конкурсу следует напечатать на лепестках ромашки – символа этого праздника. В завершение праздника участники мероприятия могут одарить друг друга открытками – ласковками , которые они сами сделают, с пожеланиями любви и семейного счастья.

Важно показать, что библиотека – это не только дом, где хранятся книги, но и место, где можно многому научиться, отдохнуть, получить совет, принять участие в библиотечных делах, познакомиться с новинками литературы.

Популярны сегодня и дискуссионные формы работы , такие как «Исповедь пристрастий» (рассказы читателей о роли книги в их семье), дискуссионные трибуны «Семейное чтение: вчера и сегодня», «Семья. Книга. Библиотека», встречи поколений «Свет книг не гаснет в нашем доме», «Любимые книги в моей семье» и другие. Всё это приобщает детей и их родителей к совместной читательской и творческой деятельности.

Часы семейного общения «Любимые книги детства», «Союз семьи и книги», «Семья и книга: объединённые чтением», «Как вырастить чудо-чадо», и посиделки — читаем вслух «Любимые книжки наших мам и пап», «Радость семейного чтения», «Добрые руки семьи», и книжные кают — компании «Для талантливых детей и заботливых родителей», «Мой кроха и я», «Яркие краски детской литературы», «Родителям о детских писателях», проводимые на базе библиотек, помогут родителям наладить ещё более тесные отношения с детьми.

Чтение вслух – наиболее доступная, но немного забытая сейчас форма работы с читателями младшего возраста. Такое чтение способствует созданию у детей образных представлений, настраивает на особую эмоциональную волну, помогает заинтересовать ребёнка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно, приучает к внимательному слушанию текста. писал: «Дети более любят слушать, нежели читать, уже и потому, что в первые 2-3 года самый процесс чтения ещё утомляет их. Кроме того, необходимо приучить детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное».

Громкие чтения: «Дружите с книгой с малых лет», «Книги для взрослых младшего возраста», «Почитай мне!», «Почитайте вашему ребёнку», «Книжица мала – малышу мила» — это прекрасная возможность привлечь в библиотеку всю семью и наладить контакты с детсадами и т. д.

Хорошо если при библиотеках будут созданы творческие семейные объединения, семейные клубы, семейные гостиные. Заседания таких объединений могут быть самыми разными: «Вместе с бабушкой – в Интернет», «Нам хорошо вместе», «Домашний праздник в библиотеке», «Книжка по наследству», «С книжкиным теплом, под маминым крылом», «Любимые книги моей семьи». На мероприятия рекомендуем пригласить психологов, педагогов, воспитателей, читателей, в семьях которых чтение книг – давняя традиция. Одним из направлений может быть организация встреч-интервью с известными людьми района, города, сельского поселения , которых можно назвать не только успешными, но и активно читающими.

Можно объявить акции «Вместе весело читать», «Мы – семья, а это значит, справимся с любой задачей», «Чтение в подарок маме», в ходе которой предложить детям сделать для мамы книжку – малышку или разучить стихотворение.

А участие в семейных конкурсах «Дом моей мечты», «Книга – семейный раритет», «Лучшая книжная мама» поможет сформировать у детей потребность в чтении и культуру чтения, расширит литературный кругозор.

Главная задача библиотек сегодня – донести до родителей мысль: от того, что сегодня читают или не читают дети, действительно зависит их жизнь, учёба, поведение, нравственный облик, характер и, в конечном счёте, судьба.

Составитель: Л. А. Потокина, методист

1. Общие положения

1.1. Клуб семейного чтения «Книжкина гостиная» (далее – Клуб) – добровольное некоммерческое объединение, функционирующее на базе организационно-методического отдела Калининградской областной детской библиотеки имени А. П. Гайдара.

1.2. Членами Клуба могут быть дети – читатели данной библиотеки в возрасте от 7 до 13 лет и их родители, осуществляющие совместную деятельность, направленную на реализацию задач и целей данного Клуба.

2. Цели и задачи Клуба

2.1. На основе использования фондов библиотечных документов и в соответствии с уставом ГБУК «Калининградская областная детская библиотека им. А. П. Гайдара» Клуб ставит перед собой следующие задачи:

  • расширение возможностей, предоставляемых библиотекой, для самореализации детей, для развития литературного и художественного вкуса членов Клуба, вовлечение их в читательскую и творческую деятельность;
  • организация культурно-досуговой деятельности членов Клуба, направленной на продвижение книги и чтения, формирования интереса к чтению в библиотеке;
  • вовлечение в культурно – просветительные и образовательные мероприятия библиотеки детей области, в т. ч. и из социально – незащищенных семей;
  • расширение кругозора, творческой и познавательной активности детей и родителей, приобщение их к ценностям национальной и мировой детской литературы.

3. Предмет и деятельность Клуба

3.1. Предметом деятельности Клуба являются:

  • раскрытие фондов библиотеки;
  • организация и проведение на этой основе для членов Клуба массовых мероприятий, специальных занятий, позволяющих глубже понять и оценить литературное наследие библиотеки.

4. Формы деятельности Клуба

4.1. Клуб осуществляет деятельность в следующих формах:

  • знакомство членов Клуба с лучшими образцами литературы для детей на основе использования книжных выставочных экспозиций и разнообразия культурно – досуговых и массовых мероприятий библиотеки;
  • организация творческих занятий для детей на основе знакомства, обсуждения, анализа литературных произведений:

– занятия по изготовлению художественных и прикладных работ по мотивам данных произведений;
– музыкальные занятия;
– хореография;
– сценография и декламация;
– театрализованные занятия;

  • организация выставок-вернисажей работ воспитанников Клуба и их родителей, созданных по мотивам детских литературных произведений;
  • проведение силами членов Клуба утренников, литературных праздников, театрализованных представлений по мотивам детских литературных произведений для посетителей библиотеки.

5. Права и обязанности членов Клуба

5.1. Каждый член Клуба имеет право:

  • добровольно вступать в Клуб;
  • пользоваться литературой, необходимой для деятельности Клуба;
  • выносить на рассмотрение Клуба предложения по вопросам, являющимся предметом деятельности Клуба;
  • посещать массовые мероприятия библиотеки, участвовать в их организации и в организации выставок детского и семейного творчества.

5.2. Каждый член Клуба обязан:

  • участвовать в деятельности Клуба;
  • уважать интересы других членов Клуба;
  • оказывать помощь в организации мероприятий, проводимых Клубом в библиотеке;
  • не наносить ущерб имуществу библиотеки.

6. Режим работы Клуба

6.1. Время работы Клуба определяется расписанием, утвержденным руководителем Клуба и согласованным с родителями.

6.2. Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в месяц, творческие и репетиционные занятия проводятся по специальному графику.

7. Структура Клуба

7.1. Деятельность Клуба координируется его руководителем по согласованию с членами Наблюдательного совета Клуба, в который входят представители родителей детей, посещающих клубные мероприятия.

7.2. Все мероприятия и занятия проводятся в библиотеке на добровольной основе, бесплатно и безвозмездно, с учетом плана деятельности Клуба.

7.3. План деятельности Клуба разрабатывается его руководителем на год по согласованию с членами Клуба и с учетом их пожеланий.

7.4. Все встречи членов Клуба сопровождаются организацией книжных выставок, соответствующих темам этих встреч и проводимых мероприятий.

8. Оценка качества работы Клуба

8.1. Качество работы Клуба осуществляется по следующим показателям:

  • использование в работе литературы из фондов библиотеки и ее книговыдача;
  • посещаемость Клуба;
  • формы занятий, их содержание, эффективность, активность детей в процессе занятий;
  • участие членов Клуба в массовых мероприятиях, выставках детского и художественного творчества.

9. Контроль за работой Клуба

9.1. Контроль за работой Клуба возлагается на его руководителя – главного библиотекаря Игнатенко В. Ф.

Понравилась статья? Поделитесь ей